SEL24105G в работе. Выводы
Универсальные зумы создаются для того, чтобы решать любые задачи фотографа. Поэтому в ходе теста я поставил цель: снимать все сюжеты — от семейных кадров до городских пейзажей — только на этот объектив. Мне предстояло преодолеть скепсис по поводу светосилы f/4 — не маловато ли? А как он снимает с недостаточным освещением? Как размывает фон?
Пожалуй, с этого и начнём. Да, если вы привыкли работать на диафрагмах f/1,4–1,8, то рискуете испытать некоторый дискомфорт. Ряд экстремальных сюжетов придётся исключить: речь о снимках, где требуются короткие выдержки при крайне скудной освещённости. Пожалуй, на этом список «запрещённых комбинаций» заканчивается. Потому что, например, статичные сюжеты с рук в условиях ночного городского освещения объектив снимает спокойно: хоть в широкоугольном, хоть в телеположении. Скажем за это спасибо эффективной работе стабилизаторов в объективе и камере. Даже поднимать ISO до высоких значений не потребуется, с рук можно удержать выдержки порядка 1/5 с. Нам удавалось снимать кадры с приемлемой резкостью с рук без упора на выдержках до 1 с.
Съёмка с рук без упора
Съёмка с рук без упора
Второй главный страх фотографа — размытие фона и боке в целом. Долгое время все книги и статьи учили нас: зум не может «рисовать» красиво, а f/4 — недостаточно для размытия фона. Но подобная точка зрения во многом ошибочна, ведь зумы с качественным и красивым рисунком существовали и ранее. Но в последние годы производители существенно доработали характер размытия в современных объективах. А 105 мм — вполне достаточное фокусное расстояние, чтобы получить сильное размытие фона.
Скажу так: я ожидал от этого объектива меньшего в плане размытия фона. Боке SEL24105G не просто нейтрально. Оно приятно глазу, оно отличается правильностью. Даже на провокационных сюжетах не появляется двоений и ряби в зоне нерезкости, а степень размытия оказывается достаточной для портретной съёмки.
Забегая вперёд, я бы рекомендовал обратить внимание на этом сюжете на уровень детализации и хроматических аберраций: качество изображения достойно фикса на прикрытой диафрагме. А ведь это зум, и его диафрагма полностью открыта!
Одиночные блики в зоне боке имеют сравнительно ровное заполнение. Неоднородности заметны только на самых ярких бликах. Умеренно яркие блики ещё и смягчены по краю на манер рисунка портретной оптики. Всё это создаёт в целом правильный и очень приятный рисунок объектива. Он нейтральный, не отвлекающий — таким и должен быть профессиональный зум.
Отдельно хочется упомянуть об автофокусе. Мы тестировали объектив вместе с новой Sony ILCE-7RM3, и автофокус работал просто идеально. В случае съёмки людей применялась фокусировка по глазам в непрерывном режиме. Ручной выбор точки автофокуса был забыт как страшный сон. Если модель стояла лицом к камере, то объектив наводился на резкость точно по глазу за какие-то доли секунды. Например, кадр выше снят буквально навскидку. Раскачивающегося ребёнка объектив моментально поймал в фокус.
Резкость и хроматические аберрации
Вскользь мы уже отметили высокую резкость Sony FE 24-105mm f/4 G OSS. Теперь давайте остановимся подробнее на технических аспектах качества изображения новинки.
При фокусном расстоянии 24 мм на открытой диафрагме объектив достаточно резок для того, чтобы спровоцировать муар на 42-мегапиксельной матрице не то что по центру, но даже по краю кадра. Обратите внимание на левый нижний угол снимка: резьбовое крепление ванты прорисовано идеально, но мельчайшие детали изображения искажены муаром (цветные искажения в RAW, монохромные в JPEG). Примечательно, что диафрагмирование до f/5,6 практически не добавляет снимкам детализации. Максимум уже достигнут на открытой диафрагме. Резкость равномерно высокая до f/11, а дальше снижается из-за дифракции.
Интересна ситуация с хроматическими аберрациями. По границе яркого блика они видны в RAW-конвертерах, не поддерживающих встроенный профиль коррекции. Их уровень невелик и не оказывает критического влияния на качество изображения. В JPEG аберрации эффективно подавляются автоматически, равно как и в RAW в случае применения конвертеров с поддержкой встроенного профиля. Например, в Adobe Lightroom и Photoshop подавление аберраций отключить и вовсе нельзя.
При фокусном расстоянии 105 мм ситуация повторяется. Объектив резок по всему полю кадра уже на f/4. Диафрагмирование не даёт существенного прироста детализации.
Аналогично обстоят дела и с хроматическими аберрациями: они присутствуют в небольших количествах в RAW, если вы используете конвертер, не поддерживающий встроенный профиль коррекции. В продуктах от Adobe аберраций вы не увидите.
Геометрические искажения и виньетирование
Как и в случае с хроматическими аберрациями, виньетирование и геометрические искажения Sony FE 24-105mm f/4 G OSS эффективно исправляются программно, причём в автоматическом режиме. Это не приводит ни к потере детализации, ни к другим негативным последствиям. Совсем незначительно снижается лишь угол обзора.
Но если вам захочется увидеть «честную» картинку объектива, понадобится принудительно снять соответствующую галочку в RAW-конвертере. В отличие от коррекции хроматики, для геометрии и виньетирования такая настройка есть в продуктах Adobe.
Только в этом случае вы увидите, что в телеположении объектив имеет заметную подушкообразную дисторсию и сравнительно слабое виньетирование на открытой диафрагме.
Внутрикамерный JPEG
Вполне закономерно, что в широкоугольном положении вы обнаружите заметную бочкообразную дисторсию — всё же перед нами зум. А вот виньетка на 24 мм куда сильнее. У кадра есть почти чёрные уголки.
Конвертация из RAW без коррекции геометрии и виньетирования
Работа в контровом свете
Как и положено современной оптике, SEL24105G отличается контрастной и сочной картинкой. Его не смущают яркие источники света в кадре. Они не образуют существенных бликов, не приводят к сильным засветкам и потере контраста. Если источник очень яркий, возможно лишь появление небольшой локальной засветки вокруг его границ, но не более того.
При диафрагмировании сильнее f/8 одиночные источники света начинают «обрастать» лучиками — сказывается переотражение света от лепестков диафрагмы. Некоторым сюжетам это идёт только на пользу.
Выводы
У Sony получился отличный универсальный зум для полного кадра. Его главные преимущества — высокая резкость уже на открытой диафрагме в сочетании с приятным рисунком боке. SEL24105G может одинаково хорошо выполнять задачи творческой фотографии и репортажной работы. Скорость автофокуса, эффективность стабилизатора — всё на высоте. Есть влагозащита.
Минусы весьма условны: это незначительные хроматические аберрации, геометрические искажения и затемнение углов в положении 24 мм. Однако все эти недостатки заметны только в RAW после отключения соответствующих автоматических коррекций. В случае хроматических аберраций такие коррекции можно отключить далеко не во всех конвертерах. Например, продукты от Adobe автоматически устраняют эти недостатки без всякого вреда для изображения. Видимо, нам придётся смириться, что современная цифровая фотография всё сильнее зависит от программных алгоритмов, нежели от «железа» и стекла. И здесь Sony здорово преуспели, сумев создать не только резкий объектив, но и эффективные алгоритмы устранения ряда оптических недостатков.
Плюсы
- высокая резкость с открытой диафрагмы;
- мягкое, приятное и нейтральное боке;
- быстрый автофокус;
- эффективный стабилизатор изображения;
- уверенная работа в контровом свете;
- сравнительно низкий уровень хроматических аберраций до программной коррекции;
- полное отсутствие хроматических аберраций после автоматической программной коррекции;
- влагозащищённый корпус;
- небольшая минимальная дистанция фокусировки.
Минусы:
- заметные геометрические искажения в RAW;
- заметное виньетирование при 24 мм в RAW.