Вверх

Тест объектива Sony FE 24-105mm f/4 G OSS (SEL24105G)

Дата публикации: 31.01.2018

SEL24105G в работе. Выводы

Универсальные зумы создаются для того, чтобы решать любые задачи фотографа. Поэтому в ходе теста я поставил цель: снимать все сюжеты — от семейных кадров до городских пейзажей — только на этот объектив. Мне предстояло преодолеть скепсис по поводу светосилы f/4 — не маловато ли? А как он снимает с недостаточным освещением? Как размывает фон?

ILCE-7RM3 / FE 24-105mm F4 G OSS УСТАНОВКИ: ISO 320, F4, 1/80 с, 34.0 мм экв.Cкачать RAW

Пожалуй, с этого и начнём. Да, если вы привыкли работать на диафрагмах f/1,4–1,8, то рискуете испытать некоторый дискомфорт. Ряд экстремальных сюжетов придётся исключить: речь о снимках, где требуются короткие выдержки при крайне скудной освещённости. Пожалуй, на этом список «запрещённых комбинаций» заканчивается. Потому что, например, статичные сюжеты с рук в условиях ночного городского освещения объектив снимает спокойно: хоть в широкоугольном, хоть в телеположении. Скажем за это спасибо эффективной работе стабилизаторов в объективе и камере. Даже поднимать ISO до высоких значений не потребуется, с рук можно удержать выдержки порядка 1/5 с. Нам удавалось снимать кадры с приемлемой резкостью с рук без упора на выдержках до 1 с.

Съёмка с рук без упора

Съёмка с рук без упора

ILCE-7RM3 / FE 24-105mm F4 G OSS УСТАНОВКИ: ISO 100, F4, 1/3 с, 24.0 мм экв.Cкачать RAW
Съёмка с рук без упора

Съёмка с рук без упора

ILCE-7RM3 / FE 24-105mm F4 G OSS УСТАНОВКИ: ISO 100, F4, 1 с, 46.0 мм экв.Cкачать RAW

Второй главный страх фотографа — размытие фона и боке в целом. Долгое время все книги и статьи учили нас: зум не может «рисовать» красиво, а f/4 — недостаточно для размытия фона. Но подобная точка зрения во многом ошибочна, ведь зумы с качественным и красивым рисунком существовали и ранее. Но в последние годы производители существенно доработали характер размытия в современных объективах. А 105 мм — вполне достаточное фокусное расстояние, чтобы получить сильное размытие фона.

ILCE-7RM3 / FE 24-105mm F4 G OSS УСТАНОВКИ: ISO 400, F4, 1/250 с, 105.0 мм экв.Cкачать RAW

Скажу так: я ожидал от этого объектива меньшего в плане размытия фона. Боке SEL24105G не просто нейтрально. Оно приятно глазу, оно отличается правильностью. Даже на провокационных сюжетах не появляется двоений и ряби в зоне нерезкости, а степень размытия оказывается достаточной для портретной съёмки.

ILCE-7RM3 / FE 24-105mm F4 G OSS УСТАНОВКИ: ISO 200, F4, 1/160 с, 63.0 мм экв.Cкачать RAW

Забегая вперёд, я бы рекомендовал обратить внимание на этом сюжете на уровень детализации и хроматических аберраций: качество изображения достойно фикса на прикрытой диафрагме. А ведь это зум, и его диафрагма полностью открыта!

ILCE-7RM3 / FE 24-105mm F4 G OSS УСТАНОВКИ: ISO 1600, F4, 1/250 с, 105.0 мм экв.Cкачать RAW

Одиночные блики в зоне боке имеют сравнительно ровное заполнение. Неоднородности заметны только на самых ярких бликах. Умеренно яркие блики ещё и смягчены по краю на манер рисунка портретной оптики. Всё это создаёт в целом правильный и очень приятный рисунок объектива. Он нейтральный, не отвлекающий — таким и должен быть профессиональный зум.

ILCE-7RM3 / FE 24-105mm F4 G OSS УСТАНОВКИ: ISO 100, F4, 1/250 с, 105.0 мм экв.

Отдельно хочется упомянуть об автофокусе. Мы тестировали объектив вместе с новой Sony ILCE-7RM3, и автофокус работал просто идеально. В случае съёмки людей применялась фокусировка по глазам в непрерывном режиме. Ручной выбор точки автофокуса был забыт как страшный сон. Если модель стояла лицом к камере, то объектив наводился на резкость точно по глазу за какие-то доли секунды. Например, кадр выше снят буквально навскидку. Раскачивающегося ребёнка объектив моментально поймал в фокус.

Резкость и хроматические аберрации

Вскользь мы уже отметили высокую резкость Sony FE 24-105mm f/4 G OSS. Теперь давайте остановимся подробнее на технических аспектах качества изображения новинки.

ILCE-7RM3 / FE 24-105mm F4 G OSS УСТАНОВКИ: ISO 100, F4, 1/3 с, 24.0 мм экв.Cкачать RAW

При фокусном расстоянии 24 мм на открытой диафрагме объектив достаточно резок для того, чтобы спровоцировать муар на 42-мегапиксельной матрице не то что по центру, но даже по краю кадра. Обратите внимание на левый нижний угол снимка: резьбовое крепление ванты прорисовано идеально, но мельчайшие детали изображения искажены муаром (цветные искажения в RAW, монохромные в JPEG). Примечательно, что диафрагмирование до f/5,6 практически не добавляет снимкам детализации. Максимум уже достигнут на открытой диафрагме. Резкость равномерно высокая до f/11, а дальше снижается из-за дифракции.

ILCE-7RM3 / FE 24-105mm F4 G OSS УСТАНОВКИ: ISO 100, F5.6, 1/2 с, 24.0 мм экв.Cкачать RAW
ILCE-7RM3 / FE 24-105mm F4 G OSS УСТАНОВКИ: ISO 100, F8, 1 с, 24.0 мм экв.Cкачать RAW
ILCE-7RM3 / FE 24-105mm F4 G OSS УСТАНОВКИ: ISO 100, F11, 3 с, 24.0 мм экв.Cкачать RAW
ILCE-7RM3 / FE 24-105mm F4 G OSS УСТАНОВКИ: ISO 100, F16, 5 с, 24.0 мм экв.Cкачать RAW
ILCE-7RM3 / FE 24-105mm F4 G OSS УСТАНОВКИ: ISO 100, F22, 10 с, 24.0 мм экв.Cкачать RAW

Интересна ситуация с хроматическими аберрациями. По границе яркого блика они видны в RAW-конвертерах, не поддерживающих встроенный профиль коррекции. Их уровень невелик и не оказывает критического влияния на качество изображения. В JPEG аберрации эффективно подавляются автоматически, равно как и в RAW в случае применения конвертеров с поддержкой встроенного профиля. Например, в Adobe Lightroom и Photoshop подавление аберраций отключить и вовсе нельзя.

ILCE-7RM3 / FE 24-105mm F4 G OSS УСТАНОВКИ: ISO 100, F4, 1/3 с, 105.0 мм экв.Cкачать RAW

При фокусном расстоянии 105 мм ситуация повторяется. Объектив резок по всему полю кадра уже на f/4. Диафрагмирование не даёт существенного прироста детализации.

ILCE-7RM3 / FE 24-105mm F4 G OSS УСТАНОВКИ: ISO 100, F5.6, 1 с, 105.0 мм экв.Cкачать RAW
ILCE-7RM3 / FE 24-105mm F4 G OSS УСТАНОВКИ: ISO 100, F8, 2 с, 105.0 мм экв.Cкачать RAW
ILCE-7RM3 / FE 24-105mm F4 G OSS УСТАНОВКИ: ISO 100, F11, 3 с, 105.0 мм экв.Cкачать RAW
ILCE-7RM3 / FE 24-105mm F4 G OSS УСТАНОВКИ: ISO 100, F16, 5 с, 105.0 мм экв.Cкачать RAW
ILCE-7RM3 / FE 24-105mm F4 G OSS УСТАНОВКИ: ISO 100, F22, 10 с, 105.0 мм экв.Cкачать RAW

Аналогично обстоят дела и с хроматическими аберрациями: они присутствуют в небольших количествах в RAW, если вы используете конвертер, не поддерживающий встроенный профиль коррекции. В продуктах от Adobe аберраций вы не увидите.

Геометрические искажения и виньетирование

Как и в случае с хроматическими аберрациями, виньетирование и геометрические искажения Sony FE 24-105mm f/4 G OSS эффективно исправляются программно, причём в автоматическом режиме. Это не приводит ни к потере детализации, ни к другим негативным последствиям. Совсем незначительно снижается лишь угол обзора.

ILCE-7RM3 / FE 24-105mm F4 G OSS УСТАНОВКИ: ISO 5000, F4, 1/250 с, 105.0 мм экв.Cкачать RAW

Но если вам захочется увидеть «честную» картинку объектива, понадобится принудительно снять соответствующую галочку в RAW-конвертере. В отличие от коррекции хроматики, для геометрии и виньетирования такая настройка есть в продуктах Adobe.

Только в этом случае вы увидите, что в телеположении объектив имеет заметную подушкообразную дисторсию и сравнительно слабое виньетирование на открытой диафрагме.

Внутрикамерный JPEG

Внутрикамерный JPEG

ILCE-7RM3 / FE 24-105mm F4 G OSS УСТАНОВКИ: ISO 100, F22, 1/20 с, 105.0 мм экв.Cкачать RAW

Вполне закономерно, что в широкоугольном положении вы обнаружите заметную бочкообразную дисторсию — всё же перед нами зум. А вот виньетка на 24 мм куда сильнее. У кадра есть почти чёрные уголки.

Конвертация из RAW без коррекции геометрии и виньетирования

Конвертация из RAW без коррекции геометрии и виньетирования

ILCE-7RM3 / FE 24-105mm F4 G OSS УСТАНОВКИ: ISO 100, F4, 1/800 с, 24.0 мм экв.Cкачать RAW

Работа в контровом свете

Как и положено современной оптике, SEL24105G отличается контрастной и сочной картинкой. Его не смущают яркие источники света в кадре. Они не образуют существенных бликов, не приводят к сильным засветкам и потере контраста. Если источник очень яркий, возможно лишь появление небольшой локальной засветки вокруг его границ, но не более того.

ILCE-7RM3 / FE 24-105mm F4 G OSS УСТАНОВКИ: ISO 100, F4, 1/1250 с, 73.0 мм экв.

При диафрагмировании сильнее f/8 одиночные источники света начинают «обрастать» лучиками — сказывается переотражение света от лепестков диафрагмы. Некоторым сюжетам это идёт только на пользу.

ILCE-7RM3 / FE 24-105mm F4 G OSS УСТАНОВКИ: ISO 100, F8, 3 с, 53.0 мм экв.Cкачать RAW

Выводы

У Sony получился отличный универсальный зум для полного кадра. Его главные преимущества — высокая резкость уже на открытой диафрагме в сочетании с приятным рисунком боке. SEL24105G может одинаково хорошо выполнять задачи творческой фотографии и репортажной работы. Скорость автофокуса, эффективность стабилизатора — всё на высоте. Есть влагозащита.

ILCE-7RM3 / FE 24-105mm F4 G OSS УСТАНОВКИ: ISO 100, F11, 1/50 с, 24.0 мм экв.

Минусы весьма условны: это незначительные хроматические аберрации, геометрические искажения и затемнение углов в положении 24 мм. Однако все эти недостатки заметны только в RAW после отключения соответствующих автоматических коррекций. В случае хроматических аберраций такие коррекции можно отключить далеко не во всех конвертерах. Например, продукты от Adobe автоматически устраняют эти недостатки без всякого вреда для изображения. Видимо, нам придётся смириться, что современная цифровая фотография всё сильнее зависит от программных алгоритмов, нежели от «железа» и стекла. И здесь Sony здорово преуспели, сумев создать не только резкий объектив, но и эффективные алгоритмы устранения ряда оптических недостатков.

Плюсы

  • высокая резкость с открытой диафрагмы;
  • мягкое, приятное и нейтральное боке;
  • быстрый автофокус;
  • эффективный стабилизатор изображения;
  • уверенная работа в контровом свете;
  • сравнительно низкий уровень хроматических аберраций до программной коррекции;
  • полное отсутствие хроматических аберраций после автоматической программной коррекции;
  • влагозащищённый корпус;
  • небольшая минимальная дистанция фокусировки.

Минусы:

  • заметные геометрические искажения в RAW;
  • заметное виньетирование при 24 мм в RAW.

Узнать цену Sony FE 24-105mm f/4 G OSS (SEL24105G)

Рейтинг Prophotos

Оценка редакции
9.0
Возможности
9
Удобство
10
Оправданность цены
8
Дата публикации: 31.01.2018
Комментировать
Главы:12
Предыдущая глава
825463e4 2a40 4f69 a6a6 2687cf88370f square 100
Георгий Полицарнов

Главный редактор Prophotos.ru. Эксперт в области фототехники и фотографии, занимается тестированием фотооборудования с 2007 года. Является автором ряда обучающих курсов в Fotoshkola.net.

Серия статей

Развернуть весь список
Георгий Полицарнов, 2019-07-15T06:50:14

Прирост в качестве будет, но насколько он будет соответствовать Вашим ожиданиям, я не могу прокомментировать и оценить. Да, резкость у 24-105 будет выше. Автофокус у 24-105 тоже быстрый. Но если с фокусом на 24-240 были проблемы, то дело все же не в объективе: или у Вас завышенные ожидания насчет работы камеры, или неоптимально подобраны настройки для условий съёмки.

Виталий Устинов, 2019-07-13T12:38:18

хочу получить более качественную картинку.
более резкую, лучший автофокус и так далее.
в чем я проиграю кроме фокусных?

Георгий Полицарнов, 2019-07-12T10:47:56

Виталий, преимущества зависят от потребностей. В чем причина такого апгрейда? Чего-то не хватает в 24-240? Чего именно?

Принципиально новых возможностей в съёмке 24-105 не даст. Даже в чем-то проиграет. Но общее техническое качество у этого объектива выше.

Виталий Устинов, 2019-07-12T10:27:53

Вы имеете ввиду, что 24-105 будет лучше?
Просто я спрашивал, какие преимущества я получу при его покупке взамен 24-240.

Георгий Полицарнов, 2019-07-12T06:04:41

Виталий, не сравнивали... Одно могу сказать точно: проигрыш будет по светосиле и равномерности резкости по полю кадра.

Jaroslav Philippov, 2019-07-10T09:20:57

да так оно и было видимо, беру назад слова о 3 фотографиях - но обзор слабоват энивей, зачем столько фоток ночного города? Да еще и на близком к гиперфокальному расстоянии... все обьективы выглядят почти одинаково в этой ситуации.
Заценить бокешку можно и на pixelpeeper. Где студийные фотки? Где фотки людей? Разных людей ? Где цветовая мишень? Где фото с разных моделей камер? Посмотрите как делают заграничеые сайты - хороший опыт не грех перенимать.

Георгий Полицарнов, 2019-07-10T04:56:57

Возможно, Вы поленились прочитать вторую страницу теста?

Jaroslav Philippov, 2019-07-10T00:25:37

А где тест то собственно? 3 фотки даже на обзор не тянет... как то не серьезно для PRO photos

Георгий Полицарнов, 2019-03-26T05:16:32

Да, это будет значительно менее компактное решение!

Elena, 2019-03-25T20:08:22

Спасибо! Осталось настроить себя, что это будет сильно больше моей Sony a6000 c 50f1.8 :))))

Георгий Полицарнов, 2019-03-25T06:57:59

Я за 24-105.

Elena, 2019-03-22T20:04:45

Добрый день, подскажите, пожалуйста. Планирую брать Sony a7iii и выбираю штатник к нему. 24-70, f4 или 24-105, f4. Чтобы вы посоветовали? Стоит ли брать 24-105 сейчас или лучше взять 24-70, если в последствии думаю о покупке 85, 100 или 135 мм фикс светосильном? Съёмки по большей части животные (собаки в основном), пейзажи и немного предметки.

Alexandr Knyazev, 2018-09-04T14:18:12

Ну, почему?.. У Никона есть 24-120 - нормальный объектив и цена адекватная. У Фуджи 18-55, 2.8-4 - довольно неплох. Да и у того же Кэнона 24-70 F4 - да, светосилы маловато, зато какой резкий и цветастый. А вот у Сони я пока не вижу чего-то такого... интересного :) Спасибо за ссылку )

Alexander Savochkin, 2018-08-30T18:19:48

Ищите, и обрящете, толцыте, и отверзется. (Мф. 7:7)

Например, есть вторичный рынок оптики: https://prophotos.ru/guides... Если стоит задача купить нормальный объектив недорого — вполне себе решение. А так-то нормальных дешёвых объективов ни у кого нет. Либо не очень нормальные, либо не очень дешёвые.

Alexandr Knyazev, 2018-08-29T22:00:59

Алексей, лучше на Fuji )) У них хотя бы картинка соответствует цене. И выбор объективов есть своих родных.

Alexandr Knyazev, 2018-08-29T21:58:47

Ну и что толку Сони наклепали этих своих тушек. Что ни год, то "новое поколение" )))) А объективов к ним нормальных дешевых нет.

Alexander Savochkin, 2018-06-10T01:33:32

Для видео по-серьёзному должен быть либо линейный, либо вообще прямой привод, и обязательно шкала расстояний.

Дмитрий Морозов, 2018-06-09T18:02:37

У меня есть в личном пользовании сейчас 24-105 нелинейность практически не заметна если она есть. И были другие объективы для Сони (24-70 4.0, Zeiss 55, 18-105, и др.) и там нелинейность сразу заметна! Для фото может она и удобна, а вот для видео она только мешает. Без рысканья сложно сделать плавный перевод фокуса с одного объекта на другой. А вот на 24-105 это вполне можно.

Alexander Savochkin, 2018-06-09T08:21:58

Справедливости ради, некоторая нелинейность полезна. Неудобно, когда работа кольца слишком нелинейная — когда фотограф сам не может предсказать, с какой скоростью объектив перебросит фокус. А если зависимость понятна, то с ней даже удобно.

Георгий Полицарнов, 2018-06-09T07:49:29

Вряд ли у нас ошибка. Мы специально проверяли объектив на нелинейность хода. Возможно, она выражена намного слабее, но присутствует: полный прогон от бесконечности до МДФ меняется от скорости вращения.

79e7b2b2 016d 449d ac0f 8c66be93c01f