Объектив в работе. Качество изображения
Sony FE 100-400mm F4.5–5.6 GM OSS мы тестировали с топовой камерой Sony A9, поэтому ему выпала участь поснимать реальные репортажные кадры, а суммарный «настрел» составил чуть ли не 10 000 фотографий. Нам есть что сказать о новинке. Начнём по порядку!
Специфика
Супертелевик — довольно специфический объектив. Пусть он и имеет зум от 100 до 400 мм, большинство съёмок проходят именно в длиннофокусном положении.
Минимальное фокусное растояние
Максимальное фокусное расстояние
Отсюда и короткие выдержки, и высокие ISO даже днём. Например, в пасмурный день чувствительность может доходить до 3200 единиц ISO, и всё равно от «шевелёнки», вызванной движением объекта, это не страхует на 100%.
Умом ты понимаешь, что для этого класса оптики f/5.6 — хорошая светосила. Но всегда хочется открыть диафрагму сильнее, чтобы понизить ISO или сократить выдержку.
Ещё одной особенностью является своеобразная передача пространства, особенно если использовать дополнительный телеконвертер (об этом ниже). Оно буквально сжимается в гармошку. Картинка становится плоской, будто предметы на ней расплющены. Перспектива теряется. Это можно использовать и как творческий приём, и как ключ к созданию необычных кадров с практически неузнаваемыми пейзажами.
На этом снимке хорошо видно, как искажается картинка от дрожащего разогретого воздуха.
Снимая удалённые объекты, нужно отдавать себе отчёт в том, что добиться идеальной резкости получится не всегда. Причины просты: дрожание нагретого воздуха, пыль и взвесь, бороться с которыми фотографу не под силу.
Конструкция. Субъективные впечатления
Объектив собран очень добротно и качественно. Люфтов деталей нет, ход колец плавный, без рывков. Выдвигающаяся передняя часть не «гуляет» (незначительный люфт можно обнаружить, лишь принудительно расшатывая её). Особое удовольствие доставила работа с кольцом ручного фокуса. Оно электронное и очень мягкое. Его ход нелинейный: смещение фокусировочного элемента зависит от скорости вращения. И это очень удобно, особенно учитывая малую глубину резкости и большой диапазон дистанций фокусировки SEL100400GM.
Ручная фокусировка осуществляется бесступенчато, плавно и точно. Здорово помогает фокус-пикинг, реализованный в камерах Sony. Благодаря ему попадание в резкость при ручной фокусировке становится практически стопроцентным.
Во внешней отделке корпуса применяются как металлические детали, так и пластиковые. Кольца имеют резиновые накладки. Сам объектив оснащён пыле- и влагозащитой, внешним проявлением которой является обрезиненная «юбка» байонета.
Автофокус
Если говорить об автофокусе, то тут стоит отметить два аспекта. Первый — скорость. Объектив очень быстрый. Прогон от минимальной дистанции до бесконечности занимает около секунды.
Скорости стабильно хватает для работы с динамичными сюжетами, будь то водные виды спорта или реактивные самолёты.
Фокусировка происходит почти беззвучно, только в полной тишине еле различимо лёгкое шуршание. Вибраций корпуса, ощущения «вращения чего-то внутри» не возникает, ведь здесь используется линейный привод.
Объектив уверенно удерживает в фокусе группу истребителей как на подлёте, так и пролетающую непосредственно над фотографом.
Минимальная дистанция фокусировки мала для телевика — всего 98 см. Максимальный масштаб съёмки х0,35. Конечно, это не макрообъектив. Но снять крупным планом очень мелкий предмет он позволяет. За время теста ни разу не было ситуации, когда объектив не смог сфокусироваться на снимаемом предмете, потому что он располагался слишком близко.
Кадр сделан с минимальной дистанции фокусировки.
Этот снимок демонстрирует максимальный масштаб съёмки объектива.
Если же вам кажется, что из-за большого диапазона дистанций фокусировки наводка на резкость осуществляется не достаточно быстро (в чём мы сомневаемся), включите ограничитель: доступна настройка дистанции от трёх метров до бесконечности. В этом случае наводка происходит буквально в момент нажатия кнопки спуска.
Единственной неприятной особенностью работы автофокуса SEL100400GM на Sony A9 стали промахи следящего автофокуса в момент зумирования. Если вы снимаете серию и в процессе съёмки изменяете фокусное расстояние, вероятность промаха резко возрастает. Не совсем понятно, с чем связана эта особенность, ведь при зумировании с ручным фокусом наводка на резкость не сбивается. Возможно, этот недуг удастся исправить программно в новых прошивках камеры или объектива.
Качество изображения
Ну а теперь самое интересное! Что с качеством изображения? Начнём съёмку на всех значениях диафрагмы!
Фокусное расстояние 100 мм
С открытой диафрагмы Sony FE 100-400mm F4.5–5.6 GM OSS обеспечивает идеальную резкость по всему полю кадра. На расстоянии километра отчётливо различимы провода между домами, которые находятся на самом краю кадра. Хроматические аберрации отсутствуют, виньетирование не заметно.
Диафрагмирование практически никак не изменяет качество изображения. И при f/5.6, и при f/8, и даже на f/11 детализация остаётся столь же высокой. Хроматических аберраций как не было, так и нет.
Только на f/16 и f/22 начинает проявляться дифракция на отверстии диафрагмы. Детализация несколько снижается, но всё равно остаётся высокой.
Фокусное расстояние 400 мм
Выкручиваем зум на максимум! Детализация на открытой диафрагме остаётся высокой по всему полю кадра. Удивительно, но хроматических аберраций нет совсем. Мы искали их и в JPEG, и в RAW.
Единственное, что удалось найти, это предупреждение от Adobe, что в RAW-файл встроен и уже применён профиль для борьбы с хроматическими аберрациями. Может, они и были изначально, но встретиться с ними так и не удалось.
В телеположении на открытой диафрагме появляется небольшое виньетирование, которое заметно лишь в сравнении с кадрами на f/8. А ещё видно, что детализация при диафрагмировании на ступень всё же немного увеличивается. Обратите внимание на листву в левом краю кадра. Такая же высокая детализация сохраняется до f/16, а при f/22 чуть снижается из-за дифракции.
Боке
Характер размытия для репортажных объективов — не самый важный из параметров. Однако разработчики и ему уделили внимание в SEL100400GM. Размытие получается пусть и не как у портретников, но довольно мягкое, чтобы не отвлекать внимание зрителя от снимаемого объекта. Двоения линий не образуется, а это очень важно.
SEL100400GM полностью соответствует общей концепции линейки G Master. Напомним, что разработчики ставили перед собой цель объединить в одном объективе ранее несовместимые возможности: отличную резкость, отсутствие аберраций и красоту рисунка. Это достигается в том числе за счет повышения точности изготовления линз.
Мягкость обеспечивается за счёт «правильности» блика в зоне нерезкости: он имеет однородное заполнение без «луковых колец», лишён контрастной каёмки. Края бликов сглажены, что позволяет избежать неприятного эффекта чешуи на снимках со сложным фоном.
И ещё одна немаловажная вещь для телевика: SEL100400GM одинаково деликатно работает как с дальней, так и с ближней зоной боке.
Работа в контровом свете
Sony FE 100-400mm F4.5–5.6 GM OSS — это репортажный телевик. Бывают условия, когда фотографу не приходится выбирать точку съёмки, поэтому для подобной оптики бликозащита и уверенная работа в контровом свете крайне важна. Скажем сразу, мы почти всегда использовали бленду во время съёмок, потому что это банально удобно: она защищает переднюю линзу.
Блики в кадре появляются в тот момент, когда солнце касается края линзы. Но контраст не снижается.
При умеренном контровом свете к объективу нет никаких претензий. Контраст очень высокий. Хроматические и другие аберрации отсутствуют. Это особенно пригодилось при съёмке аэрошоу. Там съёмка в контровом свете — это половина всех кадров.
Однако даже когда яркий источник света подходил непосредственно к границе кадра, ни бликов, ни засветок не возникало. Серия кадров ниже весьма показательна: блики и небольшая засветка проявляются только в момент, когда солнце светит непосредственно в объектив. Стоит солнцу уйти за границу кадра, всё возвращается на круги своя.
При минимальном фокусном расстоянии солнце в кадре даёт совсем небольшую локальную засветку и провоцирует появление бликов, но в целом объектив справляется с такими сюжетами хорошо.
Стабилизатор
Работа без стабилизатора со столь мощным телевиком практически невозможна. Дело даже не в смазе картинки из-за дрожания рук. Если отключить стабилизацию и посмотреть в видоискатель, то картинка в нём будет скакать и прыгать. Строить кадр и работать с автофокусом откровенно тяжело. Поэтому в Sony FE 100-400mm F4.5–5.6 GM OSS стабилизатор есть, на что указывают три последних буквы в его названии (OSS — Optical SteadyShot). Если снимать на камеры Alpha последнего поколения, то к стабилизатору в объективе добавится ещё и стабилизация на основе сдвига матрицы, взяв на себя смещения вокруг оптической оси, а также линейные смещения при работе на малых дистанциях фокусировки.
Такая стабилизация получается очень эффективной! При съёмке статики картинка в видоискателе буквально замирает, а при съёмке динамики колебания камеры заметно сглаживаются.
Снимая с рук с фокусным расстоянием 100 мм, нам удавалось получить резкую картинку на выдержках до ⅙ с. При 400 мм фокусного расстояния — на 1/25 с. Это выигрыш в четыре ступени относительно критического значения!