SEL85F18 в работе
Первая мысль, которая приходит в голову при использовании объектива: насколько же он похож на Sony Carl Zeiss Sonnar T* 55mm f/1.8 ZA (SEL-55F18Z)! Он немного крупнее, имеет чуть меньший угол обзора. Но на этом заканчиваются различия и начинаются сходства.
Первое — конструкция. Тактильно объективы похожи, имеют одинаковую отделку. По скорости работы тоже нет никаких различий. Объектив фокусируется быстро, точно и абсолютно бесшумно.
Он хорошо подходит для событийного репортажа, справляется с динамичными съёмками, отлично работает в режиме непрерывной фокусировки.
Минимальная дистанция фокусировки, безусловно, больше, чем у его 55-мм собрата. Она составляет 80 см. С одной стороны, это обеспечивает быстрое перемещение линз от края до края, а с другой, позволяет брать сравнительно крупные планы. Скажем сразу, для портретного применения 80 см более чем достаточно.
Съёмка с минимальной дистанции фокусировки. Обратите внимание, что на f/4 блики в боке остаются идеально круглыми.
Качество изображения
Но самое большое сходство с SEL-55F18Z в качестве изображения. Новый портретник почти столь же резок и уступает своему именитому собрату лишь на открытой диафрагме. Мы не отказали себе в удовольствии протестировать Sony FE 85mm f/1.8 на всех диафрагмах.
Его смело можно назвать резким уже на f/1.8. Детализация действительно высока как в центре, так и ближе к краям кадра. Но это именно портретная резкость, а не звенящая супердетализация, как, например, у Sony FE 100mm F2.8 STF GM OSS (SEL100F28GM).
На открытой диафрагме также заметны хроматические аберрации, но серьёзного влияния на качество снимка в данном случае они не оказывают. К ним мы вернёмся позднее, когда будем говорить о работе в контровом свете.
Этот кадр хорошо демонстрирует тот уровень хроматических аберраций, к которому нужно быть готовым фотографу. Они есть, но не оказывают решающего влияния на качество снимков.
Если начать закрывать диафрагму, то SEL85F18 демонстрирует уверенный рост детализации. На f/2.8 картинка буквально «звенит». 42 мегапикселя — явно не предел разрешения для этой модели. Уровень хроматических аберраций снижается. Дальнейшее закрытие диафрагмы существенного прироста в деталях уже не даёт. Объектив показал свой максимум. Будет увеличиваться лишь глубина резкости.
Однако портретные объективы покупают не для идеально резкой картинки, а для красивого размытия фона. Светосила f/1.8 позволяет добиться эффектного разделения планов в любом сюжете, даже если модель находится сравнительно далеко от фотографа.
Учитывая абсолютно рабочую открытую диафрагму, SEL85F18 превращается в удобный инструмент для получения объёмной, эффектной картинки. Снимки с него буквально наполнены воздухом, рисунок объектива обладает приятной глазу пластикой.
Боке нельзя назвать идеальным по формальным признакам. Видимо, разработчики оптики из Шинагавы решили добавить «перчинку» в модельный ряд портретников.
Sony FE 85mm f/1.8 немного закручивает боке. Конечно, это не Гелиос-40, но лёгкое кручение на ряде сюжетов заметно.
Одиночные блики в боке имеют лёгкую контрастную окантовку лишь в самых сложных сюжетах типа съёмки бликов на воде.
В «обычных» сюжетах же боке смягчено, но ровно настолько, чтобы не стать скучным. Жёсткую «чешую» Sony FE 85mm f/1.8 в боке не даст, но и в кашу фон тоже не размоет.
Его стихия — множество отдельных бликов, живой и интересный фон, где боке является творческим инструментом фотографа.
Объектив хорошо себя ведёт в контровом свете. Блики и засветки можно поймать лишь в том случае, если солнце попало строго на угол кадра. Эффект легко устраняется минимальным смещением камеры. В двух кадрах ниже я умышленно впустил засветку в границы кадра для оживления картинки.
Однако именно в контровом свете вы рискуете встретиться с хроматическими аберрациями. Они могут быть достаточно сильны на открытой диафрагме, но уходят при диафрагмировании. Важно понимать: перед нами объектив «средней», а не топовой серии.
Выводы
Sony FE 85mm f/1.8 (SEL85F18) имеет все шансы, чтобы стать бестселлером в системе Sony Alpha. Это наиболее доступный из «родных» портретников под байонет E. Он получился очень интересным. С одной стороны, разработчики реализовали в нём высокую разрешающую способность — резкость сегодня в моде.
С другой, это не классический представитель современных портретников с вылизанным, идеальным и от того скучным боке. Размытию этого объектива присущи некоторые формальные «недостатки» в виде лёгкого кручения боке, чуть большей жёсткости блика, чем у других портретников. Здесь он стоит очень близко от «цейссовских» объективов, традиционно рисующих чуть жёстче конкурентов.
Но именно эта лёгкая неидеальность дарит SEL85F18 свой характер, лицо, необычность. Это действительно творческий объектив, у которого боке представляет собой не просто идеальное размытие, а выразительный инструмент.
На наш взгляд, SEL85F18 — удачная попытка повторить успех SEL-55F18Z. У этих двух моделей много общего и в характере рисунка, и в ощущениях от использования.
Плюсы:
- высокая резкость даже на открытой диафрагме;
- оригинальное, но приятное глазу боке;
- быстрый автофокус;
- программируемая кнопка на корпусе;
- металлический корпус.
Минусы:
- в контровом свете могут быть заметны хроматические аберрации.