Особенности объективов
Этот тест продолжает цикл публикаций, в которых мы сравниваем топовую линейку оптики G Master с более «простыми» моделями. Сегодня речь пойдёт о портретниках. Мы взяли два 85-мм объектива с трёхкратной разницей в цене и всего на треть ступени различающейся светосилой: SEL85F14GM и SEL85F18. Посмотрим, в чём будут заключаться различия в качестве изображения? Компанию этим подопытным составит самый доступный и самый необычный объектив серии G Master — SEL100F28GM, выполненный по технологии STF (Smooth Trans Focus).
Объектив Sony FE 85 mm f/1.4 GM (SEL-85F14GM) является первым по хронологии появления 85-мм портретником Sony с байонетом E, а также одним из первых в серии G Master. Можно сказать, что на его примере компания представила публике новую серию оптики. Уже по этой причине он просто не имеет права быть «неудачным» объективом.
SEL85F14GM получился довольно крупным (диаметр светофильтра 77 мм) и тяжёлым (820 граммов). Корпус выполнен из пластика и металла и оснащён всеми органами управления, которые только можно реализовать в подобном объективе. Здесь есть отдельное кольцо для установки диафрагмы. С помощью специального переключателя фотограф может выбрать ступенчатый (через ⅓ ступени) или бесступенчатый ход кольца. Последнее особенно актуально для видеографов. На корпусе также расположен выключатель автофокуса и одна программируемая кнопка. Ход кольца фокусировки линейный (это тоже реверанс в сторону видеосъёмки) и составляет около 120 градусов.
Для наведения на резкость в SEL85F14GM применяется ультразвуковой привод SSM кольцевого типа (RDSSM). Однако фокусировочное кольцо электронное: подправить в любой момент положение фокусировочного элемента руками не получится. Фокусировка происходит не беззвучно, а с небольшим шуршанием. В целом она довольно быстрая для столь светосильной оптики, но всё же объектив уступает более современным собратьям (например, SEL135F18GM).
Оптическая схема SEL85F14GM состоит из 11 элементов в 9 группах. В ней применяются сразу три линзы из низкодисперсионного стекла, а также одна асферическая XA-линза. Подобные линзы стали визитной карточкой серии G Master и отличаются точностью обработки поверхности до сотых долей микрона. В мире фотографии бытует мнение, что асферика может негативно влиять на рисунок объектива. Что ж, уделим этому аспекту особое внимание.
А пока познакомимся со вторым 85-мм портретником — Sony FE 85mm f/1.8 (SEL85F18). Он даже на вид существенно «проще» своего более именитого собрата: меньше (диаметр фильтра 67 мм) и легче (371 грамм). Однако, как и во всех тестируемых нами сегодня объективах, здесь применена защита от пыли и влаги.
На корпусе есть выключатель автофокуса и программируемая кнопка (неплохо для сравнительно доступного объектива). Кольцо фокусировки также электронное с длинным линейным ходом. Для фокусировки применяется двойной линейный привод, который работает практически беззвучно и субъективно чуть-чуть быстрее, чем у SEL85F14GM.
В оптической схеме применяются девять элементов в восьми группах. Лишь одна линза выполнена из низкодисперсионного стекла, а асферика вовсе отсутствует.
Справится ли столь простая по современным меркам схема с высоким разрешением камер Sony? Проверим…
Наконец, Sony FE 100mm f/2.8 STF GM OSS (SEL100F28GM) — это самый необычный объектив, который есть на данный момент в линейке G Master. Основная его особенность — применение аподизационного фильтра в оптической схеме.
Он имеет градиентное затемнение от центра к краю и таким образом смягчает форму блика боке, а также понижает светопропускание объектива. Поэтому при геометрической светосиле f/2,8 на открытой диафрагме SEL100F28GM будет требовать таких же выдержек, как другие объективы при f/5,6. Влияние фильтра сходит на нет при f/8. Это очень наглядно отражено на кольце установки диафрагмы на самом объективе. Проградуировано оно не в единицах F, а в единицах T, характеризующих именно светопропускание.
На корпусе нашлось место выключателю автофокуса и выключателю стабилизатора (этот фикс оснащён ещё и встроенным стабилизатором!), переключателю ступенчатого и бесступенчатого хода кольца диафрагмы и даже особому кольцу-селектору, отвечающему за диапазон фокусировки.
В «обычном» режиме минимальная дистанция фокусировки SEL100F28GM составляет 85 см (у SEL85F14GM столько же, у SEL85F18 — 80 см). В «макрорежиме» минимальная дистанция сокращается до 57 см, а максимальный масштаб съёмки увеличивается до 0,25х.
При умеренном диаметре фильтра (72 мм) объектив получился сравнительно длинным и тяжёлым (700 грамм). В оптической схеме используется 13 элементов в 10 группах без учёта аподизационного фильтра. Есть одна асферическая и одна низкодисперсионная линза. За фокусировку отвечает бесшумный ультразвуковой прямой привод — DDSSM (Direct Drive SSM). Кольцо электронное с линейным ходом.
В работе этот объектив оказался самым капризным. Если два предыдущих буквально не оставили никаких эмоций — они просто снимают, не отвлекая фотографа на свои особенности, то SEL100F28GM удивил требовательностью к свету. Светопропускание на уровне T5,6 создаёт сложности при съёмке в помещении и даже на улице в пасмурный день, заставляет удлинять выдержку или повышать ISO. Зато для предметной съёмки, когда нужно взять крупный план и получить идеальную детализацию, он подошёл очень хорошо. Например, мы использовали этот сверхрезкий объектив для теста режима высокого разрешения в новой Sony ILCE-7RM4. Всё о качестве изображения этого и двух других объективов — на следующей странице!