Качество изображения
Объектив способен обеспечить высочайшую резкость изображения со всеми современными матрицами.
На первой странице теста мы уже озвучили некоторые предварительные выводы относительно качества изображения, получаемого с SEL-35F14Z. Однако давайте разберёмся с этим вопросом более подробно. Сначала снимем один и тот же сюжет на разных значениях диафрагмы, чтобы понять, как изменяется детализация, резкость и виньетирование.
Резкость и виньетирование
Уже на открытой диафрагме Sony Carl Zeiss Distagon T* 35mm f/1.4 ZA FE способен обеспечить уровень детализации, достаточный для 42-мегапиксельной матрицы, во всяком случае по центру кадра. Ближе к углам разрешение чуть снижается. Однако объектив отлично иллюстрирует тот факт, что резкость и детализация — немного разные вещи.
Картинка на f/1.4 бритвенно резкая лишь по центру. Ближе к краям проявляется сферическая аберрация. Изображение чуть-чуть мягковато, контраст на границах тёмных и светлых областей снижен. Также в кадре заметно довольно сильное виньетирование.
При f/2 резкость существенно повышается. Претензии могут быть только к самым краям кадра. Виньетирование при диафрагмировании начинает заметно ослабевать. Закрытие диафрагмы до f/2.8 делает объектив очень резким практически по всему полю кадра, а виньетирование остаётся только по углам. При f/4 затемнение углов почти полностью уходит.
Самые лучшие результаты SEL-35F14Z демонстрирует при f/5.6–f/16. Снимая пейзажи с такими значениями диафрагмы, можно добиться идеальной резкости по всему кадру. Детализации даже для 42 мегапикселей с избытком!
Хроматические аберрации
Обычно мы не уделяем этому виду искажений столь пристального внимания, но этот объектив — исключение. Всё дело в том, что на открытой диафрагме он обладает довольно заметными хроматическими аберрациями. Некоторые конкуренты из «зеркального» сегмента могут похвастаться куда меньшим уровнем этих неприятных цветных каёмок у контрастных границ. Мы умышленно отключали программную коррекцию этих искажений в настройках камеры, чтобы вы видели наиболее объективную картину.
Однако стоит закрыть диафрагму на ступень, и столь нелюбимые фотографами сиреневые полоски на границах контрастных объектов остаются лишь в самых углах кадра, да и то не на всех сюжетах.
Уже на f/2 уровень хроматических аберраций снижается почти до нуля.
Если же установить f/2.8, то хроматические аберрации уходят почти полностью. На «пейзажных» диафрагмах типа f/8 подобных искажений вовсе нет. Объектив демонстрирует очень большую гибкость в работе с хроматическими аберрациями. Я бы рискнул предположить, что на открытой диафрагме они скомпенсированы частично не просто так, а с целью обеспечения определённого характера изображения.
На прикрытых значениях диафрагмы объектив работает даже с самыми контрастными сюжетами без проявления хроматических аберраций.
Контровый свет
Объектив хорошо держит контровый свет. Даже если солнце попадает в кадр, сильных бликов не образуется до f/8. Но стоит чуть изменить угол съёмки, и от бликов легко избавиться.
Падение контраста при попадании яркого источника в кадр происходит локально, вокруг самого источника. Поймать засветку на весь кадр невозможно, как бы свет ни падал на переднюю линзу. Тем не менее я всё равно рекомендую не рисковать и использовать бленду.
Особенностью этого объектива являются характерные звёздочки — переотражения от лепестков диафрагмы. В такой звёздочке 18 лучиков — по одному от каждого лепестка. Любителям ночных пейзажей нужно иметь в виду эту особенность объектива. Лучики проявляют себя уже при f/8.
Рисунок и боке
В системе Minolta, а затем и в системе Sony топовые 35-мм фиксы никогда не были «техническими» объективами. Это была оптика художественная: с собственным рисунком, порой непростым характером. Distagon T* 35mm f/1.4 ZA не стал исключением, хоть и является разработкой не столько Sony, сколько Carl Zeiss.
Он не двоит линии в зоне боке, а блики имеют равномерное заполнение без контрастных каёмок. Эффекта чешуи не образуется. Рисунок спокойный и мягкий.
Из формальных минусов характера размытия можно отметить лишь лёгкую деформацию формы блика ближе к краю кадра и присутствие хроматических аберраций в боке на открытой диафрагме.
Главное же достоинство этого объектива — выразительная передача объёма на снимках. За счёт не очень большого фокусного расстояния он не размывает фон до равномерной «каши», оставляет его читаемым. При этом переход от зоны резкости к нерезкости плавный, приятный глазу. В кадре появляется «воздух», разделение планов, изображение уже не выглядит плоским и двухмерным.
В этом, пожалуй, и заключается главное отличие дорогой светосильной оптики — она обладает уникальным рисунком, порой сильно отличающимся от многих других объективов. И этот рисунок воспринимается зрителем на подсознательном уровне.