Тест объектива Sony SEL2470Z
Sony Carl Zeiss Vario-Tessar T* 24-70mm f/4 ZA OSS до недавнего времени был топовым зумом в беззеркальной системе Sony Alpha, представителем серии зумов со светосилой f4. Ситуация изменилась в начале 2016 года, когда был анонсирован более светосильный собрат этого объектива — Sony FE 24-70mm F/2.8 GM из топовой серии G-Master. SEL2470Z хуже снимать от этого не стал, однако формально утратил свои лидерские позиции. В нашем обзоре мы, безусловно, примем это во внимание. Итак, сегодня в нашей тестовой студии штатный зум среднего класса Sony Carl Zeiss Vario-Tessar T* 24-70mm f/4 ZA OSS (SEL2470Z).
Конструкция
Дизайн выполнен в едином для большинства объективов Sony FE стиле: минимализм во всём. На корпусе даже не нашлось места выключателю автофокуса и стабилизатора. Для смены этих настроек понадобится заходить в меню фотоаппарата. Материал корпуса — чёрный металл. Из металла сделано и кольцо зума, и электронное кольцо фокусировки.
При зумировании у объектива выдвигается передний линзоблок, увеличивая габариты корпуса примерно на три сантиметра. Отметим, что люфтов выдвижной части при этом не возникает, а передняя линза не вращается, позволяя использовать градиентные и поляризационные фильтры. Диаметр резьбы светофильтра — 67 мм.
Кольцо фокусировки, как и у остальных объективов системы, электронное. Его ход нелинейный. При плавном вращении настройка осуществляется более точно, при быстром — более грубо. К работе кольца придётся некоторое время привыкать, однако в конечном счёте такое решение оказывается весьма удобным.
Объектив имеет пыле- и влагозащищённую конструкцию. Собран на славу, его приятно брать в руки. Никаких люфтов и зазоров. Все части, которых касается фотограф, выполнены из металла. Передний блок линз самопроизвольно не выдвигается даже при сильной тряске.
Sony SEL2470Z в работе
Главное достоинство этого объектива — его универсальность. Классический диапазон фокусных расстояний от 24 до 70 мм позволяет применять его практически в любом жанре, кроме, пожалуй, специфических: макро, фотоохота. Подобные объективы часто используются профессиональными фотографами для событийного репортажа, а фотолюбителями и вовсе для всех возможных сюжетов.
Награждение Лучшего фотографа России по версии Sony World Photography Award — Андрея Нарчука.
Мне также удалось испытать объектив в качестве основного инструмента во время съёмок событийного репортажа. Кажущаяся не слишком высокой светосила f/4 на деле оказывается вполне достаточной для съёмки как на улице, так и в помещении. К скорости автофокуса нет претензий: объектив наводится на резкость быстро и бесшумно. В отдельных случаях я сталкивался с единичными промахами автофокуса.
За время работы над тестом удалось поснимать и в снег, и в дождь. Мы не смогли в полной мере протестировать влагозащиту этой модели, но каких-то последствий съёмки в неблагоприятных погодных условиях не возникло.
Учитывая универсальность этого объектива, относительным минусом можно назвать отсутствие выключателей стабилизатора и автофокуса на корпусе. При ночной съёмке со штатива приходилось перебирать половину меню камеры, чтобы отключить эти функции, а затем включить их назад.
Съемка с рук с увеличенной выдержкой.
Оптический стабилизатор здесь весьма эффективен как при работе с «семёрками» первого поколения, так и со второй версией камер серии Alpha 7. В паре со стабилизатором на основе сдвига матрицы он позволяет снимать на очень длинных выдержках с рук. В нашем тесте качественный результат удавалось получить с выдержками до ⅕ при съёмке без штатива или какого-либо упора.
Тест работы стабилизатора при съемке с рук. Фокусное расстояние 70 мм
Качество изображения
Конечно, основным параметром зумов, волнующим фотографов, является резкость. На открытой диафрагме в широкоугольном положении объектив даёт отличную резкость по центру кадра. Однако на периферии заметно небольшое падение детализации, которое не сказывается существенно на общем качестве снимков. Даже на 42-мегапиксельной матрице результат получается очень качественным. По мере диафрагмирования периферия кадра становится резче, но по детализации всё равно не догоняет звеняще-резкий центр снимка. При съёмке контрастного сюжета в углах кадра можно найти хроматические аберрации, уровень которых можно охарактеризовать как слабый. Аберрации эффективно подавляются самой камерой при съёмке в JPEG.
В положении 70 мм резкость на открытой диафрагме также высока, а её снижение по периферии кадра выражено слабее. Диафрагмирование до f/5.6 дополнительно повышает резкость по всему полю снимка. Для повышения детализации диафрагмировать объектив сильнее смысла нет.
При съёмке в широкоугольном положении хорошо заметно сильное виньетирование углов, которое существенно ослабевает на f/5.6 и почти исчезает при f/8. Оно также неплохо подавляется программно как самой камерой при съёмке в JPEG, так и при помощи автоматически подключаемого профиля в Adobe Camera Raw.
С коррекцией искажений связан один интересный момент: Sony Carl Zeiss Vario-Tessar T* 24-70mm f/4 ZA OSS (SEL-2470Z) относится к тем объективам, у которых нельзя полностью отключить исправление искажений в камере. Это значит, что в JPEG камера всегда будет записывать файл с исправленной геометрией. Увидеть, как выглядят снимки без коррекции, можно открыв RAW и отключив соответствующий профиль. Вы увидите довольно сильную бочкообразную дисторсию в широкоугольном положении, а в положении 70 мм — небольшую подушкообразную дисторсию. Их исправление приводит к некоторому падению детализации в углах кадра при съёмке в JPEG, о чём мы писали выше. Трудно назвать эти искажения критичными для финального результата: они полностью исправляются программно.
Фокусное расстояние 24 мм
При конвертации RAW отключена коррекция геометрических искажений.
При съемке в JPEG автоматически применяется коррекция дисторсии.
Фокусное расстояние 70 мм
Без коррекции в длиннофокусном положении заметна подушкообразная дисторсия.
При съемке в JPEG коррекция дисторсии происходит автоматически. Ее нельзя отключить.
При съёмке с максимальным фокусным расстоянием на открытой диафрагме фотограф может рассчитывать на заметное размытие фона. Конечно, мы говорим о зуме, и его боке будет не совсем идеальным. Sony SEL2470Z имеет неравномерное заполнение одиночных бликов. Кроме того, блики имеют не всегда круглую форму. Это приводит к тому, что зона нерезкости может выглядеть не слишком гладко, немного «нервно». Но будем объективными: это характерно практически для всех подобных зум-объективов. Неидеальность боке — плата за сложную оптическую схему и высокую резкость.
Объектив довольно капризно относится к контровому свету. В отдельных случаях, когда солнце заглядывает в кадр, может снижаться контраст, редко появляются одиночные блики.
Вокруг одиночных источников света образуются характерные лучики даже при съёмке на открытой диафрагме (отчасти это заметно и в боке). Однако в целом бликозащиту можно охарактеризовать как хорошую: при съёмке в ночном городе яркие огни бликов не образуют.
Выводы
Sony Carl Zeiss Vario-Tessar T* 24-70mm f/4 ZA OSS (SEL2470Z) — это добротный универсальный зум, способный справиться с огромным кругом задач. Его светосилы достаточно для съёмки даже с относительно сложным освещением. Разработчикам удалось, с одной стороны, сделать объектив достаточно компактным для беззеркальной системы, с другой — не пожертвовать его основными характеристиками. Единственным компромиссным решением стало отсутствие селекторов автофокуса и стабилизатора на корпусе, а это существенно снижает оперативность управления.
Сильная сторона SEL2470Z — резкость изображения. Практически по всей площади кадра она высокая уже на открытой диафрагме и немного снижается лишь по периферии. Объектив отлично работает даже на 42-мегапиксельной матрице. Неплохо обстоят дела и с хроматическими аберрациями: они присутствуют в небольших количествах только по периферии кадра в сюжетах с высоким контрастом и легко подавляются программно. Контровый свет объектив не любит: попавшее в кадр солнце способно спровоцировать появление небольших бликов и лёгкую потерю контраста. Однако более слабые источники света проблем не доставляют, бликов не образуют. Виньетирование присутствует на открытой диафрагме. Геометрические искажения при съёмке в RAW сильные, но при съёмке в JPEG программно подавляются ещё в камере. Профиль для RAW-файлов применяется по умолчанию в Adobe Camera Raw, так что дисторсию можно даже не заметить при конвертации сырых файлов.
Мы рекомендуем этот объектив всем увлечённым фотографам как качественный и универсальный «штатник» для любых задач. Безусловно, он имеет некоторые недостатки, но при этом обладает очень взвешенным набором характеристик. Разработчикам удалось добиться удачного компромисса между плюсами и минусами. А если хочется большего, то стоит обратить внимание на топовый Sony FE 24-70mm F/2.8 GM.
Плюсы:
- удачный баланс между размером и характеристиками;
- металлический корпус, качественная сборка;
- пыле- и влагозащита;
- высокая резкость с открытой диафрагмы;
- эффективный стабилизатор изображения;
- в целом хорошая бликозащита;
- эффективное программное подавление дисторсии (в камере и конвертере);
- сравнительно низкий уровень хроматических аберраций.
Минусы:
- неидеальное боке;
- заметные дисторсии при работе с RAW без корректирующего профиля;
- падение контраста в сильном контровом свете;
- отсутствие селекторов автофокуса и стабилизатора на корпусе.