Качество изображения
Формальное описание оптической схемы EF 70-200mm f/4L IS II USM полностью совпадает с таковым у предыдущей версии объектива. Здесь применяется 20 оптических элементов в 15 группах. Кроме того, один из элементов выполнен из флюорита. Заявляется о применении фтористых покрытий в новом объективе, и уже одного этого достаточно, чтобы сказать: оптически EF 70-200mm f/4L IS II USM будет отличаться от первой версии.
Объектив получился резким. Но по-другому и не может быть в 2018 году. Уже на открытой диафрагме он обеспечивает высокую детализацию, достаточную для проработки текстуры пера птиц. В обычных сюжетах существенной разницы между открытой и прикрытой диафрагмой вообще нет. Но всё же поставим камеру на штатив и снимем наш стандартный тест резкости на всех диафрагмах.
Детализация. 70 мм
На минимальном фокусном расстоянии объектив резок уже на открытой диафрагме. Детализации хватает, чтобы разрешить матрицу Canon EOS 6D Mark II как в центре, так и по краю кадра. Придраться можно лишь к самым углам, которые при съёмке телевиком используются крайне редко.
Закрытие диафрагмы на ступень-две практически не сказывается на характере изображения, лишь резкость углов увеличивается. По центру кадра максимум достигнут уже на f/4.
Смягчение картинки из-за диафракции становится заметно после f/16. Также отметим, что минимальное значение диафрагмы здесь f/32. Но при этом значении дифракция уже настолько сильна, что снимки годятся лишь для печати небольшим форматом.
Детализация. 200 мм
В телеположении ситуация столь же позитивная. Резкость почти по всему кадру высокая с открытой диафрагмы.
Углы выглядят заметно резче, чем на минимальном фокусном расстоянии. Плюс при диафрагмировании до f/5.6 детализация углов незначительно увеличивается. А дальше никаких существенных изменений с картинкой не происходит, разве что дифракция проявляет себя после f/16.
Бликозащита и работа в контровом свете
Canon EF 70-200mm f/4L IS II USM получил обновлённое фтористое покрытие линз для минимизации бликов и засветок. Зная об этом, я порой умышленно использовал объектив в самых сложных условиях, в жёстком контровом свете. И он справился на пятёрку.
Подобные сюжеты для него не являются проблемой. Локальных засветок в кадре не образуется, контраст не падает.
Объектив может поймать блики, если расположить очень яркий источник света в углу кадра. Но незначительная смена точки съёмки избавляет от бликов на 100%.
Переотражения от лепестков диафрагмы в виде лучиков появляются только на значениях f/22 и f/32.
Хроматические аберрации на обычных сюжетах не проявляются. Кроме того, камера автоматически подавляет их в JPEG с высокой эффективностью. Тонкие розовые каёмки в зоне нерезкости можно увидеть преимущественно в RAW и только на очень контрастных границах, как, например, солнечный блик на воде. В зоне резкости хроматических аберраций не возникает.
Виньетирование
На открытой диафрагме при съёмке в RAW заметно довольно сильное виньетирование. Оно подавляется программно как в самой камере, так и в конвертерах, так что неудобств в работе не доставляет. Кроме того, в ряде сюжетов я бы и вовсе не стал от него избавляться: при работе с телевиком такое виньетирование позволяет поставить акцент на главном объекте в кадре.
Конвертация из RAW без применения профиля объектива
При диафрагмировании до f/5.6 виньетирование почти полностью уходит и окончательно исчезает при f/8.
Конвертация из RAW без применения профиля объектива
Боке и характер размытия
Способность размывать фон у этого объектива может показаться небольшой лишь на первый взгляд. Как только начинаешь снимать с фокусным расстоянием 200 мм, то даже на общих планах при f/4 с лёгкостью получаешь небольшую глубину резкости, объём и воздух в кадре. И это идёт на пользу снимку.
В целом характер размытия очень мягкий, приятный глазу. Разделение планов плавное.
Также нужно отметить, что диафрагма объектива является действительно скруглённой. Небольшая угловатость бликов становится заметна лишь при f/16. Естественно, ни о каких «гайках» в зоне боке и речи быть не может. Скажем за это спасибо добавленному, девятому лепестку в конструкции диафрагмы.
Жестковато блики в боке смотрятся лишь в сильном контровом свете. Тут у них могут появиться контрастные каёмки, а в отдельных случаях и неоднородное заполнение. Но это свойственно почти любому объективу со сложной оптической схемой.
Светосилы достаточно для портретной съёмки. Объектив сохранит фон читаемым, но размоет его до ненавязчивого, мягкого рисунка.
Если съёмка ведётся с малой дистанции, то фон можно размыть полностью. Линии в боке не дают двоений, не вызывают диссонанс. Это позволяет с успехом снимать объективом природные сюжеты: мелкие животные и насекомые будут отлично смотреться на нейтрально-размытом фоне.
Геометрические искажения
Геометрические искажения объектива выражены слабо. В короткофокусном положении присутствует небольшая «бочка», а в длиннофокусном — «подушка». Так, при съёмке на 200 мм линия горизонта может получиться чуть изогнутой. Но это легко исправляется в любом графическом редакторе, поддерживающем профиль данного объектива.