Вверх

Тест объектива Canon TS-E 90mm f/2.8L MACRO

Дата публикации: 31.01.2018

Зачем тилт-шифт в фуд-фотографии?

Итак, приступаю к главному. Зачем вообще нужны тилт-шифт объективы? Если большинство видов оптики различается фокусными расстояниями, светосилой, наличием зума и пр., то tilt-shift — это совершенно другой подход к построению снимка. В переводе с английского tilt — наклон, shift — сдвиг. Соответственно, такие объективы работают с оптической осью, сдвигая её или наклоняя относительно положения по умолчанию. Ниже покажу и расскажу всё на примерах.

Последние три недели я имела удовольствие снимать на новый объектив Canon TS-E 90mm f/2.8L MACRO. По фокусному расстоянию он близок к моему любимому Canon EF 100mm f/2.8L Macro IS USM, но открывает новые возможности. После привычного для меня фокусного расстояния я достаточно быстро адаптировалась к незначительной разнице и смогла снимать и экспериментировать без преград для творчества. Сразу отмечу, что у объектива нет автоматической фокусировки. Не буду говорить за все жанры фотографии, но в фуд и предметной я настоятельно рекомендовала бы использовать штатив, а при съёмке с естественным светом ещё и выставлять двухсекундный таймер спуска затвора, чтобы избежать возможных смазов, так как в этом объективе нет стабилизатора изображения.

Поворот наклонного механизма на 45° и наклон +40°

Поворот наклонного механизма на 45° и наклон +40°

Canon EOS 5D Mark IV / TS-E 90mm f/2.8L MACRO УСТАНОВКИ: ISO 100, F4, 1/2 с, 90.0 мм экв.

У объектива есть два основных элемента управления осью — ручка наклона и ручка сдвига — и два дополнительных, это кнопки разблокировки поворота механизма наклона и сдвига. Перед установкой или снятием объектива, перед поворотом объектива или механизма наклона всегда блокируйте объектив в положении без наклона и сдвига. Для этого с обратной стороны есть две соответствующие ручки и переключатель, которые по умолчанию установлены в позиции Lock.

Давайте разберёмся, как это всё работает. Устанавливаем объектив и снимаем основную блокировку. Обязательно делаем кадр, чтобы увидеть те или иные изменения. Кстати, я провела сравнение со 100-мм объективом. Хочу отметить, что передача цвета, рисунок и геометрия мне очень понравились.

На обеих фотографиях расстояние от линз до объектов 22 см.

На обеих фотографиях расстояние от линз до объектов 22 см.

Canon EOS 5D Mark IV / TS-E 90mm f/2.8L MACRO УСТАНОВКИ: ISO 100, F2.8, 1/4 с, 90.0 мм экв.
Для чистоты эксперимента оба кадра сделаны с ручной фокусировкой.

Для чистоты эксперимента оба кадра сделаны с ручной фокусировкой.

Canon EOS 5D Mark IV / EF 100mm f/2.8L Macro IS USM УСТАНОВКИ: ISO 100, F2.8, 1/4 с, 100.0 мм экв.

Объектив Canon TS-E 90mm f/2.8L MACRO показал отличную резкость и минимальные хроматические аберрации по краю пятирублёвой монеты, но это заметно только при большом увеличении. У Canon EF 100mm f/2.8L Macro IS USM фиолетовый ореол чуть шире. Так как я снимала на полностью открытой диафрагме, поймать в ГРИП всю плоскость монет, установленных на канцелярский пластилин, было сложно, но я считаю, что объективы отлично справились с этой задачей.

Также я сделала два кадра на разные объективы, но с одинаковыми значениями диафрагмы и выдержки, чтобы оценить получившееся боке.

Можно заметить, что огни по краям изображения в случае съёмки на Canon TS-E 90mm f/2.8L Macro направлены в разные стороны от центра,...

Можно заметить, что огни по краям изображения в случае съёмки на Canon TS-E 90mm f/2.8L Macro направлены в разные стороны от центра,...

Canon EOS 5D Mark IV / TS-E 90mm f/2.8L MACRO УСТАНОВКИ: ISO 100, F2.8, 1/8 с, 90.0 мм экв.
...а Canon EF 100mm f/2.8L Macro IS USM закручивает боке к центру.

...а Canon EF 100mm f/2.8L Macro IS USM закручивает боке к центру.

Canon EOS 5D Mark IV / EF 100mm f/2.8L Macro IS USM УСТАНОВКИ: ISO 100, F2.8, 1/8 с, 100.0 мм экв.

Боке обоих объективов выглядит гармонично и в меру мягко. Заполнение бликов в зоне нерезкости ровное и равномерное. Одиночные линии в зоне нерезкости не двоятся. И всё же боке нового Canon TS-E 90mm f/2.8L MACRO чуть мягче за счёт не такой чёткой границы единичного блика. По характеру рисунка он чуть ближе к портретным, чем к макрообъективам.

Итак, после сравнительных кадров в стандартном положении я начала экспериментировать с наклоном оси. Что же происходит? При наклоне меняется угол оптической оси объектива относительно плоскости изображения, в результате чего создаётся наклон фокальной плоскости. Давайте скажу простым и понятным языком. С помощью изменения наклона оси вы можете регулировать глубину резкости, захватывая в ГРИП больше или меньше деталей объекта при одном и том же значении диафрагмы. Вы спросите: зачем такие сложности, если можно просто изменить один лишь параметр — диафрагму?

Уменьшенная ГРИП при максимальном наклоне

Уменьшенная ГРИП при максимальном наклоне

Canon EOS 5D Mark IV / TS-E 90mm f/2.8L MACRO УСТАНОВКИ: ISO 100, F3.5, 1/3 с, 90.0 мм экв.

Наклон объектива относительно матрицы позволяет наклонять плоскость фокусировки, захватывая в ГРИП нужное и размывая второстепенные детали. Это бывает полезно при макросъёмке, а также для достижения необычных эффектов. Если направить плоскость фокусировки вдоль снимаемой сцены, то предметы будут в резкости. А чем больше она «пересекает» плоскость снимка, тем меньше ГРИП. Такие эффекты не достигаются только изменением значения диафрагмы.

100 мм без сдвига и наклона

100 мм без сдвига и наклона

Canon EOS 5D Mark IV / EF 100mm f/2.8L Macro IS USM УСТАНОВКИ: ISO 100, F4, 1/3 с, 100.0 мм экв.
90 мм без сдвига и наклона

90 мм без сдвига и наклона

Canon EOS 5D Mark IV / TS-E 90mm f/2.8L MACRO УСТАНОВКИ: ISO 100, F4, 1/3 с, 90.0 мм экв.

Чуть выше я приводила в пример снимок монет на объектив Canon TS-E 90mm f/2.8L MACRO с нулевыми значениями наклона и сдвига. Чтобы лучше понять механизм наклона оси, покажу на примере этих же монет, как можно сделать акцент на тот или иной объект, наклонив ось от стандартной линии фокусировки.

Несмотря на то что все объекты находятся на одинаковом расстоянии от объектива, я наклонила ось сначала к фигурке,...

Несмотря на то что все объекты находятся на одинаковом расстоянии от объектива, я наклонила ось сначала к фигурке,...

Canon EOS 5D Mark IV / TS-E 90mm f/2.8L MACRO УСТАНОВКИ: ISO 100, F2.8, 1/4 с, 90.0 мм экв.
...а затем к пятирублёвой монете, получив фокус только на одном объекте и размыв остальные.

...а затем к пятирублёвой монете, получив фокус только на одном объекте и размыв остальные.

Canon EOS 5D Mark IV / TS-E 90mm f/2.8L MACRO УСТАНОВКИ: ISO 100, F2.8, 1/4 с, 90.0 мм экв.

По умолчанию в горизонтальном положении камеры смещение оси происходит по горизонтали, а в вертикальном — по вертикали. Это можно изменить с помощью поворота механизма наклона, но об этом дальше.

Здесь одинаковое значение параметров, но на этой фотографии ось наклонена максимально: так, что пересекает основной объект, делая его резким и размывая остальную область изображения.

Здесь одинаковое значение параметров, но на этой фотографии ось наклонена максимально: так, что пересекает основной объект, делая его резким и размывая остальную область изображения.

Canon EOS 5D Mark IV / TS-E 90mm f/2.8L MACRO УСТАНОВКИ: ISO 100, F4, 1/3 с, 90.0 мм экв.
На этой фотографии ось проходит вдоль первого стаканчика с орехами, детализируя второй стакан и задний план и оставляя плоскость нижнего фона вне области ГРИП.

На этой фотографии ось проходит вдоль первого стаканчика с орехами, детализируя второй стакан и задний план и оставляя плоскость нижнего фона вне области ГРИП.

Canon EOS 5D Mark IV / TS-E 90mm f/2.8L MACRO УСТАНОВКИ: ISO 100, F4, 1/3 с, 90.0 мм экв.

Одним из главных преимуществ наклона оси в коммерческой фотографии я бы назвала как раз возможность захвата в зону резкости основной области объекта. Часто необходимо, чтобы все детали предмета были в фокусе, и не всегда по разным причинам с этим помогает справиться изменение значения диафрагмы.

Я провела эксперимент с этикеткой бутылки. Часто заказчики просят снять кадр с красивым размытием, при этом им важно, чтобы основные детали продукта были в резкости. И при определённых ракурсах управление стандартными параметрами настройки камеры не приводит к желаемому результату. Наклон же оси (вдоль этикетки) позволяет сделать резким основной текст и размыть тень и отражение от бутылки на фоне.

Мне очень понравился художественный эффект от наклона оси. Он создаёт не просто плавное размытие, присущее ГРИП, а закрученную вокруг точки фокуса виньетку. И если в случае небезызвестного Гелиос-40 эффект достигается из-за несовершенства оптической схемы, то в этом тилт-шифт — благодаря наклону фокальной плоскости. А значит результат съёмок легко контролируем. Кстати, при наклоне оси в сторону отрицательной шкалы не только уменьшается зона глубины резкости, но и формируется теневая виньетка. Поэтому, возможно, понадобится незначительное изменение экспозиции, хотя на некоторых кадрах это добавляет определённую атмосферу, поэтому я не вносила правки в параметры.

Без наклона

Без наклона

Canon EOS 5D Mark IV / TS-E 90mm f/2.8L MACRO УСТАНОВКИ: ISO 100, F3.5, 1/4 с, 90.0 мм экв.
Наклон оси вдоль этикетки

Наклон оси вдоль этикетки

Canon EOS 5D Mark IV / TS-E 90mm f/2.8L MACRO УСТАНОВКИ: ISO 100, F3.5, 1/4 с, 90.0 мм экв.

Вторая особенность тилт-шифт объектива — сдвиг. Оптическая ось объектива перемещается перпендикулярно фокальной плоскости. Самое актуальное применение сдвига, конечно, в архитектуре, когда высокое здание сужается кверху из-за искажения перспективы, а сдвиг оси параллельно объекту помогает эту самую перспективу выровнять. Мне же очень хотелось применить это на практике в моей области съёмки.

Часто приходится снимать вертикальные объекты (бутылки, например), когда стол должен быть на определённом уровне, и даже длиннофокусные объективы немного нарушают геометрию, сужая объект к верхней части кадра. Если при вертикальной съёмке сдвинуть ось наверх, то бутылка примет правильные геометрические формы. На самом деле, при работе с фокусным расстоянием 90 мм и выше нарушение форм не будет сильно бросаться в глаза, но при рекламной съёмке нужно обращать внимание даже на незначительные изменения пропорций, если клиент не делал акцент на визуальную деформацию объекта для достижения эффекта «внушительности».

Видно, как с помощью вертикального сдвига вверх изменились пропорции верхней части бутылки, ...

Видно, как с помощью вертикального сдвига вверх изменились пропорции верхней части бутылки, ...

Canon EOS 5D Mark IV / TS-E 90mm f/2.8L MACRO УСТАНОВКИ: ISO 100, F5.6, 1/2 с, 90.0 мм экв.
...и она перестала сужаться кверху, приняв правильные геометрические формы.

...и она перестала сужаться кверху, приняв правильные геометрические формы.

Canon EOS 5D Mark IV / TS-E 90mm f/2.8L MACRO УСТАНОВКИ: ISO 100, F5.6, 1/2 с, 90.0 мм экв.

Даже при максимальном сдвиге объектив отлично держит резкость по всему полю кадра.

Наклон на +30° для увеличения детализации и сдвиг на +24 мм для сохранения пропорций предметов

Наклон на +30° для увеличения детализации и сдвиг на +24 мм для сохранения пропорций предметов

Canon EOS 5D Mark IV / TS-E 90mm f/2.8L MACRO УСТАНОВКИ: ISO 100, F4.5, 1/3 с, 90.0 мм экв.

Ещё один пример на монетах. Камера установлена на штатив, и оба кадра сделаны с одной точки без изменения положения камеры, но с максимальным сдвигом вправо и влево.

Canon EOS 5D Mark IV / TS-E 90mm f/2.8L MACRO УСТАНОВКИ: ISO 100, F2.8, 1/4 с, 90.0 мм экв.
Canon EOS 5D Mark IV / TS-E 90mm f/2.8L MACRO УСТАНОВКИ: ISO 100, F2.8, 1/4 с, 90.0 мм экв.

Поворот механизма наклона позволяет изменить взаимное расположение блоков наклона и сдвига с перпендикулярного на параллельное, то есть для вертикальной и горизонтальной съёмки. Но это не значит, что их можно использовать только таким образом. Эксперименты с поворотом могут дать интересный художественный эффект на снимках. Но важно помнить про блокировку сдвига и наклона при изменении положения направлений.

На фотографиях ниже я решила сравнить результат с разными значениями наклона и сдвига при повороте. Снимок многоплановый, так как практически каждый объект находится на отдельной вертикальной плоскости в перспективе кадра. Поворот наклонного механизма позволил изменить направление наклона относительно сдвига. В первом случае кадр сделан без поворота, наклон +40°, а сдвиг -44 мм. На втором кадре произведён поворот на ¼, наклон на -60°, а сдвиг +84 мм. В обоих случаях ГРИП довольно небольшая, но благодаря повороту механизма получилось внести некоторые детали снимка в зону резкости (веточку на столе, колбу с тимьяном), сохранив фокус на смысловом центре композиции. Боке в обоих случаях осталось практически одинаковым, на втором снимке огоньки на переднем плане получились мягче за счёт дополнительного размытия.

Canon EOS 5D Mark IV / TS-E 90mm f/2.8L MACRO УСТАНОВКИ: ISO 100, F4, 1/3 с, 90.0 мм экв.
Canon EOS 5D Mark IV / TS-E 90mm f/2.8L MACRO УСТАНОВКИ: ISO 100, F4, 1/3 с, 90.0 мм экв.

У объектива плавное кольцо фокусировки, которое легко позволяет найти нужную в композиции точку. Но я бы рекомендовала не только начинающим, но и профессиональным фотографам при съёмке в Live View включать увеличение, чтобы исключить любой промах.

Как и вся линейка L-объективов Canon, TS-E 90mm f/2.8L MACRO сделан очень качественно, а это важно, учитывая большое количество подвижных элементов в конструкции. У объектива нет люфтов ни в одном узле. Мне особенно понравилось, что даже без блокировки ось самопроизвольно не наклоняется и не смещается, скажем, если случайно задеть штатив. Но при этом рукоятки управления позволяют смещать её плавно, добиваясь точного результата. Пусть для профессионального фотографа (даже не знакомого с такими объективами) всё достаточно понятно, но лучше ознакомиться с инструкцией во избежание непредсказуемых ситуаций. И ещё: на все свои объективы я устанавливаю защитные фильтры. У этого объектива диаметр резьбы составляет 77 мм.

Дата публикации: 31.01.2018
Комментировать
Главы:123
Предыдущая главаДалее «Выводы»

Серия статей

Развернуть весь список
Сергей Травкин, 2018-02-02T10:07:29

Уж который год регулярно снимаю насекомых, фокус либо подтверждается сразу, либо не подтверждается вовсе, и тогда добро пожаловать в мир мануального фокуса.
https://uploads.disquscdn.c...

Alexander Savochkin, 2018-02-01T19:53:59

Для того, чтобы найти резкость в случае неподтверждения при первом подходе. При сильном расфокусе фазовый детектор не определяет контрастные границы для совмещения, поэтому камера не знает наверняка, куда крутить фокус.

Сергей Травкин, 2018-02-01T18:54:23

А для чего ему гонять весь диапазон?

Alexander Savochkin, 2018-02-01T16:17:27

Смысл в ограничителе есть всегда. Весь диапазон макрообъективы даже с быстрым приводом всё равно прогоняют довольно долго.

Сергей Травкин, 2018-02-01T16:06:17

В макродиапазоне фокусировка и так мгновенная, не вижу смысла в ограничителе. Если только для убогих беззеркалок с контрастным автофокусом.

Георгий Полицарнов, 2018-02-01T10:19:36

От макро зависит. Если это насекомые, то лично я бы предпочел кром и 100 мм эльку. Для меня это лучший комплект: большая МДФ, крупный масштаб, высокая скорость.

Что касается сотки не эльки, там нет ограничителя автофокуса именно в макродиапазоне, это мен не нравится. Можно или весь диапазон использовать, или не_макро.

Сергей Козлов, 2018-02-01T10:04:42

Купил tilt-переходник с М42 на E-Mount - действительно очень интересно перемещать плоскость фокусировки и менять восприятие кадра. Использую в связке с макрообъективом Волна-9.

Минус тилта в очень малой ГРИП при игре с плоскостями - приходится порой значительно прикрывать диафрагму.

Sergey Shestakov, 2018-01-31T17:32:23

5 +

Сергей Травкин, 2018-01-31T16:56:50

Как бы на обычном есть переключатель диапазона фокусировки, правда двухпозиционный. Про стабилизатор согласен, скорость фокусировки при съемке макро мгновенная даже на первом пятаке, объективу ведь не нужно гонять линзы по всей длине, как в тестах, достаточно нескольких миллиметров.

Другое дело, что автор у вас пишет о разном рисунке и намекает на недержание геометрии простой макросоткой, что является враньем, прямо скажем.

А вообще, кроп и 60мм для макро намного лучше, чем полный кадр и 100мм.

Георгий Полицарнов, 2018-01-31T11:56:56

Сергей, «простой» макрик, как мне кажется, столь же резок, как и элька. И по боке там все примерно одинаково. Существенная разница в скорости фокусировки и ее эффективности, в возможности использовать на эльке только ближнюю зону для макросъемки (трехпозиционный лимитер). Ну и стабилизатор! Он реально жает свободу: с ним проще строить кадр на увеличении 1:1, с ним реально эффективно работает автофокус при съемке 1:1. Вот тут внизу страницы есть доходчивые иллюстрации на эту тему: https://prophotos.ru/review...
Ни с одним другим объективом я не снимал насекомых в полете со следящим автофокусом.

Сергей Травкин, 2018-01-31T10:08:58

"Причём многие после моих рекомендаций покупают такой из любительской
линейки со схожими параметрами, из-за чего потом очень расстраиваются,
так как L-версия отличается великолепным рисунком и наличием
стабилизатора, прекрасно держит геометрию кадра, что важно в
фуд-фотографии."
"Любительский" ничем не отличается, кроме стабилизатора, неоднократно проверено лично и не лично. И, конечно, очень хотелось бы посмотреть на 100мм объектив, не держащий великолепно геометрию кадра.

4a37c2ef e91f 40f6 a51e 1a315781a8f7