Зачем тилт-шифт в фуд-фотографии?
Итак, приступаю к главному. Зачем вообще нужны тилт-шифт объективы? Если большинство видов оптики различается фокусными расстояниями, светосилой, наличием зума и пр., то tilt-shift — это совершенно другой подход к построению снимка. В переводе с английского tilt — наклон, shift — сдвиг. Соответственно, такие объективы работают с оптической осью, сдвигая её или наклоняя относительно положения по умолчанию. Ниже покажу и расскажу всё на примерах.
Последние три недели я имела удовольствие снимать на новый объектив Canon TS-E 90mm f/2.8L MACRO. По фокусному расстоянию он близок к моему любимому Canon EF 100mm f/2.8L Macro IS USM, но открывает новые возможности. После привычного для меня фокусного расстояния я достаточно быстро адаптировалась к незначительной разнице и смогла снимать и экспериментировать без преград для творчества. Сразу отмечу, что у объектива нет автоматической фокусировки. Не буду говорить за все жанры фотографии, но в фуд и предметной я настоятельно рекомендовала бы использовать штатив, а при съёмке с естественным светом ещё и выставлять двухсекундный таймер спуска затвора, чтобы избежать возможных смазов, так как в этом объективе нет стабилизатора изображения.
Поворот наклонного механизма на 45° и наклон +40°
У объектива есть два основных элемента управления осью — ручка наклона и ручка сдвига — и два дополнительных, это кнопки разблокировки поворота механизма наклона и сдвига. Перед установкой или снятием объектива, перед поворотом объектива или механизма наклона всегда блокируйте объектив в положении без наклона и сдвига. Для этого с обратной стороны есть две соответствующие ручки и переключатель, которые по умолчанию установлены в позиции Lock.
Давайте разберёмся, как это всё работает. Устанавливаем объектив и снимаем основную блокировку. Обязательно делаем кадр, чтобы увидеть те или иные изменения. Кстати, я провела сравнение со 100-мм объективом. Хочу отметить, что передача цвета, рисунок и геометрия мне очень понравились.
Объектив Canon TS-E 90mm f/2.8L MACRO показал отличную резкость и минимальные хроматические аберрации по краю пятирублёвой монеты, но это заметно только при большом увеличении. У Canon EF 100mm f/2.8L Macro IS USM фиолетовый ореол чуть шире. Так как я снимала на полностью открытой диафрагме, поймать в ГРИП всю плоскость монет, установленных на канцелярский пластилин, было сложно, но я считаю, что объективы отлично справились с этой задачей.
Также я сделала два кадра на разные объективы, но с одинаковыми значениями диафрагмы и выдержки, чтобы оценить получившееся боке.
Боке обоих объективов выглядит гармонично и в меру мягко. Заполнение бликов в зоне нерезкости ровное и равномерное. Одиночные линии в зоне нерезкости не двоятся. И всё же боке нового Canon TS-E 90mm f/2.8L MACRO чуть мягче за счёт не такой чёткой границы единичного блика. По характеру рисунка он чуть ближе к портретным, чем к макрообъективам.
Итак, после сравнительных кадров в стандартном положении я начала экспериментировать с наклоном оси. Что же происходит? При наклоне меняется угол оптической оси объектива относительно плоскости изображения, в результате чего создаётся наклон фокальной плоскости. Давайте скажу простым и понятным языком. С помощью изменения наклона оси вы можете регулировать глубину резкости, захватывая в ГРИП больше или меньше деталей объекта при одном и том же значении диафрагмы. Вы спросите: зачем такие сложности, если можно просто изменить один лишь параметр — диафрагму?
Уменьшенная ГРИП при максимальном наклоне
Наклон объектива относительно матрицы позволяет наклонять плоскость фокусировки, захватывая в ГРИП нужное и размывая второстепенные детали. Это бывает полезно при макросъёмке, а также для достижения необычных эффектов. Если направить плоскость фокусировки вдоль снимаемой сцены, то предметы будут в резкости. А чем больше она «пересекает» плоскость снимка, тем меньше ГРИП. Такие эффекты не достигаются только изменением значения диафрагмы.
Чуть выше я приводила в пример снимок монет на объектив Canon TS-E 90mm f/2.8L MACRO с нулевыми значениями наклона и сдвига. Чтобы лучше понять механизм наклона оси, покажу на примере этих же монет, как можно сделать акцент на тот или иной объект, наклонив ось от стандартной линии фокусировки.
По умолчанию в горизонтальном положении камеры смещение оси происходит по горизонтали, а в вертикальном — по вертикали. Это можно изменить с помощью поворота механизма наклона, но об этом дальше.
Одним из главных преимуществ наклона оси в коммерческой фотографии я бы назвала как раз возможность захвата в зону резкости основной области объекта. Часто необходимо, чтобы все детали предмета были в фокусе, и не всегда по разным причинам с этим помогает справиться изменение значения диафрагмы.
Я провела эксперимент с этикеткой бутылки. Часто заказчики просят снять кадр с красивым размытием, при этом им важно, чтобы основные детали продукта были в резкости. И при определённых ракурсах управление стандартными параметрами настройки камеры не приводит к желаемому результату. Наклон же оси (вдоль этикетки) позволяет сделать резким основной текст и размыть тень и отражение от бутылки на фоне.
Мне очень понравился художественный эффект от наклона оси. Он создаёт не просто плавное размытие, присущее ГРИП, а закрученную вокруг точки фокуса виньетку. И если в случае небезызвестного Гелиос-40 эффект достигается из-за несовершенства оптической схемы, то в этом тилт-шифт — благодаря наклону фокальной плоскости. А значит результат съёмок легко контролируем. Кстати, при наклоне оси в сторону отрицательной шкалы не только уменьшается зона глубины резкости, но и формируется теневая виньетка. Поэтому, возможно, понадобится незначительное изменение экспозиции, хотя на некоторых кадрах это добавляет определённую атмосферу, поэтому я не вносила правки в параметры.
Вторая особенность тилт-шифт объектива — сдвиг. Оптическая ось объектива перемещается перпендикулярно фокальной плоскости. Самое актуальное применение сдвига, конечно, в архитектуре, когда высокое здание сужается кверху из-за искажения перспективы, а сдвиг оси параллельно объекту помогает эту самую перспективу выровнять. Мне же очень хотелось применить это на практике в моей области съёмки.
Часто приходится снимать вертикальные объекты (бутылки, например), когда стол должен быть на определённом уровне, и даже длиннофокусные объективы немного нарушают геометрию, сужая объект к верхней части кадра. Если при вертикальной съёмке сдвинуть ось наверх, то бутылка примет правильные геометрические формы. На самом деле, при работе с фокусным расстоянием 90 мм и выше нарушение форм не будет сильно бросаться в глаза, но при рекламной съёмке нужно обращать внимание даже на незначительные изменения пропорций, если клиент не делал акцент на визуальную деформацию объекта для достижения эффекта «внушительности».
Даже при максимальном сдвиге объектив отлично держит резкость по всему полю кадра.
Наклон на +30° для увеличения детализации и сдвиг на +24 мм для сохранения пропорций предметов
Ещё один пример на монетах. Камера установлена на штатив, и оба кадра сделаны с одной точки без изменения положения камеры, но с максимальным сдвигом вправо и влево.
Поворот механизма наклона позволяет изменить взаимное расположение блоков наклона и сдвига с перпендикулярного на параллельное, то есть для вертикальной и горизонтальной съёмки. Но это не значит, что их можно использовать только таким образом. Эксперименты с поворотом могут дать интересный художественный эффект на снимках. Но важно помнить про блокировку сдвига и наклона при изменении положения направлений.
На фотографиях ниже я решила сравнить результат с разными значениями наклона и сдвига при повороте. Снимок многоплановый, так как практически каждый объект находится на отдельной вертикальной плоскости в перспективе кадра. Поворот наклонного механизма позволил изменить направление наклона относительно сдвига. В первом случае кадр сделан без поворота, наклон +40°, а сдвиг -44 мм. На втором кадре произведён поворот на ¼, наклон на -60°, а сдвиг +84 мм. В обоих случаях ГРИП довольно небольшая, но благодаря повороту механизма получилось внести некоторые детали снимка в зону резкости (веточку на столе, колбу с тимьяном), сохранив фокус на смысловом центре композиции. Боке в обоих случаях осталось практически одинаковым, на втором снимке огоньки на переднем плане получились мягче за счёт дополнительного размытия.
У объектива плавное кольцо фокусировки, которое легко позволяет найти нужную в композиции точку. Но я бы рекомендовала не только начинающим, но и профессиональным фотографам при съёмке в Live View включать увеличение, чтобы исключить любой промах.
Как и вся линейка L-объективов Canon, TS-E 90mm f/2.8L MACRO сделан очень качественно, а это важно, учитывая большое количество подвижных элементов в конструкции. У объектива нет люфтов ни в одном узле. Мне особенно понравилось, что даже без блокировки ось самопроизвольно не наклоняется и не смещается, скажем, если случайно задеть штатив. Но при этом рукоятки управления позволяют смещать её плавно, добиваясь точного результата. Пусть для профессионального фотографа (даже не знакомого с такими объективами) всё достаточно понятно, но лучше ознакомиться с инструкцией во избежание непредсказуемых ситуаций. И ещё: на все свои объективы я устанавливаю защитные фильтры. У этого объектива диаметр резьбы составляет 77 мм.