Объектив в работе
Лейтмотивом обзоров большинства топовых объективов Sony FE в который раз становится вес и размер. С приходом в мир беззеркалок полного кадра и высоких разрешений об идее компактности приходится забывать всё чаще. Нельзя обмануть физику: полнокадовый светосильный объектив с высоким разрешением и хорошо исправленными искажениями не получится маленьким и лёгким, даже если это полтинник. Но SEL-50F14Z превосходит самые смелые ожидания. Он тяжёлый, ощутимо перевешивает камеру и занимает много места в рюкзаке. Бленда дополнительно увеличивает его габарит.
Размер объектива не является помехой для повседневных съемок, фотопрогулок по городу. Не стоит сгущать краски.
Удобно ли им снимать? Вполне! Ведь снимали же до этого фотографы на светосильные 85-мм объективы с такими же габаритами. Просто нужно ещё раз вспомнить о правильном хвате: камеру держит левая рука за объектив, а правая лишь нажимает на кнопку.
Объектив фокусируется не моментально, но очень быстро. По сравнению с «младшим братом» Sony FE 50mm F1.8 (SEL50F18F) перевес в скорости явно на стороне топовой модели. Фокусировка осуществляется практически бесшумно. В полной тишине вы сможете различить лёгкий шорох сервопривода, но не более того. В целом новинка неплохо адаптирована для видеосъёмки, в том числе с автофокусом и регулировкой диафрагмы в процессе записи.
Минимальная дистанция фокусировки стандартна для объективов с подобным фокусным расстоянием — 45 см от плоскости матрицы. Макро снять не удастся, но сверхкрупные планы не станут проблемой.
Качество изображения
Вот мы и добрались до самого интересного! А стоит ли объектив своих денег? И для чего разработчикам понадобилось увеличивать размеры и вес полтинника до таких величин?
Резкость на открытой диафрагме высокая по всему полю кадра.
Собственно, вопросов не остаётся после первых пятнадцати минут съёмки. Sony Carl Zeiss Planar T* FE 50mm f/1.4 ZA — один из немногих объективов, который позволяет смело снимать на открытой диафрагме и не переживать за результат.
Будем честными: в более бюджетных полтинниках открытая диафрагма весьма редко оказывается рабочей. Здесь на f/1.4 вы можете получить детализацию, достаточную для работы с 42-мегапиксельной матрицей. Картинка вполне качественная для крупноформатной печати. Примечательно, что распределение резкости по полю кадра ровное. Нет какого-то сильного падения резкости по краям. А это большая редкость.
На открытой диафрагме можно увидеть хроматические аберрации в местах наивысшего контраста.
Самым заметным техническим изъяном при съёмке на открытой диафрагме являются хроматические аберрации, которые проявляют себя в сравнительно сложных условиях. Например, они заметны вокруг фонарей при съёмке в ночном городе. Второй очевидный минус — виньетирование.
Если же прикрыть диафрагму на одну ступень до f/2, то хроматические аберрации и виньетирование существенно ослабевают. Первые и вовсе приходится выискивать с пристрастием при максимальном увеличении кадра. Детализация растёт. Её смело можно назвать высокой и в центре, и по краям, и даже в углах снимка.
При f/2.8 хроматических аберраций нет. Виньетирование заметно только в углах кадра. Также никаких претензий к резкости.
Диафрагмирование до f/4 практически полностью избавляет изображение от виньетирования. Дальнейшее закрытие диафрагмы нужно, пожалуй, только для увеличения ГРИП в зависимости от сюжета. Ведь к приросту оптического качества оно не приводит: максимум уже достигнут.
При f/5,6 от виньетирования не остается и следа.
Качественный объектив характеризуется не только высокой резкостью. SEL-50F14Z также демонстрирует отличную работу в контровом свете. Он не подвержен засветкам, не теряет контраста. Изображение в любых условиях съёмки получается чётким, контрастным, ярким.
Появление бликов на снимках возможно лишь при сильном диафрагмировании и съёмке в жёстких световых условиях. Но и в этом случае мы отмечаем блики лишь как тенденцию, а не как действительно влияющий на картинку оптический недостаток.
Этот кадр — один из немногих за все время тестирования, где удалось встретить блики.
Боке
Этот параметр оптического качества мы решили вынести в отдельный пункт обзора. Всё же от объектива за такую цену фотограф ждёт чего-то явно необычного в плане боке. Сразу предупредим любителей экстравагантного, нестандартного размытия: главная тенденция в современной оптике — переход к «правильному» боке без явных дефектов. SEL-50F14Z как раз это и демонстрирует.
Благодаря 11-лепестковой скруглённой диафрагме блик остается круглым и при f/2,8, и при f/4. Лишь после f/5,6 он принимает чуть угловатые очертания.
Блики в зоне нерезкости имеют равномерное заполнение без «луковых колец». Края блика чётко обрисованы, не смягчены. Это обуславливает чуть жестковатый характер размытия, в целом присущий объективам Zeiss.
Двоения в зоне нерезкости не образуется, равно как не возникает явного эффекта чешуи. Зато сравнительно чёткий единичный блик обеспечивает узнаваемость объектов в зоне нерезкости. Всё же перед нами не портретник, размывающий фон до полной неузнаваемости, а классический полтинник.
Объектив хорошо разделяет планы на фото за счёт малой глубины резкости, даже если съёмка ведётся со сравнительно большого расстояния. Он способен подарить кадру пластику, объём в двухмерном пространстве снимка.