Вверх

Тест объектива Sony Carl Zeiss Planar T* FE 50mm f/1.4 ZA (SEL-50F14Z)

Объектив в работе

Лейтмотивом обзоров большинства топовых объективов Sony FE в который раз становится вес и размер. С приходом в мир беззеркалок полного кадра и высоких разрешений об идее компактности приходится забывать всё чаще. Нельзя обмануть физику: полнокадовый светосильный объектив с высоким разрешением и хорошо исправленными искажениями не получится маленьким и лёгким, даже если это полтинник. Но SEL-50F14Z превосходит самые смелые ожидания. Он тяжёлый, ощутимо перевешивает камеру и занимает много места в рюкзаке. Бленда дополнительно увеличивает его габарит.

Размер объектива не является помехой для повседневных съемок, фотопрогулок по городу. Не стоит сгущать краски.

Размер объектива не является помехой для повседневных съемок, фотопрогулок по городу. Не стоит сгущать краски.

ILCE-7RM2 / FE 50mm F1.4 ZA УСТАНОВКИ: ISO 200, F1.4, 1/60 с, 50.0 мм экв., 9.0 МБCкачать RAW

Удобно ли им снимать? Вполне! Ведь снимали же до этого фотографы на светосильные 85-мм объективы с такими же габаритами. Просто нужно ещё раз вспомнить о правильном хвате: камеру держит левая рука за объектив, а правая лишь нажимает на кнопку.

Sony Carl Zeiss Planar T* FE 50mm f/1.4 ZA - ISO 5000, F2, 1/100 с, 16.0 МБ ILCE-7M2 / FE 50mm F1.4 ZA УСТАНОВКИ: ISO 5000, F2, 1/100 с, 16.0 МБ

Объектив фокусируется не моментально, но очень быстро. По сравнению с «младшим братом» Sony FE 50mm F1.8 (SEL50F18F) перевес в скорости явно на стороне топовой модели. Фокусировка осуществляется практически бесшумно. В полной тишине вы сможете различить лёгкий шорох сервопривода, но не более того. В целом новинка неплохо адаптирована для видеосъёмки, в том числе с автофокусом и регулировкой диафрагмы в процессе записи.

Sony Carl Zeiss Planar T* FE 50mm f/1.4 ZA - ISO 50, F1.4, 1/100 с, 8.0 МБ ILCE-7M2 / FE 50mm F1.4 ZA УСТАНОВКИ: ISO 50, F1.4, 1/100 с, 8.0 МБ

Минимальная дистанция фокусировки стандартна для объективов с подобным фокусным расстоянием — 45 см от плоскости матрицы. Макро снять не удастся, но сверхкрупные планы не станут проблемой.

Качество изображения

Вот мы и добрались до самого интересного! А стоит ли объектив своих денег? И для чего разработчикам понадобилось увеличивать размеры и вес полтинника до таких величин?

Резкость на открытой диафрагме высокая по всему полю кадра.

Резкость на открытой диафрагме высокая по всему полю кадра.

ILCE-7RM2 / FE 50mm F1.4 ZA УСТАНОВКИ: ISO 100, F1.4, 1/3200 с, 50.0 мм экв., 18.0 МБCкачать RAW

Собственно, вопросов не остаётся после первых пятнадцати минут съёмки. Sony Carl Zeiss Planar T* FE 50mm f/1.4 ZA — один из немногих объективов, который позволяет смело снимать на открытой диафрагме и не переживать за результат.

Sony Carl Zeiss Planar T* FE 50mm f/1.4 ZA - ISO 100, F1.4, 1/1600 с, 50.0 мм экв., 16.0 МБ ILCE-7RM2 / FE 50mm F1.4 ZA УСТАНОВКИ: ISO 100, F1.4, 1/1600 с, 50.0 мм экв., 16.0 МБCкачать RAW

Будем честными: в более бюджетных полтинниках открытая диафрагма весьма редко оказывается рабочей. Здесь на f/1.4 вы можете получить детализацию, достаточную для работы с 42-мегапиксельной матрицей. Картинка вполне качественная для крупноформатной печати. Примечательно, что распределение резкости по полю кадра ровное. Нет какого-то сильного падения резкости по краям. А это большая редкость.

На открытой диафрагме можно увидеть хроматические аберрации в местах наивысшего контраста.

На открытой диафрагме можно увидеть хроматические аберрации в местах наивысшего контраста.

ILCE-7RM2 / FE 50mm F1.4 ZA УСТАНОВКИ: ISO 100, F1.4, 1/15 с, 50.0 мм экв., 14.0 МБCкачать RAW

Самым заметным техническим изъяном при съёмке на открытой диафрагме являются хроматические аберрации, которые проявляют себя в сравнительно сложных условиях. Например, они заметны вокруг фонарей при съёмке в ночном городе. Второй очевидный минус — виньетирование.

Sony Carl Zeiss Planar T* FE 50mm f/1.4 ZA - ISO 100, F2, 1/6 с, 50.0 мм экв., 16.0 МБ ILCE-7RM2 / FE 50mm F1.4 ZA УСТАНОВКИ: ISO 100, F2, 1/6 с, 50.0 мм экв., 16.0 МБCкачать RAW

Если же прикрыть диафрагму на одну ступень до f/2, то хроматические аберрации и виньетирование существенно ослабевают. Первые и вовсе приходится выискивать с пристрастием при максимальном увеличении кадра. Детализация растёт. Её смело можно назвать высокой и в центре, и по краям, и даже в углах снимка.

Sony Carl Zeiss Planar T* FE 50mm f/1.4 ZA - ISO 100, F2.8, 1/3 с, 50.0 мм экв., 16.0 МБ ILCE-7RM2 / FE 50mm F1.4 ZA УСТАНОВКИ: ISO 100, F2.8, 1/3 с, 50.0 мм экв., 16.0 МБ

При f/2.8 хроматических аберраций нет. Виньетирование заметно только в углах кадра. Также никаких претензий к резкости.

Sony Carl Zeiss Planar T* FE 50mm f/1.4 ZA - ISO 200, F8, 1/125 с, 50.0 мм экв., 22.0 МБ ILCE-7RM2 / FE 50mm F1.4 ZA УСТАНОВКИ: ISO 200, F8, 1/125 с, 50.0 мм экв., 22.0 МБCкачать RAW

Диафрагмирование до f/4 практически полностью избавляет изображение от виньетирования. Дальнейшее закрытие диафрагмы нужно, пожалуй, только для увеличения ГРИП в зависимости от сюжета. Ведь к приросту оптического качества оно не приводит: максимум уже достигнут.

При f/5,6 от виньетирования не остается и следа.

При f/5,6 от виньетирования не остается и следа.

ILCE-7RM2 / FE 50mm F1.4 ZA УСТАНОВКИ: ISO 100, F5.6, 1/500 с, 50.0 мм экв., 14.0 МБCкачать RAW

Качественный объектив характеризуется не только высокой резкостью. SEL-50F14Z также демонстрирует отличную работу в контровом свете. Он не подвержен засветкам, не теряет контраста. Изображение в любых условиях съёмки получается чётким, контрастным, ярким.

Sony Carl Zeiss Planar T* FE 50mm f/1.4 ZA - ISO 50, F1.4, 1/100 с, 5.0 МБ ILCE-7M2 / FE 50mm F1.4 ZA УСТАНОВКИ: ISO 50, F1.4, 1/100 с, 5.0 МБ

Появление бликов на снимках возможно лишь при сильном диафрагмировании и съёмке в жёстких световых условиях. Но и в этом случае мы отмечаем блики лишь как тенденцию, а не как действительно влияющий на картинку оптический недостаток.

Этот кадр — один из немногих за все время тестирования, где удалось встретить блики.

Этот кадр — один из немногих за все время тестирования, где удалось встретить блики.

ILCE-7RM2 / FE 50mm F1.4 ZA УСТАНОВКИ: ISO 6400, F8, 1/20 с, 50.0 мм экв., 10.0 МБ

Боке

Этот параметр оптического качества мы решили вынести в отдельный пункт обзора. Всё же от объектива за такую цену фотограф ждёт чего-то явно необычного в плане боке. Сразу предупредим любителей экстравагантного, нестандартного размытия: главная тенденция в современной оптике — переход к «правильному» боке без явных дефектов. SEL-50F14Z как раз это и демонстрирует.

Sony Carl Zeiss Planar T* FE 50mm f/1.4 ZA - ISO 100, F1.4, 1/100 с, 9.0 МБ ILCE-7M2 / FE 50mm F1.4 ZA УСТАНОВКИ: ISO 100, F1.4, 1/100 с, 9.0 МБ

Благодаря 11-лепестковой скруглённой диафрагме блик остается круглым и при f/2,8, и при f/4. Лишь после f/5,6 он принимает чуть угловатые очертания.

Sony Carl Zeiss Planar T* FE 50mm f/1.4 ZA - ISO 500, F1.4, 1/60 с, 50.0 мм экв., 7.0 МБ ILCE-7RM2 / FE 50mm F1.4 ZA УСТАНОВКИ: ISO 500, F1.4, 1/60 с, 50.0 мм экв., 7.0 МБ
Sony Carl Zeiss Planar T* FE 50mm f/1.4 ZA - ISO 500, F1.4, 1/60 с, 50.0 мм экв., 7.0 МБ ILCE-7RM2 / FE 50mm F1.4 ZA УСТАНОВКИ: ISO 500, F1.4, 1/60 с, 50.0 мм экв., 7.0 МБ
Sony Carl Zeiss Planar T* FE 50mm f/1.4 ZA - ISO 1250, F2, 1/60 с, 50.0 мм экв., 8.0 МБ ILCE-7RM2 / FE 50mm F1.4 ZA УСТАНОВКИ: ISO 1250, F2, 1/60 с, 50.0 мм экв., 8.0 МБ
Sony Carl Zeiss Planar T* FE 50mm f/1.4 ZA - ISO 3200, F2.8, 1/60 с, 50.0 мм экв., 9.0 МБ ILCE-7RM2 / FE 50mm F1.4 ZA УСТАНОВКИ: ISO 3200, F2.8, 1/60 с, 50.0 мм экв., 9.0 МБ
Sony Carl Zeiss Planar T* FE 50mm f/1.4 ZA - ISO 6400, F4, 1/60 с, 50.0 мм экв., 11.0 МБ ILCE-7RM2 / FE 50mm F1.4 ZA УСТАНОВКИ: ISO 6400, F4, 1/60 с, 50.0 мм экв., 11.0 МБ
Sony Carl Zeiss Planar T* FE 50mm f/1.4 ZA - ISO 400, F1.4, 1/60 с, 50.0 мм экв., 7.0 МБ ILCE-7RM2 / FE 50mm F1.4 ZA УСТАНОВКИ: ISO 400, F1.4, 1/60 с, 50.0 мм экв., 7.0 МБ

Блики в зоне нерезкости имеют равномерное заполнение без «луковых колец». Края блика чётко обрисованы, не смягчены. Это обуславливает чуть жестковатый характер размытия, в целом присущий объективам Zeiss.

Sony Carl Zeiss Planar T* FE 50mm f/1.4 ZA - ISO 100, F1.4, 1/500 с, 50.0 мм экв., 9.0 МБ ILCE-7RM2 / FE 50mm F1.4 ZA УСТАНОВКИ: ISO 100, F1.4, 1/500 с, 50.0 мм экв., 9.0 МБ
Sony Carl Zeiss Planar T* FE 50mm f/1.4 ZA - ISO 100, F1.4, 1/1000 с, 50.0 мм экв., 9.0 МБ ILCE-7RM2 / FE 50mm F1.4 ZA УСТАНОВКИ: ISO 100, F1.4, 1/1000 с, 50.0 мм экв., 9.0 МБ

Двоения в зоне нерезкости не образуется, равно как не возникает явного эффекта чешуи. Зато сравнительно чёткий единичный блик обеспечивает узнаваемость объектов в зоне нерезкости. Всё же перед нами не портретник, размывающий фон до полной неузнаваемости, а классический полтинник.

Sony Carl Zeiss Planar T* FE 50mm f/1.4 ZA - ISO 100, F1.4, 1/50 с, 50.0 мм экв., 5.0 МБ ILCE-7M2 / FE 50mm F1.4 ZA УСТАНОВКИ: ISO 100, F1.4, 1/50 с, 50.0 мм экв., 5.0 МБ
Sony Carl Zeiss Planar T* FE 50mm f/1.4 ZA - ISO 125, F1.4, 1/30 с, 11.0 МБ ILCE-7M2 / FE 50mm F1.4 ZA УСТАНОВКИ: ISO 125, F1.4, 1/30 с, 11.0 МБ

Объектив хорошо разделяет планы на фото за счёт малой глубины резкости, даже если съёмка ведётся со сравнительно большого расстояния. Он способен подарить кадру пластику, объём в двухмерном пространстве снимка.

Sony Carl Zeiss Planar T* FE 50mm f/1.4 ZA - ISO 100, F1.4, 1/2500 с, 50.0 мм экв., 9.0 МБ ILCE-7RM2 / FE 50mm F1.4 ZA УСТАНОВКИ: ISO 100, F1.4, 1/2500 с, 50.0 мм экв., 9.0 МБ
Sony Carl Zeiss Planar T* FE 50mm f/1.4 ZA - ISO 100, F1.4, 1/2000 с, 50.0 мм экв., 12.0 МБ ILCE-7RM2 / FE 50mm F1.4 ZA УСТАНОВКИ: ISO 100, F1.4, 1/2000 с, 50.0 мм экв., 12.0 МБ
Sony Carl Zeiss Planar T* FE 50mm f/1.4 ZA - ISO 100, F1.4, 1/4000 с, 50.0 мм экв., 11.0 МБ ILCE-7RM2 / FE 50mm F1.4 ZA УСТАНОВКИ: ISO 100, F1.4, 1/4000 с, 50.0 мм экв., 11.0 МБ

Опубликовано: 17.01.2017

Серия статей "Тесты и обзоры объективов Sony"

Обсудить
User 281738baa93d28ad4d9b4f3d124a348b080a590f759f34ec3fd10c293d18ac04
Георгий Полицарнов, Дмитрий Иванов и Василий Буланов
Опубликовано 17.01.2017
Вадим Поддубный, 2017-01-19T11:36:56

Видео безусловно, хотя я его использую только для фото.
Ручной фокус, к моему собственному удивлению, не замедляет меня ничуть. На Nikon это не проблема.
Топовость Sony Carl Zeiss Planar T* FE 50mm f/1.4 ZA сомнений не вызывает по ряду причин. Вопрос в результате.

Георгий Полицарнов, 2017-01-19T11:31:04

Пы подумаем над таким сравнением. сравнительные тесты — самые сложные в организации. Но я для себя эти объективы ставлю в абсолютно разные ниши. Milvus — это больше про видео и про ручной фокус. А тут универсальный профессиональный инструмент, топовый фотообъектив, также пригодный для видео.

Вадим Поддубный, 2017-01-19T11:27:24

Георгий, спасибо за подробный и интересный обзор.
"Это Sony или Zeiss?" относилось к цветам. Вопрос о происхождении стекла понятен.

Было бы интересно увидеть прямое сравнение Milvus 50 1.4 с этим стеклом в максимально близких условиях.

Георгий Полицарнов, 2017-01-19T10:52:29

Вадим, в тесте есть в изобилии RAW-файлы, чтобы Вы могли сделать наиболее объективные выводы о цвете. Мы вопросы цветопередачи в тестах объективов не комментируем принципиально. Здесь нет объективной составляющей.

Что касается "Это Sony или Zeiss?" — это Sony, созданный в сотрудничестве с Zeiss. Это здорово заметно по характеру боке, хотя бы...

Вадим Поддубный, 2017-01-19T10:49:28

Серия Milvus дает лучшую картинку все же.. Цвета на фото в обзоре очень странные. Это Sony или Zeiss?

Aa36aa0f 3c1a 43ea 906c e680576dc4e8