Опыт использования SEL-70200GM. Качество изображения
Как и положено топовой оптике, в руках Sony FE 70-200mm f/2.8 GM OSS ощущается солидно. Конструкция монолитна: ни один внешний элемент не выдвигается и не вращается при зумировании и фокусировке. Все кнопки чётко фиксируют нажатие лёгким щелчком. Переключатели достаточно туги, чтобы исключить случайный сбой настроек. Удивляет разве что материал блока переключателя: вопреки ожиданиям, он пластиковый.
Отмечу, что в этом объективе кольцо ручной фокусировки является механическим в отличие от многих других объективов Sony серии FE. После фокусировки в покадровом режиме фотограф в любой момент может скорректировать наводку на резкость. Разработчики не забыли о репортажной сущности этого объектива.
Фокусировка с камерой Sony ILCE-7RM2 в большинстве случаев проходит быстро. Однако в видоискателе отчётливо видно, что автофокус доводится по контрастному принципу, немного перелетая за точку резкости и тут же возвращаясь. На это тратятся доли секунды, но принципиального значения данная особенность на скорость работы не оказывает. Сложности с автофокусом могут возникнуть лишь тогда, когда фотограф захочет сильно закрыть диафрагму при съёмке с недостаточным освещением. В камерах Sony Alpha диафрагма закрывается ещё на этапе визирования, поэтому света к матрице будет поступать мало. Так что, закрыв ночью диафрагму до f/16, вы вполне предсказуемо получите сложности с работой автофокуса.
Промахи автофокуса возможны, но чаще всего возникают по вине фотографа. С этим объективом нужно очень точно указывать область фокусировки, чтобы автоматика не «зацепилась» за другой объект. Глубина резкости очень мала, особенно на открытой диафрагме. Разделение планов за счёт малой ГРИП присутствует даже на пейзажных снимках.
Стабилизатор
В видоискателе или на экране камеры хорошо видна эффективная работа стабилизатора. Он помогает фокусироваться быстрее и стабильнее, убирая тряску в кадре. Чтобы продемонстрировать качество его работы, я снимаю один и тот же сюжет с фокусным расстоянием 200 мм, постепенно увеличивая выдержку относительно критической.
Съемка с рук на выдержке длиннее критической. Фокусное расстояние 200 мм.
С камерой Sony ILCE-7RM2 стабилизация более эффективна, поскольку осуществляется по пяти степеням свободы сразу двумя стабилизаторами — в объективе и в камере. При съёмке с рук с фокусным расстоянием 200 мм стабильно резкий результат получается до 1/50 с включительно. При 1/25 с резкими оказываются больше половины кадров. При 1/13 с хорошая резкость есть примерно у трети кадров, у остальных присутствует микросмаз. Однако на получение качественного результата фотограф вправе рассчитывать даже с выдержкой 1/6 с. Система стабилизации уверенно отрабатывает пять ступеней выдержки относительно критического значения.
Не менее интересно, как работает объектив с камерами, не имеющими встроенного стабилизатора на основе сдвига матрицы. С этим фотоаппаратом микросмаз на 200 мм становится заметен чуть раньше, примерно на 1/50 с. Сказывается работа лишь механического затвора. Однако резкие кадры легко получаются и на 1/50, и на 1/25 с. Процент брака возрастает при 1/13 с, но и на этой выдержке можно получать сравнительно резкие кадры, совершенно точно пригодные для использования в сети или печати не слишком большим форматом. Удивительно, но и на 1/6 с объектив способен помочь фотографу получить если не идеальный, то очень качественный результат при съёмке с рук — пять ступеней относительно критического значения. За последнее время это один из самых эффективных стабилизаторов, которые мы видели.
Резкость
Фокусное расстояние 70 мм
По тестам двух других объективов серии G Master мы знаем, что слова производителя об очень высокой резкости имеют под собой вполне конкретные основания. Sony FE 70-200mm f/2.8 GM OSS от своих собратьев не отстаёт.
Фокусное расстояние 70 мм.
Условно слабым местом можно назвать детализацию по краю кадра на открытой диафрагме при фокусном расстоянии 70 мм. Центр очень резкий с открытой диафрагмы. Виньетирование на f/2.8 есть, но оно очень слабое: заметно лишь по сравнению со снимками, сделанными с диафрагмированием (программная коррекция виньетирования во время съёмки была отключена).
Диафрагмирование до f/4 поднимает детализацию краёв, центр снимка можно назвать идеально резким. Виньетирование уходит почти полностью. Дальнейшее закрытие диафрагмы делает объектив идеально резким по всей площади кадра, но после f/8 на 42-мегапиксельной матрице становится заметна дифракция: разрешение начинает медленно снижаться. Однако высокая резкость доступна фотографу и на f/11, и на f/16.
Фокусное расстояние 200 мм
Будем честными: для подобных телевиков именно фокусное расстояние 200 мм является наиболее часто используемым. У Sony FE 70-200mm f/2.8 GM OSS резкость на открытой диафрагме в телеположении очень высокая. Причём распределение резкости по полю кадра ровнее, чем в положении 70 мм. Видно, что в Sony при расчёте оптической схемы учли интересы фотографов и постарались сделать телевик максимально резким именно на 200 мм. Виньетирование проявляется чуть заметнее, чем в положении 70 мм.
Однако диафрагмирование до f/4 почти полностью избавляет углы от затемнения. Детализация увеличивается по всему полю кадра. Дальнейшее диафрагмирование существенного прироста детализации не даёт: в центре кадра она уже достигает максимума на f/4, а по углам — при f/5.6. Снижение резкости из-за дифракции становится заметным начиная с f/11.
Хроматические аберрации
С хроматическими аберрациями у этого объектива дела обстоят весьма занимательно: их нет! Мы искали эти искажения на снимках, сделанных в JPEG и в RAW, но так и не нашли.
Однако даже при съёмке в RAW применяется программная коррекция хроматических аберраций, о чём вас может предупредить, например, Adobe Lightroom. Отключить эту коррекцию нам не удалось. Да и нужно ли, если результат получается отменным? Надоедливых цветных полосок нет ни в зоне резкости, ни в зоне боке.
Боке
Боке объектива, как и положено представителю серии G Master, не вызывает вопросов. Блики в зоне нерезкости имеют равномерное заполнение без «луковых колец» и контрастных каёмок.
Линии не двоятся, а мягко размываются. Эффекта чешуи также не образуется. Даже при сильном диафрагмировании блики остаются круглыми. Это если говорить формально… Если же использовать более простые и понятные сравнения, то этот зум обеспечивает боке не хуже, чем у хорошего фикса!
Даже на прикрытой диафрагме блики в зоне нерезкости сохраняют круглую форму.
Объектив способен обеспечить очень мягкое и пластичное разделение планов на снимке.
Бликозащита и работа в контровом свете
SEL-70200GM уверенно снимает в контровом свете. Появление в кадре очень ярких источников света не приводит к засветкам и падению контраста. Даже в самых жёстких условиях в контровом свете не проявляются хроматические аберрации.
Возникновение бликов возможно, если источник света находится близко к углу кадра, однако блики выражены очень слабо и заметны только на прикрытой диафрагме. От них легко избавиться, чуть изменив точку съёмки.
В комплекте с объективом поставляется удобная пластиковая бленда, но во многих случаях можно от неё смело отказаться, сэкономив место в фотосумке.