Особенности Canon MP-E 65mm. Работа со вспышкой
Первый опыт съемки на Canon MP-E 65mm f/2.8 1-5x Macro
Получив объектив, я сразу решил перейти к съемкам. Пусть на улице осень, и насекомых почти не найти… В макромасштабе любой, даже самый обычный предмет может выглядеть необычно и интересно. Ставлю Canon MP-E 65mm на камеру и начинаю удивляться. Сначала — размерам самого объектива: он не такой маленький, как кажется на картинках, особенно с присоединенным кронштейном для установки на штатив. Затем кручу единственное кольцо на объективе и удивляюсь еще больше. Это не кольцо фокусировки! Canon MP-E 65mm f/2.8 1-5x Macro не имеет не то что автофокуса, он не имеет механизма фокусировки вообще!
Весь секрет кроется в его конструкции. По сути мы имеем дело с классическим “перевертышем”. Многие фотографы-энтузиасты наверняка экспериментировали со старыми советскими Гелиос-44, устанавливая их на байонет камеры при помощи специальных переходников задом наперед: передней линзой к матрице. При этом съемка возможна с расстояния в несколько сантиметров, но в довольно крупном масштабе. Настоящие фанаты макро могли зайти и дальше, поставив между объективом и камерой макромеха. Чем дальше отодвигаешь перевернутый объектив от матрицы, тем крупнее масштаб съемки. Вы спросите, а какое отношение это имеет к Canon MP-E 65mm f/2.8 1-5x Macro? Самое прямое: по своей сути он устроен очень похоже. Вот только вместо макромехов, переходника и старого “полтинника” здесь единая, идеально собранная конструкция со специально рассчитанной для подобных съемок 65-мм оптикой. А то единственное кольцо, что есть на объективе, и является органом управления масштабом съемки. Вращаем кольцо, и Canon MP-E 65mm f/2.8 1-5x Macro начинает раздвигаться… Если вы захотите снимать в масштабе 5:1, то габариты объектива будут сопоставимы с серьезным телевиком: он увеличится в размере почти втрое.
А как же фокусироваться? В общем-то, привычным для макрофотографов способом: перемещая камеру вперед и назад относительно объекта съемки. Удобнее всего для этого применять фокусировочные макрорельсы, но можно обойтись и без них. Только помните, что объектив способен фокусироваться на расстоянии буквально в несколько сантиметров от передней линзы. Причем чем больше масштаб съемки вы выставляете, тем меньше будет дистанция фокусировки от передней линзы.С этой особенностью я столкнулся практически сразу. Даже снимая в масштабе 1:1, с которого я начал общение с Canon MP-E 65mm, легко можно закрыть свет самим объективом.
На фото — совсем маленький цветок. Если посмотреть увеличенный снимок, легко различимы отдельные шарики пыльцы
Во время пейзажной съемки на болоте мне на глаза попался невзрачный листочек с какими-то темными точками. Точками оказались мелкие жучки, которые прятались под листом от ночных заморозков, а теперь отогревались в первых лучах утреннего солнца. Снимать их получалось только с одной точки: когда солнце находится сбоку. Только так в кадре не возникала тень от объектива. Масштаб съемки здесь около 2:1 — это много. Для сравнения, другие макрообъективы обеспечивают масштаб до 1:1, то есть в два раза меньше. Но съемка в таком масштабе с рук — задача не из простых. Лучше использовать штатив. Я же с собой ни штатива, ни макровспышки не взял. Поэтому пришлось добиваться коротких выдержек путем поднятия ISO. Здесь использовалась чувствительность 800 единиц.
Впрочем, и минимальный масштаб съемки — 1:1 — тоже пригодился: для съемки листьев и мелких грибов.
Работа со вспышкой
Макросъемка в масштабе 1:1 и более чаще всего все же подразумевает использование искусственного света. Выше я показал, что снимать, конечно, можно и с естественным светом, но его далеко не всегда оказывается достаточно. Обычная встроенная вспышка камеры здесь не поможет: объектив полностью закроет будущий кадр от ее света. Можно использовать внешние вспышки, управляемые дистанционно или подключенные при помощи кабеля, но для этого понадобятся либо дополнительные стойки, либо лишняя пара рук. Но есть решение проще: специальная макровспышка Canon Macro Twin Lite MT-24EX.
Ее главный плюс заключается в том, что целых два управляемых источника света крепятся непосредственно на объектив, позволяя получать от кадра к кадру стабильный светотеневой рисунок, вне зависимости от того, как камера переместилась относительно объекта съемки. Оба источника света макровспышки крепятся на специальном кольце, которое в свою очередь при помощи штатного зажима устанавливается на объективе. Источники могут быть повернуты вокруг оптической оси объектива под произвольным углом, а также наклонены вниз почти под 90 градусов — это просто необходимо при съемке в крупном масштабе около 5:1.
И самое приятное: макровспышка имеет встроенный пилотный свет — галогеновые лампы, который поможет вам при построении кадра и фокусировке. Ведь при съемке макро в крупном масштабе в видоискателе камеры становится очень темно, а режим Live View, которым так удобно пользоваться при съемке с нижних точек, вообще зачастую оказывается слепым. Ну а будущий светотеневой рисунок в вашей микростудии этот пилотный свет помогает оценить еще до того, как вы нажмете кнопку спуска.
Вот такие красные "ягоды" можно найти, если снять обычный мох в масштабе 3:1
Конечно, конструкция из камеры, макрообъектива и макровспышки вовсе не компактна. Но любое другое решение, которое сможет обеспечить схожий масштаб, будет еще более громоздким и зачастую неприменимым для полевой съемки. Я же не испытывал никаких трудностей, используя этот комплект для фотографирования последних осенних цветов и с трудом найденных насекомых.