Съемка на макрообъектив. Выводы
Практика макросъемки
Даже поздняя осень для макрофотографа — не время забывать про съемку. Скоро пойдет первый снег, и с таким объективом запросто можно будет снимать снежинки крупным планом. А пока я отправляюсь в настоящий лес, только в миниатюре. Это мох! Да-да, тот пушистый зеленый мох, который мы видим на улице почти каждый день. Макрообъектив помогает взглянуть на него по-другому…
Для удобства работы я отламываю кусочек мха размером со спичечный коробок и переношу на стол. Рядом со столом можно удобно поставить камеру на штатив, а сам мох положить на небольшую дощечку. В макросъемке куда проще переместить на миллиметр сам объект съемки, чем громоздкую конструкцию из камеры, объектива, штатива…
Я выше писал, что кольца фокусировки у объектива нет. Но для точной наводки на резкость, когда речь идет о смещениях меньше миллиметра, можно использовать кольцо масштаба съемки. При этом передняя линза смещается, а вместе с ней смещается и глубина резкости.
Дальше дело за малым: найти в этом моховом лесу ягоды, деревья, кусты, и снять их. В роли двух солнц у меня выступают источники света макровспышки. Голубое небо — это кусочек синего картона на заднем плане. Что касается настроек камеры, то я вручную установил баланс белого по шкале Кельвина, чтобы сделать тона в кадре чуть теплее, солнечнее. ISO я увеличил до 400 единиц, чтобы уменьшить мощность импульса вспышки — мои батарейки почти сели к тому времени, и я берег их заряд.
Я старался не сильно закрывать диафрагму. Все очень просто: чем сильнее закрывается диафрагма, тем сильнее заметно падение резкости из-за дифракции. Увеличивая масштаб съемки, мы увеличиваем и влияние дифракции. Если при работе с обычным макрообъективом с масштабом съемки 1:1 вполне рабочим значением диафрагмы для вас являлось f/8, то с Canon MP-E 65mm свой взгляд на этот вопрос придется пересмотреть: при больших масштабах съемки с диафрагмой f/8 снимки могут стать чуть нерезкими из-за той самой диафракции. Важно понимать, что объектив и его оптические качества тут вовсе ни при чем: физику не обмануть. Может быть, именно поэтому разработчики ограничили возможность закрыть диафрагму этого объектива значением f/16. Хотя для меня и оно кажется слишком большим.
Зато я не могу не отметить высочайший контраст изображения и резкость объектива при разумно выставленной диафрагме. Контрастность снижается лишь при жестком контровом свете. Но во-первых, съемка против света — не совсем штатное применение макрообъектива. А во-вторых, порой это можно использовать и как творческий инструмент, добавляя в кадр немного “тумана”.
Иней на цветах, масштаб 1:1. В контровом свете немного падает контраст
Выводы
Canon MP-E 65mm f/2.8 1-5x Macro — уникальный инструмент макрофотографа. Ни один другой макрообъектив просто не способен обеспечить подобный масштаб макросъемки — 5:1. Безусловно, работать с ним не так просто, как того многим хотелось бы, а снимать можно только макро. Но зато какое! Canon MP-E 65mm открывает дорогу к настоящему Клондайку новых сюжетов увлеченным фотографам: насекомые, цветы, да даже простые вещи из нашей повседневной жизни в большом увеличении выглядят порой просто нереально. Ну а относительная сложность макросъемки в большом масштабе — это и есть та плата за билет в макромир, которая до сих пор оставляет не перенасыщенной, а значит — интересной, эту нишу фототворчества.
Плюсы:
- невероятный масштаб съемки макро;
- высокое оптическое качество;
- идеальное качество сборки;
- возможность штатной установки макровспышки.
Минусы:
- возможность снимать только макро;
- относительно большие размеры и вес;
- специфический способ фокусировки.