Вверх
E142d0a8 d81d 419e 8049 1143dfa88515

Секретное дополнение для секретной камеры

Дата публикации: 20.06.2016

«Проект NikonPro»

Из этой статьи вы, в частности, узнаете о том, как создавался подводный бокс для Nikon D5 в марте 2016 года. Да, камера тогда ещё не появилась в продаже, но амбассадор Nikon Виктор Лягушкин, автор этой статьи, уже получил возможность понаблюдать за работой над прототипом бокса и поделиться впечатлениями с читателями Prophotos.ru.

Секретное дополнение для секретной камеры

Амбассадор Nikon Виктор Лягушкин и глава фирмы SUBAL с прототипом подводного бокса под Nikon D5.

Ничто не в силах остановить человеческое любопытство и страсть к фотографии, даже такая враждебная среда, как вода. В воде невозможно дышать, и поэтому при погружении человеческая жизнь ограничена несколькими минутами, а жизнь камеры и того короче. Но чем труднее препятствие, тем больший это вызов. И поэтому изобретены разнообразные дыхательные аппараты, батискафы и подводные лодки, а для фотосъёмки — камеры-амфибии и сложнейшие боксы для обычных камер. В этой инженерной гонке компания Nikon сразу заняла ведущее место, ещё в 1961 году выпустив камеру-амфибию Nikonos. И по сей день в линейке новой продукции обязательно есть водонепроницаемая модель. Также Nikon выпускает отличные широкоугольные объективы, в том числе AF NIKKOR 16mm f/2.8 FISHEYE для полного кадра и AF NIKKOR 10,5mm f/2.8 FISHEYE для кропнутых матриц. Это оптика, которая есть в рюкзаке любого подводного фотографа. Но компании Nikon невыгодно производить боксы для камер, ведь подводных фотографов не так много во всём мире. Как же поступить, чтобы и отрасль поддержать, и не вкладываться в невыгодное производство? Правильно, нужно партнёрство с компанией поменьше, которая эту работу возьмёт на себя.

«Поправь это отверстие, — говорит серб Звонимир австрийцу Эрнсту, — оно должно быть круглым». Звонимир осторожно укладывает на мягкую фланель, постеленную на столе, большую серебристую деталь. Это передняя панель прототипа бокса под Nikon D5, выточенный из цельного куска алюминия.

«Да, оно получилось овальное, я вижу», — отвечает Эрнст и достаёт с полки увесистый томик с документацией, чтобы свериться с чертежами.

Токарь Эрнст Винклер трудится над задней панелью прототипа подводного бокса под Nikon D5

Токарь Эрнст Винклер трудится над задней панелью прототипа подводного бокса под Nikon D5

NIKON D4S / 35.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 200, F4, 1/160 с, 35.0 мм экв.

Компания SUBAL, в которой работают оба мастера, находится в небольшом австрийском местечке Штайр. Много столетий этот городок славился предприятиями металлообрабатывающей промышленности. В средние века здесь делали ножи и ружья, а сегодня производят двигатели для BMW, знаменитые грузовики MAN и… боксы для подводной съёмки. В наше время, когда производства массово мигрируют в Китай, где дешёвая рабочая сила и природные ресурсы, некоторые всё же остаются на родине, пускай в ущерб цене, но на пользу качеству.

Механик Звонимир Вугрин на своем рабочем месте.

Механик Звонимир Вугрин на своем рабочем месте.

NIKON D4S / 35.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 1600, F5.6, 1/125 с, 35.0 мм экв.

Компания SUBAL родилась в Штайре в 1954 году, когда её основатель, тогда ещё совсем молодой парень Арнольд Степанек отлил из алюминия по собственным чертежам свой первый бокс для плёночной камеры, подаренной отцом. Талантливый инженер, влюблённый в подводную фотографию, вскоре стал конструировать боксы для других камер на заказ, в том числе и для Nikon. Несмотря на тот факт, что с 1963 года практически все подводные фотографы снимали на камеру-амфибию Nikonos, её возможности были несколько ограничены. Но это только разжигало аппетит профессиональных фотографов, снимающих мир морей и океанов. Они хотели пользоваться самой передовой техникой, ведь стало понятно, какой потенциал у подводной фотографии. Камеру-амфибию должна была сменить топовая сухопутная профессиональная зеркальная камера в надёжном герметичном боксе, который давал бы полный доступ к управлению функциями.

И первой камерой Nikon, для которой Степанек сконструировал бокс, стала Nikon F2. Она и по сей день считается одной из лучших механических зеркальных камер. Арнольд приблизил эргономику бокса к эргономике камеры: чтобы всё управление оказывалось в тех же местах, как и на камере внутри. Это непросто с точки зрения инженерии, но настолько удобно для фотографа, что вызвало огромный ажиотаж на рынке. Его примеру последовали и многие другие производители.

Бокс под Nikon F4, фото из архива Арнольда Степанека

Бокс под Nikon F4, фото из архива Арнольда Степанека

За ней был Nikon F4 — первая в мире профессиональная камера с автофокусом. Из-за оптических свойств воды сфокусироваться на объекте при подводной съёмке до появления этой камеры было сложнейшей задачей, ведь оценить расстояние на глаз в воде почти невозможно. И появление бокса под Nikon F4 было настоящим прорывом в съёмке обитателей морей и океанов.

Но несколько лет назад Арнольд понял, что ему уже трудновато вести дела и успевать за ускоряющимся темпом современных технологий. То есть пора на пенсию. И тогда он продал фирму своему соседу Харальду, подводному оператору и режиссёру, так же влюблённому в подводную съёмку, как и сам Степанек.

Новый глава SUBAL Харальд Карл в своем кабинете. Слева на полках стоят прототипы самых первых боксов, выпущенных компанией.

Новый глава SUBAL Харальд Карл в своем кабинете. Слева на полках стоят прототипы самых первых боксов, выпущенных компанией.

NIKON D4S / 35.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 1600, F7.1, 1/60 с, 35.0 мм экв.

Харальд сумел сохранить секрет успеха SUBAL, состоящий в гармоничном равновесии между верностью традициям и открытостью новому. SUBAL была первой компанией, которая перешла от проектирования по старинке с чертежами и кульманами к компьютерному проектированию в специальных программах. Это позволило существенно ускорить этап проектирования. Харальд нашёл и нанял нового инженера-дизайнера — профессора Белградского университета, а тот предложил дополнительно нанять молодых инженеров-сербов. Харальд засомневался, возможно ли вообще найти там кого-то толкового. Но профессор предложил попробовать дать творческое задание некоторым студентам и аспирантам университета. Результаты были ошеломляющими. В отличие от старой гвардии, они работали очень быстро и были в состоянии сделать бокс с нуля за месяц (сам Степанек в одиночку мог делать бокс полтора года). Сегодня это позволяет угнаться за современными темпами обновления модельного ряда цифровых камер. Надо заметить, что боксы для всех новых камер делаются с нуля, так как это проще, чем переделывать.

Выйдя на пенсию, Арнольд продолжает часто заходить в гости, узнать, как идут дела, и помогает советами инженерам-проектировщикам.

Выйдя на пенсию, Арнольд продолжает часто заходить в гости, узнать, как идут дела, и помогает советами инженерам-проектировщикам.

NIKON D4S / 14.0-24.0 mm f/2.8 УСТАНОВКИ: ISO 1600, F8, 1/200 с, 16.0 мм экв.

Вот так и получилось, что компания SUBAL из увлечения молодого австрийского инженера превратилось в сложное современное предприятие, а отношения с компанией Nikon развились в доверительное партнёрство.

«Nikon обеспечивает нам возможность получить прототип до выхода камеры в серийное производство. И тогда бокс появляется одновременно с выходом камеры. В случае с другими фирмами пользователям приходится ещё несколько месяцев ждать, пока кто-нибудь сделает для них бокс. И как итог, боксы для камер Nikon — это почти две трети всех продаж. А вот как раз прототип для новой камеры», — Владимир Младенович, один из топ-менеджеров компании SUBAL, показывает мне фото на телефоне. Но я не могу узнать на снимках камеру, потому что все логотипы тщательно заклеены. «Это в целях безопасности, — объясняет Владимир. — Если я потеряю телефон или его украдут, на этих фото никто не узнает, что это. Мы обещали Nikon, что никакая информация о D5 не выйдет за пределы нашей компании».

Прототип бокса под Nikon D5 в собранном виде.

Прототип бокса под Nikon D5 в собранном виде.

NIKON Df / 85.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 800, F5.6, 1/125 с, 85.0 мм экв.

Радует, что подводный бокс появляется в продаже одновременно с камерой. Иначе некоторые амбассадоры Nikon, такие как Брайан Скерри и Виктор Лягушкин, да и многие другие подводные фотографы, оказалсь бы в неудачном положении. Ещё в марте прототип бокса, выточенный из цельного куска алюминия, лежал на столе у Эрнста. У него очень сложная форма: только на то, чтобы выточить переднюю панель, специальная машина тратит 10 часов. Чтобы исправить возможные огрехи, Звонимир и Эрнст внимательно проверяют, всё ли соответствует чертежам. После детали отправятся на обработку в пескоструйный аппарат, чтобы выровнять поверхность и убрать следы фрез, а затем обратно к Эрнсту, который отшлифует стыки деталей и вручную снимет фаски. Это такая операция, которую на станке не сделаешь: если где-то останется микроскопическая заусеница, она может порвать о-ринг — резиновую прокладку, обеспечивающую герметичность. Поэтому Эрнст трудится над отверстиями для кнопок особенно тщательно.

Эрнст обрабатывает края отверстий прототипа бокса под Nikon D5.

Эрнст обрабатывает края отверстий прототипа бокса под Nikon D5.

NIKON D4S / 60.0 mm f/2.8 УСТАНОВКИ: ISO 200, F3.5, 1/200 с, 60.0 мм экв.

А впереди ещё много этапов скрупулёзной работы: все детали бережно завернут в мягкую фланель и отправят на анодирование. После анодирования серебристые боксы изменят цвет на чёрный и станут твёрдыми. Под водой их ждет суровое испытание — давление в десяток атмосфер. Поэтому к прочности металла очень высокие требования. Далее их ждёт покраска, а затем сборка.

Из мастерской Эрнста мы идём вслед за Звонимиром в сборочный цех. По пути он рассказывает, что работает здесь с 1996 года. На полтора года уходил работать на конвейер завода BMW, так как там больше платили, но вернулся, так как понял, что деньги не главное. «В SUBAL сотрудник должен думать, он ответственен за всё, что делает, — объясняет своё решение Звонимир. — В Австрии очень легко сменить работу. Работодатель просто не может отказать работнику с подходящей квалификацией. Но я проработал в SUBAL 20 лет. Мы — одно поколение, мы вместе женились, рожали детей, мы — одна семья. И работать в такой компании — совершенно особенное ощущение».

Механик Звонимир Вугрин на своем рабочем месте.

Механик Звонимир Вугрин на своем рабочем месте.

NIKON Df / 105.0 mm f/2.0 УСТАНОВКИ: ISO 800, F2.8, 1/250 с, 105.0 мм экв.

На сборке Звонимира уже дожидается два десятка боксов под Nikon D750, только что пришедших с покраски. Сегодня сборочный цех занимается ими, после выходных придёт с покраски прототип для Nikon D5, и настанет самый волнующий момент – точная подгонка бокса под камеру и тестирование. Если всё хорошо, то начнётся серийное производство бокса. Но это не единственная новинка этой весны — уже на подходе прототипы под Df и D500, так что сотрудникам SUBAL отдыхать не приходится.

Механик Звонимир Вугрин сверяется с чертежами.

Механик Звонимир Вугрин сверяется с чертежами.

NIKON D4S / 24.0 mm f/2.8 УСТАНОВКИ: ISO 800, F11, 1/80 с, 24.0 мм экв.

Мы прощаемся со Звонимиром и благодарим токаря Эрнста за работу:

— Вы дарите радость многим людям, которые получили возможность снимать под водой.

— Я надеюсь, что так и есть. Но вообще я это не для других, а для себя делаю. Мне нравится закруглять уголки, полировать и всё остальное. Посмотрите на эту деталь. Она идеально ровная. Видите, как красиво солнечный блик скользит по ней? Вот ради этого момента я и работаю.

Токарь Эрнст Винклер с прототипом бокса под Nikon D5.

Токарь Эрнст Винклер с прототипом бокса под Nikon D5.

NIKON D4S / 35.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 200, F4.5, 1/125 с, 35.0 мм экв.
Дата публикации: 20.06.2016
Комментировать
31ff38fd 2937 484b 84a7 75b415a55c90 square 100
Виктор Лягушкин

Фотограф National Geographic, известный своими подводными и пещерными съемками. Он - автор более тысячи публикаций и репортажей в самых известных журналах мира, художник-декоратор по образованию, победитель многих международных конкурсов по фотографии, лауреат национальной премии «Подводный мир», амбассадор Nikon. Его работы выставляются и публикуются во всем мире и производят на людей неизгладимое впечатление.

Побывав в Ординской пещере, фотограф захотел показать людям то, чего они никогда не смогут увидеть. Идея переросла в проект, положивший начало профессиональной карьере Виктора – съемка оказалась настолько интересной общественности, что после выхода книги «Ординская пещера. Познание» у фотографа совсем не осталось времени на прежнюю, «сухопутную», работу.

Проекты Виктора Лягушкина:
2010 – Ординская пещера. Познание
2011 – Принцесса китов
2011 – Пещеры Урала
2012 – Черек-Кель. Кувшин джина
2012 – Хозяйка Орды
2013 – Ледяное подземелье
2013 – Балтика. Тайны затонувших кораблей
2014 – Быть дельфином
2015 - Чужие на Байкале

Подробнее о Викторе Лягушкине можно прочитать на сайте NikonPro.ru

Наши тесты Nikon D5

Развернуть весь список

Другие статьи рубрики

Показать больше статей
comments powered by Disqus