Вверх
E142d0a8 d81d 419e 8049 1143dfa88515

Хозяйка Орды

Дата публикации: 04.12.2015

История арт-проекта из подводной пещеры

Недалеко от Перми, возле города Кунгур, на берегу реки Орда есть гора Казаковская. В этой горе под пятидесятиметровой толщей камня находится одна из самых прекрасных пещер мира — Ординская. Пятикилометровый лабиринт подводных пещерных ходов, промытых водой в белоснежном гипсе, с его огромными величественными залами похож на настоящий дворец волшебника.

Но хотя Ординская — самая протяжённая в мире подводная гипсовая пещера и, несомненно, выдающийся памятник природы, немногим довелось любоваться красотой этого места. Пещерный дайвинг требует особой, длительной подготовки. Дайверы сравнивают погружения в пещеру с полётом в космос: и по необычности, и по сложности. И как у космонавтов, у них есть свои приметы и даже легенды. «Пещерные люди» верят, что Ординская — живая, что у неё есть свой дух-хранитель — Хозяйка пещеры, способная принимать облик прекрасной женщины.

Хозяйка Орды NIKON D3X / 16.0 mm f/2.8 УСТАНОВКИ: ISO 400, F9, 1/100 с, 16.0 мм экв.

Амбассадор Nikon Виктор Лягушкин бывал в Ординской сотни раз, сфотографировал чуть ли не каждый метр и даже издал научно-популярную книгу об этом уникальном чуде природы. Но легенда о Хозяйке не давала ему покоя.

Виктор мечтал об арт-проекте в пещере, хотел перенести на фото образ Хозяйки, который возник в его воображении. И понятно, что с ролью модели никто не смог бы справиться лучше, чем двукратная чемпионка и рекордсменка мира по фридайвингу Наталья Авсеенко, вместе с которой Виктор делал проект «Принцесса китов». Наталья согласилась: «Никто в мире не снимал то, что мы собираемся сделать. Это будет нечто особенное. Но под водой, в пещере, могут проявиться мои скрытые страхи. Придётся принять вызов и преодолеть их».

Съёмка планировалась в сентябре. Это самый удачный период: не слишком жарко на поверхности, бархатный сезон. Но не все участники могли начать работу над проектом в это время, и всё сложилось только к зиме, к декабрю. Отложить ещё раз означало рисковать не сделать никогда. Ну что ж, декабрь так декабрь.

Наталья Авсеенко на Казаковской горе медитирует перед погружением.

Наталья Авсеенко на Казаковской горе медитирует перед погружением.

NIKON D3S / 14.0-24.0 mm f/2.8 УСТАНОВКИ: ISO 200, F9, 1/800 с, 14.0 мм экв.

К съёмке готовились долго и тщательно. Наталья совершила несколько погружений с дыхательным аппаратом, затем изучала пещеру на задержке дыхания в сопровождении страхующих дайверов.

Входное озеро в Ординской пещере. Наталья Авсеенко делает дыхательные упражнения перед погружением на задержке дыхания. Справа — страхующий дайвер.

Входное озеро в Ординской пещере. Наталья Авсеенко делает дыхательные упражнения перед погружением на задержке дыхания. Справа — страхующий дайвер.

NIKON D3S / 14.0-24.0 mm f/2.8 УСТАНОВКИ: ISO 1600, F4, 1/60 с, 14.0 мм экв.

Когда модель достаточно освоилась, начали съёмку. Костюм Хозяйки решили надеть на тёплый фридайверский гидрокостюм, чтобы Наташа смогла выдержать холодную воду достаточно долго. И вот первое погружение в костюме. Наталья Авсеенко в Ординской пещере в образе Хозяйки у предупреждающей таблички. Расстояние от входа — 12 метров. Наталья не спешит открывать глаза. Она говорит, что так она меньше мёрзнет.

NIKON D3X / 16.0 mm f/2.8 УСТАНОВКИ: ISO 400, F5.6, 1/60 с, 16.0 мм экв.

На этом фото Наташа действительно похожа на духа пещеры, который, согласно поверью, может помочь водолазу, а может преградить путь. Однако Виктор недоволен своей работой. Он долго обсуждает с Натальей тонкости следующего кадра.

Второе погружение. Хозяйка, уплывающая в темноту пещеры. На самом деле, в сценическом костюме практически невозможно плавать, и чтобы создать ощущение полёта, Виктор поручил ассистенту буксировать Наталью на длинной верёвке на подводном буксировщике.

NIKON D3X / 16.0 mm f/2.8 УСТАНОВКИ: ISO 800, F5.6, 1/50 с, 16.0 мм экв.

Но Виктор не хочет на этом останавливаться. Образ Хозяйки должен быть более ясным и выразительным. Группа готовится к следующему погружению, которое обещает быть самым сложным. По предыдущему опыту ясно, что у команды есть около сорока минут, чтобы добраться до места съёмки, встать каждый на своё место, провести съёмку и вернуться к выходу, прежде чем Наташа окончательно замёрзнет.

Условия съёмки:

  • температура воздуха на поверхности: –38 °C;
  • температура воздуха в пещере: –23 °C;
  • температура воды: +5 °C;
  • глубина: 12 м;
  • расстояние: 100 м от входа.

Виктор выбрал самое подходящее место в пещере с точки зрения фотографии и организации съёмки: достаточно красивое и не слишком удалённое, чтобы не тратить драгоценное время на плавание до места.

Однако эта точка съёмки весьма непростая. Дно пещеры покрыто толстым слоем ила, и это значит, что на него ни штатив нельзя поставить, ни даже коснуться, иначе видимость пропадёт, и съёмка будет безнадёжно испорчена. Все члены съёмочной группы, включая фотографа, должны мастерски «зависнуть» в толще воды, чтобы не испортить съёмку.

Виктор Лягушкин обсуждает с командой предстоящую съёмку.

Виктор Лягушкин обсуждает с командой предстоящую съёмку.

NIKON D3S / 35.0 mm f/2.0 УСТАНОВКИ: ISO 1600, F5, 1/60 с, 35.0 мм экв.

Модель будет находиться под водой на задержке дыхания без маски, привязанная за ногу к грузу на дне, без возможности всплыть и сделать вдох.

Справа от модели, чуть-чуть не попадая в кадр, располагается страхующий дайвер. Именно от него зависит жизнь Наташи — он не спускает с девушки глаз и даёт ей воздух, как только она попросит об этом жестом.

За моделью находится осветитель. В руках у него три вспышки Ikelite DS160: одна направлена в спину модели, чтобы получился красивый беклайт, вторая направлена влево, а третья — вправо, чтобы осветить пространство за Хозяйкой. Вспышки синхронизированы с камерой с помощью кабеля, который тянется от фотографа по дну пещеры под моделью. Камера Nikon D3x c объективом NIKKOR Fisheye 16mm f/2.8 спрятана в подводный бокс Subal.

Перед моделью находится фотограф. Он подсвечивает передний план двумя вспышками на армах. Над фотографом в толще воды висит супервизор. Его задача — прийти на помощь осветителю и страхующему, если это понадобится.

За фотографом находятся два видеооператора, снимающие с разных точек и страхующие друг друга.

Над видеооператорами ожидают два дайвера с подводными буксировщиками. В конце съёмки или в случае необходимости они быстро доставят Наташу к выходу из пещеры и спасительному воздуху: в сценическом костюме она практически не может плавать. Всего для съёмки потребовалось восемь ассистентов. На съёмки проекта ушло около двух недель. И вот, наконец, нужный кадр:

NIKON D3X / 16.0 mm f/2.8 УСТАНОВКИ: ISO 400, F10, 1/60 с, 16.0 мм экв.

Не секрет, что фотографу порой приходится выбирать между рутинной работой и творчеством, и обыденность часто берёт верх, так как за неё хорошо платят, а за художественные изыски — нет. Но настоящий мастер всегда найдёт возможность проявить свой талант при выполнении заказа и отыщет способ реализовать свою сумасшедшую задумку.

После погружения. Страхующий дайвер помогает замёрзшей Наталье снять сценический костюм.

После погружения. Страхующий дайвер помогает замёрзшей Наталье снять сценический костюм.

NIKON D3S / 14.0-24.0 mm f/2.8 УСТАНОВКИ: ISO 1600, F2.8, 1/60 с, 20.0 мм экв.

Фильм, снятый телеканалом Russia Today об этом замечательном проекте

Скачать фильм

Дата публикации: 04.12.2015
Комментировать
31ff38fd 2937 484b 84a7 75b415a55c90 square 100
Виктор Лягушкин

Фотограф National Geographic, известный своими подводными и пещерными съемками. Он - автор более тысячи публикаций и репортажей в самых известных журналах мира, художник-декоратор по образованию, победитель многих международных конкурсов по фотографии, лауреат национальной премии «Подводный мир», амбассадор Nikon. Его работы выставляются и публикуются во всем мире и производят на людей неизгладимое впечатление.

Побывав в Ординской пещере, фотограф захотел показать людям то, чего они никогда не смогут увидеть. Идея переросла в проект, положивший начало профессиональной карьере Виктора – съемка оказалась настолько интересной общественности, что после выхода книги «Ординская пещера. Познание» у фотографа совсем не осталось времени на прежнюю, «сухопутную», работу.

Проекты Виктора Лягушкина:
2010 – Ординская пещера. Познание
2011 – Принцесса китов
2011 – Пещеры Урала
2012 – Черек-Кель. Кувшин джина
2012 – Хозяйка Орды
2013 – Ледяное подземелье
2013 – Балтика. Тайны затонувших кораблей
2014 – Быть дельфином
2015 - Чужие на Байкале

Подробнее о Викторе Лягушкине можно прочитать на сайте NikonPro.ru

Другие статьи рубрики

Показать больше статей
comments powered by Disqus