Вверх
E142d0a8 d81d 419e 8049 1143dfa88515

Что такое студийный мастер-класс и зачем он нужен?

Дата публикации: 14.03.2016

«Проект NikonPro»

Амбассадор Nikon Олег Зотов ведёт бесплатную онлайн-фотошколу, где рассказывает о профессии fashion-фотографа, съёмках для журналов, работе с моделями и звёздами, ничего не утаивая. Раньше после каждого нового урока этого занимательного обучающего «сериала» youtube-страничка Олега была завалена сотнями новых вопросов молодых фотографов. Онлайн-ученики требовали, как говорится, играющего тренера. Так появилась идея проведения реальных мастер-классов в студии. «Мои уроки можно посмотреть в интернете, это бесплатно. Но конечно, практические занятия в моей студии дают фотографам возможность попробовать всё, о чём я рассказываю онлайн, и за 6–8 часов непрерывных съёмок получить подробнейшую консультацию и новый опыт», — рассказывает Олег. Мы заглянули на один из мастер-классов гламурного амбассадора, увидели процесс изнутри и заодно поговорили с мастером о фотографии. Каждый студийный мастер-класс Олега Зотова посвящён определённой теме. Тема сегодняшнего — применение спецэффектов (то есть специальных приёмов, методов и приспособлений) в фотосъёмке.

Что такое студийный мастер-класс и зачем он нужен?

Начинается всё с «разминки». На столе — композиция из ретрофонаря, старого фотоаппарата, печатной машинки, бинокля. С помощью световой кисти (а в данном случае — простого фонарика) Олег показывает, как добиваться красивой художественной картинки.

Фотоаппарат на штативе, длинная выдержка, абсолютно тёмная площадка. Фотограф скользит световым лучом по каждому предмету, где-то задерживаясь чуть дольше, где-то чуть меньше. Готово! Смотрим! Он тут же показывает результат и заключает: «Немного пересветил машинку, а вот фонарь вышел хорошо. Давайте сделаем так, будто его свет падает на все предметы вокруг. Возьмите нашу световую кисть, попробуйте!»

«Меня часто называют студийным фотографом. Но я не студийный, я просто фотограф. Да, есть вещи, которые удобно снимать в студии. Не так важно, где работать: я люблю ездить в разные страны, снимать на природе, в интерьерах… В студии можно выставить всё так, как тебе нужно. Как в кино: что-то снимается в реальных квартирах, а что-то — например, нашумевший клип “Экспонат” группы “Ленинград” — в павильонах, специально для этого построенных. Потому что это удобно. Ты можешь поставить свет, к тебе не придут соседи».

Олег с азартом и энергией перемещается по своей студии, увлекая полтора десятка участнков мастер-класса от одной сцены к следующей. Ученики с головой погружены в процесс, старательно запоминают и записывают каждый совет, нюанс, ракурс. «Главная идея встречи — попробовать поработать с разным светом и понять, как всё устроено, — говорит фотограф. — Научившись работать со светом, проще снимать в любом жанре: когда ты видишь и понимаешь, как падает свет, выбираешь наиболее выгодную точку съёмки. Минимальный набор для фотосъёмки: любая лампа и любой фотоаппарат. Простого фонарика за сто рублей достаточно, чтобы делать интересные снимки. Можно снимать без света, можно вместо него использовать солнце за окном. Если у вас есть вспышка, а к ней какие-то насадки, этого уже достаточно. Есть две простые лампы — прекрасно».

Участники мастер-класса увлекаются «натюрмортом» настолько, что их с трудом удаётся убедить перейти в другую часть студии на новую сцену. Здесь уже готова к съёмке модель, над причёской и макияжем которой поколдовала визажист Катя Бобкова. Олег настаивает: участники должны пробовать снимать как можно больше, разнообразные сюжеты. Тёмный фон, белый, чёрная глянцевая стена, матовая… Как сделать фон разным? Как добавить эффектов и каких? Всё можно подготовить своими руками. «Вот эту матрицу я сделал сам специально для нашего мастер-класса, — Олег демонстрирует огромный лист из плотного материала, весь изрезанный отверстиями самых причудливых форм. — Выставляем её перед лампой, подсвечивающей фон, и однотонная стена становится интереснее. Чем больше подобных приёмов в вашем арсенале, тем лучше».

Затем начинается фотосъёмка с мягким светом: «Если мы говорим о женском портрете, то это классическая фотография, когда нужно красиво подсветить лицо. Для этого используем два источника света. Не обойтись тут и без визажиста, который сделает идеальной кожу модели, — это самый первый и важный этап. Дальше можно придумывать любой сложный свет. Хорошо подготовленная модель и грамотный свет позволяют получать красивые снимки без последующей обработки в Photoshop. Настоящий фотограф спокойно может обходиться без графического редактора. Зачем добавлять себе работы, если качественную картинку можно получить прямо на съёмочной площадке?»

«В фотосъёмке моделей есть совершенно классические законы. Проще говоря, девушку нужно делать красивой, мужчину — мужественным и брутальным. Естественно, самый простой способ получить что-то новое — нарушить этот закон. Но мы всё-таки говорим о классической фотографии. Базовые правила: жёсткий свет на лице подчёркивает его структуру, фактуру, делает его резче и жёстче. Если девушка не очень юная, у неё неидеальные черты лица и кожа, то точно не надо жёстким светом подчёркивать морщины, недостатки и несовершенства кожи.

Тот же стопроцентно жёсткий свет красиво может смотреться на мужчине: он подчеркнёт рельеф, сделает тёмными глаза — и мы не боимся этого. Любое цветовое искажение — перевести в холодный спектр или, наоборот, сделать мужчину загорелым — его не портит. С женщинами надо осторожнее. Мой совет: если снимаешь девушку, спокойно убери всё ненужное — морщинки, носогубные складочки, может быть, даже приглуши немного насыщенность цвета. Современные фотоаппараты позволяют сделать это. И получится воздушный, лёгкий, красивый портрет. Для дополнительной практики очень полезно рассматривать чужие фотографии: кто где стоял, как падал свет. Даже во время обычного разговора смотрите на людей: как падает свет на собеседника, где источники света. И если это красиво, запоминайте и применяйте в фотографии».

Тут же Олег получает очень популярный среди молодых портретистов вопрос о том, что делать с руками. «Для начала всё просто: уберите их вообще из кадра! А на будущее главные принципы легко запомнить: лучше, чтобы ладони были повёрнуты ребром к камере; и второе — как только пальцы рук загибаются, это выглядит плохо».

На мастер-классе, как правило, обсуждается ещё 1001 вопрос, связанный не только с темой урока, но и с фотографией в целом. «Часто начинающий фотограф ограничен в средствах и разрывается, во что вложиться в первую очередь: в фотоаппарат или оптику. Вкладываться лучше в тушку. Оптика — дело наживное. Объективами можно меняться, это нормальная практика. Тушкой поменяться сложнее, к тому же ты к ней привыкаешь, она должна лежать в руке. Мне часто приходится на мастер-классах брать в руки не свою камеру. Это как сесть за руль другого автомобиля. Каким бы профессионалом ты ни был, нужно какое-то время — от нескольких секунд до нескольких часов, — чтобы привыкнуть».

NIKON D800 / 24.0-70.0 mm f/2.8 УСТАНОВКИ: ISO 100, F13, 1/125 с, 50.0 мм экв.

Ещё один любимый вопрос новичков к профессионалам — как подбирать выдержку и диафрагму. «Если в студии вы снимаете со вспышками, то они определяют и выдержку. Они синхронизируются на выдержке до 1/250, поэтому 200, 160, 125 — нормальные значения. Если в студии темно, можно использовать выдержку и в 10 секунд.

На улице всё определяется условиями и задачей. Если это спорт и вы хотите движение заморозить, используйте самую короткую выдержку, которая есть в вашей камере. Хотите оставить дыхание, движение, смазанность — используйте длинную. Помните: для очень длинной выдержки необходим штатив. Хотите получить необычный спецэффект — поставьте мощный серый фильтр (или даже два–три), закройте диафрагму, включите на несколько часов свой фотоаппарат… И вы удивитесь результату! Вы получите пустую улицу, где не будет ничего, кроме домов и фонарей.

NIKON D800 УСТАНОВКИ: ISO 100, F4.5, 1/250 с, 42.0 мм экв.

Диафрагма определяет количество света и глубину резкости. Открытая диафрагма — получите маленькую глубину резкости. Хотите так называемое модное боке — открывайте диафрагму. Хотите, чтобы от модели были видны только глаза и кончик носа, а уши уже размытые — открытая диафрагма. Хотите выделить человека из толпы — открытая диафрагма. Убрать мусор на заднем фоне — открытая диафрагма. Хотите прорисовать всё максимально резко и чётко или, например, при макросъёмке бриллиантового кольца сделать чётким не одну грань, а все — только закрытая диафрагма. Всё остальное между этими двумя понятиями. Использовать можно любую диафрагму, с каждым значением вы получите разные эффекты. Дальше решайте сами, что вы хотите сделать резким, а что — смазать».

NIKON D800 УСТАНОВКИ: ISO 100, F11, 1/250 с, 32.0 мм экв.

За день мастер-класса на площадках студии чередуются модели, источники света, макияж и образы. Объектом съёмки становится то романтичная девушка, то героиня ретрофильма, то гламурная рок-звезда. «Частый вопрос: где искать вдохновение для сюжетов фотосессий. Я рекомендую смотреть произведения великих художников, фильмы и даже сериалы, но только качественные. Считается, что существует всего 36 сюжетов для сценариев пьес, кинофильмов и рассказов. Этого для начала хватит», — попутно рассказывает Олег. А дальше на площадке в ход идут подброшенные платки, флуоресцентные лампы и специальный мейкап, испускающий искры токарный станок, дым-машина, зеркала, вырезанные вручную светофильтры и даже облака из муки. Этот «приёмчик» Олег оставляет напоследок, предварительно оборачивая всю аппаратуру и застилая пол плёнкой: «Падающая вода, душ, разбитые стекла, конфетти, подброшенные конфеты, шарик с водой, который можно лопнуть, — всё это доступно и всегда под рукой. Это можно использовать и дома, и в студии – нет никакой проблемы в том, чтобы покрыть пол полиэтиленом, а потом собрать всё пылесосом. Или, например, я сидел в клубе и наблюдал, как молодой человек курил электронную сигарету, испускавшую невероятное количество дыма. Вот теперь хочу её купить, ведь это самый настоящий спецэффект: пар, который можно использовать где угодно, на него не среагирует пожарная сигнализация. И такое облако можно использовать для съёмки портрета».

NIKON D810 УСТАНОВКИ: ISO 500, F9, 1/200 с, 105.0 мм экв.

«Используйте разные линии, фактуры. Не бойтесь теней. Добавляйте матовые, глянцевые поверхности. Большинство полезных гаджетов в студии делается своими руками. Часть вещей можно купить, но то, что сделано тобой, нередко намного лучше. Ведь если ты понимаешь базовые вещи — принципы работы больших зонтов, больших и маленьких софтбоксов, — ты можешь что-то сделать сам и применить это вне студии». Олег сначала демонстрирует сам, как лучше работать на каждой площадке, тут же на мониторе показывает полученный результат и, наконец, предоставляет свободу участникам мастер-класса. Щёлкают затворы, перезаряжаются лампы, мастер наблюдает за процессом, постоянно давая подсказки, некоторые результаты приводят его почти в детский восторг.

NIKON D810 / Nikon AF-S Nikkor 70-200mm f/2.8G ED VR II УСТАНОВКИ: ISO 100, F9, 1/200 с, 150.0 мм экв.

День очень насыщенный: нужно попробовать множество новых приёмов, поэкспериментировать. Всего за несколько часов гости получают больше практических знаний, чем за годы самостоятельного обучения. Многие результат съёмки на мастер-классе обязательно добавят в портфолио.

После мастер-класса участники выкладывают фото c хэштегом #zotovschool. Среди них встречаются потрясающие кадры. Кто-то всё ещё обрабатывает снимки, но есть те, кто смог снять так, чтобы ничего не надо было доделывать. Видимо, им просто не хватало этого маленького толчка и возможности убедиться на собственной практике, что это реально.

NIKON D810 УСТАНОВКИ: ISO 100, F11, 1/200 с, 58.0 мм экв.
Дата публикации: 14.03.2016
Комментировать
Fb8345bd 0020 411b ab1a 793a47dd100f square 100
Олег Зотов

Один из ведущих фэшн-фотографов России представляет в команде амбассадоров Nikon фэшн и глянцевую фотографию. Его работы можно увидеть на страницах и обложках Men's Health, Playboy, Women's Health, ELLE, Vogue, Hello, Allure, Danza, Psychologies, YogaJournal, Cosmopolitan и многих других. В портфолио Олега — более двух десятков обложек самого продаваемого в мире мужского журнала MAXIM. Олег снимал практически всех звёзд российского шоу-бизнеса и множество зарубежных знаменитостей: Меган Фокс, Джона Малковича, Орнеллу Мути, Монсеррат Кабалье, Антонио Бандераса, Халка, Альберту Феретти, Веру Брежневу, Оксану Акиньшину, Аллу Пугачёву, Анну Семенович, Лизу Боярскую, Данилу Козловского и многих других. Олег Зотов много работал с бизнесменами и политиками, звёздами спорта и олимпийскими чемпионами. В его объективе побывали Владимир Путин, Дональд Трамп, Николай Валуев, Евгений Плющенко. Именно Зотов является автором портрета Валуева, бреющегося топором. Олег считает, что настоящий фотограф должен уметь создавать портреты без Photoshop и подобных компьютерных программ.

Подробнее об Олеге Зотове можно прочитать на сайте NikonPro.ru

Серия статей

Развернуть весь список

Другие статьи рубрики

Показать больше статей
comments powered by Disqus