Вверх
  • Александр Петросян: мощный телевик как творческий инструмент
  • Водопады плато Путорана
  • Пейзажи национального парка Таганай
  • Что такое студийный мастер-класс и зачем он нужен?
  • Александр Петросян. История одного кадра: Дары волхвов
  • Александр Петросян. История одного кадра: Невский проспект
  • Banner 80x80 02 779bbaa679dc6b7f4c049292657342c566f6285974b656e2652cf5dfbf093090

Что такое студийный мастер-класс и зачем он нужен?

Обсудить

«Проект NikonPro»

Амбассадор Nikon Олег Зотов ведёт бесплатную онлайн-фотошколу, где рассказывает о профессии fashion-фотографа, съёмках для журналов, работе с моделями и звёздами, ничего не утаивая. Раньше после каждого нового урока этого занимательного обучающего «сериала» youtube-страничка Олега была завалена сотнями новых вопросов молодых фотографов. Онлайн-ученики требовали, как говорится, играющего тренера. Так появилась идея проведения реальных мастер-классов в студии. «Мои уроки можно посмотреть в интернете, это бесплатно. Но конечно, практические занятия в моей студии дают фотографам возможность попробовать всё, о чём я рассказываю онлайн, и за 6–8 часов непрерывных съёмок получить подробнейшую консультацию и новый опыт», — рассказывает Олег. Мы заглянули на один из мастер-классов гламурного амбассадора, увидели процесс изнутри и заодно поговорили с мастером о фотографии. Каждый студийный мастер-класс Олега Зотова посвящён определённой теме. Тема сегодняшнего — применение спецэффектов (то есть специальных приёмов, методов и приспособлений) в фотосъёмке.

Что такое студийный мастер-класс и зачем он нужен?

Начинается всё с «разминки». На столе — композиция из ретрофонаря, старого фотоаппарата, печатной машинки, бинокля. С помощью световой кисти (а в данном случае — простого фонарика) Олег показывает, как добиваться красивой художественной картинки.

Фотоаппарат на штативе, длинная выдержка, абсолютно тёмная площадка. Фотограф скользит световым лучом по каждому предмету, где-то задерживаясь чуть дольше, где-то чуть меньше. Готово! Смотрим! Он тут же показывает результат и заключает: «Немного пересветил машинку, а вот фонарь вышел хорошо. Давайте сделаем так, будто его свет падает на все предметы вокруг. Возьмите нашу световую кисть, попробуйте!»

«Меня часто называют студийным фотографом. Но я не студийный, я просто фотограф. Да, есть вещи, которые удобно снимать в студии. Не так важно, где работать: я люблю ездить в разные страны, снимать на природе, в интерьерах… В студии можно выставить всё так, как тебе нужно. Как в кино: что-то снимается в реальных квартирах, а что-то — например, нашумевший клип “Экспонат” группы “Ленинград” — в павильонах, специально для этого построенных. Потому что это удобно. Ты можешь поставить свет, к тебе не придут соседи».

Олег с азартом и энергией перемещается по своей студии, увлекая полтора десятка участнков мастер-класса от одной сцены к следующей. Ученики с головой погружены в процесс, старательно запоминают и записывают каждый совет, нюанс, ракурс. «Главная идея встречи — попробовать поработать с разным светом и понять, как всё устроено, — говорит фотограф. — Научившись работать со светом, проще снимать в любом жанре: когда ты видишь и понимаешь, как падает свет, выбираешь наиболее выгодную точку съёмки. Минимальный набор для фотосъёмки: любая лампа и любой фотоаппарат. Простого фонарика за сто рублей достаточно, чтобы делать интересные снимки. Можно снимать без света, можно вместо него использовать солнце за окном. Если у вас есть вспышка, а к ней какие-то насадки, этого уже достаточно. Есть две простые лампы — прекрасно».

Что такое студийный мастер-класс и зачем он нужен?

Участники мастер-класса увлекаются «натюрмортом» настолько, что их с трудом удаётся убедить перейти в другую часть студии на новую сцену. Здесь уже готова к съёмке модель, над причёской и макияжем которой поколдовала визажист Катя Бобкова. Олег настаивает: участники должны пробовать снимать как можно больше, разнообразные сюжеты. Тёмный фон, белый, чёрная глянцевая стена, матовая… Как сделать фон разным? Как добавить эффектов и каких? Всё можно подготовить своими руками. «Вот эту матрицу я сделал сам специально для нашего мастер-класса, — Олег демонстрирует огромный лист из плотного материала, весь изрезанный отверстиями самых причудливых форм. — Выставляем её перед лампой, подсвечивающей фон, и однотонная стена становится интереснее. Чем больше подобных приёмов в вашем арсенале, тем лучше».

Затем начинается фотосъёмка с мягким светом: «Если мы говорим о женском портрете, то это классическая фотография, когда нужно красиво подсветить лицо. Для этого используем два источника света. Не обойтись тут и без визажиста, который сделает идеальной кожу модели, — это самый первый и важный этап. Дальше можно придумывать любой сложный свет. Хорошо подготовленная модель и грамотный свет позволяют получать красивые снимки без последующей обработки в Photoshop. Настоящий фотограф спокойно может обходиться без графического редактора. Зачем добавлять себе работы, если качественную картинку можно получить прямо на съёмочной площадке?»

Что такое студийный мастер-класс и зачем он нужен?

«В фотосъёмке моделей есть совершенно классические законы. Проще говоря, девушку нужно делать красивой, мужчину — мужественным и брутальным. Естественно, самый простой способ получить что-то новое — нарушить этот закон. Но мы всё-таки говорим о классической фотографии. Базовые правила: жёсткий свет на лице подчёркивает его структуру, фактуру, делает его резче и жёстче. Если девушка не очень юная, у неё неидеальные черты лица и кожа, то точно не надо жёстким светом подчёркивать морщины, недостатки и несовершенства кожи.

Что такое студийный мастер-класс и зачем он нужен?

Тот же стопроцентно жёсткий свет красиво может смотреться на мужчине: он подчеркнёт рельеф, сделает тёмными глаза — и мы не боимся этого. Любое цветовое искажение — перевести в холодный спектр или, наоборот, сделать мужчину загорелым — его не портит. С женщинами надо осторожнее. Мой совет: если снимаешь девушку, спокойно убери всё ненужное — морщинки, носогубные складочки, может быть, даже приглуши немного насыщенность цвета. Современные фотоаппараты позволяют сделать это. И получится воздушный, лёгкий, красивый портрет. Для дополнительной практики очень полезно рассматривать чужие фотографии: кто где стоял, как падал свет. Даже во время обычного разговора смотрите на людей: как падает свет на собеседника, где источники света. И если это красиво, запоминайте и применяйте в фотографии».

Что такое студийный мастер-класс и зачем он нужен?

Тут же Олег получает очень популярный среди молодых портретистов вопрос о том, что делать с руками. «Для начала всё просто: уберите их вообще из кадра! А на будущее главные принципы легко запомнить: лучше, чтобы ладони были повёрнуты ребром к камере; и второе — как только пальцы рук загибаются, это выглядит плохо».

На мастер-классе, как правило, обсуждается ещё 1001 вопрос, связанный не только с темой урока, но и с фотографией в целом. «Часто начинающий фотограф ограничен в средствах и разрывается, во что вложиться в первую очередь: в фотоаппарат или оптику. Вкладываться лучше в тушку. Оптика — дело наживное. Объективами можно меняться, это нормальная практика. Тушкой поменяться сложнее, к тому же ты к ней привыкаешь, она должна лежать в руке. Мне часто приходится на мастер-классах брать в руки не свою камеру. Это как сесть за руль другого автомобиля. Каким бы профессионалом ты ни был, нужно какое-то время — от нескольких секунд до нескольких часов, — чтобы привыкнуть».

Что такое студийный мастер-класс и зачем он нужен? Nikon D800 / 24.0-70.0 mm f/2.8 УСТАНОВКИ: ISO 100, F13, 1/125 s, 1.0 МБ

Ещё один любимый вопрос новичков к профессионалам — как подбирать выдержку и диафрагму. «Если в студии вы снимаете со вспышками, то они определяют и выдержку. Они синхронизируются на выдержке до 1/250, поэтому 200, 160, 125 — нормальные значения. Если в студии темно, можно использовать выдержку и в 10 секунд.

На улице всё определяется условиями и задачей. Если это спорт и вы хотите движение заморозить, используйте самую короткую выдержку, которая есть в вашей камере. Хотите оставить дыхание, движение, смазанность — используйте длинную. Помните: для очень длинной выдержки необходим штатив. Хотите получить необычный спецэффект — поставьте мощный серый фильтр (или даже два–три), закройте диафрагму, включите на несколько часов свой фотоаппарат… И вы удивитесь результату! Вы получите пустую улицу, где не будет ничего, кроме домов и фонарей.

Что такое студийный мастер-класс и зачем он нужен? Nikon D800 УСТАНОВКИ: ISO 100, F4.5, 1/250 s, 1.0 МБ

Диафрагма определяет количество света и глубину резкости. Открытая диафрагма — получите маленькую глубину резкости. Хотите так называемое модное боке — открывайте диафрагму. Хотите, чтобы от модели были видны только глаза и кончик носа, а уши уже размытые — открытая диафрагма. Хотите выделить человека из толпы — открытая диафрагма. Убрать мусор на заднем фоне — открытая диафрагма. Хотите прорисовать всё максимально резко и чётко или, например, при макросъёмке бриллиантового кольца сделать чётким не одну грань, а все — только закрытая диафрагма. Всё остальное между этими двумя понятиями. Использовать можно любую диафрагму, с каждым значением вы получите разные эффекты. Дальше решайте сами, что вы хотите сделать резким, а что — смазать».

Что такое студийный мастер-класс и зачем он нужен? Nikon D800 УСТАНОВКИ: ISO 100, F11, 1/250 s, 1.0 МБ

За день мастер-класса на площадках студии чередуются модели, источники света, макияж и образы. Объектом съёмки становится то романтичная девушка, то героиня ретрофильма, то гламурная рок-звезда. «Частый вопрос: где искать вдохновение для сюжетов фотосессий. Я рекомендую смотреть произведения великих художников, фильмы и даже сериалы, но только качественные. Считается, что существует всего 36 сюжетов для сценариев пьес, кинофильмов и рассказов. Этого для начала хватит», — попутно рассказывает Олег. А дальше на площадке в ход идут подброшенные платки, флуоресцентные лампы и специальный мейкап, испускающий искры токарный станок, дым-машина, зеркала, вырезанные вручную светофильтры и даже облака из муки. Этот «приёмчик» Олег оставляет напоследок, предварительно оборачивая всю аппаратуру и застилая пол плёнкой: «Падающая вода, душ, разбитые стекла, конфетти, подброшенные конфеты, шарик с водой, который можно лопнуть, — всё это доступно и всегда под рукой. Это можно использовать и дома, и в студии – нет никакой проблемы в том, чтобы покрыть пол полиэтиленом, а потом собрать всё пылесосом. Или, например, я сидел в клубе и наблюдал, как молодой человек курил электронную сигарету, испускавшую невероятное количество дыма. Вот теперь хочу её купить, ведь это самый настоящий спецэффект: пар, который можно использовать где угодно, на него не среагирует пожарная сигнализация. И такое облако можно использовать для съёмки портрета».

Что такое студийный мастер-класс и зачем он нужен? Nikon D810 УСТАНОВКИ: ISO 500, F9, 1/200 s, 2.0 МБ

«Используйте разные линии, фактуры. Не бойтесь теней. Добавляйте матовые, глянцевые поверхности. Большинство полезных гаджетов в студии делается своими руками. Часть вещей можно купить, но то, что сделано тобой, нередко намного лучше. Ведь если ты понимаешь базовые вещи — принципы работы больших зонтов, больших и маленьких софтбоксов, — ты можешь что-то сделать сам и применить это вне студии». Олег сначала демонстрирует сам, как лучше работать на каждой площадке, тут же на мониторе показывает полученный результат и, наконец, предоставляет свободу участникам мастер-класса. Щёлкают затворы, перезаряжаются лампы, мастер наблюдает за процессом, постоянно давая подсказки, некоторые результаты приводят его почти в детский восторг.

Что такое студийный мастер-класс и зачем он нужен? Nikon D810 / Nikon AF-S Nikkor 70-200mm f/2.8G ED VR II УСТАНОВКИ: ISO 100, F9, 1/200 s, 22.0 МБ

День очень насыщенный: нужно попробовать множество новых приёмов, поэкспериментировать. Всего за несколько часов гости получают больше практических знаний, чем за годы самостоятельного обучения. Многие результат съёмки на мастер-классе обязательно добавят в портфолио.

После мастер-класса участники выкладывают фото в Instagram c хэштегом #zotovschool. Среди них встречаются потрясающие кадры. Кто-то всё ещё обрабатывает снимки, но есть те, кто смог снять так, чтобы ничего не надо было доделывать. Видимо, им просто не хватало этого маленького толчка и возможности убедиться на собственной практике, что это реально.

Что такое студийный мастер-класс и зачем он нужен? Nikon D810 УСТАНОВКИ: ISO 100, F11, 1/200 s, 1.0 МБ

Опубликовано: 14.03.2016

Серия статей "Студийная съёмка"

Обсудить
742b7197 c924 4bfd 9056 cedd6d61f4d1
Олег Зотов
Опубликовано 14.03.2016

Один из ведущих фэшн-фотографов России представляет в команде амбассадоров Nikon фэшн и глянцевую фотографию. Его работы можно увидеть на страницах и обложках Men's Health, Playboy, Women's Health, ELLE, Vogue, Hello, Allure, Danza, Psychologies, YogaJournal, Cosmopolitan и многих других. В портфолио Олега — более двух десятков обложек самого продаваемого в мире мужского журнала MAXIM. Олег снимал практически всех звёзд российского шоу-бизнеса и множество зарубежных знаменитостей: Меган Фокс, Джона Малковича, Орнеллу Мути, Монсеррат Кабалье, Антонио Бандераса, Халка, Альберту Феретти, Веру Брежневу, Оксану Акиньшину, Аллу Пугачёву, Анну Семенович, Лизу Боярскую, Данилу Козловского и многих других. Олег Зотов много работал с бизнесменами и политиками, звёздами спорта и олимпийскими чемпионами. В его объективе побывали Владимир Путин, Дональд Трамп, Николай Валуев, Евгений Плющенко. Именно Зотов является автором портрета Валуева, бреющегося топором. Олег считает, что настоящий фотограф должен уметь создавать портреты без Photoshop и подобных компьютерных программ.

Подробнее об Олеге Зотове можно прочитать на сайте NikonPro.ru

Понравился материал? Есть советы, вопросы, предложения?
comments powered by Disqus
B6948ea6 cceb 4deb b1c5 2a9a758b32fd