Вверх
  • Пейзаж. Ищем интересные формы
  • Красота родной природы. Река в кадре: советы по съёмке возле водоёма
  • Как сфотографировать молнию?
  • Портрет в сумерках без вспышки. Семь практических советов
  • Пейзаж с солнцем в кадре. Практические советы
  • Три способа фокусировки при съёмке пейзажа
  • Banner 80x80 02 779bbaa679dc6b7f4c049292657342c566f6285974b656e2652cf5dfbf093090

Портрет в сумерках без вспышки. Семь практических советов

Обсудить

Итак, солнце зашло за горизонт, и наступили сумерки. Первый час сумерек фотографы иногда называют «голубым часом»: в это время освещение мягкое, нежное, приятное глазу. Недаром голубой час — часть режимного времени. Того времени, когда условия освещения наиболее выгодны для съёмки. В этот период можно делать красивые загадочные портреты, пользуясь тем освещением, которое предлагает природа. Я стараюсь не портить естественное освещение использованием вспышки, в особенности встроенной.

При этом фотографирование в условиях сумерек требует от фотографа знания собственной техники, правильной её настройки и использования подходящей оптики. В этой статье я дам несколько советов, касающихся съёмки портретов в сумерках.

Портрет в сумерках без вспышки. Семь практических советов

Nikon D810 / Nikon AF-S Nikkor 35mm f/1.4G

  • Следите за выдержкой. Для съёмки двигающихся объектов выдержка должна быть короче 1/60 сек. Яркость освещения во время сумерек значительно снижается. А значит, фотографировать становится сложнее. Гораздо легче получить бракованный, смазанный кадр типа такого:
Портрет в сумерках без вспышки. Семь практических советов

Съёмка в сумерках. Кадр смазался из-за выдержки в 0,6 сек. Такая выдержка слишком длинная для съёмки портретов.

При портретной съёмке есть только один способ избежать смазанных кадров — использовать достаточно короткую выдержку. Если выдержка станет длиннее (а автоматика вполне может удлинить выдержку при съёмке в условиях недостаточного освещения), в кадре может появиться «шевелёнка», смаз изображения от дрожания камеры в руках фотографа. Объект съёмки тоже может смазаться от собственных движений. Напомню, что выдержку можно контролировать в режимах S и М.

Портрет в сумерках без вспышки. Семь практических советов

Nikon D610 / Nikon 85mm f/1.4D AF Nikkor

  • Пейзаж и человек могут дополнить друг друга в кадре. Помните об этом, снимая в красивых местах! Не спешите максимально размывать фон и непременно использовать длиннофокусную оптику. Попробуйте добавить в кадр пространства, атмосферы!

  • Следите за точностью фокусировки. Система автофокуса, как и человек, в сумерках видит чуть хуже. Делайте на это скидку. Напомним, что фазовый тип автофокуса (работающий при компоновке кадра через видоискатель зеркальной камеры) в темноте более чувствителен, нежели контрастный. Поэтому по возможности стоит компоновать кадр именно через оптический видоискатель фотокамеры, а не через экран Live View. Самой чувствительной точкой фокусировки традиционно считается центральная. Если возникают проблемы с фокусировкой, воспользуйтесь ею. Позже вы всегда сможете перекомпоновать кадр, держа кнопку спуска полунажатой.

  • Пользуйтесь светосильной оптикой. Светосильные фикс-объективы должны быть в арсенале любого фотографа, снимающего портреты. Помимо того, что такие объективы дают отличное качество изображения и могут красиво размывать фон, они позволяют делать более качественные кадры при скудном освещении. Объективы со светосилой f/1.4 и f/1.8 отлично подойдут. Кстати, не все они стоят огромных денег. К примеру, объектив Nikon AF-S 50mm f/1.8G Nikkor имеет вполне невысокий ценник, а картинку выдаёт очень «дорогую», будто снята она на оптику стоимостью в несколько раз выше.

Примеры светосильной оптики от Nikon:

Портрет в сумерках без вспышки. Семь практических советов

Nikon AF-S 50mm f/1.8G Nikkor

Портрет в сумерках без вспышки. Семь практических советов

Nikon AF-S 24mm f/1.8G ED Nikkor

Портрет в сумерках без вспышки. Семь практических советов

Nikon AF-S 35mm f/1.8G ED Nikkor

Портрет в сумерках без вспышки. Семь практических советов

Nikon AF-S 85mm f/1.8G Nikkor

  • Полнокадровые зеркальные камеры будут удобнее. Почему? На мой взгляд, прежде всего потому, что они обладают большим и качественным оптическим видоискателем. В него вы будете смотреть на будущий кадр не как в замочную скважину, а как в полноценное окно. Кроме того, полнокадровые камеры дают меньше цифрового шума на высоких значениях ISO, что важно при съёмке в сумерках. Достойным выбором сегодня станут аппараты Nikon D610, Nikon D750, Nikon D810.
Портрет в сумерках без вспышки. Семь практических советов

Nikon D810 / Nikon AF-S Nikkor 35mm f/1.4G

  • Подходите к экспозиции кадра творчески. Необязательно делать вечерний кадр светлым, будто он снят днём. Чтобы передать ощущение вечера и сумерек на фото, попробуйте сделать кадр с небольшой отрицательной коррекцией экспозиции. Но в крайности впадать, конечно, не стоит: если ваш кадр будет совсем тёмным, это тоже можно считать техническим браком.
Портрет в сумерках без вспышки. Семь практических советов

Nikon D610 / Nikon 85mm f/1.4D AF Nikkor

  • Используйте элементы городского освещения. Городская иллюминация может дополнить ваш кадр. С её помощью можно подсветить лицо модели (разместив источник света сбоку или спереди от неё) или украсить фон. Кстати, в сумерках на фоне интересно смотрятся не только городские фонари, но и луна. Попробуйте поймать её в кадр!
Портрет в сумерках без вспышки. Семь практических советов

Nikon D810 / Nikon AF-S Nikkor 35mm f/1.4G

Опубликовано: 07.09.2015

Серия статей "Как снимать портрет?"

Обсудить
71ad474e f694 4d59 8c9a 56e5bb337e7c
Константин Воронов
Опубликовано 07.09.2015

Занимаюсь профессиональной фотографией более 8 лет. Сфера деятельности — свадебная, портретная, пейзажная фотография. По образованию журналист. Разработал несколько курсов для сервиса онлайн-обучения фотографии Fotoshkola.net. Преподаватель, ведущий мастер-классов.

Я в Instagram: karrrtinki

Viktor Sedov, 2016-09-08T14:43:01

Еще пару советов от фотошколы http://www.bestnewart.ru/ab...

Explorus, 2015-09-11T06:47:50

Я вижу разницу, как минимум в ГРИПе, и именно для этого брал ФФ, и уж точно не из-за видоискателя. Всего доброго.

Константин Воронов, 2015-09-11T06:20:45

Если вы не видите разницы между кропом и ФФ, вероятно вам последний и не нужен. Конечно стоит выбирать технику по вкусам и задачам!

Explorus, 2015-09-11T05:50:03

Использую 5D Mark III несколько лет. Периодически кроп 60D беру. Ощутимую разницу не чувствую. Ну честно, честно )) Сегодня сделал эксперимент, попросил коллегу по работе (снимает кропом), снять пару кадров меня любимого и задал ему вопрос, нравится ли ему видоискатель (повторюсь, у меня ФФ)? Получил ответ: а чем он отличается от его кропа? Обвинять его, что он болван и ничего не понимает? Да ну. Человеческий мозг очень быстро адаптирует наше зрение. Поэтому вопрос удобства дискуссионный.
В свое время, специально для сумеречных съемок менял на 60D фокусировочный экран на экран с клиньями Додена, вот действительно появляется удобство. Это понадобилось для светосильного объектива без автофокуса.
Поискал среди своих сумеречных ) фотографий. Вот такое нашел. Солнце уже как минут 15 за горизонтом, точнее за горой. Зум на полностью открытой (в путешествия фиксы не беру по ряду причин), f/2.8, 1/30, ISO1600. В кадре характерное размазанное движение бегущих "моделей". Здесь есть обработка, вытаскивал детали из теней. Снял бы я также на кроп? Да абсолютно так же бы снял.

Константин Воронов, 2015-09-10T12:03:18

Никакой обработки, только естественный свет.

Константин Воронов, 2015-09-10T11:44:45

А, так вы про это предложение — "На мой взгляд, прежде всего потому, что они обладают большим и качественным оптическим видоискателем. В него вы будете смотреть на будущий кадр не как в замочную скважину, а как в полноценное окно."
Вы правы. Здесь сравнение полного кадра и кропа. На кропе видоискатель маленький, а на полном кадре — большой. Дело не в охвате кадра, а в РАЗМЕРЕ. Удобнее смотреть при съемке в большой видоискатель, а не в маленький. Если вы не смотрели никогда в видоискатель полнокадровой камеры, при случае загляните туда и сравните его с кропом. Наверняка увидите разницу :)

Explorus, 2015-09-10T11:39:26

И еще момент. Меня терзают опять смутные сомнения...
На самой первой фотографии, яркость на лице и шее выше чем на руках. На дополнительный источник не похоже. Обработка?

Explorus, 2015-09-10T11:33:31

Вот теперь про видоискатель понял ))) . Абзац три раза прочитал, про автофокус ни слова. Из текста уловил сравнение полного кадра и кропа. Что за замочные скважины, думаю )) Спасибо. Я вообще не снимаю в ливвью, у меня аллергия на такой вид съемки, потому для меня оптический видоискатель что в кропе, что в фулфрейме условно одинаков.
Прошу не воспринимать мои комментарии как попытку самоутвердиться, профи обругать как то и все в таком духе. Открывая статью с многообещающим заголовком я ожидаю найти нечто крайне полезное. Вот собственно в этом и кроется проблема, а не в расхожих советах. Еще раз, Спасибо.
С уважением, Константин (да, тоже Константин )

Константин Воронов, 2015-09-09T22:11:07

Здравствуйте, Игорь!
Спасибо на добром слове :)
Вы правы, стабилизатор тоже может сильно помочь в съемке, гораздо лучше того же монопода, и действительно, его лучше использовать в качестве именно подстраховки. Идеально было бы конечно оснастить стабилизатором какой-нибудь светосильный портретный фикс :)
Способов использования доступного света — масса! Поэтому я и не стал их подробно описывать, слишком много зависит от конкретной ситуации. Тут важнее просто научиться "видеть" освещение. Да, можно располагать модель в свете вывесок и фонарей. Пусть она "работает" на свет. Еще искусственный свет можно использовать столько для подсветки модели, сколько для дополнения фона, как это сделано на этом фото — http://assets.prophotos.ru/... — если бы мост не светился, фотография бы получилась гораздо скучнее.

PS. Передал ваши комплименты модели :) Спасибо!

Константин Воронов, 2015-09-09T22:01:38

Здравствуйте!
Проблема, кажется, в том, что вы не нашли в статье расхожих советов по съемке портрета, которые можно встретить на каждом углу ;)
Я не стараюсь транслировать через свои статьи какие-то стереотипы, я делюсь своим практическим опытом. И тем более, статья не претендует на всеобъемлющий труд по съемке портретов при недостаточном освещении.
Тот же опыт подсказывает, что монопод и тем более штатив, при съемке портрета — плохая идея.

Конкретно насчет монопода — давайте не забывать, что со съемки всем хочется получить больше пары очень качественных кадров :) Такого подхода уж точно не поймет модель, которая хочет со съемки хотя бы десяток удачных (не с технической точки зрения, а тех, где она хорошо получилась) кадров, да и вы не скажете себе спасибо, когда увидите, что при съемке достаточно было немного изменить ракурс и кадр был бы лучше, но вместо смены ракурса, вы были привязаны к штативу/моноподу :)

Еще раз говорю: тут нет никаких аксиом и законов. Только опыт. Я не говорю, что при съемке с монопода, обязательно должно получиться плохо. Если вы хотите, то снимайте с монопода и вообще как хотите. Мы будем благодарны, если потом вы своими кадрами здесь в комментариях поделитесь :)

Про видоискатель в статье упоминается в контексте рассказа про автофокус. Перечитайте этот абзац из статьи, там всё вроде написано :) Фазовая, более чуткая фокусировка работает только при визировании снимка через видоискатель. При работе через экранчик, включается совсем другой механизм — контрастный автофокус, который работает медленнее, особенно в условиях недостаточного освещения. Это справедливо для зеркалок. В большинстве беззеркалок используется только контрастный (более медленный) автофокус.

Explorus, 2015-09-09T21:15:41

Константин, монопод минимизирует шевеленку на выдержках типа 1\60. На коротких выдержках, разумеется, он не нужен. На счет неудобств и ограничений, это зря, все это компенсируется качеством получаемой картинки. Если честно, проблем никогда не испытывал с этим.
Насчет фулфреймов. Я в целом согласен, полный кадр - это полное счастье. Но таки есть неполнокадровые сенсоры с похожими характеристиками. На dxomark.com можно убедиться в этом. Про видоискатель я чего то не очень понял. Если это про охват кадра, то два-три процента не спасут отца русской демократии.
Вобщем, остаюсь при своем мнении. Я уже привык, что на профотосе ерунду всякую не публикуют, потому остается только пожелать держать планку как минимум на той же высоте.
Извиняюсь за орфографию, тяжело на смартфоне мне набивать текст :)

Игорь Федоров, 2015-09-09T20:47:29

Согласен с автором! Фиксы определённо лучший выбор при слабом освещении, но если такого объектива нет, то на помощь приходит стабилизатор!)) хотя я на него не полагаюсь никогда, лучше использовать другой приём - делать короткие серии и тогда есть вероятность получить резкий кадр. Как использовать доступный свет? - например, встать под свет фонаря или рекламной вывески)))
А ещё мне эта девушка нравится, в ней какая-то харизма есть, она так хорошо смотрится, очень драматичная и хрупкая, как будто она отлично чувствует настроение природы и передаёт его, усиливая своими эмоциями! Класс!!!

Константин Воронов, 2015-09-07T16:01:19

Здравствуйте!
Спасибо вам за отзыв!

Действительно, про выдержку в 1/60 — это общепринятое упрощение. Оно используется потому, что понятно даже начинающему фотографу. Подробнее о настройке выдержки для съемки с рук у нас уже статьи были: http://prophotos.ru/lessons...

Штатив и монопод никогда не спасут вас от движений самой модели в кадре :) Чтобы модель (живой, двигающийся человек!) получалась достаточно резкой, выдержка все равно должна достаточно короткой — это раз. При использовании штатива или монопода, вы будете себя сильно ограничивать в выборе ракурса, а оперативность ваших действий снизится — это два. Исходя из этих предпосылок, я не могу порекомендовать всем и каждому пользоваться ими при съемке портрета :) Вместо тяжелого штатива, возьмите на портретную съемку попить и покушать — модель скажет вам спасибо, да и у вас на сытый желудок руки будут трястись меньше :)

Хороший кадр можно снять даже консервной банкой, но удобнее все же зеркалкой:) Например потому, что в них есть более цепкий и менее требовательный к освещению фазовый автофокус. http://prophotos.ru/lessons...
И конечно, никто не мешает вам снимать на кроп. Современные любительские камеры типа Nikon D5500 или Nikon D7200 имеют отличные "шумовые" характеристики. Но кто же будет спорить с тем, что их полнокадровые собратья (Nikon D750, допустим) все равно дают меньше шума?.. Вы можете самостоятельно сравнить кадры с этих камер в тестах Prophotos. http://prophotos.ru/reviews

Explorus, 2015-09-07T15:14:48

При выборе выдержки стоит учитывать фокусное расстояние. 1\60 это вообще непонятно для каких рук, расстояния фокусировки и фокусного. Ни слова про трипод или монопод. Про полный кадр и зеркалки за уши притянуто, можно и бзкашкой снять хороший кадр. ИСО предельное некоторых кропов не хуже фулфреймов. Про доступный свет невнятное что-то вышло. Со всем уважением к автору, но статья сыроватая, мягко говоря.

0f0ee5ae ac5d 40f5 983e e30e749fa116