Вверх
  • Учимся, как фотографировать стекло на фоне монитора
  • Загадочное море. Превращаем воду в туман
  • Морской пейзаж: как фотографировать море без штатива
  • Натюрморт на сельскую тему
  • Почему стоит сфотографировать бездомного котика?
  • Фотографируем зеркальную гладь воды. Пейзаж с озером
  • Banner 80x80 02 779bbaa679dc6b7f4c049292657342c566f6285974b656e2652cf5dfbf093090

Натюрморт на сельскую тему

Обсудить

Сельская, деревенская тема сегодня очень популярна в фотографии. На эту тему можно увидеть множество пейзажей, портретов, натюрмортов. Наверное, каждому горожанину хочется окунуться в экзотическую для него жизнь в деревне, стать ближе к предкам или к природе… Составить натюрморт (а может и не один) на данную тему должен каждый фотограф-натюрмортист. К тому же, “сельские” сюжеты пересекаются с популярной темой ностальгии. Ностальгическими натюрмортами про жизнь в Советском Союзе полнятся соответствующие разделы всех фотосайтов.

Натюрморт на сельскую тему Nikon D810 / 85.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 100, F16, 30 s, 2.0 МБ

Эта тема интересна не только с эстетической и философской стороны, но и с точки зрения практического обучения фотографии. Ведь при составлении натюрморта можно поучиться композиции во всех ее аспектах: компоновка предметов, кадрирование, освещение, работа с фактурами. Последний пункт довольно важен и интересен. Вы обращали внимание, что каждый предмет обладает фактурой? Благодаря ей наш глаз может “потрогать” предмет на фото и узнать каков он на ощупь. Фотографу важно научиться понимать фактуру различных предметов — это поможет делать более интересные, лаконичные и законченные фотоработы, в каком бы жанре фотографии он ни снимал.

Важная особенность натюрмортов на сельскую тему — превалирование на них “тяжелых” фактур. Вот и в моем натюрморте подобраны предметы именно с такими тяжелыми, ярко выраженными фактурами. Чугунный котелок, кусок мешковины, незамысловатые овощи. Дополнен сюжет закопченной керосиновой лампой и книжками на тему русских сказок.

Натюрморт на сельскую тему Nikon D810 / 85.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 400, F3.5, 1/125 s, 2.0 МБ
Натюрморт на сельскую тему Nikon D810 / 85.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 400, F3.5, 1/125 s, 2.0 МБ

Поскольку сюжет у нас “сельский”, в натюрморте участвует нарезанный ломтями бородинский хлеб. Для придания какой-то уникальности снимку среди прочих аналогичных я использовал фрагмент-репродукцию классической картины: портрет крестьянки в платке. Ее взгляд как бы направлен на “хлеб насущный”. Эта картинка, написанная маслом — своеобразная семейная реликвия, передающаяся из поколения в поколение вместе с аутентичной березовой рамкой. За исключением картины, в предметах, представленных на фото нет ничего уникального: каждый их может раздобыть на блошиных рынках или у родственников в деревне, если таковые имеются.

Чтобы предметы не потеряли на фото свою фактуру, их важно правильно подсветить. По моему опыту для этого лучше всего подходит более-менее мягкое боковое освещение. Добиться его можно множеством способов. Самый простой — использовать обычную настольную лампу, о чем мы писали в предыдущих уроках. Но никто не мешает воспользоваться световой кистью или студийными вспышками. В этот раз я выбрал “комбинированный” способ освещения. Основная композиция была подсвечена лампой, тогда как фон — фонариком. Фонарик был не простой, а с лампочкой, горящей желтым светом. Из-за разницы в цветовой температуре между основным освещением и светом от фонарика, фон удалось окрасить в теплый желтоватый оттенок.

Натюрморт на сельскую тему

“Желтый” фонарик, которым был подсвечен фон. Вообще, источником с отличной от основной цветовой температурой очень интересно расставлять акценты на фото. Экспериментируйте!

Я решил дополнить фотографию отдельно сфотографированной текстурой, наложенной поверх основного изображения. Читается она главным образом на фоне. Сделать это, конечно, можно и при компьютерной обработке, но то же самое позволяет сделать мой Nikon D810 прямо в камере. Иногда такой прием называют мультиэкспозицией. Причем накладывать друг на друга можно даже файлы RAW (и RAW же получать на выходе), чего нельзя сделать на компьютере. Удобно, что наложением можно достаточно гибко управлять, выбирая интенсивность составных частей будущей фотографии.

Натюрморт на сельскую тему

Наложение друг на друга двух готовых снимков в меню Nikon D810

Я выбрал такие параметры, при которых текстура лишь слегка угадывается, добавляя гладкому фону фактуры, чтобы он не выпадал из общего стиля композиции. К слову, очень часто при создании натюрмортов используется прием с наложением текстур на снимок.

Для съемки натюрмортов вместе с камерой Nikon D810 я предпочитаю использовать объективы с фокусным расстоянием около 85 мм. Мне кажется, на таком фокусном расстоянии получается наиболее выгодно показать предметы, не исказив их пропорции, как было бы при использовании широкоугольной оптики. Впрочем, съемка натюрмортов хороша тем, что для этого подойдет любая аппаратура. В свое время я начинал фотографировать на простенький Nikon D50 с “полтинником” Nikkor 50mm 1.8D. Сегодня же, конечно, этот комплект безнадежно устарел, и для начинающего фотографа я посоветую новые камеры типа Nikon D3300 или Nikon D5300. В качестве объектива для начала вполне подойдет китовый (из комплекта к фотокамере), а специально для съемки предметов можно использовать такие модели, как Nikon AF-S 50mm f/1.8G Nikkor, Nikon AF-S 50mm f/1.4G Nikkor или Nikon AF-S Micro Nikkor 60mm f/2.8G ED.

Опубликовано: 22.01.2015

Серия статей "Как снимать натюрморт?"

Обсудить
71ad474e f694 4d59 8c9a 56e5bb337e7c
Константин Воронов
Опубликовано 22.01.2015
Понравился материал? Есть советы, вопросы, предложения?
comments powered by Disqus
B6948ea6 cceb 4deb b1c5 2a9a758b32fd