SEL100F28GM в работе
В самом начале нашего теста мы написали, что Sony FE 100mm F2.8 STF GM OSS (SEL100F28GM) — очень необычный объектив. Это понимаешь с первых моментов съёмки на него. Главная особенность — запредельно-высокая детализация и идеальное боке.
Но плата за невероятные характеристики — низкое реальное светопропускание. Да, геометрическая светосила у него f/2,8, и фон он будет размывать соответственно своей светосиле.
Но реальное светопропускание — T5,6. Света для съёмки понадобится больше, чем кажется на первый взгляд. Так, в солнечный день для динамичных съёмок мне иногда приходилось поднимать ISO до 1600 единиц. И это главный момент, который фотограф должен учитывать при выборе SEL100F28GM.
Автофокус
Низкое светопропускание никак не сказывается на других аспектах работы объектива. Он очень быстро и точно фокусируется. Скорости автофокуса вполне достаточно для съёмки динамичных кадров. Слежение за объектом также работает адекватно. Многие снимки к этой статье я сделал в режиме автофокуса AF-C, используя автофокусировку по глазам.
Фокусировка происходит совершенно бесшумно. Так что SEL100F28GM хорошо подойдёт для видеосъёмки, где, кстати, его оптические характеристики могут оказаться даже более востребованными, чем в фото.
Система автофокусировки объектива имеет одну важную особенность. Разработчики из Sony прекрасно понимают, что фокусное расстояние 100 мм востребовано не только портретистами, но и предметными фотографами. Если портретисту минимальная дистанция фокусировки 85 см будет в самый раз, то мастерам предметной фотографии зачастую нужно быть куда ближе к объекту съёмки.
Здесь для переключения в псевдомакродиапазон (максимальный масштаб 0,25Х при дистанции 57 см) достаточно просто повернуть кольцо на объективе. Скорость автофокуса при этом никак не меняется. Объектив работает так же быстро и точно.
Работать с ручным фокусом тоже комфортно. Хоть фокусировочное кольцо и электронное, этого совершенно не ощущается. Отзыв электроники моментальный и точный, дискретности шагов мотора не заметно.
Стабилизация
Объектив оснащён эффективным оптическим стабилизатором. Особенно хорошо он работает с камерами со встроенным «стабом», обеспечивая компенсацию колебаний по пяти осям. Правда, если речь идет о портретной съёмке, то стабилизатор может оказаться абсолютно неэффективным, ведь смаз в кадре возникает не из-за колебания камеры, а из-за движения модели.
Но нужно помнить о тройственной сущности FE 100mm F2.8 STF GM OSS. Это не только и не столько портретник. Он одинаково хорош для предметной и видеосъёмки. Вот как раз в двух последних жанрах возможности стабилизатора раскрываются на все 100%.
В нашем тесте при съёмке с рук картинку без смаза удавалось получить на выдержках до 1/13 с. При ⅙ с на сравнительно резкую картинку рассчитывать также можно, но понадобится делать больше дублей, при этом не стоит рассчитывать на идеальную резкость: микросмаз всё равно вмешается в планы фотографа.
Для видеосъёмки
Продолжая тему стабилизации, хочется отметить отличные возможности для видеосъёмки с рук с помощью SEL100F28GM. Картинка очень ровная, стабилизатор отрабатывает на твёрдую пятерку. Также стоит сказать о возможности бесступенчатого управления диафрагмой прямо во время съёмки. Хоть перед нами и фотообъектив, но он вполне способен участвовать в профессиональном видеопроизводстве.
Качество изображения
Детализация этого объектива просто завораживает. Пожалуй, более резкой оптики мы ещё не видели. Даже многие макрообъективы смотрятся скромно по сравнению с ним. Снимая на открытой диафрагме (напомню, она тут прописывается в EXIF как f/5,6), мы даже однажды получили муар на 42-мегапиксельной матрице. Посмотрите внимательно на шерсть вокруг глаза этой замечательной собачки. Детализация оптики оказалась избыточной для одного из самых высокомегапиксельных сенсоров на сегодняшний день. Объектив явно рассчитывался с запасом на будущее.
Тем не менее, мы не отказали себе в удовольствии провести стандартный тест на всех диафрагмах. Сюжет был выбран сравнительно сложный: здесь есть и мелкие текстуры, и контрастные участки. Уже на открытой диафрагме объектив обеспечивает великолепную резкость как по центру, так и по углам кадра. Рассмотрите рукоятки рубанка: каждая трещинка на старом лаке отлично различима. Нет никаких намёков на «мыло» или нерезкость. Изображение просто изобилует деталями при 100% увеличении.
Этот же сюжет оказался очень показательным в отношении хроматических аберраций. Они здесь есть, но найти их не так-то просто. Для этого придётся максимально увеличить снимок и рассмотреть большую рукоятку рубанка. Лишь по краю яркого блика-пересвета можно увидеть тончайшую, буквально в пару пикселей, сиреневую полоску. А вокруг светлой стружки кое-где видна зеленоватая каёмка.
Но стоит закрыть диафрагму на один щелчок, придраться уже будет не к чему. Если страстные критики и найдут следы хроматических аберраций, то их влияние на качество кадра будет абсолютно ничтожным.
Этот кадр также оказался очень показательным в отношении хроматических аберраций. В процессе конвертирования снимка из RAW подавление аберраций было отключено.
Дальнейшее закрытие диафрагмы приводит к повышению общей детализации лишь за счёт увеличения глубины резкости. Максимальной разрешающей способности по всему полю кадра объектив уже достиг на открытой диафрагме.
Детализация остаётся очень высокой до f/11, а при f/16 начинает сказываться дифракция. Кроме того, на f/16 и f/22 начинают появляться мелкие лучики вокруг очень ярких бликов — переотражения от лепестков диафрагмы. Эти значения можно использовать, но максимальное качество картинки всё же лежит в пределах от T5,6 до f/16.
Съёмка в контровом свете
Объектив уверенно работает в слабом и среднем контровом свете. Не появляется ни паразитных засветок, ни бликов, ни хроматических аберраций, а боке остаётся аккуратным и приятным.
Сложность может возникнуть лишь в тот момент, когда солнце попадает в самый край кадра, буквально заглядывает под бленду. При этом происходит снижение контраста, появляется засветка. Избавиться от таких артефактов можно, совсем чуть-чуть изменив угол наклона камеры. Тем не менее, подобная особенность может использоваться и как художественный эффект.
Боке
В нашем тесте мы уже не раз повторили про идеальный рисунок объектива. Так в чём же он заключается? Дело в том, что на всех диафрагмах до f/8 работает аподизационный элемент, имеющий градиентное затемнение к краям кадра. Он не только отсекает краевые дефекты в линзах, позволяя избавиться от всевозможных аберраций, но и влияет на форму блика в зоне нерезкости.
Ни один блик в боке при съёмке на диафрагмах до f/8 не имеет чётко очерченного края, контрастных каёмок. Наоборот, в лучших традициях портретной оптики края бликов смягчены. Отдельные кружочки в зоне нерезкости не образуются, «эффект чешуи» получить просто невозможно, равно как и не возникает двоения линий.
В большинстве случаев объекты в зоне нерезкости размываются очень сильно, буквально до неузнаваемости, даже если глубина резкости в кадре сравнительно велика. Это может быть дополнительным преимуществом при портретной съёмке.
Разделение планов происходит плавно, в кадре появляется объём и воздух. Люди не выглядят «выпиленными из фанеры».
Но у идеального боке есть и оборотная сторона. Рисунок SEL100F28GM уникален, но при этом не выглядит оригинальным, узнаваемым. Это просто качественный и дорогой рисунок оптики. Он хорош, но он не запоминается.
Посмотрите на сравнение боке с Sony FE 85mm f/1.8 (SEL85F18).
Впрочем, если вы всё же захотите увидеть в боке отдельные кружочки и блики, способ есть. Снимайте очень контрастные сюжеты, например, с подсвеченной солнцем утренней росой. Такие сюжеты способны спровоцировать идеальный объектив на неидеальное боке. Но во всех других случаях вы обречены на правильное, дорогое и очень мягкое размытие фона.
Выводы
Sony FE 100mm F2.8 STF GM OSS (SEL100F28GM) — это действительно профессиональный объектив. И дело здесь не только в цене. Покупая эту модель, вы должны чётко понимать, для каких целей будете её использовать.
SEL100F28GM идеально подходит для коммерческой портретной, предметной и видеосъёмки. Именно в этих жанрах раскрываются все его преимущества. А их у FE 100mm F2.8 STF GM OSS немало. Объектив обладает очень высокой детализацией, превосходя в этом даже некоторые макрообъективы.
Резкость крайне высока по всему полю кадра с открытой диафрагмы. И при этом за счёт применения аподизационного элемента он отличается уникальным сверхмягким боке: дорогим, красивым и аккуратным. Объектив практически лишён хроматических аберраций, уверенно работает в контровом свете.
Видеографы оценят эффективный стабилизатор, а также возможность бесступенчатого изменения диафрагмы кольцом на объективе. В целом эргономика SEL100F28GM очень продумана и заслуживает самой высокой оценки.
Но за высочайшие оптические характеристики фотографу придётся заплатить не только деньгами. Применение аподизационного элемента в оптической схеме снижает реальное светопропускание объектива до T5,6, что заставит фотографов при недостаточной освещённости работать на более высоком ISO. SEL100F28GM — это не светосильный объектив, однако он способен обеспечить очень сильное и красивое размытие в зоне боке.
Плюсы:
- высочайшая детализация снимков даже на 42-мегапиксельной матрице;
- идеальное мягкое боке;
- почти полное отсутствие хроматических аберраций;
- эффективный оптический стабилизатор;
- быстрый и бесшумный автофокус;
- возможность перехода в псевдомакрорежим с минимальной дистанцией фокусировки 57 см и масштабом съёмки до 0,25Х;
- возможность бесступенчатого управления диафрагмой;
- программируемая кнопка на корпусе;
- пыле- и влагозащищённая конструкция.
Минусы:
- реальное светопропускание T5,6;
- не слишком оригинальный рисунок боке.