Вверх

Тест объектива Sony FE 100mm F2.8 STF GM OSS (SEL100F28GM)

Дата публикации: 07.07.2017

SEL100F28GM в работе

В самом начале нашего теста мы написали, что Sony FE 100mm F2.8 STF GM OSS (SEL100F28GM) — очень необычный объектив. Это понимаешь с первых моментов съёмки на него. Главная особенность — запредельно-высокая детализация и идеальное боке.

ILCE-7RM2 / FE 100mm F2.8 STF GM OSS УСТАНОВКИ: ISO 160, F5.6, 1/100 с, 100.0 мм экв.

Но плата за невероятные характеристики — низкое реальное светопропускание. Да, геометрическая светосила у него f/2,8, и фон он будет размывать соответственно своей светосиле.

ILCE-7RM2 / FE 100mm F2.8 STF GM OSS УСТАНОВКИ: ISO 100, F5.6, 1/100 с, 100.0 мм экв.

Но реальное светопропускание — T5,6. Света для съёмки понадобится больше, чем кажется на первый взгляд. Так, в солнечный день для динамичных съёмок мне иногда приходилось поднимать ISO до 1600 единиц. И это главный момент, который фотограф должен учитывать при выборе SEL100F28GM.

ILCE-7RM2 / FE 100mm F2.8 STF GM OSS УСТАНОВКИ: ISO 1250, F5.6, 1/640 с, 100.0 мм экв.

Автофокус

Низкое светопропускание никак не сказывается на других аспектах работы объектива. Он очень быстро и точно фокусируется. Скорости автофокуса вполне достаточно для съёмки динамичных кадров. Слежение за объектом также работает адекватно. Многие снимки к этой статье я сделал в режиме автофокуса AF-C, используя автофокусировку по глазам.

ILCE-7RM2 / FE 100mm F2.8 STF GM OSS УСТАНОВКИ: ISO 100, F5.6, 1/800 с, 100.0 мм экв.

Фокусировка происходит совершенно бесшумно. Так что SEL100F28GM хорошо подойдёт для видеосъёмки, где, кстати, его оптические характеристики могут оказаться даже более востребованными, чем в фото.

ILCE-7RM2 / FE 100mm F2.8 STF GM OSS УСТАНОВКИ: ISO 1600, F5.6, 1/800 с, 100.0 мм экв.

Система автофокусировки объектива имеет одну важную особенность. Разработчики из Sony прекрасно понимают, что фокусное расстояние 100 мм востребовано не только портретистами, но и предметными фотографами. Если портретисту минимальная дистанция фокусировки 85 см будет в самый раз, то мастерам предметной фотографии зачастую нужно быть куда ближе к объекту съёмки.

ILCE-7RM2 / FE 100mm F2.8 STF GM OSS УСТАНОВКИ: ISO 100, F5.6, 1/250 с, 100.0 мм экв.

Здесь для переключения в псевдомакродиапазон (максимальный масштаб 0,25Х при дистанции 57 см) достаточно просто повернуть кольцо на объективе. Скорость автофокуса при этом никак не меняется. Объектив работает так же быстро и точно.

ILCE-7RM2 / FE 100mm F2.8 STF GM OSS УСТАНОВКИ: ISO 100, F5.6, 1/160 с, 100.0 мм экв.

Работать с ручным фокусом тоже комфортно. Хоть фокусировочное кольцо и электронное, этого совершенно не ощущается. Отзыв электроники моментальный и точный, дискретности шагов мотора не заметно.

Стабилизация

Объектив оснащён эффективным оптическим стабилизатором. Особенно хорошо он работает с камерами со встроенным «стабом», обеспечивая компенсацию колебаний по пяти осям. Правда, если речь идет о портретной съёмке, то стабилизатор может оказаться абсолютно неэффективным, ведь смаз в кадре возникает не из-за колебания камеры, а из-за движения модели.

ILCE-7RM2 / FE 100mm F2.8 STF GM OSS УСТАНОВКИ: ISO 400, F5.6, 1/100 с, 100.0 мм экв.

Но нужно помнить о тройственной сущности FE 100mm F2.8 STF GM OSS. Это не только и не столько портретник. Он одинаково хорош для предметной и видеосъёмки. Вот как раз в двух последних жанрах возможности стабилизатора раскрываются на все 100%.

ILCE-7RM2 / FE 100mm F2.8 STF GM OSS УСТАНОВКИ: ISO 100, F16, 1/13 с, 100.0 мм экв.

В нашем тесте при съёмке с рук картинку без смаза удавалось получить на выдержках до 1/13 с. При ⅙ с на сравнительно резкую картинку рассчитывать также можно, но понадобится делать больше дублей, при этом не стоит рассчитывать на идеальную резкость: микросмаз всё равно вмешается в планы фотографа.

Для видеосъёмки

Продолжая тему стабилизации, хочется отметить отличные возможности для видеосъёмки с рук с помощью SEL100F28GM. Картинка очень ровная, стабилизатор отрабатывает на твёрдую пятерку. Также стоит сказать о возможности бесступенчатого управления диафрагмой прямо во время съёмки. Хоть перед нами и фотообъектив, но он вполне способен участвовать в профессиональном видеопроизводстве.

Качество изображения

Детализация этого объектива просто завораживает. Пожалуй, более резкой оптики мы ещё не видели. Даже многие макрообъективы смотрятся скромно по сравнению с ним. Снимая на открытой диафрагме (напомню, она тут прописывается в EXIF как f/5,6), мы даже однажды получили муар на 42-мегапиксельной матрице. Посмотрите внимательно на шерсть вокруг глаза этой замечательной собачки. Детализация оптики оказалась избыточной для одного из самых высокомегапиксельных сенсоров на сегодняшний день. Объектив явно рассчитывался с запасом на будущее.

ILCE-7RM2 / FE 100mm F2.8 STF GM OSS УСТАНОВКИ: ISO 400, F5.6, 1/160 с, 100.0 мм экв.

Тем не менее, мы не отказали себе в удовольствии провести стандартный тест на всех диафрагмах. Сюжет был выбран сравнительно сложный: здесь есть и мелкие текстуры, и контрастные участки. Уже на открытой диафрагме объектив обеспечивает великолепную резкость как по центру, так и по углам кадра. Рассмотрите рукоятки рубанка: каждая трещинка на старом лаке отлично различима. Нет никаких намёков на «мыло» или нерезкость. Изображение просто изобилует деталями при 100% увеличении.

ILCE-7RM2 / FE 100mm F2.8 STF GM OSS УСТАНОВКИ: ISO 100, F5.6, 1/160 с, 100.0 мм экв.

Этот же сюжет оказался очень показательным в отношении хроматических аберраций. Они здесь есть, но найти их не так-то просто. Для этого придётся максимально увеличить снимок и рассмотреть большую рукоятку рубанка. Лишь по краю яркого блика-пересвета можно увидеть тончайшую, буквально в пару пикселей, сиреневую полоску. А вокруг светлой стружки кое-где видна зеленоватая каёмка.

ILCE-7RM2 / FE 100mm F2.8 STF GM OSS УСТАНОВКИ: ISO 100, F6.3, 1/100 с, 100.0 мм экв.
ILCE-7RM2 / FE 100mm F2.8 STF GM OSS УСТАНОВКИ: ISO 100, F7.1, 1/80 с, 100.0 мм экв.
ILCE-7RM2 / FE 100mm F2.8 STF GM OSS УСТАНОВКИ: ISO 100, F8, 1/60 с, 100.0 мм экв.

Но стоит закрыть диафрагму на один щелчок, придраться уже будет не к чему. Если страстные критики и найдут следы хроматических аберраций, то их влияние на качество кадра будет абсолютно ничтожным.

Этот кадр также оказался очень показательным в отношении хроматических аберраций. В процессе конвертирования снимка из RAW подавление аберраций было отключено.

Этот кадр также оказался очень показательным в отношении хроматических аберраций. В процессе конвертирования снимка из RAW подавление аберраций было отключено.

ILCE-7RM2 / FE 100mm F2.8 STF GM OSS УСТАНОВКИ: ISO 100, F6.3, 1/250 с, 100.0 мм экв.

Дальнейшее закрытие диафрагмы приводит к повышению общей детализации лишь за счёт увеличения глубины резкости. Максимальной разрешающей способности по всему полю кадра объектив уже достиг на открытой диафрагме.

ILCE-7RM2 / FE 100mm F2.8 STF GM OSS УСТАНОВКИ: ISO 100, F11, 1/30 с, 100.0 мм экв.
ILCE-7RM2 / FE 100mm F2.8 STF GM OSS УСТАНОВКИ: ISO 100, F16, 1/15 с, 100.0 мм экв.
ILCE-7RM2 / FE 100mm F2.8 STF GM OSS УСТАНОВКИ: ISO 100, F22, 1/8 с, 100.0 мм экв.

Детализация остаётся очень высокой до f/11, а при f/16 начинает сказываться дифракция. Кроме того, на f/16 и f/22 начинают появляться мелкие лучики вокруг очень ярких бликов — переотражения от лепестков диафрагмы. Эти значения можно использовать, но максимальное качество картинки всё же лежит в пределах от T5,6 до f/16.

Съёмка в контровом свете

Объектив уверенно работает в слабом и среднем контровом свете. Не появляется ни паразитных засветок, ни бликов, ни хроматических аберраций, а боке остаётся аккуратным и приятным.

ILCE-7RM2 / FE 100mm F2.8 STF GM OSS УСТАНОВКИ: ISO 100, F5.6, 1/125 с, 100.0 мм экв.

Сложность может возникнуть лишь в тот момент, когда солнце попадает в самый край кадра, буквально заглядывает под бленду. При этом происходит снижение контраста, появляется засветка. Избавиться от таких артефактов можно, совсем чуть-чуть изменив угол наклона камеры. Тем не менее, подобная особенность может использоваться и как художественный эффект.

ILCE-7RM2 / FE 100mm F2.8 STF GM OSS УСТАНОВКИ: ISO 100, F5.6, 1/250 с, 100.0 мм экв.

Боке

В нашем тесте мы уже не раз повторили про идеальный рисунок объектива. Так в чём же он заключается? Дело в том, что на всех диафрагмах до f/8 работает аподизационный элемент, имеющий градиентное затемнение к краям кадра. Он не только отсекает краевые дефекты в линзах, позволяя избавиться от всевозможных аберраций, но и влияет на форму блика в зоне нерезкости.

ILCE-7RM2 / FE 100mm F2.8 STF GM OSS УСТАНОВКИ: ISO 800, F5.6, 1/5000 с, 100.0 мм экв.

Ни один блик в боке при съёмке на диафрагмах до f/8 не имеет чётко очерченного края, контрастных каёмок. Наоборот, в лучших традициях портретной оптики края бликов смягчены. Отдельные кружочки в зоне нерезкости не образуются, «эффект чешуи» получить просто невозможно, равно как и не возникает двоения линий.

ILCE-7RM2 / FE 100mm F2.8 STF GM OSS УСТАНОВКИ: ISO 320, F5.6, 1/100 с, 100.0 мм экв.

В большинстве случаев объекты в зоне нерезкости размываются очень сильно, буквально до неузнаваемости, даже если глубина резкости в кадре сравнительно велика. Это может быть дополнительным преимуществом при портретной съёмке.

ILCE-7RM2 / FE 100mm F2.8 STF GM OSS УСТАНОВКИ: ISO 100, F5.6, 1/160 с, 100.0 мм экв.

Разделение планов происходит плавно, в кадре появляется объём и воздух. Люди не выглядят «выпиленными из фанеры».

ILCE-7RM2 / FE 100mm F2.8 STF GM OSS УСТАНОВКИ: ISO 400, F5.6, 1/160 с, 100.0 мм экв.

Но у идеального боке есть и оборотная сторона. Рисунок SEL100F28GM уникален, но при этом не выглядит оригинальным, узнаваемым. Это просто качественный и дорогой рисунок оптики. Он хорош, но он не запоминается.

ILCE-7RM2 / FE 100mm F2.8 STF GM OSS УСТАНОВКИ: ISO 100, F5.6, 1/500 с, 100.0 мм экв.

Посмотрите на сравнение боке с Sony FE 85mm f/1.8 (SEL85F18).

ILCE-7M2 / FE 85mm F1.8 УСТАНОВКИ: ISO 100, F1.8, 1/100 с, 85.0 мм экв.
ILCE-7RM2 / FE 100mm F2.8 STF GM OSS УСТАНОВКИ: ISO 320, F5.6, 1/100 с, 100.0 мм экв.

Впрочем, если вы всё же захотите увидеть в боке отдельные кружочки и блики, способ есть. Снимайте очень контрастные сюжеты, например, с подсвеченной солнцем утренней росой. Такие сюжеты способны спровоцировать идеальный объектив на неидеальное боке. Но во всех других случаях вы обречены на правильное, дорогое и очень мягкое размытие фона.

ILCE-7RM2 / FE 100mm F2.8 STF GM OSS УСТАНОВКИ: ISO 100, F5.6, 1/500 с, 100.0 мм экв.
ILCE-7RM2 / FE 100mm F2.8 STF GM OSS УСТАНОВКИ: ISO 100, F6.3, 1/400 с, 100.0 мм экв.
ILCE-7RM2 / FE 100mm F2.8 STF GM OSS УСТАНОВКИ: ISO 100, F7.1, 1/320 с, 100.0 мм экв.
ILCE-7RM2 / FE 100mm F2.8 STF GM OSS УСТАНОВКИ: ISO 100, F8, 1/250 с, 100.0 мм экв.

Выводы

Sony FE 100mm F2.8 STF GM OSS (SEL100F28GM) — это действительно профессиональный объектив. И дело здесь не только в цене. Покупая эту модель, вы должны чётко понимать, для каких целей будете её использовать.

ILCE-7RM2 / FE 100mm F2.8 STF GM OSS УСТАНОВКИ: ISO 100, F5.6, 1/320 с, 100.0 мм экв.

SEL100F28GM идеально подходит для коммерческой портретной, предметной и видеосъёмки. Именно в этих жанрах раскрываются все его преимущества. А их у FE 100mm F2.8 STF GM OSS немало. Объектив обладает очень высокой детализацией, превосходя в этом даже некоторые макрообъективы.

ILCE-7RM2 / FE 100mm F2.8 STF GM OSS УСТАНОВКИ: ISO 100, F8, 1/125 с, 100.0 мм экв.

Резкость крайне высока по всему полю кадра с открытой диафрагмы. И при этом за счёт применения аподизационного элемента он отличается уникальным сверхмягким боке: дорогим, красивым и аккуратным. Объектив практически лишён хроматических аберраций, уверенно работает в контровом свете.

ILCE-7RM2 / FE 100mm F2.8 STF GM OSS УСТАНОВКИ: ISO 100, F5.6, 1/250 с, 100.0 мм экв.

Видеографы оценят эффективный стабилизатор, а также возможность бесступенчатого изменения диафрагмы кольцом на объективе. В целом эргономика SEL100F28GM очень продумана и заслуживает самой высокой оценки.

ILCE-7RM2 / FE 100mm F2.8 STF GM OSS УСТАНОВКИ: ISO 400, F5.6, 1/2000 с, 100.0 мм экв.

Но за высочайшие оптические характеристики фотографу придётся заплатить не только деньгами. Применение аподизационного элемента в оптической схеме снижает реальное светопропускание объектива до T5,6, что заставит фотографов при недостаточной освещённости работать на более высоком ISO. SEL100F28GM — это не светосильный объектив, однако он способен обеспечить очень сильное и красивое размытие в зоне боке.

ILCE-7RM2 / FE 100mm F2.8 STF GM OSS УСТАНОВКИ: ISO 100, F5.6, 1/160 с, 100.0 мм экв.

Плюсы:

  • высочайшая детализация снимков даже на 42-мегапиксельной матрице;
  • идеальное мягкое боке;
  • почти полное отсутствие хроматических аберраций;
  • эффективный оптический стабилизатор;
  • быстрый и бесшумный автофокус;
  • возможность перехода в псевдомакрорежим с минимальной дистанцией фокусировки 57 см и масштабом съёмки до 0,25Х;
  • возможность бесступенчатого управления диафрагмой;
  • программируемая кнопка на корпусе;
  • пыле- и влагозащищённая конструкция.

Минусы:

  • реальное светопропускание T5,6;
  • не слишком оригинальный рисунок боке.

Рейтинг Prophotos

Оценка редакции
7.3
Возможности
9
Удобство
7
Оправданность цены
6
Дата публикации: 07.07.2017
Комментировать
Главы:12
Предыдущая глава
825463e4 2a40 4f69 a6a6 2687cf88370f square 100
Георгий Полицарнов

Главный редактор Prophotos.ru. Эксперт в области фототехники и фотографии, занимается тестированием фотооборудования с 2007 года. Является автором ряда обучающих курсов в Fotoshkola.net.

Серия статей

Развернуть весь список
Аюр Санданов, 2018-10-01T15:12:19

Соглашусь, каждый волен выбирать технику ему по душе, главное чтобы капитал позволял) я просто идеи простому народу подавал)

Alexander Savochkin, 2018-10-01T13:56:48

Я, может, слишком вольно отношусь к деньгам, но по мне 10-12% разницы в цене — штука на уровне разброса в прейскурантах торговцев фотоаппаратурой. То есть если нам не продали за 98, ну чёрт с ним, купим за 110. Хотя, безусловно, 12 000 рублей — деньги весьма заметные.

А вот насчёт "стекло не нужно" всё же не соглашусь. Некоторые сознательно переходят на Лейку со всеми её неудобствами и недостатками ради её характерных достоинств. Некоторые другие берут портретники, чтобы снимать с нужным характером изображения. Кто-то наоборот любит порезче. Товарищ Мао не зря ведь говорил: «Пусть расцветают сто цветов, пусть соперничают сто школ». Это, по-моему, единственно правильный способ разрешения противоречий между фотографами.

Аюр Санданов, 2018-10-01T12:20:26

Ну не знаю, для меня лучше запас резкости для гибкости, чем ее недостаток. Так 58+40=98к, сони 100мм=110.000, навар 12.000 =)) да и вообще, я вел к тому что тем у кого есть макрик 100мм IS (бывшие кенонисты перешедшие на соню), стекло с данного теста им уже не нужно.

Alexander Savochkin, 2018-09-30T09:50:38

Я не знаю, сколько стоит Сигма МС-11. И 58 тыщ стоит не костыль-адаптер, а объектив. Мы же про всё новое говорим? Вот его цена как раз такая, и 40 за такой же новый адаптер. Ну хорошо, пусть адаптер нашли за 15. Как это отменяет то, что STF- и макрообъектив несопоставимы друг с другом? Да, я тоже снимал портреты макрообъективом, но в сравнении с портретником (которым тоже снимал) могу сказать, что после макрооптики ретуши гораздо больше, и это не очень хорошо.

Аюр Санданов, 2018-09-29T22:59:25

Я вам озвучивал бюджетные варианты, тот кто способен за какой-то костыль-адаптер выложить 58 тыщ!! сможет себе и объективы G серии позволить. Основная масса купят сигму мс-11 вот тогда уже сильная разница по деньгам, РАЗНЫЕ это в смысле Сонька не сможет снять полноценное МАКРО? И опять же получается экономия в среднем 40 тыщ при возможности еще и макро снимать )))

Alexander Savochkin, 2018-09-27T22:50:37

Окей, даже если всё работает как часы. Считаю просто: EF 100mm f/2.8L Macro IS USM с российской гарантией стоит 58 тысяч, ещё 40-45 накинем на Метабонс. Уже под сотню, а то и за. Да, оптика разная получается: у Сони STF, а у Кэнона макрообъектив. То есть как ни крути, а замена всё равно неравноценная по функциональности (причём не один лучше другого, а именно что сами объективы разные и для разного), плюс по деньгам при равных прочих особой разницы нет.

Юрий, 2018-09-27T18:59:36

да не, через свой последний метабонс не наблюдал лагов, ну кто знает я в свое время за 38 практически новый купил, за 40-45 серые НОВЫЕ идут! Проверял в магазине не дорогой адаптер sigma мс-11 на удивление автофокус просто песня прям пожалел что дорогой метабонс купил=DDD!!. А этому объективу в наше время за 110.000 рублей место в оф. магазе на витрине пылится как бы грустно это не звучало) ну или из за бугра заказывать( офигенная тема) в технике такого класса процент брака ооочень минимальный так что можно особо не боятся

Alexander Savochkin, 2018-09-27T18:13:54

Да, только нормальный переходник с Кэнона на Сони стоит ещё 30, и вот нам уже 70 за комплект, который как бы не хуже, но как бы может и глючить. Ещё и подержанный наполовину.

Аюр Санданов, 2018-09-27T00:05:30

ЛОЛ! Макрик Canon 100мм 2.8 L класса со стабом рвет его по резкости и выигрывает более кремовым БОКЕ. При цене в 40к на авито можно найти превосходном или новым!, а этот даже БУ хрен найдешь потому что мало кто его покупает сейчас новым за 110.000 рублей....

Георгий Полицарнов, 2018-09-24T07:38:41

Фото с открытой диафрагмы в EXIF маркируется как f/5,6. Для этого достаточно взглянуть на картинку объектива: https://assets.prophotos.ru...

Аюр Санданов, 2018-09-20T08:46:29

фото с открытой диафрагмы нет, вы держитесь здесь вам всего доброго, хорошего настроения, здоровья

Георгий Полицарнов, 2018-09-10T10:33:27

Авто пришел и объясняет: читайте внимательно про устройство объектива, что такое STF. И тогда Вы поймете, что геометрически это f/2,8, а по светопропусканию f/5,6.

Robert, 2018-09-10T09:27:15

обалденно,практически все снимки понравились! обычно крайне прохладно отношусь к соневским БЗ,но в этом случае приглянулись кадры !
это ж надо додуматься сделать такой оригинальный кадр
https://assets.prophotos.ru...

Жорж, 2018-06-18T08:37:17

Что, серьезно?Правда нету?))))
Где-то ухмыльнулся в "синий зуб" один Godox A1... ;)

Alexander Savochkin, 2018-06-15T18:35:59

Да, но за стеклом в объективе стоит сенсор, и как именно устроено у него цветоделение, вы не знаете. И я не знаю. Как камера сбалансируется по предъявленной сенсору картинке, тоже никто не знает. А сбалансироваться она может как угодно. И спектр освещения мы ещё не оценивали, а он тоже не обязательно сплошной. И что толку тогда говорить о цвете с конкретным объективом, если остальные факторы не учитывали?

Alexander Savochkin, 2018-06-15T18:34:02

Вы так говорите, как будто это что-то плохое.

Роман Миронов, 2018-06-15T18:20:39

как бы, раньше было в моде делать все резким. Сейчас это исключительно прироготива студии где ты от задника можешь отделить светом. на твоем айфоне нет синхранизации с пыхами

Роман Миронов, 2018-06-15T18:18:19

не одно стекло не являеться безцветным, всегда есть примеси. именно обьектив формирует цвет. контраст, резкость и прочее. камера это так.... чтоб в руке было что держать

Роман Миронов, 2018-06-15T18:16:45

обьесни мне автор кто делает тесты на 5,6? когда максимальная 2,8? как мне увидеть резкий ли обьектив на открой если ты мудак?

Владимир, 2017-10-11T21:20:13

Вы конечно извините, но давайте будем честными, боке у этого обьектива как у 18-55... Просто отвратительное мыло вместо и отсутсвие разделения планов... Где оно идеальное, так это у 85 1.4 gm, вот от него реально кайфуешь просматривая полученные кадры.

C17bd9be c4d4 434f b6eb e820408ef3ec