Объектив в работе
Первое, что бросается в глаза в конструкции Sony FE 50mm f/2.8 Macro — качество сборки. В Sony умеют делать действительно приятные вещи: и тактильно, и для глаза. Почти монолитный чёрный металл корпуса не допускает никаких люфтов. Часть объектива, обращённая к байонету, отделана бархатистым покрытием для минимизации паразитных отражений.
Из пластика сделаны только кнопки и селекторы, а также встроенная глубокая бленда вместе с выдвижным передним линзоблоком. Да, объектив имеет раздвижную конструкцию. При фокусировке на минимальной дистанции передний линзоблок выдвигается на 2,5 см. Если поусердствовать и чуть подвигать его пальцами, то можно увидеть небольшой люфт. Впрочем, объектив сконструирован таким образом, чтобы фотограф этого не делал.
Минимальная дистанция фокусировки составляет 28 см от плоскости матрицы или около 16,5 см от переднего края объектива. Сравнительно небольшая дистанция фокусировки — особенность многих «макрополтинников». Она может ограничивать их применение при съёмке живой природы: зачастую на таких малых дистанциях фотограф рискует спугнуть снимаемое насекомое. Зато для съёмки цветов и небольших предметов он очень удобен. Можно снимать с близкого расстояния, что немаловажно в условиях помещения.
Скорость автофокуса, как и в случае большинства других макрообъективов, не слишком высока, ведь ход линз объектива очень большой. Так, прогон от минимальной дистанции фокусировки до бесконечности занимает целых пять секунд! Поэтому разработчики предусмотрели в объективе ограничитель дистанции фокусировки с двумя диапазонами: от 30 см (считается от переднего края объектива) до бесконечности и от 16 до 30 см.
При использовании лимитера в положении от 30 см до бесконечности полный прогон автофокуса занимает около полутора секунд — не слишком быстро, но работать с таким автофокусом намного комфортнее! В среднем же фокусировка занимает около полусекунды. Выигрыш достигается за счёт предварительной фокусировки объектива. Примерно такие же характеристики и в макродиапазоне.
Важно отметить две особенности. Во-первых, при диафрагмировании скорость наведения на резкость ощутимо снижается, ведь в системе Sony FE предпросмотр изображения осуществляется уже при установленной диафрагме. Это очень удобно для фотографа, но неудобно для автоматики — ей может не хватать света.
Во-вторых, камера активно использует доводку автофокуса по контрастному принципу. Это заметно даже визуально: сначала объектив чуть «перебегает» за точку фокусировки и затем возвращается. Отчасти с этим связана не слишком высокая скорость наводки на резкость.
Использовать автофокус SEL50M28 при макросъёмке удобнее, чем с большинством других «макрополтинников». Серьёзное преимущество обеспечивает ограничитель дистанций. Особенно удобно работать с непрерывным автофокусом, останавливая при необходимости фокусировку кнопкой блокировки на объективе. Но всё же в ряде случаев для макросъёмки в крупном масштабе фотограф вынужден переключаться в ручной режим.
Ручной автофокус очень точный (с малым шагом), но от этого очень медленный. Чтобы перефокусировать объектив с МДФ на бесконечность, понадобится более десятка энергичных поворотов кольца.
Максимальный масштаб съёмки 1:1. Этого достаточно для фотографирования очень мелких предметов. Потери света при фокусировке на МДФ составляют примерно 2,5 ступени экспозиции.
Максимальный масштаб съемки 1:1.
Например, если с зафиксированной чувствительностью и диафрагмой при фокусировке на бесконечность требуется выдержка в 1/50 с, то при фокусировке на МДФ потребуется 1/10 с. Это типичная ситуация для большинства макрообъективов.