Вверх

Тест объектива Canon EF 24-105 f/4L IS II USM

Дата публикации: 07.12.2016

Объектив в работе

Когда речь идёт о профессиональной оптике, субъективные впечатления фотографа сводятся к качеству изображения, массогабаритным характеристикам и удобству в обращении.

Canon EOS 5D Mark IV / Canon EF 24-105 f/4L IS II USM УСТАНОВКИ: ISO 100, F22, 30 сCкачать RAW

Лёгким 795-граммовый объектив назвать нельзя, но его центр масс расположен ближе к корпусу камеры при любом положении зума, в т. ч. в телеположении, и на общую балансировку не влияет. Поэтому снимать достаточно удобно, даже удерживая камеру одной рукой.

Canon EOS 5D Mark IV / Canon EF 24-105 f/4L IS II USM УСТАНОВКИ: ISO 100, F4.5, 1/100 сCкачать RAW

Автофокус не мгновенный, но весь диапазон от 45 см до бесконечности и обратно объектив прогоняет менее чем за секунду. Скорости АФ достаточно, чтобы при серийной съёмке с частотой 7 кадров в секунду второй снимок в серии получился резким при старте из любого положения шкалы расстояний. Работает автофокус практически бесшумно, характерный шелест слышен только в полной тишине. Ещё тише работает стабилизатор, которого вообще не слышно.

Качество изображения

Разрешающая способность камер растёт от поколения к поколению, и это предъявляет новые требования к объективам. Поэтому решено было тестировать EF 24-105mm f/4L IS II USM в том числе в паре с новой камерой Canon EOS 5D Mark IV.

Фокусное расстояние 45 мм

Фокусное расстояние 45 мм

Canon EOS 5D Mark IV / Canon EF 24-105 f/4L IS II USM УСТАНОВКИ: ISO 320, F6.3, 1/25 сCкачать RAW

Её 30-мегапиксельный сенсор сегодня уже не ставит рекордов разрешающей способности, однако работать с ним объективам не так-то просто — нужно доказать своё соответствие. К тому же именно четвёртое поколение камеры EOS 5D со временем станет основной «рабочей лошадкой» профессиональных фотографов.

Фокусное расстояние 40 мм

Фокусное расстояние 40 мм

Canon EOS 5D Mark IV / EF24-105mm f/4L IS II USM УСТАНОВКИ: ISO 200, F8, 1/250 сCкачать RAW

Фокусное расстояние 24 мм

В положении 24 мм на открытой диафрагме объектив демонстрирует заметное виньетирование, что вполне предсказуемо — законы оптики не обманешь. По мере диафрагмирования затемнение по краям ослабевает, хотя и не пропадает полностью. Хроматическая аберрация заметна, но сильной её назвать нельзя — ширина цветовой каймы не превышает 5 пикселей на 30-мегапиксельном изображении. Разрешающая способность объектива высока: на тестовых снимках различимы отдельные иголки на соснах и тонкие веточки деревьев в сотне метров от камеры. Микроконтраст растёт по мере диафрагмирования и максимален при средних диафрагмах — от f/5.6 до 8. Далее он несколько снижается из-за дифракции. По сравнению с предшественником — EF 24-105mm f/4L IS USM — новый объектив демонстрирует более равномерный рисунок по полю кадра: на всех фокусных расстояниях даже на открытой диафрагме в углах кадра детали не замылены, хотя заметна хроматическая аберрация.

Canon EOS 5D Mark IV / EF24-105mm f/4L IS II USM УСТАНОВКИ: ISO 100, F4, 1/400 сCкачать RAW
Canon EOS 5D Mark IV / EF24-105mm f/4L IS II USM УСТАНОВКИ: ISO 100, F5.6, 1/200 сCкачать RAW
Canon EOS 5D Mark IV / EF24-105mm f/4L IS II USM УСТАНОВКИ: ISO 100, F8, 1/100 сCкачать RAW
Canon EOS 5D Mark IV / EF24-105mm f/4L IS II USM УСТАНОВКИ: ISO 100, F11, 1/50 сCкачать RAW
Canon EOS 5D Mark IV / EF24-105mm f/4L IS II USM УСТАНОВКИ: ISO 100, F16, 1/25 сCкачать RAW
Canon EOS 5D Mark IV / EF24-105mm f/4L IS II USM УСТАНОВКИ: ISO 100, F22, 1/13 сCкачать RAW

Прямые линии искажает бочкообразная дисторсия, которая хоть и заметна, но по меркам широкоугольной оптики довольно умеренна.

Пример умеренной бочкообразной дисторсии при ФР 24 мм

Пример умеренной бочкообразной дисторсии при ФР 24 мм

Canon EOS 5D Mark IV / EF24-105mm f/4L IS II USM УСТАНОВКИ: ISO 800, F4, 1/50 с

По мере закрытия диафрагмы изменяется не столько резкость и детализация, сколько вид бликов и ореолов.

На диафрагмах f/16 и f/22 вокруг ярких источников света образуется красивая десятилучевая звезда

На диафрагмах f/16 и f/22 вокруг ярких источников света образуется красивая десятилучевая звезда

Canon EOS 5D Mark IV / EF24-105mm f/4L IS II USM УСТАНОВКИ: ISO 200, F16, 15 сCкачать RAW

Фокусное расстояние 50–70 мм

В среднем положении зума виньетирование становится пренебрежимо малым уже при диафрагме f/5.6, а хроматической аберрации практически не видно при любом значении диафрагмы. В среднем положении EF 24-105mm f/4L IS II USM представляет собой практически идеальный объектив — равномерно резкий по всему полю и свободный от искажений.

Canon EOS 5D Mark IV / EF24-105mm f/4L IS II USM УСТАНОВКИ: ISO 100, F4, 1/320 сCкачать RAW
Canon EOS 5D Mark IV / EF24-105mm f/4L IS II USM УСТАНОВКИ: ISO 100, F5.6, 1/160 сCкачать RAW
Canon EOS 5D Mark IV / EF24-105mm f/4L IS II USM УСТАНОВКИ: ISO 100, F8, 1/80 сCкачать RAW
Canon EOS 5D Mark IV / EF24-105mm f/4L IS II USM УСТАНОВКИ: ISO 100, F11, 1/40 сCкачать RAW
Canon EOS 5D Mark IV / EF24-105mm f/4L IS II USM УСТАНОВКИ: ISO 100, F16, 1/20 сCкачать RAW
Canon EOS 5D Mark IV / EF24-105mm f/4L IS II USM УСТАНОВКИ: ISO 100, F22, 1/10 сCкачать RAW
Фокусное расстояние 50 мм

Фокусное расстояние 50 мм

Canon EOS 5D Mark IV / Canon EF 24-105 f/4L IS II USM УСТАНОВКИ: ISO 200, F4, 1/40 сCкачать RAW
Фокусное расстояние 62 мм

Фокусное расстояние 62 мм

Canon EOS 5D Mark IV / EF24-105mm f/4L IS II USM УСТАНОВКИ: ISO 200, F9, 30 сCкачать RAW

Фокусное расстояние 105 мм

В другом крайнем положении — 105 мм — хроматическая аберрация вновь заметна, а дисторсия становится слабой подушкообразной. Детализация по полю кадра равномерная и лишь к краям несколько снижается. Микроконтраст, как и в широкоугольном положении, растёт до диафрагмы f/8, а далее, по мере её закрытия, снижается из-за дифракции.

Canon EOS 5D Mark IV / EF24-105mm f/4L IS II USM УСТАНОВКИ: ISO 100, F4, 1/250 сCкачать RAW
Canon EOS 5D Mark IV / EF24-105mm f/4L IS II USM УСТАНОВКИ: ISO 100, F5.6, 1/125 сCкачать RAW
Canon EOS 5D Mark IV / EF24-105mm f/4L IS II USM УСТАНОВКИ: ISO 100, F8, 1/60 сCкачать RAW
Canon EOS 5D Mark IV / EF24-105mm f/4L IS II USM УСТАНОВКИ: ISO 100, F11, 1/30 сCкачать RAW
Canon EOS 5D Mark IV / EF24-105mm f/4L IS II USM УСТАНОВКИ: ISO 100, F16, 1/15 сCкачать RAW
Canon EOS 5D Mark IV / EF24-105mm f/4L IS II USM УСТАНОВКИ: ISO 100, F22, 1/8 сCкачать RAW
Пример умеренной подушкообразной дисторсии при ФР 105 мм

Пример умеренной подушкообразной дисторсии при ФР 105 мм

Canon EOS 5D Mark IV / EF24-105mm f/4L IS II USM УСТАНОВКИ: ISO 640, F4.5, 1/50 с

Контровый свет

Благодаря покрытию ASC, которого не было у предыдущей модели, объектив Canon EF 24-105mm/4L IS II USM чрезвычайно устойчив к контровому свету. Наиболее яркие блики удалось поймать только в телеположении, и то лишь когда яркий источник света располагался близко к центру кадра.

Это сложнейший сюжет для любого объектива, и только так удалось получить достаточно яркие блики. Во многих других объективах лобовой свет от прожектора электропоезда образует гораздо более яркие блики, иной раз видимые даже днём

Это сложнейший сюжет для любого объектива, и только так удалось получить достаточно яркие блики. Во многих других объективах лобовой свет от прожектора электропоезда образует гораздо более яркие блики, иной раз видимые даже днём

Canon EOS 5D Mark IV / EF24-105mm f/4L IS II USM УСТАНОВКИ: ISO 640, F4.5, 1/100 сCкачать RAW
Фокусное расстояние тут уже не 105, а 46 мм. Прожектор светит несколько мимо камеры. Вместе все обстоятельства привели к тому, что блик от прожектора здесь незаметен

Фокусное расстояние тут уже не 105, а 46 мм. Прожектор светит несколько мимо камеры. Вместе все обстоятельства привели к тому, что блик от прожектора здесь незаметен

Canon EOS 5D Mark IV / Canon EF 24-105 f/4L IS II USM УСТАНОВКИ: ISO 10000, F4, 1/100 сCкачать RAW

Боке

Боке у Canon EF 24-105mm/4L IS II USM обладает поистине математическим совершенством. Размытие близко к идеальному: блики в боке ровно заполненные, без ярких каёмок, округлые. Нет никаких раздражающих двоений.

Canon EOS 5D Mark III / EF24-105mm f/4L IS II USM УСТАНОВКИ: ISO 250, F4, 1/30 сCкачать RAW

Своего уникального характера боке объектива не имеет. Фон просто равномерно размывается пропорционально удалению от камеры. Пожалуй, именно таким боке и должно быть у профессиональной оптики общего назначения.

При фокусном расстоянии 105 мм глубина резкости достаточно мала, чтобы отбить главный объект от фона, однако размытие не настолько сильное, чтобы превратить фон в абстрактный набор пятен

При фокусном расстоянии 105 мм глубина резкости достаточно мала, чтобы отбить главный объект от фона, однако размытие не настолько сильное, чтобы превратить фон в абстрактный набор пятен

Canon EOS 5D Mark III / EF24-105mm f/4L IS II USM УСТАНОВКИ: ISO 250, F4, 1/50 сCкачать RAW

Невзирая на сравнительно невысокую светосилу объектива, при съёмке на открытой диафрагме на каждом снимке размытие так или иначе присутствует, независимо от дистанции, фокусного расстояния и сюжета.

Боке просматривается и в этом примере, хотя фокусное расстояние всего 38 мм

Боке просматривается и в этом примере, хотя фокусное расстояние всего 38 мм

Canon EOS 5D Mark III / EF24-105mm f/4L IS II USM УСТАНОВКИ: ISO 250, F4, 1/50 сCкачать RAW
Фокусное расстояние 105 мм

Фокусное расстояние 105 мм

Canon EOS 5D Mark IV / Canon EF 24-105 f/4L IS II USM УСТАНОВКИ: ISO 3200, F4, 1/200 сCкачать RAW

Автофокус

Новый объектив по качеству работы автофокуса принял эстафету у старого — он работает быстро, точно и бесшумно. Его скорости более чем достаточно для репортажной съёмки даже навскидку. На практике иной раз больше времени отнимало совмещение нужной точки фокусировки с объектом съёмки, а уж автофокус по скорости реакции не подвёл ни разу. По точности работы претензий тоже не возникло: подтверждение автофокуса всегда означало зону резкости именно там, куда наведена точка автофокуса.

Минимальная дистанция фокусировки составляет 0,45 м при любом положении зума. Для макросъёмки ювелирных изделий такое увеличение не годится, но для съёмки крупным планом объектов размером с кредитную карту возможностей объектива вполне достаточно.

Canon EOS 5D Mark III / EF24-105mm f/4L IS II USM УСТАНОВКИ: ISO 100, F8, 1/100 сCкачать RAW

Стабилизатор

С плёночных времён бытует правило определения самой длинной выдержки, на которой можно снимать с рук без смаза — такая выдержка примерно равна единице, делённой на фокусное расстояние в миллиметрах. На сайте производителя заявлена способность стабилизатора держать картинку при выдержках в 16 раз (на 4 ступени) длиннее оптимальной. Чтобы проверить это утверждение, я использовал такую методику: на разных выдержках снимал в серийном режиме по 3 кадра и смотрел на результат. Почему так? На длинной выдержке нажатие пальца на кнопку спуска может привести к смазу, зато остальные кадры в серии получатся резкими. Если все три кадра вышли резкими, это отличный результат. Если два — приемлемый, а если один или вовсе ни одного — выдержка слишком длинная для корректной работы стабилизатора.

В широкоугольном положении в серии при выдержке 1/1,7 с приемлемыми получались 3 кадра из 4 — такой результат получен из съёмки нескольких серий. В положении 70 мм уверенно получается снимать при выдержке 1/2 с. Для встроенного в объектив стабилизатора — внушительный результат, особенно если учесть, что в тесте была использована 30-мегапиксельная камера Canon EOS 5D Mark IV.

Canon EOS 5D Mark IV / Canon EF 24-105 f/4L IS II USM УСТАНОВКИ: ISO 100, F8, 1/2 сCкачать RAW

В положении 105 мм иногда получались чёткие кадры на выдержке 1/3 с, но регулярно избежать смаза удалось только при ⅙ с. Однако будем справедливы: ⅙ секунды при фокусном расстоянии 105 мм — это 5 ступеней относительно оптимальной выдержки, и на 30-мегапиксельной камере это особенно много. Заявленные компанией Canon 4 ступени выдержки стабилизатор отрабатывает во всём диапазоне фокусных расстояний.

Дата публикации: 07.12.2016
Комментировать
Главы:123
Предыдущая главаДалее «Выводы »

Серия статей

Развернуть весь список
Alexander Savochkin, 2018-09-08T22:06:35

Я за давностью уже не помню, почему не поставили другой снимок. Может, это был лучший. А может и вовсе единственный нормальный. Мы, конечно, стараемся нормально снимать и тщательно выбирать, но иногда — и, справедливости ради, очень нечасто — случается то, что случается. Вот примерно как здесь. Опять же справедливости ради, ближний глаз смазан, но в фокусе.

Alexandr Knyazev, 2018-09-08T21:47:43

Ну, да объект от фона отбит, что ещё нужно.. )))

Alexander Savochkin, 2018-09-08T20:28:51

Это так получилось. В материал снимок попал потому, что хорошо соответствует подписи под ним. :)

Alexandr Knyazev, 2018-09-08T01:45:50

Открыл RAW 133222 - там фокус у девушки на губах. Это так фотограф задумал или ФФ объектива? ))

Alexandr Knyazev, 2018-09-04T14:08:20

Думаете, скоро появится вторая версия? :)

Георгий Полицарнов, 2018-08-29T13:02:40

Так он первой версии!:)

Alexandr Knyazev, 2018-08-28T02:12:23

А у Никона Штатник дешевле на 20 тыщ. при 120 на длинном конце )) Где же справедливость? )))

Alexander Savochkin, 2018-03-24T00:50:25

Повторю комментарий Георгия: с качеством картинки у обоих объективов в порядке, а вот широкоугольника у вас не будет ни в одном из случаев — и всё это за солидные деньги. Лучше возьмите хороший объектив под кроп-сенсор, будет практичнее и дешевле.

Алексей Сорокин, 2018-03-23T16:45:31

Добрый вечер!! тема закрыта давно. Но хотел поинтересоваться что выбрали из объективов? просто у меня тоже 80Д тоже дума между 2 мя этими объктивами.

Анатолий, 2018-03-19T15:08:48

Уважаемые,все Вы правы,в том или другом вопросе,что касается объектива (24-105) первой или второй версии,а главное это человек и его способность,навыки,знания и умение пользоваться довольно не простой фототехникой.

Alexander Savochkin, 2018-01-04T21:50:11

Спасибо за мнение! :)

Артем, 2018-01-04T16:22:20

Вторая версия 24-105 безусловно выглядит значительно интереснее своего старшего по возрасту брата. Но я искренне не понимаю, почему люди прихваливают переодически 24-15 ф4 1... У меня он есть. Снимаю пол года где-то. Конечно, он элька во многом. Картинка контрастная по элечному, цвет с большего хороший. Но резкости и деталей там считай нет!!! Только если жесткий свет и его много. Чуть меньше света ему даешь и все - пиши пропало деталям. Если объек в кадре довольно крупный, то еще более менее, но если скажем лицо человека в метрах 10 на каких 50-70мм и пасмурно - то уже все, снимок стремиться к браку если говорить о профф. применении. 24-70 ф4 за теже деньги просто несравненно лучше первой версии 24-105. К слову, я как только появится возмонжость тут же поменяю.

Виктория Винс, 2017-12-15T12:30:49

Портреты обычно снимаются постановочно, поэтому выбираются хорошие световые условия, в сумме с которыми конечно этот объектив отлично справиться с портретной съемкой.

Виктория Винс, 2017-12-15T12:28:30

Лайк!

Георгий Полицарнов, 2017-10-23T11:02:33

Здесь мы не примем решение за вас. Разница будет и в боке, и в качестве картинки. Боке лучше о 24-105, резкость выше у 24-70. У одного макрорежим, у другого просто выше универсальность за счет телеположения объектива. Вопрос Ваших личных приоритетов: что важнее.

Algis Rakauskas, 2017-10-21T00:43:29

Мучаюсь с выбором между 24-70 /f4 и 24-105 /f4 II. Вы говорите, что если светосила одинаковая, то лучше взять более универсальный диапазон. Так то оно так, но ведь дело не только в диапазоне? у 24-70 за то макро режим есть, например, в противовес диапазону. Есть ли между ними разница еще в чем-то? Уже вроде достаточно времени прошло, а я в интернете не нашел сравнения именно этих двух объективов.

Alexander Savochkin, 2017-09-03T09:44:48

По-моему, всегда лучше пользоваться самым совершенным объективом, какой только можете себе позволить.

Александр, 2017-09-03T05:51:48

Стоит ли заменять этим объективом на Canon 6D объектив 24-105 первой версии с целью более резких снимков по сравнению с первой версией объектива (проявится ли
его разрешение на матрице 6D)???

Alexander Savochkin, 2017-08-28T23:26:44

Евгений! Вы бы для начала нашли на офсайте картинку, а потом уже утверждали, что мы взяли её именно оттуда — а то иначе как-то некрасиво получается. :) Оправдываться не в наших правилах, и я мог бы этого не говорить, но таки скажу: этот кадр снял лично я 28 ноября 2016 года в 12:13:03 по московскому времени на третьем этаже в ГУМе где-то в окрестностях новогодней ёлки. Девушка в кадре — Эльза. Пошерстите фейсбук, найдёте и фотографию, и девушку.

Что касается цены, тут каждый сам решает. Лейка вон выпустила модель М10 по цене новой Лады Ларгус, и, что интересно, камера вполне себе продаётся, хотя уж казалось бы, в той Лейке нет совсем ничего выдающегося, у неё даже эргономика примерно образца 1927 года. И тем не менее, я лично знаком с человеком, который снимает балет именно такой камерой, и считает её лучшим выбором для решения этой задачи. Сколько должен стоить объектив, описанный в этой статье, решать не нам. Судя по гневным комментариям о подмене оптики для теста, своих денег этот объектив стоит. :)

Евгений Петров, 2017-08-28T20:10:45

Конечно фейковая! Вы где и при каких обстоятельствах сделали снимок c боке, тот что в начале статьи, можете сказать? А как зовут девушку-модель? А? Не можете... С офф сайта картинку взяли... Там любят слабенькие в художественном плане объективы сопровождать картинками, снятыми совсем другой по качеству и цене аппаратурой. А что, разве камера 5D mk4 снимает RAW в формате TIFF? Кто конвертировал в такой TIFF? А так вообще умиляет, что нахваливают астрономически дорогое стекло за 1100 $, параметры которого не сильно лучше старой, крайне мыльной версии. Но старая версия (в раскитованном варианте) хотя бы стоила всего 500$. Это стекло не стоит килобакса-вот такой вывод нужно было бы Вам сделать в статье. Сколько народу пострадает, купив ЭТО! Сигма, а сегодня ещё и Тамрон показывают мускулы, выпуская превосходящие Кэнон изделия по меньшей цене.

Abb8ad10 4335 4008 aab0 c63f13d83e19