Макрофотография и уличная съёмка
Sony FE 90mm f/2.8 Macro G OSS позволяет вести съёмку с максимальным масштабом 1:1. Макрофотография — занятие не из лёгких, оно требует времени и терпения. Снимать приходится на маленькой глубине резкости, а закрытие диафрагмы вынуждает удлинять выдержку и поднимать ISO. Однако матрица Sony A7R Mark II с задачей справляется: даже на ISO 3200 и 6400 шум на фотографиях вполне терпимый. Часовое сидение в траве среди мошек и комаров в погоне за каплями росы вознаграждается первыми красивыми снимками.
Минимальная дистанция фокусировки при съёмке составляет 28 см, что вполне «стандартно» для 90-мм объектива. Я начинаю съёмку, переведя рычажок лимитера дистанции фокусировки в положение FULL (полный диапазон). При съёмке макро в этом положении автофокус работает наиболее медленно, не всегда точен. В некоторых, казалось бы, стопроцентных ситуациях фокус не может найти объект, а в более сложных условиях — без проблем фокусируется. Иногда всё это заставляет идти на ухищрения: например, при небольшом промахе доводить фокус вручную. Но лучший способ — задействовать лимитер, установив его в положение 0,28–0,5 м, чтобы избежать затяжных «рысканий» и увеличить скорость фокусировки (правда, с точностью временами также могут быть проблемы).
Если дело не касается радикальных клоуз-апов, то автофокус не подводит, впечатляет скоростью и точностью, позволяя удачно использовать объектив как в фотостудии, так и во время стрит-фотосъёмки.
В ходе теста я пробовал снимать этим макрообъективом даже быстро движущиеся объекты. Задача для него хоть и сложная, но выполнимая, а на помощь всегда готова прийти заветная кнопка фиксации фокуса.
Боке объектива — постоянный повод для споров. Макрообъективы в силу своеобразной оптической схемы всегда обладали специфическим боке, однако в Sony убеждены, что все объективы серии G имеют исключительный рисунок в зоне нерезкости. После работы с большим количеством отличных портретных фиксов у меня сформировались собственные стандарты исключительности боке, но надо отдать должное инженерам Sony, которые действительно постарались. Наиболее мягко боке объектива выглядит именно в макрорежиме. Девятилепестковая диафрагма «рисует» круглые блики, нередко превращающиеся в девятигранники, в которых практически незаметны характерные для подобных объективов контрастные края.
Макрообъективы из-за специфики оптической схемы нередко грешат эффектом круговых полос («луковых колец») в бликах. Иногда их можно заметить и в Sony FE 90mm f/2.8 Macro G OSS. На открытой диафрагме кольца различимы только при сильном увеличении картинки.
После прикрытия диафрагмы края бликов становятся контрастнее, а кольца — ярче. Это довольно типичная ситуация для макрооптики. Однако если сюжет не слишком контрастный, то даже на сильно прикрытой диафрагме эффект неравномерного заполнения блика в зоне нерезкости проявляется слабо, позволяя получать очень приятное глазу боке. А вот это уже редкость для макрообъектива!
С контровым светом объектив справляется куда лучше. Я специально сделал несколько кадров на рассвете и закате, когда свет фактически бьёт в камеру.
Кроме того, объектив отличается низким уровнем хроматических аберраций даже в условиях очень жесткого света.
Стабилизатор изображения
Немаловажным достоинством Sony FE 90mm f/2.8 Macro G OSS является оптический стабилизатор. Он работает очень качественно: при тусклом свете статичные сюжеты можно снимать на длинных выдержках.
Стабилизация осуществляется по пяти степеням свободы, если используется фотокамера Sony Alpha седьмой серии второго поколения. Две степени свободы — угловые смещения камеры — берет на себя объектив. Еще три степени свободы — линейные смещения фотоаппарата и вращение вокруг оптической оси — стабилизируются за счет смещения матрицы. На практике выигрыш при обычной съемке составляет около четырех ступеней экспозиции относительно критической выдержки 1/100 с. Снимая с рук, можно получать резкие снимки с выдержками до 1/6 с включительно.
При макросъемке в масштабе, близком к 1:1, требования к длине выдержки, конечно, намного более строгие. Без стабилизатора при использовании 42-мегапиксельной матрицы критическая выдержка будет уже не 1/100 с. Чтобы избежать смаза, лучше применять выдержки порядка 1/400 с. Однако при использовании стабилизатора резкие кадры удается получать даже при 1/20 с.
Если же у вас камера Sony седьмой серии, но первого поколения, то стабилизация будет осуществляться только силами самого объектива. Sony FE 90mm f/2.8 Macro G OSS способен компенсировать лишь угловые смещения фотоаппарата и не страхует от линейных колебаний, часто возникающих при макросъемке. Поэтому стабилизация в макро с камерами Sony A7, A7R и A7S будет чуть ниже, чем с A7 II, A7R II и A7S II. Например, при съемке макро с рук вы можете рассчитывать на резкие кадры с выдержками от 1/50 с и короче.