Вверх
919b9645 5c66 4d6c baf8 1d2df6d6d3dc

Как настроить цвет лица на фото или затемнить небо? 4 инструмента для локальной коррекции и ретуши в Adobe Lightroom Classic

Дата публикации: 30.09.2020
Как настроить цвет лица на фото или затемнить небо? 4 инструмента для локальной коррекции и ретуши в Adobe Lightroom Classic

В предыдущих уроках мы рассказывали о том, как настроить яркость, контраст и цвета на фото. Но эти коррекции влияли сразу на весь кадр. А как быть, если нужно обработать только определённый фрагмент? Сегодня поговорим о локальных коррекциях на примере RAW-конвертера Adobe Lightroom Classic. В других программах вы встретите похожие возможности.

Мы будем работать на ноутбуке ConceptD 7 от Acer в белом корпусе. ConceptD — серия для создателей контента: фотографов, видеографов, блогеров, дизайнеров. И внешний вид — не главное её достоинство. Ноутбук для фотографа должен обладать качественным экраном с идеальной цветопередачей. Acer оснащают свои модели экранами, прошедшими сертификацию Pantone Validated.

Этот сертификат гарантирует, что параметры экрана удовлетворяют высоким профессиональным требованиям. При заводской калибровке достигается точность Delta E <2. У ConceptD 7 4К-дисплей. Такое разрешение сегодня оптимально для работы с фото: изображение не распадается на пиксели, как в случае с экранами с меньшим разрешением. Также серия ConceptD комплектуется самым мощным железом, которое подходит для профессиональных приложений. Это особенно важно для Lightroom, где после наложения большого числа локальных коррекций отображение результата может подтормаживать.

Локальные коррекции в Lightroom работают через маски. Маска — то, что используется во всех программах обработки: накладывая её, мы выбираем область, на которую будут действовать регулировки. Коррекций с разными масками может быть много, и каждая будет влиять на какой-то участок снимка. Здесь можно провести аналогию с редактированием текста на компьютере: чтобы, например, оформить фрагмент жирным шрифтом или курсивом, мы его сначала выделяем, а потом вносим нужные настройки.

Инструменты внесения локальных коррекций выделены красной рамкой. Чтобы иметь к ним доступ, нужно перейти в режим Develop («Разработка»).

Инструменты внесения локальных коррекций выделены красной рамкой. Чтобы иметь к ним доступ, нужно перейти в режим Develop («Разработка»).

По форме маски локальные коррекции в Adobe Lightroom бывают трёх типов: градиентные, радиальные и нарисованные вручную.

Рассмотрим возможности локальных коррекций на примере градиентной — Gradient Filter (в русском переводе — «Градуированный фильтр»), а потом расскажем подробнее и о других вариантах.

Градиентный фильтр — Gradient Filter

Процесс наложения градиентной маски. Активируем инструмент Gradient Filter (выделен красной рамкой) и создаём градиентную маску. Регулировки маски градиента выделены синей рамкой.

Процесс наложения градиентной маски. Активируем инструмент Gradient Filter (выделен красной рамкой) и создаём градиентную маску. Регулировки маски градиента выделены синей рамкой.

Чтобы не было чётких переходов между обработанной областью и остальным изображением, маски почти всегда должны иметь полупрозрачные края. То есть настройки постепенно сходят на нет. Именно так работает градиентный фильтр. Щёлкнем мышью по той области снимка, где коррекция должна быть максимальной, и проведём градиент до той точки, где маска должна раствориться.

Сделано несколько градиентных коррекций. Неактивные коррекции выделены красными рамками (к ним можно вернуться щелчком). Коррекция, с которой сейчас ведётся работа, выделена синей рамкой.

Сделано несколько градиентных коррекций. Неактивные коррекции выделены красными рамками (к ним можно вернуться щелчком). Коррекция, с которой сейчас ведётся работа, выделена синей рамкой.

Градиент, как и другие локальные коррекции, можно редактировать. Чтобы вернуться к ранее созданной локальной коррекции (градиенту, кисти, радиальному фильтру), нужно активировать соответствующий инструмент и щёлкнуть по появившейся серой точке. Удерживая серую точку левой кнопкой мыши, перемещаем градиент. Двигая среднюю линию градиента, мы можем крутить его вокруг своей оси, двигая боковые линии (ими обозначены границы градиентного перехода) — сделать переход более плавным или жёстким.

Чтобы посмотреть, как маска легла на снимок, нажимаем горячую клавишу O. Область воздействия маски окрасится красным. В Lightroom горячие сочетания клавиш работают только при переводе клавиатуры в английскую раскладку.

Чтобы посмотреть, как маска легла на снимок, нажимаем горячую клавишу O. Область воздействия маски окрасится красным. В Lightroom горячие сочетания клавиш работают только при переводе клавиатуры в английскую раскладку.

После наложения градиента можно переходить к настройкам. При активации этого инструмента панель коррекций меняет свой вид: теперь на ней отображены регулировки локальной коррекции. Здесь можно менять яркость, расширять динамический диапазон, настраивать контраст и цвета. Регулировки работают аналогично тем, что мы используем для обработки всего снимка (о них мы писали в предыдущих уроках). Перейдём к примерам.

Градиентные маски, на мой взгляд, самые удобные, так как выглядят естественнее. При грамотном расположении градиентной маски (одной или нескольких) можно очень мягко воздействовать на изображение.

Распространённые случаи применения градиентных коррекций — затемнение неба на пейзажных фото и осветление переднего плана.

Возьмём пейзажный кадр и проведём градиент так, чтобы он воздействовал на небо. Теперь с помощью регулятора Exposure («Экспозиция») и Highlights («Светлые области») затемним светлые участки на фото. Но такой трюк сработает лишь тогда, когда снимок без пересветов, иначе детали в светах спасти не получится. Чтобы тёмные детали, попавшие под действие фильтра (в нашем примере — верхние ветви дерева), не становились темнее, можно поднять регулятор Shadows («Тени»).

Градиентная маска редактируется. Щёлкнем по пункту Brush («Редактирование»), и указатель мыши превратится в кружок-кисть. Ему можно задать размер, чтобы обрисовать те предметы, на которые нужно наложить маску и коррекции. Зажмём Alt, и кисть превратится в ластик. Им можно стирать уже созданную маску. Настройки кисти и ластика также есть внизу панели настроек градиентного фильтра.

Щёлкнув по пункту Brush («Редактирование») и зажав Alt на клавиатуре, я удалил часть градиентной маски со скалы на переднем плане, ведь градиент должен влиять только на задний план.

Щёлкнув по пункту Brush («Редактирование») и зажав Alt на клавиатуре, я удалил часть градиентной маски со скалы на переднем плане, ведь градиент должен влиять только на задний план.

Однако так не стоит удалять маску с очень мелких элементов (например, тонких, извилистых веток): мы не добьёмся точного маскирования, вокруг коррекций появятся неестественные контуры.

Ошибка: попытка убрать (или добавить) маску с помощью кистей маленького размера. Результат — пятна, как на примере выше.

Ошибка: попытка убрать (или добавить) маску с помощью кистей маленького размера. Результат — пятна, как на примере выше.

А как быть, если на фото над линией горизонта, например, возвышается дерево? Обрисовать кисточкой не получится — слишком много мелких деталей. Здесь пригодится ещё одна полезнейшая настройка, присутствующая не только в инструменте «Градиент», но и в Adjustment Brush («Корректирующая кисть»), и в Radial Filter («Радиальный фильтр»).

В самом низу панели с регулировками есть пункт Range Mask («Маскирование диапазона»). С помощью этой настройки можно создать маску так, чтобы настройки влияли только на области определённого цвета или (ещё ценнее с практической точки зрения) на объекты определённой яркости. Сделаем так, чтобы маска попадала лишь на светлое небо, а на тёмное дерево — нет.

Выберем опцию Range Mask: Luminance («Маскирование диапазона: яркость»). Откроется панель настроек.

Выберем опцию Range Mask: Luminance («Маскирование диапазона: яркость»). Откроется панель настроек.

Здесь снова поможет подсвечивание маски красным: для этого поставим галочку напротив пункта Show Luminance Mask («Показать маскирование диапазона»), он выделен жёлтой рамкой на скриншоте. Теперь отрегулируем ползунок Range («Диапазон») так, чтобы небо оставалось красным, а дерево стало чёрно-белым. В этом случае яркость дерева не изменится. С помощью ползунка Smoothness («Сглаживание») можно отрегулировать мягкость переходов между участками с маской и без неё, но обычно хорошо работает значение, установленное по умолчанию — 50.

Инструмент «Пипетка» (выделена зелёной рамкой) ускоряет процесс: мы можем активировать её и щёлкнуть по той области снимка, к которой должна применяться маска. Но это не всегда работает идеально, и может потребоваться дополнительная доводка с помощью того же ползунка Range. Lightroom может выделять области не только по яркости, но и по цвету, для этого есть опция Range Mask – Color, она работает аналогичным образом.

С помощью ползунка Range найдено такое положение, когда маска влияет на светлые участки и не оказывает воздействия на тёмные — они перестали окрашиваться в красное.

С помощью ползунка Range найдено такое положение, когда маска влияет на светлые участки и не оказывает воздействия на тёмные — они перестали окрашиваться в красное.

Этот приём полезен при обработке архитектурных, интерьерных и пейзажных снимков — везде, где есть большие перепады яркости между участками кадра и сложные детали, которые невозможно выделить простым градиентом или кистью. Отключим выделение маски красным цветом и сравним результат до и после работы с маской яркости.

Снимок до настройки маски яркости

Снимок до настройки маски яркости

Снимок после настройки маски яркости: небо затемнено, а ветви стали ярче, на них проработана фактура.

Снимок после настройки маски яркости: небо затемнено, а ветви стали ярче, на них проработана фактура.

Ещё с помощью градиентных фильтров, можно усилить композицию, ведь мы всегда сначала обращаем внимание на более яркие объекты.

Затемнение второстепенных элементов пейзажа с помощью градиентных фильтров

Затемнение второстепенных элементов пейзажа с помощью градиентных фильтров

Наложением нескольких градиентных фильтров с лёгкой отрицательной коррекцией экспозиции на менее важные участки кадра можно привлечь больше внимания к главному объекту. Достаточно совсем небольшого затемнения!

Итоговый снимок. Наложено несколько градиентных фильтров для регулировки яркости и контраста. Насыщенность цветов настроена с помощью параметра Vibrance («Красочность»), который мы разобрали в предыдущих уроках.

Итоговый снимок. Наложено несколько градиентных фильтров для регулировки яркости и контраста. Насыщенность цветов настроена с помощью параметра Vibrance («Красочность»), который мы разобрали в предыдущих уроках.

Похожего эффекта можно добиться и с помощью виньетирования или радиального фильтра, но градиенты дают интересное, не одинаковое с разных сторон затемнение. Такой приём актуален во всех жанрах. К примеру, в портрете можно больше внимания привлечь к модели и меньше — к её окружению.

Затемнение левой части кадра для создания акцента на лице модели

Затемнение левой части кадра для создания акцента на лице модели

Радиальный фильтр — Radial Filter

Перейдём к следующему инструменту локальных коррекций. От градиентного фильтра его отличает лишь форма маски: если градиент распространяется по линии, то радиальный фильтр — по кругу. Такой инструмент применяется значительно реже, им получится отрегулировать яркость близкого к круглой форме объекта: цветка, лица человека.

Итак, выберем инструмент «Радиальный фильтр», щёлкнем левой кнопкой мыши в том месте, где должен быть центр фильтра. Обратите внимание, что фильтр по умолчанию регулирует область, которая находится за пределами нарисованного круга. Чтобы фильтр действовал внутрь, поставим галочку Invert mask. Мягкость краёв радиального фильтра можно редактировать ползунком Feather, но, как правило, значение по умолчанию (50) подходит.

Наложен радиальный фильтр, затемняющий на снимке всё, кроме лица девушки.

Наложен радиальный фильтр, затемняющий на снимке всё, кроме лица девушки.

Инструмент «Корректирующая кисть» — Adjustment Brush

Щёлкнем по иконке с кисточкой. Теперь мы можем нарисовать маску любой произвольной области! Но сначала обратим внимание на настройки кисти. Первая — Size, размер. Рекомендую выбирать побольше и рисовать крупными мазками, иначе велик риск получить некачественную обработку с пятнами от коррекций. Не стоит пытаться обрисовать какую-то маленькую деталь, в таких случаях лучше использовать, например, настройки Range Mask, маски яркости или цвета.

Инструмент «Корректирующая кисть» (иконка выделена красным, настройки — синим).

Инструмент «Корректирующая кисть» (иконка выделена красным, настройки — синим).

Следующая регулировка кисти — Feather («Растушёвка»). Она отвечает за мягкость краёв кисти. Советую выставлять на максимум, чтобы кисть была очень мягкой, иначе маска получится с контрастными краями.

Ещё одна настройка — Flow («Количество краски»). Чем она больше, тем выше «степень нажатия» кисти при рисовании. Если вы пользуетесь мышью или тачпадом, лучше эту настройку ставить на максимум. Она позволит рисовать одним касанием. Если у вас есть графический планшет или экран ноутбука позволяет работать с пером, различающим степени нажатия, можно выбрать низкие значения: чем сильнее вы будете нажимать на перо, тем жирнее будет след от кисти.

Последняя настройка — Density («Плотность»). Параметр отвечает за непрозрачность кисти. При максимальной плотности все коррекции кисти будут сказываться на снимке на 100%. Можно сделать так, чтобы кисть воздействовала на снимок вполсилы, поставив этот регулятор, скажем, на 50 единиц. Это интересно, если мы хотим нарисовать очень сложную маску, и особенно удобно, если пользоваться графическим планшетом. Я обычно ставлю этот параметр на 100 и рисую кисточкой в полную силу — так проще контролировать результат, и для простых масок это удобнее. Тонкую работу с масками оставим на этап финишных коррекций в Adobe Photoshop.

Часто руки не соответствуют цвету лица. К примеру, из-за макияжа. В этом случае запястья повёрнуты светлой стороной вперёд. А мы помним, что яркие объекты всегда «перетягивают» внимание в кадре на себя. Поэтому их можно немного затемнить с помощью кисти.

Часто руки не соответствуют цвету лица. К примеру, из-за макияжа. В этом случае запястья повёрнуты светлой стороной вперёд. А мы помним, что яркие объекты всегда «перетягивают» внимание в кадре на себя. Поэтому их можно немного затемнить с помощью кисти.

С помощью кисти с опцией Auto Mask обрисуем руки. Маска ляжет приблизительно на руки модели, а все огрехи можно подправить ластиком. Сделаем отрицательную коррекцию экспозиции и немного подгоним по цвету к лицу модели.

С помощью кисти с опцией Auto Mask обрисуем руки. Маска ляжет приблизительно на руки модели, а все огрехи можно подправить ластиком. Сделаем отрицательную коррекцию экспозиции и немного подгоним по цвету к лицу модели.

Опция Auto Mask («Автомаскирование») необходима для того, чтобы нарисованная маска учитывала контент кадра и пыталась найти очертания предметов. На объектах с мелкими деталями и фактурой работает она не всегда корректно, а вот там, где достаточно приблизительного выделения, вполне можно её задействовать. Поставим флажок Auto Mask и начнём рисовать. Маска затронет исключительно области той яркости и того цвета, с которого мы начали рисование.

Результат работы с корректирующей кистью: руки выровнены по яркости с лицом модели.

Результат работы с корректирующей кистью: руки выровнены по яркости с лицом модели.

В каких случаях пользуются инструментом «Корректирующая кисть»? Когда нужно более локальное воздействие на снимок, нежели при работе с градиентом. Например, чтобы откорректировать тон кожи модели или подправить цвет и контраст отдельных объектов на снимке.

Ретушь мелких деталей: инструмент Spot Removal

Как убрать с фото нежелательный элемент? Инструментами локальной коррекции мы можем только замаскировать объект, снизив контраст или насыщенность. Но в Adobe Llightroom есть и инструмент для ретуши. Точка от пыли на матрице? Прыщик на лице модели? Мусор, который вы не заметили при съёмке пейзажа? Здесь в ход идёт инструмент Spot Removal («Удаление областей»).

Чтобы убрать логотип, активируем инструмент Spot Removal (выделен красным).

Чтобы убрать логотип, активируем инструмент Spot Removal (выделен красным).

Активируем инструмент. С помощью пункта Size («Размер») зададим величину кисти. Размер должен примерно соответствовать области, которую мы хотим заретушировать.

У кисти Spot Removal, кроме регулятора размера, есть регулировка Feather («Растушёвка»). Здесь будет лучше, если края маски жёсткие, без плавных переходов. Параметр чаще всего стоит держать на нуле. Регулятор Opacity («Непрозрачность») — на 100: так ретушируемая область полностью закрасится.

Красной рамкой показана область, которую я закрасил кистью инструмента Spot Removal. Программа сама проанализировала контент в выделенной области и нашла на фото фрагмент (выделен синим) с текстурой, которой можно заменить логотип. Если результат не устраивает, сдвиньте область-донор на другое место.

Красной рамкой показана область, которую я закрасил кистью инструмента Spot Removal. Программа сама проанализировала контент в выделенной области и нашла на фото фрагмент (выделен синим) с текстурой, которой можно заменить логотип. Если результат не устраивает, сдвиньте область-донор на другое место.

Если необходимо убрать точечный объект (например, пыль на матрице), просто щёлкаем по нему. Если объект крупнее, обрисовываем ретуширующей кистью. Теперь программа проанализирует выделенную область и заменит её другими деталями, взятыми со снимка. Как правило, получается хорошо. Если программа выдала неестественный результат, можно выбрать фрагменты, откуда брать детали. Разумеется, убрать со снимка очень крупные объекты не выйдет, но «фотографический мусор» подчистить получится. Кстати, ко всем обработанным областям мы всегда можем вернуться: они отобразятся, когда мы активируем инструмент Spot Removal.

В чём разница между режимами Clone («Клонировать») и Heal («Восстановление»)? В Clone программа просто будет копировать фактуру с одного места на другое, результат может быть неестественным. В режиме Heal программа адаптирует фактуру по яркости и цвету.

В чём разница между режимами Clone («Клонировать») и Heal («Восстановление»)? В Clone программа просто будет копировать фактуру с одного места на другое, результат может быть неестественным. В режиме Heal программа адаптирует фактуру по яркости и цвету.

Итоговый кадр

Итоговый кадр

Инструмент Spot Removal требует высокой производительности компьютера. Ведь программе приходится анализировать снимок, перестраивать детали в выбранных областях… Да и не всегда программы ретуши хорошо оптимизированы. Работать с такими инструментами удобнее на быстром компьютере с мощным современным «железом».

Такой начинкой обладают ноутбуки серии ConceptD от Acer. У ConceptD 7 на борту Intel Core i7 девятого поколения, 32 ГБ оперативной памяти DDR4 и мощная видеокарта. С такой конфигурацией все программы для обработки фото работают очень быстро. Это сказывается не только на комфорте, но и на результате. На моём ноутбуке порой всё происходило так долго, что я успевал забыть, какие следующие шаги в обработке хотел предпринять… С ConceptD 7 всё происходит в реальном времени.

Adobe Lightroom Classic предоставляет достаточно возможностей для локальных коррекций и базовой ретуши. Обработку большинства снимков можно производить только в этой программе, без сложных манипуляций в графическом редакторе. Отточите навыки работы с инструментами из этого урока, и вы сможете справляться с подобными задачами быстро и качественно!

Дата публикации: 30.09.2020
Комментировать
8854dfb9 1d76 4ea1 b038 e6880699ed21 square 100
Константин Воронов

Профессиональный фотограф с десятилетним опытом работы. Шесть лет занимается преподавательской деятельностью. По образованию журналист, автор курсов и обучающих статей по фотографии. Сфера интересов — пейзажная, предметная, портретная фотография.

Другие статьи рубрики

Показать больше статей
comments powered by Disqus