Вверх
E142d0a8 d81d 419e 8049 1143dfa88515

9 приёмов от профи для получения хорошей цветопередачи. Как быстро сделать модную обработку? Исследуем возможности Adobe Lightroom

Дата публикации: 28.08.2020

Каждый фотограф сталкивался с ситуацией, когда в кадре неправильная цветопередача: оттенки не соответствуют действительности или творческой задумке. Как скорректировать цвета на уже сделанном фото? Сейчас почти в каждой программе для просмотра снимков и в любой социальной сети есть встроенный мини-фоторедактор, не говоря уже о множестве мобильных приложений для обработки картинок… Но как с цветом работают профессионалы? Давайте разберём на примерах.

9 приёмов от профи для получения хорошей цветопередачи. Как быстро сделать модную обработку? Исследуем возможности Adobe Lightroom

С чего начинается профессиональная обработка фотографии?

Обработка начинается с конвертации «сырых» снимков в RAW-формате, который содержит все данные, полученные с матрицы камеры. Он гораздо более гибок в обработке, чем привычный JPEG.

Раньше для получения качественного кадра нужно было корректно проявить фотоплёнку, а сейчас фотографы используют выражение «проявка RAW», намекая на то, что это нечто большее, чем просто конвертация из одного формата в другой. На этом этапе можно исправить цветопередачу без потери качества, а яркость и контраст — с минимальными потерями. Конечно, почти все упомянутые ниже приёмы будут работать и для JPEG, однако тут любая манипуляция сильно повлияет на качество итоговой картинки. Если вы снимаете в JPEG, конвертация в этот формат происходит внутри фотоаппарата, после съёмки. За это отвечает процессор камеры, который накладывает на исходный кадр необходимые коррекции и сохраняет на карту памяти уже готовый, сконвертированнный JPEG-файл. Съёмка в JPEG подразумевает то, что вы доверили базовую обработку самой фотокамере.

Для обработки RAW используются RAW-конвертеры. Самые популярные: Adobe Lightroom и Adobe Camera RAW (ACR). Lightroom — отдельная программа, а вот ACR — плагин (дополнение, надстройка) для Adobe Photoshop. Если открыть RAW-файл в Photoshop, сначала появится окно Adobe Camera RAW и предложение провести конвертацию RAW в привычный графический файл, с которым может работать Photoshop. Среди известных RAW-конвертеров также стоит упомянуть Phase One Capture One (есть бесплатная версия Capture One Express для начинающих) и Skylum Luminar, особенностью которого являются инструменты, основанные на возможностях искусственного интеллекта.

В этом уроке мы покажем приёмы работы с цветом, ориентируясь на Adobe Lightroom Classic как на самый популярный конвертер. Однако его инструменты практически идентичны плагину Adobe Camera RAW (далее — ACR) и в целом похожи на остальные RAW-конвертеры, ведь у всех этих программ одна задача — сконвертировать из сырого материала качественное изображение.

Кстати, при обработке RAW всегда можно сбросить коррекции и вернуться к исходному кадру, а это важно в творческом поиске.

Что необходимо для качественной обработки фото и видео? «Железо»? Мощный компьютер? Не только. Главное — экран, ведь именно он становится «глазами» фотографа: если на нём неправильно переданы цвета, не получится корректно обработать фото. Может, на нашем экране кадр и будет выглядеть хорошо, но на других устройствах цвета отобразятся неправильно. Ноутбуки ConceptD предназначены для фотографов и всех тех, кто работает с изображениями. А поэтому в моделях этой линейки стоят качественные IPS-экраны с широким цветовым охватом (100% покрытие пространства Adobe RGB). А точность цветопередачи гарантирует сертификат Pantone Validated, коим «награждены» экраны этих ноутбуков. Заявленная точность Delta E<2.

При подготовке урока мы использовали модель ConceptD 5 Pro с 4К-экраном. На мой взгляд, экран с таким разрешением лучше подходит для работы с фото, нежели более распространённые FullHD-экраны — детализация выше, изображение не распадается на отдельные точки.

Профиль камеры

У каждой камеры своя цветопередача. И чтобы все особенности фотоаппарата учитывались, необходимо выбрать соответствующий профиль. Иначе программа по умолчанию применит профиль Adobe Color, а он может работать неточно, ведь разным камерам требуются разные параметры отображения цвета. Этот пункт обязателен именно для Lightroom и ACR, другие RAW-конвертеры (например, Capture One) автоматически выбирают профиль камеры.

Кадр с профилем Adobe Color. Красной рамкой показан выбранный профиль, а синей — меню выбора профилей. Профили, соответствующие камерам, находятся в пункте Camera Matching.

Кадр с профилем Adobe Color. Красной рамкой показан выбранный профиль, а синей — меню выбора профилей. Профили, соответствующие камерам, находятся в пункте Camera Matching.

Тот же кадр с профилем Camera Standard.

Тот же кадр с профилем Camera Standard.

Баланс белого

Важный этап — настройка баланса белого непосредственно при съёмке для обеспечения хорошей цветопередачи прямо из камеры. Плюс формата RAW в том, что баланс белого можно регулировать и после съёмки, при обработке. При съёмке в JPEG настройка баланса белого тоже происходит не во время, а сразу после съёмки, при обработке сырых данных процессором. Но исправить баланс белого такого снимка позже уже не получится.

Давайте разберём возможности настройки баланса белого в Adobe Lightroom (они есть в ACR и любом другом RAW-конвертере).

  • При выборе функции «Авто» программа анализирует кадр и пробует настроить баланс белого сама. Почти всегда получается неплохо.
Кадр с настройками баланса белого по умолчанию. Программа считывает те настройки, которые были установлены на камере при съёмке. Красной рамкой отмечены регулировки баланса белого.

Кадр с настройками баланса белого по умолчанию. Программа считывает те настройки, которые были установлены на камере при съёмке. Красной рамкой отмечены регулировки баланса белого.

Автоматическая настройка баланса белого. Получилось неплохо. В этом же списке доступна предустановка баланса белого как на камере.

Автоматическая настройка баланса белого. Получилось неплохо. В этом же списке доступна предустановка баланса белого как на камере.

  • Есть возможность выбрать, при каком освещении был сделан кадр. Исходя из этой информации, программа настроит цвета. Точно так же баланс белого настраивается и на камере. Если снимок сделан в солнечный день, выбираем настройку «Солнечно», если при уличных фонарях или домашних лампах накаливания — «Лампы накаливания».

  • Можно вручную настроить показатели цветовой температуры и сдвига, чтобы отрегулировать оттенки на фотографии исходя из своих задач. Главное — не переборщить!

Ручная корректировка баланса белого с помощью регуляторов цветовой температуры и сдвига (выделены синей рамкой).

Ручная корректировка баланса белого с помощью регуляторов цветовой температуры и сдвига (выделены синей рамкой).

Настройка баланса белого по эталону. Что такое «серая карта»?

Ещё одна возможность настройки баланса белого, которой пользуются профессионалы в области предметной, интерьерной фотографии и любых направлений, где важна идеальная точность цвета, это настройка баланса белого по серой карте. Что такое серая карта? Это специальная мишень серого цвета. Достаточно сфотографировать её в тех же условиях, в которых планируется съёмка. Далее тестовый кадр можно использовать для точной настройки цветопередачи.

Пример серой карты

Пример серой карты

Обратите внимание: если свет поменялся (например, солнце вышло из-за туч, вы подвинули лампу или вспышку), потребуется новый кадр с серой картой. Работать с этим инструментом можно и без RAW-конвертера — продвинутые фотоаппараты имеют встроенную функцию настройки баланса белого по серой карте. Однако фотографы предпочитают всё настраивать именно на этапе конвертации RAW. Это быстрее, удобнее и проще.

Настройка баланса белого по серой карте. Выбираем пипетку замера баланса белого (выделена красным) и щёлкаем ею по серой области карты (выделена синим).

Настройка баланса белого по серой карте. Выбираем пипетку замера баланса белого (выделена красным) и щёлкаем ею по серой области карты (выделена синим).

Результат подстройки баланса белого по серой карте. Установленные параметры баланса белого можно перенести и на другие фотографии серии, снятые в этих же условиях освещения.

Результат подстройки баланса белого по серой карте. Установленные параметры баланса белого можно перенести и на другие фотографии серии, снятые в этих же условиях освещения.

Чтобы перенести настройки с одной фотографии на другие снимки, достаточно выделить их (например, щёлкнуть по ним с зажатой клавишей Shift) и нажать кнопку Sync (отмечена красным). В открывшемся окне синхронизации настроек нужно отметить параметры, которые вы хотите перенести на другие фото. Я выбрал только баланс белого (отмечен синим).

Чтобы перенести настройки с одной фотографии на другие снимки, достаточно выделить их (например, щёлкнуть по ним с зажатой клавишей Shift) и нажать кнопку Sync (отмечена красным). В открывшемся окне синхронизации настроек нужно отметить параметры, которые вы хотите перенести на другие фото. Я выбрал только баланс белого (отмечен синим).

Так что при съёмке нам необходимо сделать один кадр с серой картой, а потом спокойно снимать без неё до тех пор, пока не поменялись условия освещения. Далее открываем фотосерию в Lightroom, ACR или любом другом конвертере, выбираем кадр с серой картой, находим инструмент «Пипетка» и щёлкаем ей по серой карте на фотографии. Программа поймёт, что на снимке является серым и отстроит цветопередачу максимально точно. Далее копируем настройки баланса белого на остальные кадры.

Итоговый снимок

Итоговый снимок

Можно ли вместо серой карты использовать подручные средства? Лист бумаги, серый вкладыш из фотосумки или, скажем, камушек в пейзажном фото? Можно, но идеального попадания в цвет не будет. Кстати, некоторые мишени (например, X-Rite Color-Checker) позволяют не только измерять баланс белого, но и создавать профиль своей камеры для ещё более точного попадания в цвет. Их цена доходит до нескольких десятков тысяч рублей.

Можно ли вместо серой карты использовать подручные средства? Лист бумаги, серый вкладыш из фотосумки или, скажем, камушек в пейзажном фото? Можно, но идеального попадания в цвет не будет. Кстати, некоторые мишени (например, X-Rite Color-Checker) позволяют не только измерять баланс белого, но и создавать профиль своей камеры для ещё более точного попадания в цвет. Их цена доходит до нескольких десятков тысяч рублей.

Можно ли вместо серой карты использовать подручные средства? Лист бумаги, серый вкладыш из фотосумки или, скажем, камушек в пейзажном фото? Можно, но идеального попадания в цвет не будет. Кстати, некоторые мишени (например, X-Rite Color-Checker) позволяют не только измерять баланс белого, но и создавать профиль своей камеры для ещё более точного попадания в цвет. Их цена доходит до нескольких десятков тысяч рублей.

К недорогим серым картам, продающимся на китайских торговых площадках, стоит относиться скептически: выбирая между такой картой и простым листом бумаги, выбирайте второе (лист бесплатен и обеспечит ту же точность настройки).

Пример измерения баланса белого по серой карте и листу бумаги...

Пример измерения баланса белого по серой карте и листу бумаги...

Получилось похоже, но не очень точно: снимок с балансом белого по листу бумаги зеленоватый.

Получилось похоже, но не очень точно: снимок с балансом белого по листу бумаги зеленоватый.

Итак, профиль камеры и баланс белого — то, что может максимально приблизить цветопередачу фотографии к реальности, что очень важно в коммерческих съёмках. Если говорить о художественной съёмке, то здесь часто нужно делать не «как в жизни», а так, чтобы было красиво.

Пришло время разобрать инструменты для более выразительной, творческой цветопередачи.

Saturation и Vibrance. Делаем цвета насыщеннее

Как сделать цвета на фото более насыщенными, живыми, сочными? К примеру, с помощью этих регулировок. Параметр Saturation («Насыщенность») повышает насыщенность всех цветов линейно. Следовательно, насыщенные цвета становятся ещё более насыщенными, отчего могут выглядеть неестественно. Пользоваться регулировкой Saturation нужно аккуратно, добавляя по чуть-чуть, как острую приправу к еде.

Настройка Saturation +20 сделает цвета сочнее.

Настройка Saturation +20 сделает цвета сочнее.

Установка Saturation на максимум нарушило цветопередачу. Цвета так сильно исказились, что появились артефакты (выделены синим) в виде апельсинового фрагмента на небе и пятен вместо мягких отражений на воде.

Установка Saturation на максимум нарушило цветопередачу. Цвета так сильно исказились, что появились артефакты (выделены синим) в виде апельсинового фрагмента на небе и пятен вместо мягких отражений на воде.

Следующая настройка — Vibrance. На русский язык в разных программах этот термин переводят по-разному: от «Вибрации» до «Тона». А в последних версиях Lightroom и ACR используется термин «Красочность».

Инструмент Vibrance работает по-другому, нелинейно. Он повышает насыщенность в большей мере ненасыщенных цветов, а уже и без того насыщенные не трогает. Воздействие на снимок получается более аккуратным, так что первым лучше регулировать именно параметр Vibrance.

Vibrance и Saturation можно использовать не только по отдельности, но и вместе, добиваясь лучшего эффекта без искажений. Например, можно увеличивать Vibrance и понижать Saturation одновременно.

Сильно увеличили параметр Vibrance, но при этом не получили артефакты, как при повышении Saturation. Искажений цвета на небе нет, плавные переходы сохранились.

Сильно увеличили параметр Vibrance, но при этом не получили артефакты, как при повышении Saturation. Искажений цвета на небе нет, плавные переходы сохранились.

Camera Calibration — ещё один способ повышения насыщенности

Если прокрутить панель инструментов в самый низ, мы увидим регулировки, через которые насыщенность цветов повышается в каждом из трёх каналов, регулируются оттенки. Это самый натуральный с точки зрения получаемого эффекта способ повышения насыщенности в Adobe Lightroom и ACR. Например, в портрете можно повысить насыщенность в зелёном и синем каналах, а красный, наоборот, немного опустить, чтобы кожа выглядела более естественно.

Повышение насыщенности цветов через Camera Calibration. Красный канал поднят меньше других, так как он самый насыщенный и дальнейшее повышение параметра приведёт к артефактам.

Повышение насыщенности цветов через Camera Calibration. Красный канал поднят меньше других, так как он самый насыщенный и дальнейшее повышение параметра приведёт к артефактам.

Как повысить насыщенность в портрете и не исказить тон кожи? С помощью Camera Calibration увеличиваем насыщенность в синем и зелёном каналах, а вот насыщенность в красном, наоборот, снижаем.

Как повысить насыщенность в портрете и не исказить тон кожи? С помощью Camera Calibration увеличиваем насыщенность в синем и зелёном каналах, а вот насыщенность в красном, наоборот, снижаем.

С инструментами повышения насыщенности, как и с другими, легко перестараться, особенно неопытному пользователю. Глаза привыкают к цветам на экране, и они уже кажутся не такими насыщенными. Поэтому при обработке делайте перерывы, чаще смотрите в окно или на снимки фотографов, чья работа с цветом вам нравится. Это поможет «откалибровать» восприятие и корректно обработать фото.

Инструменты HSL: Hue, Saturation, Luminance

Как отрегулировать отдельный цвет на фото? Скажем, сделать насыщеннее или отрегулировать оттенок. С помощью инструментов HSL: выбираем нужный цвет и крутим его регулировки.

Так можно увести насыщенность всех цветов на ноль, снимок станет чёрно-белым. Если при этом оставить какой-то цвет нетронутым, получится «открыточная» обработка с выделенными объектами одного цвета.

Кадр без обработки: слишком насыщенные зелёный и жёлтые цвета.

Кадр без обработки: слишком насыщенные зелёный и жёлтые цвета.

Вариант творческой обработки снимка.

Вариант творческой обработки снимка.

Зелёные и жёлтые оттенки стали холоднее, их насыщенность уменьшена.

Зелёные и жёлтые оттенки стали холоднее, их насыщенность уменьшена.

Если говорить про модные варианты обработки, то сейчас часто убирают насыщенность синему и зелёному цветам. Мы тоже добавим снимку «плёночной» харизмы.

Также зелёный полезно приглушать на портретных кадрах, немного уводить его оттенок (Hue) в сторону голубого, чтобы насыщенная зелень не отвлекала от модели. И да, здесь не нужно бояться экспериментов, настройки всегда можно сбросить. Фотографы с такими инструментами работают интуитивно, ориентируясь на художественную задумку и свой вкус.

Тоновая кривая: изменение кривой для цветовых каналов

Это новый инструмент для конвертеров от Adobe (в Lightroom Classic он появился в версии 9.3, в ACR 12.3) и давно существующий в Capture One Pro и даже бесплатном конвертере для камер Nikon Capture NX-D.

Суть инструмента проста: настройка уровня одного из трёх базовых цветов — красного, зелёного или синего. Можно влиять отдельно на цветопередачу в тёмных участках, полутонах или светлых: открываем панель с кривыми, выбираем нужный цвет, ставим точку на графике (чем левее, тем на более тёмные фрагменты влияем) и пробуем двигать вверх-вниз. Кстати, в Adobe Lightroom фон графика кривых подскажет, в сторону какого цвета будет происходить регулировка.

Исходный кадр

Исходный кадр

Тонирование с помощью кривых. Выбран синий канал (отмечено красным). Через расстановку контрольных точек на кривой (выделено синим) тёмные участки сдвинуты в сторону холодных оттенков, а светлые участки — в сторону жёлтых.

Тонирование с помощью кривых. Выбран синий канал (отмечено красным). Через расстановку контрольных точек на кривой (выделено синим) тёмные участки сдвинуты в сторону холодных оттенков, а светлые участки — в сторону жёлтых.

С помощью кривых можно добиться интересной творческой цветопередачи. Например, обработать кадр под плёнку. В чём одна из ключевых особенностей плёночной цветопередачи? В том, что в светлых участках кадра превалирует один тон, а в тёмных — другой. К примеру, в тенях кадр уходит в синеву, а в светлых участках — в желтизну. Этот эффект можно очень тонко отрегулировать кривыми.

Split Toning. Раздельное тонирование. Как быстро тонировать фото?

Работа с кривыми новичку может показаться сложной. Раздельное тонирование работает примерно так же, но гораздо проще. Зачем нужен этот инструмент? Для простой и быстрой обработки под плёнку. Сначала выберем, в какой оттенок должны уходить светлые участки и отрегулируем силу эффекта. Затем то же самое проделаем с тёмными участками. Быстро и просто!

Сейчас в тренде обработка, когда в светлых участках превалируют желтоватые оттенки, а в тёмных — зеленоватые. Задаём такие настройки и получаем душевный плёночный цвет!

Настройки раздельного тонирования выделены красным, инструменты добавления плёночного зерна — синим.

Настройки раздельного тонирования выделены красным, инструменты добавления плёночного зерна — синим.

Разберём пример. Для светлых участков (Highlights) выбран жёлтый оттенок. Его можно регулировать ползунком Hue или просто выбрать из палитры цветов. Через Saturation регулируем насыщенность тонирования. Ползунок Balance определяет, где на снимке произойдёт разделение между светлыми и тёмными участками. Его стоит отрегулировать в зависимости от сюжета. Я решил сделать так, чтобы бо́льшая часть снимка тонировалась как тёмные участки, была голубоватой, и лишь самые светлые участки стали желтоватыми. Регулировки Shadows отвечают за настройки теней, здесь выбран синий оттенок, поэтому тени обрели соответствующее тонирование.

А чтобы ещё больше было похоже на плёнку, добавим зерна (Grain). Появится фактура, плюс так можно замаскировать, например, неидеальную резкость.

Чтобы быстро обрабатывать большое количество снимков, например, с помощью применения пресетов, нужен производительный компьютер. Ноутбуки серии ConceptD серьёзно «заряжены»: в них используются топовые процессоры Intel и графика Nvidia RTX. Настройки к фотографиям применяются мгновенно, большие объёмы обрабатываются за минимальное время. Мощный компьютер — это не только комфорт в работе, но и скорость обработки. Я оставлял на ночь включённый ноутбук, чтобы он сконвертировал фотографии со свадебной съёмки, и только на утро отправлял снимки клиентам. С ConceptD 5 Pro всё произошло за то время, пока я пил чай.

Чтобы быстро обрабатывать большое количество снимков, например, с помощью применения пресетов, нужен производительный компьютер. Ноутбуки серии ConceptD серьёзно «заряжены»: в них используются топовые процессоры Intel и графика Nvidia RTX. Настройки к фотографиям применяются мгновенно, большие объёмы обрабатываются за минимальное время. Мощный компьютер — это не только комфорт в работе, но и скорость обработки. Я оставлял на ночь включённый ноутбук, чтобы он сконвертировал фотографии со свадебной съёмки, и только на утро отправлял снимки клиентам. С ConceptD 5 Pro всё произошло за то время, пока я пил чай.

Работа с пресетами

Думаете, теперь каждый раз придётся настраивать все вышеописанные регулировки заново для каждой фотографии? Процесс обработки легко ускорить. После качественной обработки одного кадра настройки можно сохранить в пресет.

Чтобы создать пресет, нажмём на плюсик в правой части панели Presets.

Чтобы создать пресет, нажмём на плюсик в правой части панели Presets.

В открывшемся окне можно задать имя пресета (выделено красным), выбрать, какие именно настройки записывать в пресет (выделено синим), кое-какие регулировки доверить автоматике (выделено зелёным), что сделает пресет более универсальным.

В открывшемся окне можно задать имя пресета (выделено красным), выбрать, какие именно настройки записывать в пресет (выделено синим), кое-какие регулировки доверить автоматике (выделено зелёным), что сделает пресет более универсальным.

Удачные настройки можно в любой момент применить к любой фотографии, в один клик. Подробнее о работе с пресетами мы расскажем в одном из следующих уроков. Оставайтесь на Prophotos.ru и следите за новыми материалами!

Теперь в списке доступных пресетов появится и созданный нами. Откроем новое фото, щёлкнем по пресету, и он применится. Так можно быстро обработать всю фотосессию: снимки будут сочетаться по цветам и стилю, чего тяжело добиться, обрабатывая отдельно каждую картинку.

Теперь в списке доступных пресетов появится и созданный нами. Откроем новое фото, щёлкнем по пресету, и он применится. Так можно быстро обработать всю фотосессию: снимки будут сочетаться по цветам и стилю, чего тяжело добиться, обрабатывая отдельно каждую картинку.

Дата публикации: 28.08.2020
Комментировать
8854dfb9 1d76 4ea1 b038 e6880699ed21 square 100
Константин Воронов

Профессиональный фотограф с десятилетним опытом работы. Шесть лет занимается преподавательской деятельностью. По образованию журналист, автор курсов и обучающих статей по фотографии. Сфера интересов — пейзажная, предметная, портретная фотография.

Другие статьи рубрики

Показать больше статей
comments powered by Disqus