Вверх
919b9645 5c66 4d6c baf8 1d2df6d6d3dc

10 советов по качественной обработке фотографий

Дата публикации: 02.07.2020

Фотокамера — это машина для записи света. Она видит мир не так, как человек. И грамотная обработка позволяет проявить достоинства кадра, раскрыть потенциал изображения, показать миру то, как вы увидели этот момент. Проведём аналогию с кулинарией: любой продукт можно съесть и сырым, но после правильной обработки получится нечто гораздо более вкусное. То же самое с изображением. «Сырая» картинка из камеры не конечный продукт, а исходник, отправная точка для получения законченного произведения. Поэтому фотографу важно научиться не только пользоваться камерой, но и «проявлять» полученный материал.

10 советов по качественной обработке фотографий

В этой статье мы не будем заострять внимание на фоторедакторах и давать рекомендации по устранению недостатков. Вместо этого дадим ряд базовых советов по работе с изображениями. Программы и приёмы ретуши меняются, а наши рекомендации останутся актуальными и будут полезны как на этапе освоения обработки, так и в долгосрочной перспективе.

Работайте со снимками только на компьютере с качественным экраном

Монитор — глаза фотографа. При ретуши важна правильная, объективная цветопередача. Очень часто на недорогих мониторах (а уж тем более на телевизорах) производители искусственно поднимают контраст и насыщенность цветов, и картинка из-за этого выглядит неестественно. Если вы выбираете ноутбук для работы с изображением, решающим критерием должен быть именно дисплей. Хорошо зарекомендовали себя экраны на основе матрицы IPS. Они устанавливаются в ноутбуки ConceptD от Acer . Такие дисплеи имеют широкий цветовой охват (отображают все оттенки) и обеспечивают точную цветопередачу (показатель Delta Е<2, а в ConceptD 9 и вовсе Delta E<1). Качество подтверждено сертификатом Pantone Validated. Кстати, экран нашего ноутбука ConceptD 3 имеет матовое покрытие и не бликует на свету, так что ему можно доверять при работе с графикой.

Просматривайте результат ретуши на разных дисплеях

Не все ваши зрители будут просматривать снимки на экране с безупречной цветопередачей. Поэтому перед публикацией я стараюсь посмотреть кадры и на других, неидеальных дисплеях. Обязательно открываю картинки на смартфоне и телевизоре — становится понятно, как будут видеть моё фото остальные. Нередко по итогам такой проверки вносятся коррекции, чтобы картинка смотрелась хорошо на любом экране.

Выработайте собственный сценарий работы с фото

Технологический процесс создания фото начинается с генерации идеи, планирования и организации съёмки, договорённостей с моделью или покупки авиабилетов. Момент нажатия на кнопку спуска важный, но далеко не последний. Вот примерный список этапов создания готовой фотографии, которые делаются уже после съёмки, на ПК:

  • отбор и каталогизация отснятого материала;
  • конвертация RAW;
  • ретушь и цветокоррекция;
  • ресайз и подготовка к публикации.

В первых двух этапах обычно задействованы RAW-конвертеры типа Adobe Lightroom или Phase One Capture One. А вот для тонкой работы с цветом и контрастом, устранения мелких изъянов (например, недостатков кожи модели) используется Adobe Photoshop. Финишную подготовку к публикации тоже удобнее производить в этой программе.

Но каждый фотограф работает с фото по-своему. Важно найти самый удобный и быстрый сценарий для себя. Как и куда сохранять исходные файлы? Куда отправить уже подготовленные к публикации копии? В каких программах и в какой очерёдности открывать фото?

Пример из моей практики: со временем я понял, что некоторые финальные штрихи после работы в Adobe Photoshop мне удобнее делать в Phase One Capture One. Оказалось, что этот RAW-конвертер позволяет быстро наложить плёночное зерно на уже отретушированные кадры и при этом сохранить исходники без эффекта. Это нестандартный алгоритм, но мне он подошёл.

Разработав свой сценарий, вы ускорите весь процесс, ведь точно будете знать, что и где нужно редактировать, какие этапы обработки ждут снимок.

Добавление зерна на уже отретушированный кадр в Capture One. В результате у меня есть исходник без зерна и итоговый вариант с зерном. Я выбрал Capture One, потому что эта программа создаёт более естественное «плёночное» зерно, причём эффект гибко настраивается.

Добавление зерна на уже отретушированный кадр в Capture One. В результате у меня есть исходник без зерна и итоговый вариант с зерном. Я выбрал Capture One, потому что эта программа создаёт более естественное «плёночное» зерно, причём эффект гибко настраивается.

Составьте план действий

Часто фотограф, открыв изображение в редакторе, не знает, что он хочет получить в итоге, и начинает крутить все настройки подряд. Возможно, такой подход хорош на первых порах при изучении функций фоторедакторов. Но в дальнейшем он негативно скажется на результате: обработка получится неестественной, снимки будут выглядеть по-разному.

Поэтому перед началом работ составьте план, опишите, что вы хотите исправить в снимке. И уже после этого приступайте. В моей практике пейзажной фотографии обычно всё начинается в RAW-конвертере с регулировки динамического диапазона, настройки баланса белого и экспозиции, выравнивания горизонта и перспективных искажений. В Adobe Photoshop я убираю нежелательные объекты (пыль на матрице, например) и работаю с кривыми: немного повышаю контраст, настраиваю цветопередачу. В Adobe Photoshop за счёт масок и слоёв возможности внесения локальных коррекций гораздо шире, чем в RAW-конвертере. Не исключено, что в процессе будет место и импровизации, однако в общем лучше придерживаться исходного плана. А если план не подошёл, начините по новому алгоритму.

Производительный компьютер — комфорт и эффективность при работе с фото

Конечно, экран — главная деталь ноутбука для фотографа. Но по себе знаю, как сложно работать (особенно с «тяжёлыми» RAW-файлами) на медленном, устаревшем компьютере. На слабых ПК программы часто тормозят и даже вылетают, из-за чего обработку приходится начинать заново.

Мощности простых офисных ноутбуков вряд ли хватит для серьёзной работы с графикой. Здесь стоит обратить внимание на специализированные модели. На рынке есть варианты для создателей контента: фотографов, дизайнеров, видеографов. ConceptD — линейка устройств, заточенная под использование в серьёзных задачах. Такой ноутбук «потянет» все современные программы. Во время подготовки материала мы пользовались ConceptD 3 от Acer. Это одна из самых доступных моделей линейки, но она укомплектована процессором Core i7-9700, 16 ГБ оперативной памяти и двумя SSD-накопителями.

Для хорошей производительности в графических редакторах важно наличие дискретной видеокарты. В ConceptD 3 установлена современная видеокарта NVIDIA GTX1650 — ноутбук показал себя отлично при работе в Lightroom и Adobe Photoshop. Однако в линейке ConceptD есть и более мощные решения, оснащённые видеокартами RTX (ранее мы тестировали ноутбук ConceptD 5 Pro с видеокартой NVIDIA Quadro RTX 3000).

Acer Concept D 5 Pro

Acer Concept D 5 Pro

Порядок в хранении фото — их безопасность и эффективная работа

Чаще всего фотографии теряются не из-за технических проблем, а из-за беспорядка. Случайным образом названные папки, отсутствие систематизации — вот основные причины. Наведите порядок в файлах, и работа с ними станет более эффективной, приятной и безопасной.

Ноутбуки ConceptD от Acer позволяют использовать сразу два SSD-накопителя: на одном из них — операционная система и программы, а другой можно отдать под хранение материалов. Во-первых, это безопасно: если что-то случится с ОС, файлы не потеряются. Во-вторых, так система работает шустрее, ведь задействовано два быстрых накопителя. У меня на жёстком диске есть отдельная папка, где хранится архив с RAW-файлами, папка с готовыми фото, папка с ресайзами для социальных сетей, сайта и портфолио.

Для фотоархива удобно сортировать фото в папки по датам, называя их так: «год-месяц-число-описание события» («2020-06-20-День_рождения_Вани_Петрова_на_даче»). Можно пользоваться и облачными хранилищами: Dropbox, Яндекс.Диск, облако Mail.Ru. Они позволяют оперативно создавать резервные копии файлов и давать ссылки на отснятые материалы заказчикам. Не любите облачные хранилища? Альтернатива — внешний жёсткий диск.

Не увлекайтесь чрезмерной обработкой

В начале творческого пути фотографу хочется попробовать все приёмы, доступные фильтры и регулировки. От этого результат обработки становится неестественным. Где границы допустимой обработки? Всё зависит от вкуса каждого зрителя и фотографа. Но одно можно сказать точно: откровенно «перефотошопленные» снимки редко вызывают положительную реакцию. Хороша та ретушь, которая не бросается в глаза. Когда обрабатываете фотографию, старайтесь вносить чуть меньше коррекций, чем хотелось — так вы сможете немного перестраховаться.

Явный перебор с обработкой в Adobe Lightroom. Увлекшись, или сидя подолгу за обработкой фото, такой вариант может показаться автору более подходящим из-за того, что его глаза уже привыкли и к без того насыщенным цветам. Какие ошибки совершил автор? Прежде всего, “загнал” регуляторы Saturation и Vibrance на максимальные значения — таким образом цвета получились слишком насыщенными. Вторая ошибка — регуляторы Shadows и Highlights тоже находятся в крайних положениях. Таким образом создается нереалистичный “HDR-эффект”. Простой совет: не “выкручивайте” регуляторы на максимальные и минимальные значения — таким образом вы скорее всего получите не лучший результат.

Явный перебор с обработкой в Adobe Lightroom. Увлекшись, или сидя подолгу за обработкой фото, такой вариант может показаться автору более подходящим из-за того, что его глаза уже привыкли и к без того насыщенным цветам. Какие ошибки совершил автор? Прежде всего, “загнал” регуляторы Saturation и Vibrance на максимальные значения — таким образом цвета получились слишком насыщенными. Вторая ошибка — регуляторы Shadows и Highlights тоже находятся в крайних положениях. Таким образом создается нереалистичный “HDR-эффект”. Простой совет: не “выкручивайте” регуляторы на максимальные и минимальные значения — таким образом вы скорее всего получите не лучший результат.

Вариант более корректной обработки. Смотря долго на предыдущий вариант, этот может после этого показаться даже слишком тусклым, хоть это и не так.

Вариант более корректной обработки. Смотря долго на предыдущий вариант, этот может после этого показаться даже слишком тусклым, хоть это и не так.

Не работайте с фото подолгу без перерыва

Глаза привыкают к картинке на экране, и со временем восприятие цвета меняется. Если долго смотреть на насыщенные цвета, они перестанут казаться таковыми, захочется поднять насыщенность. Поэтому важно делать перерывы в работе, скажем, каждые 15–30 минут. Смотрите в окно, вдаль. Можно собрать подборку фотографий с эталонной для вас цветопередачей и периодически просматривать их, настраивая своё восприятие.

Не публикуйте фотографию сразу после обработки

Восприятие цвета может меняться в течение дня. Поэтому не спешите публиковать или отправлять фото заказчику «с пылу с жару». Если время позволяет, придержите снимки у себя и посмотрите на них ещё раз на следующий день или хотя бы через пару часов после обработки. После паузы вы увидите кадры по-другому и сможете заметить ранее упущенные нюансы.

Найдите свой стиль

Как и в любой творческой деятельности, в обработке есть стили, тенденции и мода. Одну и ту же фотографию можно обработать по-разному, причём все варианты будут иметь право на жизнь. После того как научитесь не совершать ошибок, начните искать свой узнаваемый стиль не только в съёмке, но и в обработке. От него будет зависеть то, какими программами, методами и инструментами вы будете пользоваться.

Может получиться так, что для примера вы берёте фотографии в одном стиле, а сами упорно делаете по-другому. Это даже хорошо. Однако чтобы сформировать собственный вкус в обработке, нужно чаще просматривать качественные фотографии.

Бонусный совет: постоянно учитесь

Мир не стоит на месте. Появляются новые приёмы, инструменты и стили обработки. Да, основы за последние десятилетия изменились мало, но каждый год появляется то, что может скорректировать ваш подход. Чтобы идти в ногу со временем, необходимо постоянно учиться. Плох тот фотограф, который считает, что он уже всё знает и умеет, это признак творческой стагнации.

Обрести новые навыки помогут уроки на Prophotos.ru: этой публикацией мы открываем серию статей, посвящённых обработке. Следите за обновлениями!

Дата публикации: 02.07.2020
Комментировать
8854dfb9 1d76 4ea1 b038 e6880699ed21 square 100
Константин Воронов

Профессиональный фотограф с десятилетним опытом работы. Шесть лет занимается преподавательской деятельностью. По образованию журналист, автор курсов и обучающих статей по фотографии. Сфера интересов — пейзажная, предметная, портретная фотография.

Другие статьи рубрики

Показать больше статей
comments powered by Disqus