Вверх
A9953060 abef 4f20 b780 609687f6b134

Работа со слоями и масками в Adobe Photoshop. Как тонко настроить яркость, контраст и добавить объём в кадр?

Дата публикации: 26.02.2021

Наглядный пример обработки фото с помощью слоёв и масок

Мы разобрали базовые возможности работы со слоями и масками, выполняя задачи дизайнера-коллажиста, а не фотографа. Теперь перейдём к нашей специфике.

Для примера взят очень тёмный кадр, чтобы вносимые нами коррекции были заметнее. Конечно, такие серьёзные ошибки экспозиции  нужно исправлять на этапе RAW-конвертации, оставляя для Photoshop только финишные манипуляции.

Для примера взят очень тёмный кадр, чтобы вносимые нами коррекции были заметнее. Конечно, такие серьёзные ошибки экспозиции нужно исправлять на этапе RAW-конвертации, оставляя для Photoshop только финишные манипуляции.

Начнём с главного: как правильно вносить коррекции на фото? Корректирующими слоями! Нашему снимку не хватает контраста и яркости. Создадим корректирующий слой с кривыми и увеличим яркость. Такой инструмент — лучший способ скорректировать яркость и контраст кадра в Photoshop. Если вы умеете работать с кривыми, другие инструменты практически не нужны.

Зелёной рамкой выделена панель создания корректирующих слоёв, жёлтой — кнопка создания слоя с кривыми.

Зелёной рамкой выделена панель создания корректирующих слоёв, жёлтой — кнопка создания слоя с кривыми.

На новом слое с помощью кривых повысим контраст. В этом инструменте мы можем защитить тёмные области от потери деталей и отдельно сделать ярче полутона и светлые участки:

Займёмся цветом. Кадр выглядит тусклым. Воспользуемся корректирующим слоем Vibrannce/Saturation. Регулятор Vibrance работает деликатнее, повышая насыщенность только тех цветов, которые этого требуют, и не трогает и без того сочные участки.

Я намеренно переусердствовал с насыщенностью, чтобы показать главную фишку, ради чего вообще необходимо делать все коррекции на отдельных слоях. Итак, у нас есть хорошие участки и заведомо перенасыщенные: небо, зелень, белые скатерти (ставшие синими) на веранде ресторана… Раз эта коррекция в отдельном слое, мы можем в любой момент вернуться к её настройкам и ещё раз отрегулировать Vibrance.

Но есть и другие варианты, которые помогут нам лучше изучить возможности Photoshop.

Любой слой можно сделать полупрозрачным. Если на этом слое будет лежать изображение, через него начнёт просвечивать нижний слой. А вот в случае с корректирующим слоем мы просто снизим его воздействие на снимок.

Найдём ползунок Opacity («Непрозрачность») и установим значение 50%. Слой стал полупрозрачным, и наша коррекция действует вполсилы. Такой метод хорош тогда, когда не хочется возиться с настройкой сложных регулировок и хочется убавить их воздействие.

Регулятор непрозрачности выделен жёлтой рамкой.

Регулятор непрозрачности выделен жёлтой рамкой.

Настраиваем маску корректирующего слоя. Однако мне такой вариант тоже не нравится: теперь некоторым участкам на фото опять не хватает сочности. Проблема в том, что часто нужно воздействовать не на весь снимок, а только на фрагменты. Для этого и существует маска. На маске корректирующего слоя можно стереть участки, в которых кадр оказался перенасыщенным. Но мы их будем стирать не до конца, а ровно на 50%. Выделим маску корректирующего слоя и активируем инструмент «Кисть». Чаще всего фотографы работают очень мягкой кистью, чтобы на фото не было заметно резких переходов. Щёлкнув правой кнопкой мыши на любом фрагменте, настроим «Кисть» так, чтобы она была очень большой, но с нулевой жёсткостью (Hardness).

Ошибка: создание маски жёсткой кистью (Hardness = 100). Результат неудовлетворительный.

Ошибка: создание маски жёсткой кистью (Hardness = 100). Результат неудовлетворительный.

Та же маска (затемняющая края кадра и не трогающая цветок), но созданная с помощью мягкой кисти большого диаметра. Границ воздействия маски незаметно.

Та же маска (затемняющая края кадра и не трогающая цветок), но созданная с помощью мягкой кисти большого диаметра. Границ воздействия маски незаметно.

Сейчас у нас сплошная маска слоя, и нам нужно, чтобы кисть её как бы стирала. Сделать это легко: кисть белого цвета добавляет маску, чёрного — стирает. Выбираем чёрный.

Жёлтой стрелкой отмечена выбранная маска корректирующего слоя, с которой мы будем работать, красной — инструмент «Кисть», зелёной — параметры кисти.

Жёлтой стрелкой отмечена выбранная маска корректирующего слоя, с которой мы будем работать, красной — инструмент «Кисть», зелёной — параметры кисти.

Зелёной рамкой показана настройка непрозрачности кисти. Выбор чёрного цвета для кисти помечен синей стрелкой.

Зелёной рамкой показана настройка непрозрачности кисти. Выбор чёрного цвета для кисти помечен синей стрелкой.

Чтобы кисть работала на нашей маске вполсилы, ей тоже настроим непрозрачность около 50%: при одном нажатии кисть создаст полупрозрачность. Но чем больше мы будем щёлкать по одному фрагменту левой кнопкой мыши, тем прозрачнее он будет становиться.

Проведём кистью там, где хочется снизить насыщенность. Обратите внимание, что изменилось и превью маски слоя Vibrance. Теперь это не белый прямоугольник, а изображение нашей маски.

Как вывести полученную маску не только на превью слоя, но и на сам снимок? Зажимаем клавишу «\» — на дисплее красным цветом отобразится маска. Чем краснее, тем прозрачнее. Чтобы убрать её, ещё раз нажмём «\».

Теперь снимок приобрёл более законченный вид. Можем ещё раз оценить яркость. Самое время более детально, с помощью масок настроить яркость каждого участка кадра. С точки зрения композиции, визуальный и смысловой центр кадра — старый каменный мост. Однако есть другие яркие элементы, отвлекающие внимание. Сделаем участок с мостом светлее, остальное — темнее. Сначала займёмся мостом: создадим слой с кривыми и увеличим яркость (пока всего снимка):

Новый слой с кривыми, повышающий яркость. Пока его маска действует на весь кадр.

Новый слой с кривыми, повышающий яркость. Пока его маска действует на весь кадр.

Маску слоя можно инвертировать: сделать так, чтобы пока наш корректирующий слой не воздействовал ни на что. Найдём в панели Properties (там, где был график кривой) пункт Masks. А в нём нажмём кнопку Invert — маска станет чёрной, то есть абсолютно прозрачной.

Жёлтой рамкой выделен пункт Masks, где можно инвертировать маску с помощью кнопки Invert (красная рамка). Для любого слоя можно создать маску (кнопка, выделенная зелёной рамкой).

Жёлтой рамкой выделен пункт Masks, где можно инвертировать маску с помощью кнопки Invert (красная рамка). Для любого слоя можно создать маску (кнопка, выделенная зелёной рамкой).

Результат создания маски для каменного моста

Результат создания маски для каменного моста

Возьмём кисть белого цвета с непрозрачностью 100% и обрисуем нужный участок с мостом. Теперь наша коррекция осветляет только этот фрагмент.

Промежуточный итог. Рисование затемняющей маски кистью

Промежуточный итог. Рисование затемняющей маски кистью

Займёмся затемнением второстепенных объектов и создадим слой с кривыми, который сделает кадр темнее. Опять инвертируем маску и обрисовываем белой кистью объекты, которые хотим затемнить. Теперь попробуем дорисовать маску другим полезнейшим инструментом — градиентом.

Выбран инструмент «Градиент» (зелёная стрелка). В параметрах градиента (красная стрелка) выбираем вариант от белого к прозрачному. Непрозрачность градиента установлена на 10% (синяя рамка).

Выбран инструмент «Градиент» (зелёная стрелка). В параметрах градиента (красная стрелка) выбираем вариант от белого к прозрачному. Непрозрачность градиента установлена на 10% (синяя рамка).

Градиент удобен для рисования масок. Дело в том, что при использовании кистей мы можем ненароком получить на изображении пятна, особенно на небе и других монотонных участках. Градиент же заливает маску линейно.

На небе и воде — пример пятен от маски, нарисованной кистями.

На небе и воде — пример пятен от маски, нарисованной кистями.

Затемнение неба с помощью маски, созданной градиентами

Затемнение неба с помощью маски, созданной градиентами

Давайте настроим его. Выберем тот вариант, который заливает от сплошного цвета к полной прозрачности. Теперь установим очень низкую непрозрачность слоя, около 10%. Рисуем градиенты по углам. Например, в районе неба, зелени. В Photoshop градиент работает не так, как в Lightroom. Поставьте курсор туда, где градиент должен быть максимально плотным. Нажмите левую кнопку мыши и проведите линию до того места, где он должен сойти на нет. Отпустите кнопку, градиент готов. Эдакое ручное виньетирование. Если хочется какой-то угол затемнить сильнее, накладываем несколько градиентов. Так я поступлю с правым нижним углом, чтобы зелень не отвлекала. Градиент может работать и как ластик, если выбрать для него чёрный цвет.

Итоговая маска, созданная кистями и градиентами. Чем прозрачнее, тем сильнее действует слой с кривыми.

Итоговая маска, созданная кистями и градиентами. Чем прозрачнее, тем сильнее действует слой с кривыми.

В третий раз проверим яркость фото: сделаем очередной слой с кривыми и, ориентируясь по гистограмме, внесём финальные коррекции.

В третий раз проверим яркость фото: сделаем очередной слой с кривыми и, ориентируясь по гистограмме, внесём финальные коррекции.

Итоговый вариант. Конечно, на фотографии можно ещё кое-что исправить более продвинутыми техниками, но об этом в следующий раз.

Итоговый вариант. Конечно, на фотографии можно ещё кое-что исправить более продвинутыми техниками, но об этом в следующий раз.

Итак, мы рассмотрели базовые возможности работы со слоями, масками и корректирующими слоями. Пожалуй, этими функциями фотографы пользуются каждый раз, редактируя кадр в Adobe Photoshop. Разумеется, возможности фоторедактора на этом не заканчиваются — свежей порцией поделимся в следующих уроках.

Дата публикации: 26.02.2021
Комментировать
Главы:12
Предыдущая глава
8854dfb9 1d76 4ea1 b038 e6880699ed21 square 100
Константин Воронов

Профессиональный фотограф с десятилетним опытом работы. Шесть лет занимается преподавательской деятельностью. По образованию журналист, автор курсов и обучающих статей по фотографии. Сфера интересов — пейзажная, предметная, портретная фотография.

Я в Instagram: karrrtinki

Другие статьи рубрики

Показать больше статей