Ни один фотограф не застрахован от слишком тёмных или пересвеченных кадров. Даже у профессионалов не всегда получается точно попасть в экспозицию, и виной тому невнимательность, спешка или сложные условия освещения. Поэтому вопрос о том, как отрегулировать яркость и контрастность при обработке, всегда актуален.
Как получить доступ ко всем возможностям фотообработки? Снимать в формате RAW, который содержит все данные, полученные с матрицы камеры. При съёмке в JPEG возможности обработки сильно ограничены: при внесении коррекций быстро появляются цифровые шумы, из тёмных участков и пересветов вряд ли получится спасти много информации.
Если пока вы не можете полностью перейти на RAW, выберите опцию RAW+JPEG, и на карте памяти будут сохраняться два снимка: один в JPEG (его можно, например, сразу отправить родным и близким), второй в RAW для дальнейшей обработки. Именно возможности формата RAW позволят сильно осветлить, затемнить кадр, поработать с контрастом.
В уроке мы будем использовать программу Adobe Lightroom Classic. Однако все упомянутые инструменты есть и в других RAW-конвертерах, таких как Adobe Camera Raw (далее ACR), Capture One, Luminar, бесплатных Capture One Express и Nikon Capture NX-D.
Серьёзная обработка возможна только на ПК, хотя бы потому что фотографию нужно оценивать на большом экране. При подготовке урока мы использовали ноутбук серии ConceptD от Acer, которая включает в себя устройства (ноутбуки, мониторы, рабочие станции), разработанные для создателей контента — фотографов, дизайнеров, блогеров, видеографов. Нам досталась модель ConceptD 5 Pro с 4К-экраном на базе матрицы IPS. Такой экран позволяет точно работать с цветопередачей, объективно передаёт цвета. Дисплеи устройств ConceptD имеют сертификат Pantone Validated, который гарантирует точную цветопередачу даже без дополнительной калибровки. А ещё хороший экран поможет точнее оценить яркость изображения. На недорогих дисплеях тёмные и светлые участки часто кажутся «выбитыми» белыми и чёрными пятнами, тогда как качественный экран отображает все полутона.
Как объективно оценить яркость и контраст снимка? Гистограмма
С художественной точки зрения, фотограф волен делать картинки любой яркости, опираясь на свой вкус и задумку. Яркость и контраст фотографии — такой же творческий инструмент, как и композиция. Однако порой восприятие нас обманывает. Например, ночью снимки на дисплее камеры кажутся ярче, ведь зрение адаптируется к темноте. Поэтому при оценке яркости стоит опираться не только на свои глаза, но и на график гистограммы.
График гистограммы в Adobe Lightroom. Он отображается в окне Histogram и в инструменте Tone Curve («Тональная Кривая»). Этот снимок очень тёмный, что видно и по гистограмме: в левой части график «прилип» к границе поля (жёлтая стрелка), а справа — пусто (красная стрелка). То есть на фото много тёмных пикселей, а вот светлых участков нет.
Такой график можно вывести на экран любого современного фотоаппарата при просмотре кадров, также он отображается в любой серьёзной программе для обработки изображений.
Читать график гистограммы просто. По вертикали отображается количество пикселей той или иной яркости: чем выше столбик, тем их больше. По горизонтали — яркость пикселей: чем левее область на графике, тем более тёмные участки мы видим на ней. Левая граница графика — чёрный цвет. И наоборот, чем правее область графика, тем более яркие участки фото на ней отображены. Правая граница — белый цвет.
Что такое тёмный кадр? Это когда на картинке много чёрных пикселей, а светлых нет. В таком случае график гистограммы смещается влево. Если же график сместился в правую сторону, фото, скорее всего, пересвеченное.
Браком экспозиции считаются чёрные и белые пятна без деталей. Чёрные пятна — потери деталей в тёмных участках, а белые (пересветы) — в светлых. Именно такие моменты легко отследить по гистограмме.
Обратная ситуация. Снимок пересвеченный, что подтверждает и гистограмма. График «прилип» к правой границе поля, а в тёмных участках — пустота. Опасный брак по экспозиции — пересветы. Для удобства обнаружения Lightroom может выделять их красным: нужно просто активировать индикацию пересветов (иконка функции выделена синей рамкой). Аналогичная индикация есть и для тёмных участков, за её включение отвечает иконка в левом верхнем углу панели с гистограммой.
Разумеется, примеры выше — наглядные случаи с очевидными проблемами экспозиции. А теперь присмотритесь к своим снимкам. Вы увидите, как гистограмма отобразит возможные проблемы с яркостью.
На что нужно обращать внимание при анализе снимков и их гистограмм? Если весь график сместился к границам своего поля (как на примерах выше), это гарантированный брак по экспозиции.
Если график гистограммы не сместился к границам поля, но пустует в левой или правой части, это означает, что на фото не хватает тёмных или ярких пикселей соответственно. Это тоже повод сделать кадр темнее или светлее, добавив детали.
Признак качественно проэкспонированного кадра — гистограмма, не «прилипающая» к границам, но занимающая всё поле от самых тёмных до самых светлых участков. Это говорит о достаточной яркости и контрастности кадра. Исключение — сюжеты, специально снятые на безупречно белом или чёрном фоне (например, в контровом свете).
Качественно проэкспонированный кадр. Все детали и в светлых, и в тёмных участках на месте. Обратите внимание, что график гистограммы не примыкает ни к одному из краёв, при этом крайние области не пустуют, в них тоже есть информация.
Конечно, при настройке яркости и контраста важно уделить внимание творческим задачам и авторскому видению кадра, ведь бывают сюжеты, которым подходит низкий контраст, темноватое или светлое тонирование. Но сверяться с графиком гистограммы полезно для проверки вносимых коррекций на техническом уровне. Анализировать гистограмму стоит ещё на этапе съёмки, чтобы при необходимости перенастроить параметры. В обработке этот график тоже очень полезен.
Теперь изучим инструменты работы с яркостью и контрастом, которые предлагают практически любые RAW-конвертеры и графические редакторы, а в том числе Adobe Lightroom Classic, в котором будем работать мы.
Регулировка экспозиции
Регулятор Exposure есть во всех RAW-конвертерах, он отвечает за увеличение или снижение яркости снимка.
Снимки, сделанные в формате RAW, позволяют довольно сильно повышать экспозицию без потери качества изображения. Если говорить про современные зеркальные и беззеркальные камеры (а не смартфоны), можно точно рассчитывать на две и даже более ступени экспозиции. А потом — чем выше забираемся, тем больше на фото цифровых шумов. В определённый момент ничего кроме шума (как правило, более 4–5 EV) из тёмных участков уже выходить не будет. То, насколько сильно можно осветлить или затемнить кадр, зависит от модели камеры, её динамического диапазона. Именно так называют диапазон яркостей, который может записать камера в RAW-файл для дальнейшей «проявки» при обработке.
На уровне шума скажется и ISO. Снимки, сделанные на высоких значениях, вытягиваются хуже, на них охотнее проявляется шум, осветлить их получится на меньшее количество ступеней.
Цифровой шум считается техническим недостатком. В этом кадре я подавил его с помощью регулятора Noise Reduction, но исчезла мелкая фактура. Эффект характерен для шумоподавления. Как сделать так, чтобы снимок не имел неприятного цифрового шума и при этом не был «мыльным»? Один из оригинальных вариантов решения проблемы — добавление плёночного зерна (Grain). В чём разница между зерном и шумом? Цифровой шум представляет собой помехи, расположенные на фото слишком упорядоченно и контрастно, оттого портящие восприятие кадра. Плёночное зерно в силу своей химической (а не цифровой) природы распределяется на снимке чуть более хаотично, мягче, немного колеблется в размерах и выглядит лучше, добавляет фактуры. Современные RAW-конвертеры неплохо его имитируют.
А вот затемняются кадры без увеличения цифрового шума. Но если на фото есть белые пятна без деталей, затемнить их и проявить информацию вряд ли получится. В лучшем случае можно рассчитывать на запас около 1–1,5 ступени экспозиции при работе с самыми продвинутыми камерами. Часто фотографы при съёмке умышленно делают кадр чуть темнее, чтобы застраховать его от пересветов, а при обработке немного осветляют изображение. С оглядкой на такой приём в Будапеште был сделан кадр с трамваем.
Расширение динамического диапазона
А если необходимо не просто сделать кадр ярче, но и осветлить тёмные участки или затемнить светлые? В этом нам помогут регулировки Shadows («Тени»), Highlights («Светлые области»), Whites («Белые») и Blacks («Чёрные»), относящиеся к инструментам расширения динамического диапазона. С их помощью можно проработать как очень яркие, так и очень тёмные участки. К примеру, регулировка Shadows позволит осветлить тёмные участки на фото и при этом она не повлияет на яркие детали — их яркость останется на том же уровне. Порой даже из чёрных фрагментов можно достать множество деталей, причём так, чтобы снимок не пересветился, как это было бы при простой коррекции экспозиции.
Сильное повышение Shadows чревато появлением на фото цифрового шума, а с ним придётся бороться с помощью шумоподавления. А вот понижение яркости светлых участков (Highlights) опасно другим. Дело в том, что эта настройка по-прежнему не может добавить детали в пересветы. Если вы попробуете с помощью Highlights затемнить пересвеченное небо, то вместо белого пятна образуется серое с чёткими контурами. Пересвет — самый серьёзный брак экспозиции и лучше не допускать его при съёмке. А вот если яркие детали полностью сохранены, затемнение светлых областей сработает корректно.
Попытка спасти пересвеченное небо на изначально переэкспонированном кадре путём установки отрицательной коррекции экспозиции и сильной отрицательной регулировки ползунка Highlights. Вместо белого пятна теперь на фото серое пятно. Новые детали не появились.
Для чего нужны регулировки Blacks и Whites? Может сложиться впечатление, что они дублируют функции Shadows и Highlights, но это не так. Blacks регулирует не просто тёмные участки, а самые чёрные фрагменты, позволяет дополнительно осветить их. Иногда это полезно. Также бывает полезно сделать ярче или темнее белые участки. Однако надо помнить, что сильная коррекция этих регулировок может привести к значительной потере контраста. Их используют, чтобы подправить результат, полученный при применении Shadows и Highlights.
Почти в любой камере есть функция сигнала о потерях в светах: при просмотре переэкспонированные области начинают мигать. А ещё получить качественный исходник поможет функция брекетинга экспозиции (сюжет фиксируется с разной экспозицией). Но здесь желателен штатив. Экспозицию нужно настраивать так, чтобы в самом тёмном кадре серии были идеально проработаны света, а в самом светлом — тени. Потом вы выберете подходящий снимок. А если такого снимка не будет и контраст снимаемой сцены слишком велик, в Lightroom есть функция HDR, которая объединяет кадры, снятые с разной экспозицией (подробнее об этом в следующих уроках).
Обработка такого снимка подразумевает осветление тёмных участков и затемнение светлых для лучшей проработки деталей.
Расширение динамического диапазона, пожалуй, больше всего востребовано в пейзажной, архитектурной и интерьерной фотографии. Однако небольшое осветление теней или затемнение светлых участков пригодится в любом виде съёмки — от портретной до предметной.
Один из плюсов Adobe Lightroom Classic в том, что программа поддерживает работу с графическими ускорителями. Наличие мощной видеокарты (а не только процессора) ускоряет процессы. Это особенно заметно на устройствах ConceptD, ведь в них используются мощные дискретные видеокарты от NVIDIA, в том числе серии RTX. На таких машинах даже пакетная обработка большого количества фото не занимает много времени.
Настройка контраста. Регулятор «Контраст» и тональная кривая
Иногда при съёмке получаются низкоконтрастные кадры. Это может быть вызвано погодой (например, туманной) или специфическим освещением. Порой контраст теряется по вине оптики. Определить недостаточный контраст фото можно не только визуально, но и по гистограмме. У снимка с недостаточным контрастом будут пустовать области на графике, отвечающие за светлые или/и тёмные участки.
Очевидный способ поднять контраст — соответствующий регулятор Contrast. Однако он даёт грубую, линейную регулировку контраста, порой «пережаренные», излишне контрастные кадры.
Почти в любом RAW-конвертере, в том числе Lightroom, есть инструмент Tonal Curve («Тональная Кривая»). Он позволяет отдельно регулировать яркость светлых и тёмных участков кадра, ориентируясь на график гистограммы. Чтобы увеличить контраст, затемните тёмные участки и немного осветлите светлые. В Lightroom даже есть отдельные регуляторы под кривой: двигайте их или создавайте свои точки на кривой для более точной манипуляции.
Texture, Clarity, Dehaze: повышаем микроконтраст
Иногда нужно не столько увеличить контраст, сколько повысить чёткость, то есть микроконтраст. Здесь пригодятся регуляторы Texture («Текстура»), Clarity («Чёткость») и Dehaze («Устранение дымки»).
Dehaze борется с негативным эффектом от дымки. Она часто мешает при съёмке пейзажа, городской архитектуры. Инструмент работает одновременно с контрастностью и насыщенностью изображения.
Регулятор Clarity так и переводится — «Чёткость». Он наилучшим образом проявляет себя в сюжетах с городскими объектами и иногда в портретах.
Деликатнее всего на фото действует регулятор Texture. Он делает чётче самые мелкие текстуры. Его стоит применять там, где важны самые мелкие фактуры, но их не мало из-за нехватки резкости объектива или условий освещения.
Уменьшение Texture тоже можно использовать для сглаживания фактуры, например, в портретной съёмке, чтобы сгладить неровности кожи.
Что объединяет Clarity, Dehaze и Texture? Со всеми тремя регулировками очень легко перестараться и получить брак. Вносите их понемногу и никогда не ставьте на максимум!
Итак, мы познакомились с основными возможностями регулировки яркости фото. Съёмка в формате RAW открывает широчайшие возможности при коррекции кадров. Однако любая обработка становится лучше и удобнее с качественным исходником, поэтому так важно следить за экспозицией уже при съёмке, особенно за переэкспонированными зонами. С RAW при этом легко экспериментировать: мы всегда можем вернуться к исходному состоянию файла.
В следующих статьях мы разберём новые приёмы обработки фото. Следите за обновлениями на Prophotos.ru!