На дворе лето! А это значит, что целые стаи самолетов повезли тысячи человек на юг, а разбегающиеся во все стороны электрички — миллионы дачников на их фазенды. Каждый из этих людей хочет сохранить воспоминание о лете в виде ярких фотографий. Кто-то для этого покупает дешевую “мыльницу”, но кое-кто готов раскошелиться на значительно большую сумму, чтобы приобрести фотоаппарат классом повыше, с запасом на будущее.
Сегодня мы сравним сразу несколько камер, стоимость которых находится ниже планки в 30000 рублей. Именно столько, как правило, готовы потратить люди на дорогой фотоаппарат для творчества. А нашими героями станут уже протестированные нами ранее “старички” Canon EOS 600D и Sony NEX-5N, а также две новинки — Nikon D3200 и Canon PowerShot G1 X. Как видите, мы отобрали пару популярных зеркалок двух ведущих производителей, очень привлекательную беззеркалку и компакт премиум-класса. Сделано это умышленно, чтобы на примере этих моделей показать ключевые отличия, плюсы и минусы каждого из типов камер.
Размеры
Среди наших конкурсантов присутствуют представители сразу трех типов камер. И двое из них — зеркалки. Традиционно эти камеры считаются самыми большими и тяжелыми. Накладывает свой отпечаток применение оптического видоискателя с зеркалом. Хотя размеры Nikon D3200 и Canon EOS 600D сравнительно невелики для зеркалок, их нельзя назвать малютками. Совершенно точно для транспортировки они потребуют фоторюкзака или отдельного кофра. Кстати, корпус у Nikon даже чуть потолще, чем у Canon. Но я не отношу это к недостаткам. Наоборот, хват у этой камеры мне нравится больше всех.
Значительно выигрывает у них по размерам лишенная оптического видоискателя, зеркала и пентапризмы Sony NEX-5N. А если на нее поставить более компактный объектив-фикс, то разница становится просто огромной! Впрочем, корпус у этой малышки благодаря объемной рукоятке также ухватистый.
Canon PowerShot G1 X, формально относящийся к классу компактов, сильно удивляет своими некомпактными размерами. Он значительно толще Sony NEX-5N, а по высоте и ширине корпуса почти приближается к зеркалкам. В карман такой не положишь…
Что внутри?
Уже сейчас видно, что камеры совершенно разные снаружи. Но не меньше различается и их начинка. В Canon EOS 600D стоит 18-мегапиксельная КМОП-матрица собственного производства с размерами 22,3х14,9 мм. И хотя представители Canon утверждают обратное, но складывается стойкое ощущение, что это та же матрица, которая была в EOS 550D, а также в EOS 7D. Матрица совместно с процессором и другой электроникой позволяют снимать со скоростью до 3,7 кадров/с в формате RAW+JPEG — а больше любителю и не нужно. Full HD видео также поддерживается.
Матрица Nikon D3200 совсем чуть-чуть побольше — 23,2х15,4 мм. Но при этом ее разрешение составляет целых 24 мегапикселя! Многовато, на мой взгляд, для любительской съемки. Один RAW-файл весит около 24 мб. Предположительно схожая матрица применена в ряде камер Sony: NEX-7, SLT-A77, SLT-A65. Матрица, процессор и другая электроника камеры позволяют делать до 4 кадров/с в формате RAW+JPEG и снимать Full HD видео.
В Sony NEX-5N стоит отлично зарекомендовавшая себя 16-мегапиксельная КМОП-матрица размером 23,4х15,6 мм. Похожую мы видели, например, в Sony SLT-A55, Nikon D7000 и Nikon D5100, Pentax K-5 и других камерах. Благодаря применению затвора с “электронной передней шторкой” на эту камеру можно снимать со скоростью до 10 кадров/с в JPEG и до 6 кадров/с в RAW+JPEG. Не слабо для любительской модели! С Full HD видео проблем никаких.
Несмотря на принадлежность Canon PowerShot G1 X к компактам (которые многие опрометчиво называют мыльницами), в этом фотоаппарате стоит очень большая матрица, почти как в описанных выше моделях. Ее размер составляет 18,7х14 мм. Судя по всему, это новая разработка Canon. В других камер подобных матриц мы пока не встречали. Но в скорострельности G1 X сильно уступает конкурентам по тесту: до 1,9 кадров/с при съемке в JPEG и еще меньше при съемке RAW+JPEG. В специальном режиме, лишенном ручных настроек, скорострельность может составить 4,5 кадра/с. Но серия не превысит 6 снимков. Естественно, камера снимает Full HD видео.
Автофокус
Раз уж все камеры побывали у нас на тестах, то мы можем смело говорить об автофокусе каждой из них. Субъективно первое место в сравнении следует отдать Nikon D3200. Как и положено зеркалке, при визировании через видоискатель он фокусируется молниеносно и всегда точно. Выбрать точку фокусировки проще простого — непосредственно при помощи навипэда. Если же вы строите кадр по дисплею, то скорость и точность автофокуса очень сильно снижаются — задействуется контрастный принцип фокусировки.
Совсем чуть-чуть хуже обстоят дела у Canon EOS 600D. Субъективно кажется, что боковые точки фокусировки у этой камеры менее точные. А выбор точки фокусировки возможен только в несколько действий: предварительное нажатие специальной кнопки, и лишь потом непосредственно выбор точки. При визировании по дисплею все те же проблемы, что у Nikon D3200 — фокусировка долгая и не всегда точная.
Sony NEX-5N лишена фазового автофокуса, только контрастный. Но если в описанных выше моделях фотоаппаратов он работал не лучшим образом, здесь с ним проблем нет. Да, фокусировка занимает чуть больше времени, чем у зеркалки в фазовом режиме. Но даже при плохом освещении NEX-5N уверенно фокусируется, скорость принесена в жертву точности. Точку фокусировки можно выбирать при помощи прикосновения к сенсорному экрану. Наверное, это самый удобный и быстрый способ из всех существующих.
Очень похоже себя ведет Canon PowerShot G1 X: не слишком быстро, но уверенно фокусируется почти в любых условиях. Но вот незадача: разработчики сильно упростили камере жизнь, лишив ее возможности фокусироваться ближе 1 метра в телеположении объектива. Выбор области автофокуса традиционно для камер Canon требует предварительного нажатия специальной кнопки.
Максимально возможный масштаб съемки
Управление
Раз уж мы коснулись этой темы, то самое время поговорить про управление камерами в целом. Тут все четыре участника теста сильно различаются. Две зеркалки — Canon EOS 600D и Nikon D3200 — имеют наиболее оперативный интерфейс. Некоторые параметры съемки можно менять, не отрывая камеру от глаза. Но принадлежность данных моделей к любительскому классу все же прослеживается: если в Canon EOS 600D светочувствительность, баланс белого и ряд других параметров имеют свои собственные кнопки, в Nikon D3200 их приходится искать в экранном меню. Но у EOS 600D своя особенность — точку фокусировки нельзя выбрать напрямую навипэдом.
Похожий интерфейс у Canon PowerShot G1 X. Эта модель по оперативности управления вообще приближается к любительским зеркалкам. Принципиальных отличий от EOS 600D почти нет. Нельзя лишь менять параметры, глядя в видоискатель — они там просто не отображаются.
С Sony NEX-5N все не так просто. Понять эту камеру опытному обладателю зеркалки будет трудно: интерфейс явно рассчитан на новичка. Здесь множество красивых пиктограмм в меню, сами пункты меню названы простыми словами: “яркость и цвет”, “фотоаппарат”. А кнопок всего три! И это если посчитать центральную кнопку навипэда. Но не все так страшно. Во-первых, дисплей у NEX-5N сенсорный. Во-вторых, сам навипэд и кнопки программируемые. При желании можно добиться от камеры управления светочувствительностью и балансом белого в одно касание. Очень неплохо! Хотя за многими функциями все равно придется лезть в основное меню — быстрого экранного у Sony NEX-5N почему-то нет.
Визирование
Три из четырех рассматриваемых нами моделей имеют встроенный видоискатель! Вот что значит — дань традициям. А на четвертую — Sony NEX-5N — его можно поставить дополнительно. Но по-настоящему функционален лишь видоискатель зеркалок: в нем видна живая картинка и съемочные параметры. Нужно сказать, что даже с точки зрения опытного фотографа видоискатели Nikon D3200 и Canon EOS 600D нельзя назвать плохими. Информативные, светлые, с большим покрытием кадра. Единственное ограничение — очень сложно фокусироваться вручную из-за слишком гладкого матирования. Видоискатель Canon PowerShot G1 X не выдерживает никакой критики. Это маленькое окошечко с линзами пригодно только для определения примерных границ кадра. А в широкоугольном положении часть видоискателя еще и закрывается объективом.
Для тех, кому оптический видоискатель не нравится, предусмотрено визирование по дисплею. Причем во всех четырех моделях! С PowertShot G1 X и Sony NEX-5N все ясно — у них это основной способ построения кадра. Их экраны традиционно имеют высокое разрешение, не бликуют на солнце. Обе протестированные зеркалки также позволяют увидеть будущий снимок на дисплее благодаря режиму Live View. Единственное ограничение — низкая скорость фокусировки в этом режиме. Впрочем, можно “попросить” камеру перед съемкой опускать зеркало и выключать дисплей, но при этом за долю секунды фокусироваться.
Немаловажное дополнение: у Canon EOS 600D и Canon PowerShot G1 X дисплеи поворотные. Их можно вращать пости как угодно. У Sony NEX-5N дисплей может быть повернут вверх под 90 градусов или опущен вниз под 45 градусов. У Nikon D3200 дисплей статично закреплен.
Дополнительный функционал
В век, когда телефон умеет больше, чем компьютер 10-летней давности, ждешь от новых фотокамер каких-то сверхвозможностей. Но не всегда их получаешь. Из наших подопытных самым заряженным передовыми технологиями оказался Sony NEX-5N. Он умеет отлично снимать панорамы в одно движение (причем в любом направлении), делать HDR-снимки из нескольких кадров (с очень точным совмещением кадров даже без штатива), оснащен просто огромным количеством цифровых фильтров, которые можно применять непосредственно во время съемки. Добавим сюда видеосъемку Full HD в формате AVCHD с частотой до 50 кадров/с. Неплохо, правда?
Следующим по рейтингу дополнительных возможностей идет Nikon D3200. Нет, он не умеет снимать панорамы и склеивать HDR. Но обилие фильтров, доступных при постобработке, а также неплохо реализованная возможность конвертировать RAW внутри камеры — это тоже немало. Видеосъемка возможна с ручными настройками и даже с подключением внешнего микрофона.
Без исправления перспективных искажений
А вот обе камеры Canon какими-то талантами кроме фото- и видеосъемки похвастаться не могут. В PowerShot G1 X имеется ряд уже ставших привычными фильтров (выделение цветом, сепия, ч/б). И на этом, пожалуй, все… Внутрикамерная склейка HDR реализована не лучшим образом.
Съемка на улице
Переходим к самому интересному — качеству фотографий. Несмотря на то, что все четыре камеры мы уже детально протестировали ранее, для этой статьи были специально сделаны парные снимки в одинаковых условиях. На улице мы снимали с автоматическим балансом белого в режиме приоритета диафрагмы со штатива один и тот же сюжет в одно и то же время. А теперь давайте посмотрим, как показали себя наши подопытные.
Уже даже по превью фотографий видно, что Canon EOS 600D сильно уводит цветовой баланс в сторону желтых оттенков. А Canon PowerShot G1 X выдает наиболее контрастную картинку, чуть-чуть не доводя до пересвета светлые участки кадра.
На низкой чувствительности лидером по уровню детализации выступает Nikon D3200. Конечно, китового объектива не хватает, чтобы раскрыть весь его 24-мегапксельный потенциал, но остальные участники теста сохраняют все равно чуть меньше мелких элементов изображения. Вторым по этому параметру идет Sony NEX-5N. Третье место — Canon PowerShot G1 X. В аутсайдерах остается Canon EOS 600D. Скажем “спасибо” его китовому объективу. Он явно не справляется с 18-мегапиксельной матрицей. С более приличной оптикой результат был бы в разы лучше.
Начинаем поднимать ISO. Естественно, в таких хороших условиях освещенности все камеры не испытывают проблем до ISO 400 включительно.
При ISO 800 все участники теста начинают немного шуметь. На небе хорошо заметен яркостной мелкий шум. А лидер теста по детализации — Nikon D3200 — начинает терять свое преимущество: система шумоподавления съедает мелкие детали. PowerShot G1 X тоже демонстрирует потерю мелких деталей, но визуально изображение смотрится резким — процессор камеры поднимает контурную резкость снимков.
При ISO 1600 на небе появляются следы цветового шума в виде довольно крупных пятен. Лидирует по их числу Nikon D3200. Остальные камеры дают примерно схожий результат. Лучший же результат — у Sony NEX-5N: и шумов немного, и детализация высокая, и цветопередача точная.
ISO 3200 — при этом значении чувствительности начинается соревнование процессоров “кто лучше дорисует фотографию”. Шумы давятся нещадно, резкость повышается искусственно. У всех камер результат разный, лидерами выступают Sony NEX-5N и PowerShot G1X.
При ISO 6400 все камеры дают малопригодный результат. Приличнее всех смотрятся снимки с PowerShot G1X.
Съемка в помещении
Это куда более сложное испытание! Сцену мы освещаем искусственным светом с галогеновыми лампами. Но чтобы автоматике баланса белого было чуть проще, в кадре есть идеально белый стол. С цветом все справились отлично! Кроме PowerShot G1X, все участники теста оставили в кадре легкий теплый оттенок, сохранив характер освещения. G1 X его почти полностью скомпенсировал, сделав цвета чуть холоднее. Но и в том, и в другом случае снимки смотрятся естественно.
Экспозицию мы выставляли вручную, опираясь на данные из гистограммы снимков. Тут уже начались сюрпризы. Во-первых, наметившаяся в предыдущей серии кадров склонность к пересветам у G1X вылилась-таки в пересвет! Из всех четырех камер у этой — самый узкий динамический диапазон.
Во-вторых, по экспопараметрам видно, что ISO у всех участников теста промаркированы по-разному. Самая “светочувствительная” — Nikon D3200. Ей для обеспечения той же экспозиции требовались выдержки на четверть ступени короче, чем для Sony NEX-5N, и на треть ступени короче, чем для PowerShot G1X (впрочем, яркость картинки у G1 X вс же чуть выше). А вот Canon EOS 600D удивил очень неприятно. При той же чувствительности и диафрагме ему были нужны в два раза более длинные выдержки, чем для Nikon D3200. Это позволяет сделать вывод, что его реальные ISO на ступень ниже промаркированных непосредственно в фотоаппарате.
Но вернемся к снимкам. На низкой чувствительности картина у всех участников теста такая же, как и при съемке на улице: детализация высокая, цвета естественные, шумов нет.
При ISO 400 у Nikon D3200 появляется мелкий монохромный шум на снимках. У остальных картинка почти “гладкая”.
При ISO 800 небольшой яркостной шум есть у всех камер, кроме PowerShot G1 X.
При ISO 1600 в лидеры по качеству изображения выбиваются PowerShot G1 X и Sony NEX-5N. У них еще нет цветового шума, а детализация высокая.
Та же диспозиция сохраняется при ISO 3200. Для всех четырех фотоаппаратов оно еще рабочее, но при максимальном увеличении все больше заметен эффект “акварельного рисунка”, когда система шумоподавления вместе с шумом ест и мелкие детали изображения.
На ISO 6400 ни одна камера, естественно, не может похвастаться блестящим результатом. Но в целом лидеры остаются те же…
Подведем итоги
Мы сравнили фотоаппараты по большому числу параметров. И так получилось, что почти в каждой части теста среди лидеров оказывалась одна и та же модель — Sony NEX-5N. Пожалуй, она и будет победителем сегодняшнего теста.
Очень обидно за Canon PowerShot G1X, который, обладая великолепным качеством изображения, сильно уступил конкурентам по все иным показателям.
На вопрос, какую зеркалку купить — Nikon или Canon — я дам однозначный ответ. Если выбирать из Canon EOS 600D и Nikon D3200, то все же Nikon. Нерезкий китовый объектив, узкий дополнительный функционал — это все можно было простить Canon за его достоинства. Но неверная маркировка ISO стала последней каплей. В тех же условиях съемки EOS 600D будет требовать более длинных выдержек или более высокой чувствительности, чем конкуренты. А это непременно скажется на качестве изображения.