Вверх
9be5ec1d 1ba3 4e6d 85c2 f99847eda126

Подбираем светофильтры для съемки пейзажа

Дата публикации: 25.05.2008
Подбираем светофильтры для съемки пейзажа
z

С развитием цифровой фотографии и средств компьютерной обработки изображений актуальность традиционных стеклянных фильтров упала. Однако даже при съемке на цифровую камеру оптические фильтры позволяют получить более качественный результат, чем часы работы в Photoshop. Желаемый результат достигается не за счет снижения качества исходных изображений (как обычно происходит в случае цифровой обработки). Кроме того, некоторые разновидности фильтров не имеют компьютерной альтернативы.

Перечислим основные фильтры, которые должны присутствовать в наборе каждого фотографа-пейзажиста:

  • UV-фильтры. Одна из задач — механическая защита оптики. Другая — устранение синего оттенка, что особенно важно при съемке на слайд. Отсеивая ультрафиолет на границе воспринимаемого зрением диапазона, UV-фильтр позволяет получать более чистые цвета. Разновидность UV — фильтры Haze, отсеивающие максимальное количество ультрафиолета на границе видимого диапазона и устраняющие эффект дымки.
  • Поляризационные фильтры. Отсеивают отраженный свет, что позволяет избавиться от отражений и бликов (в воде, при съемке через стекло). Поляризационный фильтр пропускает только направленный свет, поэтому его использование позволяет получить на выходе более глубокие цвета, повышает контрастность сцены. Встречаются поляризаторы двух типов — линейные (PL) и кольцевые (CIR-PL). Линейный поляризатор не рекомендуется использовать с техникой, которая имеет TTL-замер, так как при отражении поляризованного света от зеркала фотоаппарата возможны ошибки в работе системы TTL (зеркало также поляризует свет, и использование дополнительного фильтра может привести к существенному ослаблению светового потока). Избежать подобного эффекта помогает использование циркулярных поляризаторов.
  • ND-фильтры. Под аббревиатурой скрывается Neutral Density — то есть нейтрально-серый фильтр. Эти фильтры равномерно снижают интенсивность светового потока. Они различаются по плотности (2×, 4×, 6×, 8×). Увеличение плотности нейтрального фильтра в два раза эквивалентно увеличению экспозиции на одну ступень. ND-фильтры используются для получения длинных выдержек (река или водопад на пейзаже обретают эффект волшебной дымки) либо для съемки при ярком освещении на открытой диафрагме (цветок на размытом фоне, где пейзаж лишь угадывается). При слишком короткой выдержке вода выглядит неестественно, как стекло. Чтобы передать движение, но избежать смаза, выдержка должна составлять 1/30–1/60 для стоячей воды, 1/125 — при съемке реки с быстрым течением.
  • Градиентные фильтры. Работают так же, как ND-фильтры, но плотность плавно возрастает от одного края к другому или же плавно нарастает ближе к центру (центрофильтр). Первые используются, чтобы сузить динамический диапазон сцены (когда либо небо выходит пересвеченным, либо земля слишком темной). Центрофильтры используются на объективах, когда есть опасность виньетирования. К таковым относится, например, большинство широкоугольных шестилинзовых объективов-плазматов для камер большого формата.

Кроме перечисленных типов, могут пригодиться утепляющие, лучевые и даже софт-фильтры. Первые используют при съемке пейзажей на пленку в стиле «домик в деревне» — чтобы создать ощущение уюта, душевности. Фильтры 81-й серии (телесного оттенка) позволяют сделать картинку чуть более «теплой», фильтры 82-й серии (оранжевые) создают еще более сильный эффект «потепления». Лучевые фильтры превращают источники света в звезды, от которых расходятся яркие лучи. Эффект довольно банальный, но широко используется при съемке ночных городских пейзажей.

[BANNER 4448]

Использование многих фильтров, включая поляризационные и утепляющие (корректирующие), требует внесения экспокоррекции. Величина поправки обычно составляет 1–2 ступени Ev и указывается производителем на оправе фильтра. Если замер производится не с помощью внешнего экспонометра, а TTL-системой вашей камеры при надетом фильтре, вводить поправку не нужно. Тем не менее нередко TTL-замер без фильтра с последующим учетом поправки дает более точные результаты, чем замер с надетым фильтром.

Отметим, что многие владельцы цифровых камер верят, что лучший из фильтров — программа Photoshop — решает все проблемы. Зачастую фильтрам не уделяют должного внимания, за что и расплачиваются. С другой стороны, лучше снимать пейзажи вообще без фильтров, чем тратить пленку или время на съемку с дешевыми фильтрами. Фильтр должен быть из стекла, а не из пластика, и с многослойным просветлением. Оба условия — необходимые, но недостаточные для получения резкого изображения с чистыми цветами. Чтобы застраховать себя от неожиданностей, рекомендуем остановиться на марках B+W, Heliopan, Hoya, Marumi, которые хорошо себя зарекомендовали. Наиболее престижными являются фильтры B+W. На рынке присутствуют еще марки Kenko и Sigma, но мнения владельцев об их качестве расходятся.

Дата публикации: 25.05.2008
Комментировать
User
Дмитрий Башков

Другие статьи рубрики

Показать больше статей
comments powered by Disqus