Какую пленку выбрать?
Хотя аналоговая фотография в наши дни имеет маргинальный статус, на пленку до сих пор снимают и ее до сих пор принимают в фотоцентрах на проявку. Профессиональные фотографы не отказались от аналоговой технологии, которая в некоторых видах съемки не имеет равноценной альтернативы — пейзаж и съемка интерьеров, художественная фотография. Для фотолюбителей пленка открывает новые горизонты творческого поиска.
Показателен тот факт, что многие энтузиасты пленки приходят к ней, поснимав на «цифру». Они назовут немало причин: возможность менять «матрицу» с каждой катушкой, глубина/объем пленочного изображения, механическая надежность. Выбор аналоговой камеры — вопрос сложный и требующий отдельного рассмотрения с учетом формата камеры и ценового уровня. А пока мы остановимся на вопросе, объединяющем аналоговые камеры любого класса и производителя.
Форматы пленок
В наши дни в продаже можно встретить пленки следующих форматов: * Узкий формат. Тип 135. Перфорированная пленка для узкопленочных камер в кассетах, рассчитанных на 36 кадров размером 24 x 36 мм. Встречаются кассеты с любительской пленкой, рассчитанные на меньшее количество кадров. Некоторые профессиональные пленки 35 мм можно купить «оптом» в рулонах для самостоятельной фасовки по кассетам. * Средний формат. Тип 120 (рольфильм). Пленка шириной 56 мм (без перфорации) имеет фиксированную длину, рассчитанную на получение 16 кадров 42,5 x 56 мм, 12 кадров 56 x 56 мм или 10 кадров 56 x 70 мм. Размер кадра зависит от типа камеры (66, 645 или 67), а самым распространенным в среднем формате является квадратный кадр 56 x 56 мм. * Широкий формат. Листовая пленка для камер большого формата (9 x 12 или 13 x 18 см).
Проще всего найти в продаже пленку35 мм. С рольфильмом могут возникнуть проблемы, а с покупкой листовой пленки они рано или поздно возникнут даже у жителей Москвы и Петербурга. На помощь приходят западные веб-магазины www.adorama.com и www.bhphotovideo.com.
120-я пленка продается в катушках с защитным раккордом — бумажной лентой, которая закрывает пленку по всей длине, защищая ее от света. Такая конструкция используется с 20-х годов XX века. Тогда у многих камер не было счетчика кадров. Их отсчет производился по смотровому окошку на задней стенке камеры, закрытому красным стеклом. Дополнительную защиту от засветки обеспечивал бумажный раккорд.
Кроме 120-го типа некоторые среднеформатные камеры могут работать с пленкой 220-го типа. Ее отличие — в два раза больше длина пленки (соответственно, и количество кадров). Сейчас приобрести такую пленку можно только в западных интернет-магазинах.
Чувствительность
Чувствительность выражается в единицах международного стандарта — ISO. Пленка 100 единиц оптимальна для съемки солнечным днем, 50 единиц — работы в студии. В помещении пригодятся пленки на 400 или 800 единиц. С ростом чувствительности снижается детализация изображения и растет зернистость, что обычно рассматривается как недостаток. Но высокая детализация нужна не всегда. В отличие от шумов на цифровых камерах благородное зерно черно-белых пленок часто используется в художественных целях. Например, крупным красивым зерном обладает пленка Rollei R3.
Разновидности фотопленок
Какую пленку купить — цветную или черно-белую? Ответ находится в плоскости личных предпочтений и творческих задач фотографа. Существует великое множество пленок, различающихся тональностью, контрастностью, размером и формой зерна, толщиной подложки. В общем приближении ныне существующие пленки можно подразделить на несколько типов:
Процесс | Внутривидовые различия | Исключения | |
---|---|---|---|
Черно-белые негативные | Д-76 (традиционные) | Панохроматические/ ортохроматические | Инфракрасные |
C-41 (Хромогенные) | Тип эмульсии - классический или t-grain | Со сверхвысоким разрешением | |
Цветные | С-41 (Негативные) | Для дневного/ искуственного света | |
Е-6 (слайдовые) | Живые/нейтралбные цвета | слайдовые пленки, проявляемые по оригинальному процессу (например, Kodachrome) |
Если вам хочется фотографировать на черно-белую пленку, но нет желания работать с растворами и бачками, остановите выбор на хромогенной пленке, которая проявляется в фотоцентрах по стандартному лабораторному процессу С-41. «Псевдочерно-белые» пленки удобны для новичков и позволяют получать стабильно качественный результат. Обладая очень высокой фотоширотой, они оптимальны для жанровой съемки, когда на точное определение экспозиции нередко просто нет времени. Как и цветной негатив, хромогенная ч/б-пленка обладает почти неразличимым зерном, но существует один важный нюанс: печатать фотографии также следует, как с цветных негативов (ручная печать на черно-белой бумаге не принесет качественных результатов). Исключение — Illford XP2 Super, при разработке которой была сохранена возможность ручной оптической печати.

Съемка на хромогенную ч/б пленку. © usernamezero

Съемка на традиционную ч/б пленку. © usernamezero
Для художественных задач профессиональные фотографы, снимающие на ч/б, предпочитают классическую пленку на кристаллах галоида серебра. Как правило, она проявляется вручную. Также существуют пленки на плоских (T-Grain) кристаллах. Многие предпочитают проверенные временем варианты и утверждают, что T-Grain дают «пластмассовую» тональность. Но данное суждение вряд ли обоснованно. Ведь самые современные Illford Delta 400 и Kodak T-Max 100 на плоских кристаллах не уступают в плане рисунка Illford HP5 или Kodak Tri-X, которые любили великие фотографы прошлого.
К пленкам сверхвысокого разрешения относятся Gigabitfilm, Adox и отечественная «Тасма» ФН64. Особенность самой распространенной из них — Gigabitfilm — входящая в комплект емкость со специальным проявителем. При использовании высококачественной оптики (Leica, Contax G-series) пленка с легкостью выдает разрешение 300 линий на миллиметр. Вытянуть все детали может далеко не каждый сканер, но ручная печать позволяет получить разрешение на уровне среднего формата.
Для съемки в ИК-диапазоне с соответствующим фильтром на объективе можно найти в продаже только пленки Rollei Infrared. Из употребления вышли «нестандартные» пленки ортохроматического типа (нечувствительные при проявке к свету красного фонаря) и слайд Kodachrome, в эмульсию которого красители попадают в процессе проявки.
Цветные негативные пленки, как и черно-белые, отличаются прекрасной фотоширотой. В отличие от слайда они экономичны в использовании и легко сканируются. Слайд — вне конкуренции благодаря прекрасной цветопередаче, отсутствию зерна и недостижимой для негативной пленки и цифры детализации. В то же время он уступает негативу с точки зрения динамического диапазона, крайне требователен к точности экспозиции, а его проявка нередко обходится дороже самой пленки. В профессиональной съемке пейзажей, интерьеров широкоформатному слайду до сих пор нет аналогов.
Индекс VC или C на упаковке от негативной пленки указывает на повышенную насыщенность и контраст, NC или S — на более нейтральный. Слайдовые пленки также различаются по цветопередаче, но это различие является более глобальным, разделяя отдельные марки слайдовой пленки (например, сверхнасыщенная Fujichrome Velvia и реалистичная Provia). Большинство слайдовых пленок предназначены для температуры дневного/импульсного света, а при съемке в помещении их приходится использовать с конверсионными фильтрами. В продаже иногда встречаются слайдовые пленки, оптимизированные для комнатного освещения (Kodak Ektachrome 64Т).
Транспортировка и хранение
Дорогие профессиональные пленки, в особенности цветные, как правило, весьма требовательны к условиям хранения, а найти для них холодильник вдали от дома не всегда возможно. Для поездок в жаркие страны или туристических походов можно остановиться на промежуточном варианте (например, Fujicolor Superia Reala).
Отметим также, что при перевозке неотснятых/непроявленных пленок в аэропортах в процессе досмотра излучение рентгеновских сканеров может привести к частичной порче пленок. Избежать подобной проверки сложно, но снизить воздействие можно, если проносить пленки в составе ручной клади, а не в багаже, где излучение существенно выше. Производители советуют как можно быстрее проявлять отснятые материалы. Но это, конечно, возможно далеко не всегда. Хранить пленку рекомендуется в холодильнике.
Топ-20 самых популярных пленок
Черно-белые пленки: * Kodak T-Max BW 400CN проявляется по лабораторному процессу C-41. Самая универсальная ч/б-пленка. При номинальной чувствительности 400 единиц позволяет снимать в диапазоне ISO 25–800, сохраняя стандартный режим проявки. Благодаря столь впечатляющей фотошироте прощает почти любые промахи экспозиции. * Illford PanF 50 Plus идеальна для студийных портретов, макро, пейзажей на длинной выдержке. Достаточно контрастная и мелкозернистая, имеет неповторимую «мягкую» тональность. Еще более усилить «мягкость» позволит мелкозернистый проявитель Illford Perceptol и пул-процесс на одну ступень (ISO 25). * Kodak T-Max 100 подходит для повседневной съемки. Высокий контраст и контурная резкость, мелкое зерно, красивый жесткий рисунок. Проявлять рекомендуется в «родном» T-Max или D-76. * Fuji Neopan Acros 100. Хорошая тональная передача и большая фотоширота сочетаются с умеренной контрастностью, но пленка уступает собратьям по детализации. Хороший результат дает в сочетании с Illford Microphen в концентрациях до 1+3. «Разгоняется» до ISO 400. * Rollei Retro 100 — пленка для портретов. Контрастная, но с приятной тональностью и мелким зерном. Производится фирмой Maco для Rollei. Недостатки: тонкая подложка и высокая скручиваемость, однако результат стоит затраченных усилий. Проявитель — D-76, Maco LP-Cube, любой жидкий от Kodak.
- Fomapan 100 — чешская пленка, которую благодаря низкой цене любят начинающие фотографы. Контрастная, но имеет слишком высокое для такой чувствительности зерно и невыразительный тональный рисунок. Для проявки оптимален дешевый жидкий Fomadon LQN.
- Illford FP4. Номинальная чувствительность 125 единиц. Приятная тональность делает эту пленку хорошим выбором для съемки портретов. Рекомендуется мелкозернистый проявитель — Perceptol, жидкий Maco Supergrain.
- Fortepan 200 — дешевая ч/б-пленка венгерского производства с крупным и весьма красивым зерном, насыщенной тональностью. Умеренно контрастная, с хорошей детализацией. Недостатки — некоторая небрежность полива эмульсии и высокая скручиваемость.
- Kodak TRI-X 400 очень любили великие фотографы прошлого. Ее отличает высокая контрастность и «классический» рисунок. Проявлять лучше всего в жидких проявителях от Kodak. Если же надо подчеркнуть зерно, работает «классический» метод проявки: TRI-X + Родинал.
- Illford HP5 Plus — еще одна пленка, на которую было снято немало шедевров. Высокая резкость, красивое и довольно крупное зерно. Номинальная чувствительность 400 единиц. Традиционно используется для пуш-процесса (до 1600 единиц).
- Illford Delta 400. Современная универсальная пленка на плоских кристаллах, оптимальна для различных художественных задач. В отличие от Delta 100 обладает высоким контрастом и жестким рисунком. Пуш-процесс до 1600 единиц. Проявитель — D-76/ID-11.
- Illford Delta 3200 сочетает новейшую четырехслойную эмульсию на плоских кристаллах и красивое зерно. Номинальная чувствительность — 1250 единиц. В качестве проявителя рекомендуется фирменный Microphen. Пленка рассчитана на пуш-обработку. В зависимости от режима проявки может использоваться в диапазоне 800–12800 ISO.
- Rollei R3 обладает крупным красивым зерном и обходит Delta 3200 по таким характеристикам, как резкость и контраст. Встречается с чувствительностью 400 и 800 единиц. Оптимальный результат дает при пуше на одну-две ступени.
Цветные пленки
- Fujicolor Superia Reala. Цветная негативная пленка с чувствительностью 100 единиц, идеально подходящая для использования вдали от дома. Обеспечивает правильную цветопередачу и высокую детализацию, подходит для различных сюжетов, нетребовательна к условиям хранения.
- Kodak Portra 160 NC/VC. Одна из самых популярных негативных пленок для съемки людей. Существуют варианты с нейтральной (NC) и «живой» (VC) цветопередачей, но только один из них (NC) позволяет получать стабильный результат.
- Fujicolor Pro 400H. Цветная негативная пленка, которая позволяет получать прекрасные результаты при съемке портретов в условиях недостаточного освещения. Обладает высокой контрастностью.
- Fujichrome Velvia 100F — известная слайдовая пленка, заслужившая признание благодаря насыщенной цветопередаче. Новая версия, пришедшая на смену Velvia 50, отличается более естественными цветами. Хорошо справляется со съемкой на длинных выдержках (несколько минут без нарушения баланса цветов). Мягкая тональность, неплохой для слайда динамический диапазон.
- Fujichrome Provia 100F. Считается, что эта пленка дает более естественные цвета, чем Velvia. Однако на больших выдержках имеет место уход в холодные тона. При сканировании на недорогих сканерах дает лучший результат, чем Velvia.
- Fujichrome Astia 100F создавалась для портретной и фэшн-съемки. Обладает нейтральной цветопередачей, умеренным контрастом, несколько уступая собратьям из семейства Fujichrome по детализации.
- Kodak Ektachrome E100G популярна у профессиональных фотографов. Обладает большой для слайда фотоширотой, естественной цветопередачей и невысоким контрастом. По передаче телесных оттенков не уступает Astia. Версия E100-GX отличается более теплой цветопередачей и часто используется при съемке людей.
Лайк кто смотрит обзор про пленки в 2021 году).
Верить статье, в которой даже не знают как писать наpвание фирмы Ilford ?:))))))
увольте
Есть нюанс: надо знать, как пробовать. Без этого можно попробовать потенциально хорошую вещь и не разобраться.
А зачем вообще кому то верить. Пробуйте все сами. Я вот всегда так поступаю. Все равно вам самому для себя предпочтения выбирать, на веру просто не получится. Результат может просто не понравиться.
Очень полезная статья.
Спасибо!
Спасибо большое за статью и неменее интересную переписку в комментах, сам снимал долго на цифру. вот недавно начал снимать на пленку...
Сьемка на мыльницу с кроп фактором 6, и полноформатную или среднеформатную зеркалку - 2 разные науки. И перед покупкой цифровой зеркалки желательно достать с полки запылившейся зенит и отснять хотя бы пару плёночек, для того чтобы понять для себя такие святые вещи, как малая глубинна резкости, фикс-объектив, а еще для того чтоб приучить себя думать над фотографией.
есть способ определить время проявки, если не знаешь, какая пленка (он описан в статье про проявку пленку на этом сайте).
для снижения вуали использовать йодид калия из аптеки, из проявителей рекомендуется микрофен. но шансы получить приемлемый результат - невысоки
Дмитрий, спасибо за ответ, немного огорчает, что в моем случае не на чем
экспериментировать :)
Соня, у меня был опыт проявки очень старой пленки (1982), но отснятой совсем недавно.
условия эксперимента и проявки - http://mformat.com/forumcol...
Результат - http://community.livejourna...
Здравствуйте!Ответьте пожалуйста непрофессионалу!
В старых вещах нашла несколько непроявленных пленок, но не знаю точно ч/б или цветные(скорее всего Свема)Если сдать на проявку, есть ли шанс, что будет хоть какой-то результат(а очень хотелось бы...)
Господа, простите за оффтоп. Обращение к обитетелям Санкт-Петербурга (Петрограда, Ленинграда). В наличии имеется чехословацкий фотоувеличитель "Axomat 4", но без матовой лампы. Подскажите пожалуста где можно приобрести сей очень важный элемент.
Кстати, Вельвия 50 тоже выпускается, хотя фуджи действительно не выпускала ее некоторое время после выхода в свет Вельвии 100ф.
Максим - лох, а не профи. Спасибо, Дмитрий, за статью. Тоже пришел к пришел с цифры, - балдею!
проф-пленку не купишь на каждом углу, но разве раньше можно было? Для меня одно то что пленка и цифра дают принципиально разные результаты уже повод использовать и то и то. Причем на пленке и 35 мм и СФ тоже дают разный результат, вот я и тут использую и то и то.
Комерчески 35 мм уже себя не оправдывает ИМХО, но в использовании "для себя" мне нравится.
На самом деле проблема с пленкой 120 уже появились проблемы. Облазил все возможные сайты, но остались только архивные ссылки. Хотя поснимать очень хочется на этот формат, да и оборудование простаивает.
Ну вот, как же так. Ответил практически на все вопросы, замечания. А в ответ - тишина. Уважаемые товарищи умники, ну где же вы, покажите мне еще ошибки.
Максим Кривошеев. Ваше молчание, с учетом характера вашей критики, ну никак не красит маститого профессионала. Скорее - наоброт...
Относительно эмульсии на плоских кристаллах. Действительно, слово T-Grain долгое время является торговой маркой Kodak. Столь долго, что из имени собственного оно превратилось в название отдельного класса пленки. Можно привести в качестве аналогии марку Xerox и копировальную технику.
Вот что по этому вопросу говорит Wikipedia
Tabular-grain film is a type of photographic film that includes T-max films from Kodak (with Kodak&aposs T-grain emulsion), Delta films from Ilford Photo and the Fujifilm Neopan films. The silver halide crystals in the film emulsion are flatter and more tabular (hence T-Grain).
Спасибо, Максим. Вы не угадали, говоря о моей любви к пленке Kodak. Я снимаю на разные слайдовые пленки, а еще очень люблю эксперементировать с пленками и проявителями, когда речь идет о чб пленке.
В целом, мне доставило большое удовольствие чтение вашего сообщения. Я нашел в нем много ошибок, вроде индексов "С" и "S" у пленок Кодак :))). Собственно, одного такого комментария достаточно, чтобы адекватно оценить общий уровень критики в мой адрес.
Также достойны внимания высказывания относительно процесса Д76, "мелкого зерна" у Rollei R3, "путаницы" с динамическим диапазоном.
Термин ДД (диапазон воспроизводимых яркостей при заданной экспозиции) использован мной осознанно, хотя многие часто действительно часто путают эти два термина.
Описание ASTIA 100F на сайте Fuji:
For soft tones, highly accurate color, superb skin tones and extremely fine grain, Astia 100F is an ideal film for shooting situations that require moderate contrast and precise color reproduction.
В вопросе пленок со сверхвысоким разрешением, я должен с вами согласиться. Однако, речь идет не об ошибке в статье. Таблица была мною оформлена не слишком наглядно, и многие подумали, что колонки в ней связаны друг с другом. Иначе как бы оказалась Т-Грейн эмульсия в разделе хромогенных пленок? Попробуйте применить логику
///Ортохроматические плёнки уже не выпускаются.///
Вы не правы. Выпускаются. Например MACO ORTO 25c
///Зерно есть, но мелкое///
Покажите мне ЗЕРНО на обычном слайде (если это не Kodachrome)!!!
Также хотелось бы уточнить, откуда у вас точная информация о сканерах в аэропортах?
когда будет время, отвечу подробнее.
Хорошо, вот список конкретных замечаний. Здесь основное. Мелкие ляпы, так же как бессмысленные высказывания в мой адрес, оставлю на Вашей совести.
«механическая надежность» плёнки и плёночных камер - как раз цифра надёжнее.
«Проще всего найти в продаже пленку35 мм. С рольфильмом могут возникнуть проблемы, а с покупкой листовой пленки они рано или поздно возникнут» - с производства последнее время всё чаще снимаются как раз марки узких плёнок, например, так любимый Вами Kodak, который вообще перестали выпускать, насколько я помню.
«Например, крупным красивым зерном обладает пленка Rollei R3» - это мелкозернистая плёнка с высокой разрешающей способностью, красоту зерна там разглядеть трудно.
«Д-76» - это название проявителя, а не процесса, как следует из таблицы. Процесс у классических ч-б плёнок один, у него нет специального названия.
Ортохроматические плёнки уже не выпускаются. Если упоминать всё разнообразие фотоматериалов, тогда можно начать с металлических и стеклянных пластинок, которые, кстати, по сей день используются энтузиастами.
«Тип эмульсии - классический или t-grain» - T-Grain – это запатентованная торговая марка эмульсии Kodak, у других производителей аналогичные эмульсии с плоскими кристаллами серебра называются по-другому.
Плёнок «Со сверхвысоким разрешением», предназначенных для проявки по C-41, не существует.
« С-41 (Негативные) Для дневного/ искуственного света
Е-6 (слайдовые) Живые/нейтралбные цвета слайдовые пленки, проявляемые по оригинальному процессу (например, Kodachrome)» - разновидности с усиленным и нейтральным цветом, а также для дневного и искусственного света есть и для негативных плёнок, и для слайдовых.
«Слайд — вне конкуренции благодаря прекрасной цветопередаче, отсутствию зерна и недостижимой для негативной пленки и цифры детализации. В то же время он уступает негативу с точки зрения динамического диапазона, крайне требователен к точности экспозиции, а его проявка нередко обходится дороже самой пленки.» - если сравнивать детализацию, то узкоформатную плёнку (в т.ч. слайд) цифровые камеры уже обогнали.
С точки зрения динамического диапазона слайд превосходит негатив. Вы путаете ДД и экспошироту. Зерно есть, но мелкое. Проявка слайда в российских фотолабораториях стоит дешевле самой плёнки. К экспозиции он требователен не более, чем цифровая камера.
«Индекс VC или C на упаковке от негативной пленки указывает на повышенную насыщенность и контраст, NC или S — на более нейтральный.» - это для плёнок Kodak. Кроме этой марки существуют другие, у которых другая система маркировки или вообще нет таких разновидностей одной и той же эмульсии.
«Дорогие профессиональные пленки, в особенности цветные, как правило, весьма требовательны к условиям хранения, а найти для них холодильник вдали от дома не всегда возможно.» - если плёнка не валяется несколько дней летом на солнце под задним стеклом автомобиля, а лежит в сумке даже при температуре около 30, заметного ухудшения качества за месяц не происходит. Да, лучше хранить в холодильнике, но в течение небольшого времени от тепла с плёнкой ничего, превышающего погрешности при проявке и сканировании/печати, не случится.
«Отметим также, что при перевозке неотснятых/непроявленных пленок в аэропортах в процессе досмотра излучение рентгеновских сканеров может привести к частичной порче пленок.» - сканеры для досмотра ручной клади плёнку не портят, уже давно проверено. Просто не надо сдавать её в багаж, его просвечивают мощными сканерами.
«Топ-20 самых популярных пленок» - по какому принципу составлен список, непонятно. Например, Ilford XP2 по всем параметрам лучше, чем Kodak T-Max BW 400CN, а Ilford Delta 100 лучше, чем Kodak T-Max 100. Fortepan 200 из-за своего крайне низкого качества может быть только в Bottom-20. Ну ладно, я тоже могу быть необъективен, но список всё же составлен непонятно по какому принципу, хаотично и выборочно. Это просто примеры разных плёнок, а никакой не «топ».
«Fujichrome Astia 100F создавалась для портретной и фэшн-съемки. Обладает нейтральной цветопередачей» - цветопередача у неё не нейтральная, а со смещением в тёплые тона, для лучшего воспроизведения оттенков кожи, именно потому, что она предназначена для портретной съёмки.