Вверх
  • Выбор фотопленки: топ-20 самых популярных
  • Выбор штатива
  • Оборудование для макросъемки
  • Лучшие TLR-камеры
  • Ломография: как выбрать ломо фотоаппарат
  • «Карманный» средний формат камер
  • Banner 80x80 02 779bbaa679dc6b7f4c049292657342c566f6285974b656e2652cf5dfbf093090

Лучшие TLR-камеры

Обсудить
Rolleiflex
Rolleiflex

Twin Lens Reflex — двухобъективная зеркальная камера — изысканный профессиональный инструмент, который позволяет фотографу получать максимум качества, не привлекая излишнего внимания окружающих. За архаичной внешностью скрываются несколько важнейших достоинств, присущих такой конструкции. Как следует из названия, главная особенность TLR-камеры — два объектива. Нижний проецирует изображение непосредственно на пленку, верхний является инструментом визирования.

Изображение, формируемое верхним объективом, попадает на неподвижное зеркало, закрепленное под углом 45 градусов, и отражается на матовом стекле видоискателя. Особенность шахтного видоискателя — зеркальное изображение, «перевернутое» в горизонтальной плоскости. Шахта комплектуется выдвижной линзой, которую можно установить над матовым стеклом для повышения точности фокусировки.

В самых простых TLR-камерах, таких как Voigtlander Brilliant или отечественный «Любитель», вместо матового стекла используется коллективная линза. В продвинутых моделях можно не только быстро менять матовые стекла, но и использовать вместо шахтного видоискателя съемную призму.

Rolleicord Vb, Rolleiflex 3.5F, Rolleiflex T
Rolleicord Vb, Rolleiflex 3.5F, Rolleiflex T

Для обеспечения точной фокусировки объективы кинематически связаны друг с другом. В простых моделях связаны непосредственно оправы объективов (система зубчатых оправ-«шестеренок»). У большинства TLR-камер фокусировка осуществляется перемещением передней «доски», на которой неподвижно закреплены оба объектива. «Доской» фотографы называют сменные панели в форматных камерах, съемные панели с закрепленными объективами в TLR-камерах со сменной оптикой, а также переднюю подвижную панель в обычных TLR. Это металлическая, деревянная или пластиковая панель с закрепленными объективами, которая перемещается во время фокусировки.

TLR-камеры имеют центральный затвор, который является точным механизмом и по конструкции напоминает лепестковую диафрагму. Центральный затвор позволяет синхронизировать камеру со вспышками на любой выдержке (однако сам набор выдержек ограничен: наиболее короткая 1/250 либо 1/500). Центральный затвор расположен между линзами объектива или непосредственно перед пленкой. Большинство TLR-камер оснащены несменной оптикой с фокусным расстоянием 75–80 мм и снимают на стандартную пленку среднего формата (тип 120), на которую помещается 12 кадров квадратного формата 6 x 6 см (точный размер экспонируемой области — 56 x 56 мм).

Minoltaflex Automat
Minoltaflex Automat
Mamiyaflex
Mamiyaflex

Исключения:

  • TLR со сменной оптикой — Mamiya C-series. TLR Mamiya со сменной оптикой на рынке техники б/у весьма популярны в наши дни.
  • Формат кадра 6 x 7 см, сменная оптика — Koni Omegaflex.
  • Формат кадра 4 x 4 см, пленка тип 127 — Baby Rolleiflex, Yashica 44 LM, Toyoca-44.
  • Снимающие на 35-миллиметровую пленку.

Об узкопленочных «двуглазых» камерах стоит сказать отдельно. Самая известная — Zeiss Contaflex — камера со сменной оптикой, выпускавшаяся в период с 1935 по 1943 год. Заслуживают упоминания: немецкая Agfa Optima Reflex, итальянская Luckyflex, японские Nobix, Toyocaflex, Samocaflex, которые, впрочем, даже в годы выпуска не имели широкого распространения. Более популярными были адаптеры, открывающие возможность использовать узкую пленку на обычных «двуглазых» аппаратах, снимающих на рольфильм. Первый адаптер Rolleikin, предназначенный для некоторых моделей Rolleiflex TLR, был создан в 1932 году и на пару лет опередил Zeiss Contaflex.

Zeiss Ikon Ikoflex 1a
Zeiss Ikon Ikoflex 1a
Lubitel 166U
Lubitel 166U

Расцвет и закат TLR

Идея «двуглазой» камеры принадлежит французскому ученому Ж. Карпентье, создавшему в 1892 году первый аппарат подобной конструкции, названный им «фотобиноклем». Для съемки использовались сухие пластины 5,7 x 3,8 см, а вмонтированный в снимающий объектив пружинный затвор отсекал всего одну выдержку — 1/60 сек. Впоследствии камера со вторым визирующим объективом, снимающая на листовую пленку, неоднократно воспроизводилась фотографами в начале XX века, однако до массового производства дело не доходило.

Компания Franke & Heidecke, создавшая и производящая по сей день самую известную TLR-систему, была основана в 1920 году инженером Гайдеком (Reinhold Heidecke) и бизнесменом Франком (Paul Franke). Производство распложено в немецком городе Брауншвейг (Brunswick), ставшем к концу 1930-х столицей мировой фотопромышленности. Первый продукт F&H — стереокамера Heidoscop с тремя объективами. Название этой камеры является производным от имени ее создателя. Спустя пару лет в продажу поступил усовершенствованный вариант стереокамеры — Rolleidoskop, главным отличием которого было использование рольфильма, который именно в те годы начал выпускаться в массовых масштабах и использовался главным образом в компактных дальномерных «гармошках».

Heidoscop
Heidoscop
Пол Франк и Рейнхольд Гайдек
Пол Франк и Рейнхольд Гайдек

В 1928 году F&H предложила первый зеркальный аппарат с двумя объективами, снимающий на 60-миллиметровую пленку — Rolleiflex. Первая модель (Rolleiflex Original K1) была оснащена четырехлинзовым объективом Zeiss Tessar с фокусным расстоянием 75 мм и светосилой f/4,5 или f/3,5, а также объективом видоискателя Heidoscop Anastigmat 75/3,1. C 1932 года на смену Rolleiflex Original приходит усовершенствованная версия K2, оснащенная счетчиком кадров.

Придуманная Гайдеком конструкция оказалась столь удачной, что камеры Rolleiflex стремительно набрали популярность и сделали F&H преуспевающей компанией в непростые для немецкого бизнеса годы. В 1937 году Rolleiflex TLR завоевывает Grand Prix на выставке мировых достижений World Exhibition, проходившей в Париже. Но к тому времени конструкция TLR перестала быть эксклюзивным продуктом F&H.

Minoltaflex II
Minoltaflex II
Minolta Autocord
Minolta Autocord

Среди первых «клонировали» Rolleiflex TLR немецкие компании Voigtlander (модели Brilliant, Superb), Zeiss (Ikoflex), Richter, Welta. Впрочем, слово «клонировали» в данном контексте не очень уместно, ведь скопированы были только сами принципы работы «двуглазой» камеры — по техническим параметрам камеры существенно различались.

В годы Второй мировой войны линейки Voigtlander и Zeiss Ikoflex по своей популярности на некоторое время затмили продукцию F&H. Чего стоит грозный облик Voigtlander Superb: дизайн, воплощающий имперский дух Третьего рейха, качественная оптика Skopar и Heliar, превосходная механическая надежность. Однако после войны этим аппаратам не суждено было производиться столь же долго, как Rolleiflex. Последний «Бриллиант» выпущен в 1956 году, Ikoflex — в 1960-м. Зато F&H не прекращала производства. Новые модели обзавелись еще более качественной просветленной оптикой от Zeiss и Schneider. Появились модели Wide Rolleiflex (широкоугольный объектив Zeiss Distagon 55 mm f/4) и Tele-Rolleiflex («портретный» Zeiss Sonnar 135 mm f/4).

Minox Rolleiflex MiniDigi
Minox Rolleiflex MiniDigi
Voigtlander Superb
Voigtlander Superb
Ikoflex 3
Ikoflex 3

Простота конструкции и компактность делала эти камеры чрезвычайно популярными не только у профессионалов. Почти каждый производитель предлагал, как правило, две линейки, одна из которых была существенно дороже, а вторая включала экономичные варианты, предназначенные для начинающих фотографов. Например, Voigtlander («Фохтлендер») предлагал стильную модель Superb и упрощенный Brilliant: любопытно, что различия заключались не в оптике, а в удобстве использования.

Franke & Heideke предлагал две линейки — Rolleiflex и Rolleicord. Продвинутые Rolleiflex наряду с лучшей функциональностью (сменные экраны, призма) оснащались объективами Planar и Xenotar, имеющими более сложную схему, чем стандартный Tessar, лучший по общепринятым меркам рисунок, а также, как правило, более высокую светосилу f/2,8. Модели с оптикой Planar и Xenotar, имеющие светосилу f/3,5, также выпускались и имели несколько более высокую стоимость, чем камеры с четырехлинзовым объективом (Zeiss Tessar, Schneider Xenar).

Flexaret Automat
Flexaret Automat
Yashica Mat 124
Yashica Mat 124

Коль скоро речь зашла о бюджетных Rolleiflex, стоит упомянуть модель Baby Rolleiflex, в которой использовалась редкая в наши дни пленка типа 127 шириной 46 мм. В наши дни такая пленка продолжает производиться хорватской фирмой под маркой Efke www.fotokemika.net.

Во второй половине XX века «копировали» Rolleiflex не только малоизвестные производители из Европы (вроде французской Royflex, чешской Meopta Flexaret) и Китая. Основную конкуренцию F&H стали оказывать японские производители, без лишнего стеснения заимствовавшие удачные конструктивные решения Гайдека: Fujicaflex, Mamiyaflex, Minolta Autocord, Olympus Flex, Ricoh Ricohflex, Taiyodo Beautyflex, Walz Walzflex, Yashica. 99% японских TLR напоминают модель Rolleiflex Autocord, оснащены объективом-тессаром и даже имеют совместимый байонет крепления насадок (bay I). Впрочем, данное обстоятельство не означает, что с помощью этих камер вы сможете получить точно такой же результат…

Японцы, впрочем, смогли правильно скопировать технические находки и даже усовершенствовали исходную идею, расширив возможности «двуглазых». Компании Mamiya и Konica создали уникальные линейки TLR-камер со сменной оптикой. Первая камера подобного типа Mamiyaflex C выпущена в 1956 году. С тех пор линейка оптики расширялась, а сами камеры С-серии приобрели широкую популярность у свадебных фотографов и пейзажистов.

Ricohflex Diamond
Ricohflex Diamond
Mamiya C330
Mamiya C330

Первая камера Koni-Omegaflex с форматом кадра 6 x 7 см, сменной оптикой и уникальным штоковым механизмом перемотки вышла на рынок в 1967 году. Она стала самой совершенной из «двуглазых», но по каким-то причинам не получила столь широкой популярности, как Mamiya. Вскоре после продажи в начале 1980-х годов компании Mamiya линейка Omegaflex прекратила существование. Вслед за ней был прекращен и выпуск TLR-камер самой Mamiya, а также «двуглазых» зеркалок других японских производителей.

В наши дни TLR-камеры продолжает производить немецкая компания Franke & Heidecke, которая предлагает сразу три «осовремененных» модели TLR:

  • Rolleiflex 2,8 FX — со стандартным объективом Carl Zeiss Planar HFT 80 mm f/2,8, изготовленным по классической схеме (пять линз в четырех группах). Фильтры — байонет III, МДФ 1 метр.
  • Rolleiflex 4,0 FW — отличается широкоугольным объективом Schneider-Kreuznach Super-Angulon HFT 50/4,0 (семь линз в шести группах). Байонет IV. МДФ 0,6 м.
  • Rolleiflex 4,0 FT — оснащена объективом-телевиком Schneider-Kreuznach Tele-Xenar HFT 135 mm f/4. Байонет IV. МДФ 1,5 м.

Стоит сказать, что новая модель 4,0 FT представляет собой идеальный инструмент для портретов, а две остальные больше подходят для других видов съемки. Вместе с тем каждая из этих камер имеет достаточно широкую область применения.

Rolleiflex 2,8GX
Rolleiflex 2,8GX
Rolleiflex 4.0FW
Rolleiflex 4.0FW
Rolleicord Vb, Rolleiflex 3.5F, Rolleiflex T
Rolleicord Vb, Rolleiflex 3.5F, Rolleiflex T

Современные камеры Rolleiflex имеют полную коррекцию параллакса и электронный центрально-взвешенный TTL-замер (диапазон замера EV 4–18 на ISO 100). Для контроля экспозиции служат светодиодные индикаторы. Для работы с TTL-вспышками используется адаптер Metz SCA 356, а для студийных вспышек есть отдельный центральный контакт. Питание электронной «начинки» осуществляется от литиевых 6-вольтовых батареек. Однако любой представитель этой троицы может снимать без батареек, так как затвор полностью механический, а перемотка пленки осуществляется с помощью ручки.

Помимо недоступных большинству фотолюбителей новых TLR Rolleiflex, в наши дни производятся китайские TLR Seagull («Чайка»). Одно время они широко рекламировались в России, что послужило одной из причин вспышки интереса к TLR-камерам. Самая продвинутая модель Seagull 4A-109 — почти полная копия Rolleiflex Automat. Снимающий объектив Tessar — резкий и контрастный, установка выдержки и диафрагмы с помощью дисков, полное отсутствие электроники, заманчивая цена около $250 за новую камеру. Однако если к оптике китайского «двуглазого» придраться сложно, то проблемы с надежностью, к сожалению, имеют место.

Seagull 4.0FW
Seagull 4.0FW
Rolleicord Va
Rolleicord Va

Веское свидетельство того, насколько изначально удачна идея «двуглазых», — то, что за десятки лет их существования конструкция усовершенствовалась весьма незначительно. Аппараты, собранные в 1950–60 годы, являются столь надежными, что до сих пор широко используются в работе профессиональными фотографами. «Двуглазые» Rolleiflex пользовались спросом у великих фотографов прошлого — на них снимали Хельмут Ньютон, Ричард Аведон, Ирвинг Пенн, Ли Миллер, Джон Гутман, Робер Дуасно, Уильям Кляйн, Диана Арбус и многие-многие другие. Неудивительно, что в наши дни это не только удобный профессиональный инструмент, но и «культовая» камера.

Преимущества и недостатки TLR-камер:

Преимущества

  • Качество среднего формата и высокая компактность.
  • Непосредственно в момент съемки изображение не исчезает из видоискателя.
  • Схема без подвижного зеркала обеспечивает более короткий рабочий отрезок, чем в SLR-камерах, что позволяет точнее рассчитывать оптику. Результат — как правило, более высокое качество.
  • Неподвижное зеркало +центральный затвор = бесшумная съемка и высокая надежность.
  • Отсутствие сотрясения при срабатывании затвора позволяет снимать с рук на выдержке 1/15.
  • TLR-камера в большей степени является творческим инструментом, обеспечивая 100-процентный контроль над процессом съемки.
Rolleiflex 2.8F
Rolleiflex 2.8F
Rolleicord Vb, Rolleiflex 3.5F, Rolleiflex T
Rolleicord Vb, Rolleiflex 3.5F, Rolleiflex T

Недостатки

  • Нельзя контролировать глубину резкости.
  • «Зеркальное» изображение в шахте.
  • Эффект параллакса при съемке на близких дистанциях. Так как для визирования и съемки используются разные объективы, изображение на пленке может быть смещено относительно картинки в видоискателе. Большинство TLR имеют подвижную рамку, компенсирующую параллакс.
  • В отличие от SLR-камер среднего формата «двуглазые» не имеют сменных задников для пленки, не позволяют использовать цифровые задники.

Несменная оптика большинства TLR не является конструктивным недостатком. Это расплата за их компактность. Однако камера уровня Rolleiflex, оснащенная высококлассной несменной оптикой, способна избавить владельца от мыслей о покупке набора объективов. Ее главное достоинство — самодостаточность.

Она позволяет проще наладить контакт с моделью, больше располагает к творческой работе, так как почти не оказывает воздействия на процесс общения и съемки. «Двуглазый друг» умеет незаметно подстраиваться под фотографа и его задачи, в то время как его «большой брат» — крупная камера среднего формата со сменной оптикой — напротив, излишне воздействует на модель, процесс съемки и самого фотографа.

Еще одно преимущество компактных TLR-камер — их незаметность. Подобные аппараты редко распознаются обывателями как орудия фотографа. Немаловажна также возможность бесшумной съемки «от живота», а если окружающие заинтересуются вашей камерой, то все равно не станут воспринимать ее всерьез.

Ansco AR
Ansco AR
Baby Rolleiflex
Baby Rolleiflex

Аксессуары

Экспонометр. Ваша камера может быть оснащена встроенным экспонометром. Но если это не новый Rolleiflex, точность его работы никто не гарантирует. Селеновый экспонометр в старых Rolleiflex работает без батареек, но имеет обыкновение иногда «садиться» по старости лет. Кремниевый экспонометр в Yashica Mat 124G питается от ртутных 1,35-вольтовых батареек, которые вышли из употребления. Первое время можно обходиться обычными батарейками 1,5 вольт подходящего размера, если делать при съемке поправку погрешности измерений.

Более правильным будет использование качественного внешнего экспонометра. Он поможет избежать ошибок при съемке на слайд и предоставит широкие возможности при определении экспозиции. Бюджетный вариант — советский «Свердловск-4» (от 300 до 1000 рублей). Точны, компактны, недороги и универсальны флешметры Gossen Digiflash, Sekonic Twinmate L-208.

Кофр Rolleiflex 4X4 Tropical Case
Кофр Rolleiflex 4X4 Tropical Case
Спусковая ручка Rollei Pistol Grip
Спусковая ручка Rollei Pistol Grip

Фильтры и насадки. Большинство «двуглазых» — системные камеры, к которым выпускались различные насадки. Существует три основных способа закрепления таких аксессуаров на снимающем объективе. В самых старых моделях Rolleiflex, Zeiss Ikoflex и Voigtlander фильтры просто «надеваются» на оправу. В некоторых моделях TLR (Mamiya, «Любитель» и других) используются обычные резьбовые крепления, что доступно по цене и удобно с точки зрения наличия новых фильтров в продаже.

Однако наиболее распространенный вариант — байонетные крепления Rolleiflex. Bayonet I поддерживают камеры с объективами Tessar и Xenar, а также многие «клоны» (например, Yashica Mat 124G). Bayonet II предназначен для камер Rolleiflex с объективами Zeiss Planar и Schneider Xenotar, имеющими светосилу f/3,5, Bayonet III — для этих же объективов со светосилой f/2,8, а также старого Tele-Rolleiflex с объективом Zeiss Sonnar. Bayonet IV предназначен для старого Wide-Rolleiflex, а также современных 4,0 FW и 4,0 FT. Иногда в продаже встречаются переходники, позволяющие использовать резьбовые фильтры.

Yashika 44LM
Yashika 44LM
Yashica 635
Yashica 635

Использование фильтров. Цветные фильтры крепятся на снимающий объектив и используются стандартным образом, с соответствующей поправкой экспозиции. При использовании поляризационных и градиентных фильтров их рабочее положение, как правило, определяется на визирующем объективе, после чего они переставляются для съемки.

Бленда. Использование бленды на TLR крайне желательно, особенно если камера оснащена четырехлинзовым объективом «Тессар», который весьма чувствителен к боковым засветкам. Для Bayonet I производились как фирменные бленды от Rollei, так и «совместимые» (например, Waltz).

Макронасадки. Уменьшают дистанцию фокусировки, увеличивая масштаб съемки. Представляют собой пару одиночных линз в оправе — для снимающего и визирующего объективов. F&H выпускал три вида насадок (для всех байонетов), различающихся масштабом съемки — Rolleinar 1 (от 1 м до 50 см), 2 (от 50 до 35 см) и 3 (от 35 до 25 см).

Теле- и широкоугольные насадки. Набор линз в оправе, изменяющих фокусное расстояние в соответствии с множителем, — например, Rollei Mutar 0,7х, 1,4x. Качество результатов съемки зависит прежде всего от производителя. Крайне дороги насадки Mutar от Rollei, которые не имеют альтернативы для камер Rolleiflex с байонетом II и III. А вот для Bayonet I производилось много конвертеров сторонних производителей, намного более доступных по цене, но различающихся в плане качества. Достойным вариантом считаются конвертеры от камер Yashica Mat.

Rolleicord
Rolleicord
Пентапризма Rollei
Пентапризма Rollei

Сумка для TLR. Ваш арсенал, скорее всего, пополнится небольшим удобным кофром: фирменные ретрочехлы достаточно ненадежны, хотя смотрятся очень солидно. Чтобы добиться оперативности, являющейся исконным достоинством компактных TLR-камер, кофр должен позволять очень быстро извлекать камеру. Подойдет поясная сумка Kata Format Q или наплечный кофр National Geographic 2343/2345.

Вспышка. В кофр должна с небольшим запасом влезать не только камера, но и вспышка с кронштейном. Наличие столь экстравагантной камеры, как Rolleiflex, Seagull или Yashica Mat, не избавляет от необходимости снимать при плохом освещении (или подсвечивать тени при хорошем). Для синхронизации вспышки используется обычный X-контакт, а вот с ее креплением на камеру могут возникнуть сложности. Большинство TLR не имеют башмака для установки вспышки. Если же он предусмотрен, то надежность тандема легкой камеры и мощной вспышки остается под вопросом, тем более что крепиться вспышка будет на «боку» камеры.

Как правило, с TLR-камерами используют мощные вспышки с боковой ручкой («молотковые»), вроде Metz 45 CL-1. Держать камеру за ручку удобно, но подобный тандем не отличается компактностью. Дешевле и компактнее набор с боковым кронштейном и обычной вспышкой, имеющей функцию автоматической регулировки мощности (например, Metz 36 C-2).

Кофр National Geographic
Кофр National Geographic
Фотосумка Kata
Фотосумка Kata

Боковая ручка. Держать TLR-камеру без ручки не всегда удобно, особенно когда речь идет о крупной камере, такой как Mamiya со сменным объективом, или об укомплектованным призмой Rolleiflex. Боковая ручка делает процесс съемки более удобным, но с ней «двуглазая» камера теряет одно из главных преимуществ — компактность. Компромисс между компактностью и удобством манипулирования — фирменные ручки Rollei Pistol Grip, которые с компактной TLR-камерой смотрятся вполне гармонично.

Фокусировочные экраны. Процесс съемки старыми камерами можно сделать существенно более комфортным, установив на место старого экрана новый, яркий и контрастный. Популярностью пользуются экраны Beattie Intenscreen, которые можно заказать на www.bhphotovideo.com, и экраны от Билла Максвелла — они изготавливаются под заказ (maxwellprecisionoptics@toast.net). Можно выбрать экран с сеткой и органами, упрощающими фокусировку (кольцо микрорастра с клином), но многие фотографы предпочитают чистые экраны, которые более удобны для неторопливых видов съемки.

Призма. Призма также делает процесс наведения на резкость более комфортным. Изображение в ней не «зеркальное», как в шахтном видоискателе. Вместе с тем набор с призмой существенно тяжелее, сама камера начинает привлекать повышенное внимание окружающих, а процесс поиска композиции при использовании призмы несколько менее нагляден.

Rolleicord Vb, Rolleiflex 3.5F, Rolleiflex T
Rolleicord Vb, Rolleiflex 3.5F, Rolleiflex T

Штативы и площадки для них. С компактными TLR удобно использовать легкие штативы, оснащенные компактной шаровой головой. Представляют интерес и настольные мини-штативы. Для своих камер F&H предлагала быстросъемные площадки Rolleifix. Площадка прикручивается штативу, а камера просто задвигается в нее и фиксируется рычагом. Также выпускались фирменные площадки для панорамной съемки.

Где купить?

Подержанные TLR и аксессуары для них встречаются в наших комиссионках, но стоят они там, как правило, необоснованно дорого. Более разумно искать «двуглазого друга» на немецкой интернет-барахолке eBay.de, где цены относительно низки, а выбор велик. Если же речь идет о таком редком звере, как Omegaflex, встретить его можно на американской версии — eBay.com. Новые TLR-камеры предлагают специализированные московские магазины «Фотофрейм» www.photosale.ru и «Кутузов-фото» www.kutuzov-photo.ru.

Minox Rolleiflex MiniDigi
Minox Rolleiflex MiniDigi
Flexaret IV
Flexaret IV
Rolleiflex 4.0 FW
Rolleiflex 4.0 FW

Опубликовано: 31.01.2008

Обсудить
User 281738baa93d28ad4d9b4f3d124a348b080a590f759f34ec3fd10c293d18ac04
Дмитрий Башков
Опубликовано 31.01.2008
Варвара Пашкелевич, 2009-04-16T04:56:41

мне попался один объектив,называется Dallmeyer Dalmac F=5" f/3,5 529/94; в интернете ничего не нашла. не подскажете,он случайно не для TLR-камер?а если нет,то для каких?

paparaci, 2009-03-31T05:15:32

Спасибо!!! ВСПОМНИЛ СВОЙ ЛЮБИТЕЛЬ166!!!!!! РЕСПЕКТ !!!!!

Дмитрий Башков, 2009-03-24T15:24:22

Цена самой пленки чуть ниже, чем на обычную 135-ю пленку. Основная сложность - качественное сканирование. Как правило, приходится выбирать между качественным и очень дорогим сканированием либо относительно доступном, но не удовлетворительным с точки зрения качества.

de-por-si, 2009-03-17T01:27:07

ясно) спасибо большое))

Jouris, 2009-03-17T01:24:22

Сопоставима с ценой обычной пленки

de-por-si, 2009-03-17T01:22:25

мм, Jouris, спасибо))
а примерная цена у нее какая??)

Jouris, 2009-03-17T01:16:01

Если в Москве, то во всех более или менее крупных фотомагазинах.

de-por-si, 2009-03-17T00:13:05

на днях прочитала статью, кстати спасибо за нее)
и вспомнила что у папы есть такой фотоаппарат Любитель 166
подскажите пожалуйста, а где можно купить пленку для него? я так понимаю нужна пленка типа 120, она продается в обычных магазинах, где и обычная пленка или только в специальных местах?

Дмитрий Башков, 2008-05-29T17:54:20

Argentum, спасибо за Ваше мнение. На мой взгяд, фотографии делают не объективы, а люди. Обсуждением же чужих или собственных вкусов заниматься лучше на соотв. форумах, которых довольно много (в отличие от статей про ТЛР-камеры)

Argentum, 2008-05-29T13:37:46

Коллеге Башкову: читая Ваши статьи, испытываешь ощущение, что их писал какой-нибудь историк или журналист, или кто угодно, только не фотограф. Вместо описания хронологии и эволюции камер TLR - абсолютно бесполезного набора слов - стоило бы рассказать о великолепных объективах, установленных в этих камерах: Tessar, Planar, Xenotar, Xenon, Heliar, Sonnar, Super-Angulon. Неплохо было бы снабдить статью не фотографиями камер, а фотографиями, выполненными ЭТИМИ камерами, с различными объективами, ЧБ и цвет. Было бы неплохо сравнить похожие объективы - например, Planar 80/2.8 и Xenotar 80/2.8, Planar 75/3.5, Xenotar 75/3.5, Zuiko 75/2.8, Xenon 75/3.5 и Tessar 75/3.5, Heliar 75/3.5, Sonnar 135/4 и Tele-Xenar 135/4. Думаю, за такую статью Вам бы многие были благодарны :-)

Дмитрий Башков, 2008-05-26T08:03:30

Odradek, спасибо за ссылку. Относительно Ваших замечаний я готов согласиться, но не полностью -)

Использование адаптера на меньший формат мне представляется неверным шагом, так как любая оптика рассчитана под некий изначальный формат, с которым дает оптимальный результат. Кроме Роллейкина, подобный адаптер выпускался для камер Флексарет. О других мне не известно

Что касается Keh.com, то ведь это американский сайт.... Выбор там меньше, чем на немецком Ибее, доставка - дороже. На Keh разумно брать Бронику или Манию, но не Rolleiflex

odradek, 2008-05-25T04:41:47

Прошу прощения за дубль коммента.. очень здесь странная система...
Зато вспомнил еще одну ссылку: http://www.tlr-cameras.com/
Под графой My TLR Collection можно порассматривать множество двухглазых со всего мира)

odradek, 2008-05-25T04:38:03

Дмитрий! Спасибо за статью! С интересом прочел, хотя большинство информации и не в новинку)
Порадовали иллюстрации и структурированный подход к материалу)

Хотелось бы добавить несколько слов:
1. Вы забыли упомянуть про адаптеры под "узкую" 35мм пленку. В частности, единственный известный мне Rolleikin, выпускавшийся тем же F&H...
2. Помимо упомянутых Вами магазинов вконце статью, могу посоветовать и keh.com -- там довольно много моделей и аксессуаров различных TLR.

Дмитрий Башков, 2008-03-14T20:46:47

Отвечу по порядку.

Переставлять линзы смысла нет, скорее всего станет хуже (ничего не выиграете, но можете "разъюстировать" объективы)

Чернение делать не нужно, с цветом будет все в порядке и так

deHeath, 2008-03-14T16:32:25

Дмитрий Башков, уже разобрался, просто в моем любителе ктото умело выдрал выскакивающую лупу из шахты. потому фокусировка мне была не понятна.

если не затруднит ответьте ктонибудь на вопрос:
решил довести до ума любитель, в комиссионке рядом стоит новехенький ломо любитель 2, как уверяют куплен был для колекции и не разу не пользовался и пленка даже не загружалась, попробовал фокусится вроде даже не в очень светлом помещении рисунок в матовом пятне через лупу получается четкий, если посматреть на шкалу следом то действительно растояния довольно таки соответствуют, выдержки вроде работают как положено. сосбвтенно вопрос в том, имеет ли смысл брать линзы из 166в и ставить их в любитель 2 и + еще выполнить черненеие внутренней поверзности? вроде в статье про ломографию вскольз упомянуто что у "новых" любителей опитка светлилась многослойно или другим способом.

deHeath, 2008-03-14T16:32:16

Дмитрий Башков, уже разобрался, просто в моем любителе ктото умело выдрал выскакивающую лупу из шахты. потому фокусировка мне была не понятна.

если не затруднит ответьте ктонибудь на вопрос:
решил довести до ума любитель, в комиссионке рядом стоит новехенький ломо любитель 2, как уверяют куплен был для колекции и не разу не пользовался и пленка даже не загружалась, попробовал фокусится вроде даже не в очень светлом помещении рисунок в матовом пятне через лупу получается четкий, если посматреть на шкалу следом то действительно растояния довольно таки соответствуют, выдержки вроде работают как положено. сосбвтенно вопрос в том, имеет ли смысл брать линзы из 166в и ставить их в любитель 2 и + еще выполнить черненеие внутренней поверзности? вроде в статье про ломографию вскольз упомянуто что у "новых" любителей опитка светлилась многослойно или другим способом.

deHeath, 2008-03-14T16:32:10

Дмитрий Башков, уже разобрался, просто в моем любителе ктото умело выдрал выскакивающую лупу из шахты. потому фокусировка мне была не понятна.

если не затруднит ответьте ктонибудь на вопрос:
решил довести до ума любитель, в комиссионке рядом стоит новехенький ломо любитель 2, как уверяют куплен был для колекции и не разу не пользовался и пленка даже не загружалась, попробовал фокусится вроде даже не в очень светлом помещении рисунок в матовом пятне через лупу получается четкий, если посматреть на шкалу следом то действительно растояния довольно таки соответствуют, выдержки вроде работают как положено. сосбвтенно вопрос в том, имеет ли смысл брать линзы из 166в и ставить их в любитель 2 и + еще выполнить черненеие внутренней поверзности? вроде в статье про ломографию вскольз упомянуто что у "новых" любителей опитка светлилась многослойно или другим способом.

deHeath, 2008-03-14T16:31:21

Дмитрий Башков, уже разобрался, просто в моем любителе ктото умело выдрал выскакивающую лупу из шахты. потому фокусировка мне была не понятна.

если не затруднит ответьте ктонибудь на вопрос:
решил довести до ума любитель, в комиссионке рядом стоит новехенький ломо любитель 2, как уверяют куплен был для колекции и не разу не пользовался и пленка даже не загружалась, попробовал фокусится вроде даже не в очень светлом помещении рисунок в матовом пятне через лупу получается четкий, если посматреть на шкалу следом то действительно растояния довольно таки соответствуют, выдержки вроде работают как положено. сосбвтенно вопрос в том, имеет ли смысл брать линзы из 166в и ставить их в любитель 2 и + еще выполнить черненеие внутренней поверзности? вроде в статье про ломографию вскольз упомянуто что у "новых" любителей опитка светлилась многослойно или другим способом.

Дмитрий Башков, 2008-03-14T10:56:40

Выходит, теперь придется думать по-другому: влияет и "качественно", и количественно

Олег, 2008-03-14T04:23:33

сколько открытий=)

раньше думал, что бОльший/меньший рабочий отрезок влияет на оптику только "количественно", но не "качественно"

0c0b53f6 5096 41c3 9f82 b7b5aa3d3e00