Вверх
  • Что такое кроп-фактор и что он значит
  • Основные характеристики объективов
  • Все о системах фотокамер
  • Выбор объектива для творческой фотографии
  • Формат RAW: что это такое. RAW или JPEG что лучше?
  • Выбор фотопленки: топ-20 самых популярных
  • Banner 80x80 02 779bbaa679dc6b7f4c049292657342c566f6285974b656e2652cf5dfbf093090

Выбор объектива для творческой фотографии

Обсудить
© Craig Strong
© Craig Strong

Существует целый класс «творческих» объективов, которые используются не для детально точного, а ради искаженного воспроизведения действительности. Это fisheye-оптика, монокли, мягкорисующие портретные объективы, а также огромное количество старых объективов с необычными оптическими характеристиками.

Современная оптика нацелена на идеальное техническое качество картинки: универсальность, максимальную резкость и контраст. Но художественная фотография не предполагает обязательного наличия этих качеств, навязанных нам скрытой рекламой в виде сравнительных тестов оптики от независимых экспертов.

Почему так интересна старая оптика? Есть три причины:

  • Цена — тратить $1200 для покупки сверхсветосильных АФ-фиксов вроде Canon 50mm f/1.2 L USM не всем по карману.
  • Неторопливая манера съемки — больше располагает к творчеству.
  • Красивый рисунок, от которого все дальше уходят лидеры рынка в гонке за количество линий на милллиметр.
Объектив Soligor 3.8 21mm
Объектив Soligor 3.8 21mm
Объектив Vivitar 2.5 28mm
Объектив Vivitar 2.5 28mm

Слабой стороной старой оптики является цветопередача, хотя это больше зависит от конкретного экземпляра. Советские объективы почти всегда «желтят» (МС-версии — почти нет), тогда как старые Fujinon и Pentax SMC нередко превосходят их современные аналоги.

Другим «недостатком», который часто превращается в достоинство, является невысокий контраст. Контраст — разница между самой яркой и темной точками изображения. Контрастность объектива зависит от качества чернения внутренних поверхностей объектива и просветления линз. Высокий контраст создает ощущение резкости. Именно из-за высокого контраста жесткий рисунок оптики Nikon является одной из причин, по которой ее любят фотографы. Вместе с тем это не то же самое, что детализация. Если оптика не обладает высоким контрастом, но отличается хорошей разрешающей способностью, это может стать одним из ее преимуществ, так как создает ощущение глубины изображения. Мягкий малоконтрастный рисунок старой оптики скрывает дефекты кожи и создает романтический ретроэффект.

C точки зрения художественных особенностей оптики важную роль играет место производства. Японские объективы никогда не уступали немецким по качеству, но те всегда выигрывали за счет лучшей пластики, более «художественной» картинки. Новая оптика из Японии редко относится к аристократическому роду, хотя в истории было немало исключений: Contax G-series, Konica AR/RF, Minolta Rokkor, Olympus OM. Легендарные немецкие марки Zeiss, Schneider, Leica в наши дни чаще всего украшают телефоны и цифрокомпакты. Но они сумели сохранить историческое производство и продолжают выпускать небольшой ряд «настоящих» объективов.

Объектив Canon 1.2-50mm
Объектив Canon 1.2-50mm
Объективы Cosina
Объективы Cosina
Объективы Cosina
Объективы Cosina

Важнейшими критериями художественности объектива следует считать пластику и рисунок размытия (боке). Пластика определяет характер передачи деталей: мягкость, передача тональных переходов, специфика отражения светового рисунка. Японское слово Bokeh отражает способность объектива красиво размыть фон на открытой диафрагме. Боке важно, когда большая часть снимков делается на открытой диафрагме (портреты, макро). Результат зависит от схемы объектива, качества оптического стекла, формы отверстия диафрагмы.

Canon EOS и резьба М42

На Canon нельзя поставить напрямую старые «мануальные» объективы Canon. В отличие от Nikon и Pentax он совместим только с автофокусной оптикой. Зато существует большое количество переходников на старые системы (Canon FD, Leica R и другие). Наиболее популярным является переходник на резьбу М42 (стоимость около $20). При использовании такого переходника вы получаете совместимость с огромным арсеналом старой оптики — Carl Zeiss Yena, Fuji, Pentax, Porst, Ricoh и многих других известных марок. Современную оптику М42 производит японская компания Cosina. Резьбой М42 оборудованы большинство фотоаппаратов «Зенит» и объективов Красногорского завода им. Зверева. Использование переходников и оптики с резьбой М42 гарантирует полную механическую совместимость с камерой.

На цифровые зеркалки Canon оптика ставится без каких-либо функциональных ограничений, касающихся фокусировки. Наряду с режимом ручной экспозиции (М) работает приоритет диафрагмы (Av).

Переходник EOS-M42 может изготовить любой токарь, но его довольно просто найти в розничной продаже. Например, такие переходники под маркой Jolos предлагают «Фотомастерские РСУ» www.kamera.ru.

Объективы с байонетом К (Pentax)

Pentax — самая дружелюбная система с точки зрения совместимости со старой оптикой. Даже на самых дешевых цифровых зеркалках Pentax при использовании старой оптики работают экспозамер и подтверждение фокусировки.

Только у пентаксиста есть выбор: подключать ли М42-оптику, для чего выпускается фирменный (!) переходник, либо использовать напрямую старую оптику с байонетом К. Такой оптики много, и она доступна по цене.

Фирменный переходник Pentax на резьбу M42
Фирменный переходник Pentax на резьбу M42
Объектив Takumar 3.5 85mm
Объектив Takumar 3.5 85mm
Объектив Takumar 2.8 105mm
Объектив Takumar 2.8 105mm

Наряду с самим «Пентаксом» (Takumar) совместимые объективы с ручной фокусировкой производили японские фирмы Porst, Sears. Сюда же относятся отечественные объективы с индексом К от некоторых модификаций «Зенита».

Старые «Такумары» хоть и уступают современной оптике по цветопередаче, но до сих пор считаются одними из самых художественных японских объективов. Если у вас есть новая зеркалка Pentax со стабилизатором (K100D, K10D), то есть прекрасная возможность отказаться от использования вспышки, установив на камеру сверхсветосильный Porst 50mm f/1.2, который уходит на eBay по цене около $150 и обладает потрясающим рисунком, отличной цветопередачей и контрастностью.

Украинский «Никон»

Цифрозеркалки Nikon отличают многочисленные ограничения по использованию старой оптики. Nikon имеет больший рабочий отрезок (расстояние от задней линзы до матрицы или пленки), чем конкуренты, и при использовании простых переходников на М42 объектив нельзя сфокусировать на бесконечность. Существуют переходные кольца с дополнительной линзой (от $35), но достоинства объектива при такой конструкции в той или иной мере теряются.

Объектив Nikkor 2.0 85mm
Объектив Nikkor 2.0 85mm
Объектив Nikkor 3.5 28mm
Объектив Nikkor 3.5 28mm
Объектив Nikkor 3.5 135mm
Объектив Nikkor 3.5 135mm

Но не все так печально. Если от оптики М42, скорее всего, лучше отказаться, то есть отличные старые «Никкоры» и другие качественные объективы с байонетом F. На зеркальных камерах Nikon такая оптика распознается как неавтофокусная оптика без микропроцессора (AI-серия Nikon). Она не передает в камеру информацию о фокусном расстоянии, и эти данные не отображаются в EXIF. При подключении ко всем зеркалкам классом ниже D200 не работает никакая автоматика. Съемка возможна только в ручном режиме (М), без подтверждения фокусировки.

Японская фирма Cosina вот уже третий год развивает отдельную линейку объективов с ручной фокусировкой, имеющих байонет Nikon. Правда, это довольно дорогая оптика и не факт, что она чем-то лучше автофокусной. Намного дешевле украинские и советские объективы серии Н, выпускавшиеся для пленочной зеркалки «Киев-19» киевским заводом «Арсенал» zavodarsenal.kiev.ua. История байонета Н — сама по себе весьма любопытна. Корни его уходят в давнюю историю становления советской фотоиндустрии, когда известный и ныне производящий профессиональные камеры и оптику (в том числе среднего формата) киевский завод «Арсенал» три десятка лет назад приступил к изготовлению 35-миллиметровых фотоаппаратов под собственной маркой, скопировав никоновский байонет F.

Современный байонет Nikon для автофокусных камер незначительно отличается от байонета механических зеркалок, что может создать проблемы при установке и особенно замене арсенальской оптики. При установке конкретной модели объектива следует внимательно изучить положение винтов на объективе и пазов на байонете, чтобы камера не намертво пристыковалась к объективу. Все гнезда винтов необходимо предварительно заклеить скотчем.

Объектив Planar T* 1.4/50
Объектив Planar T* 1.4/50
Объектив Distagon T* 2/28
Объектив Distagon T* 2/28
Объектив Makro-Planar T* 2/50
Объектив Makro-Planar T* 2/50

MF-оптика Cosina

Серьезную неавтофокусную оптику, рассчитанную на профессиональное использование, в наши дни делает японская Cosina (Cosina Co. Ltd) под маркой Carl Zeiss и Voigtlander. Утверждается преемственность оптических схем и графиков МТФ с «настоящим» немецким «Цейсом» и «Фохтлендером». Несмотря на то что объективы Zeiss и Voigtlander делает один и тот же производитель, они имеют различные каналы поставок. Стоит Zeiss дороже, чем Voigtlander.

Линейка включает семь высококлассных объективов (от портретного до широкоугольника) в вариантах для резьбы M42 (маркировка ZS), Nikon (ZF) и Pentax (ZK):

Объектив Distagon T*
2.8/25
Distagon T*
2/28
Distagon T*
2/35
Planar T*
1.4/50
Planar T*
1.4/85
Makro-Planar T*
2/50
Makro-Planar T*
2/100
f-число 2,8-22 2,0-22 2,0-22 1,4-16 1,4-16 2,0-22 2,0-22
угол зрения 81º 74º 63º 46º 28.5º 45.5º 45.5º
МДФ 17 см 24 см 30 см 45 см 100 см 24 см 44 см
линз/групп 10/8 10/8 9/7 7/6 6/5 8/6 9/8
габариты 65x66 мм
480 г
65х94 мм
530 г
65х73 мм
530 г
65х45 мм
330 г
77х62 мм
570 г
72х65 мм
530 г
76х89 мм
680 г
фильтры M58 M58 M58 M58 M72 M67 M67
версии ZF, ZK, ZS ZF, ZK ZF, ZK, ZS ZF, ZK, ZS ZF, ZK ZF, ZK ZF, ZK

Под маркой Voigtlander Cosina до недавних пор предлагала SLR-объективы, совместимые со всеми современными системами:

  • Уникальный сверхширокоугольный 12/5.6 Aspherical Ultra Wide Heliar.
  • Штатный 40/2 Ultron Aspherical.
  • Портретники 75/2.5 Color Heliar, 90/3.5 Apo-Lanthar, 125/2.5 Macro Apo-Lanthar, 180/4 Apo-Lanthar.

Очень жаль, что эти объективы для SLR-систем сняты с производства, хотя их легко найти на вторичном рынке. Объективы все еще производятся для дальномерных камер с резьбой М39 и Leica M. Внимания заслуживают 12-миллиметровый Ultra Wide Heliar и 90/3.5 Apo-Lanthar. Первый интересен охватом пространства при сверхкомпактном размере, второй обладает бесподобным «текучим» рисунком. Благодаря этому раритетные немецкие «Гелиары» и «Апо-Лантары» уходят на веб-барахолках по цене, достигающей $1500.

© Kevin Kubota
© Kevin Kubota

Хотя SLR-серия Voigtlander была снята с производства (роль, видимо, сыграли маркетинговые соображения), Cosina недавно анонсировала два новых компактных объектива Voigtlander в вариантах для Nikon и Pentax:

  • Ultron 40mm f/2 SLII Aspherical — компактный штатник (глубина корпуса всего 24,5 мм, 200 г, фильтры М52). Имеет схему Зоннара (6 линз в 5 группах). Подходит для макросъемки на расстоянии 38 см (масштаб 1:7) при использовании макролинзы — 25 см (1:4).
  • Nokton 58mm f/1.4 SLII — компактный портретный объектив с высокой светосилой, оптимизированный для цифровых зеркалок (кроп-фактор 1,5х). Выполнен по схеме «Топкор» (7 линз в 6 группах). Глубина корпуса — 47,5 мм, вес — 320 г, МДФ — 45 см.

Также была представлена пара объективов новой линейки Zeiss ZF-I, ориентированной на технические виды съемки (например, архитектурная съемка): Distagon T* 2,8/25 ZF-I, Distagon T* 2/28 ZF-I, Distagon T* 2/35 ZF-I. Они отличаются от обычных ZF повышенной прочностью и блестящим металлическим корпусом, защищенным от пыли и влаги.

Однолинзовые объективы

Монокль — творческий инструмент в чистом виде: никакой резкости, но бесподобный рисунок. Секрет монокля — эффект сферической аберрации. Темные объекты как бы стираются в зоне размытия, а светлые начинают светиться и очень плавно перетекают в фон. Эффект свечения придает динамику даже самому статичному сюжету и напоминает действие использования зума в момент съемки на большой выдержке.

Народные умельцы делают монокли самостоятельно из полноценных объективов. Чаще всего разборке подвергается штатный «Гелиос-44» от «Зенита» и «Вега-12» от «Киева». В комиссионных магазинах иногда встречается монокль на основе клееной линзы-ахромата для пленочных камер среднего и большого формата — Rodenstock Imagon, один из легендарных портретных объективов. С помощью переходника «Имагон» он легко приспосабливается для цифровых зеркальных камер. Несмотря на простоту конструкции, объектив недешев (версия для Hasselblad — более $1000), а пользоваться им сложно. На результаты съемки влияет множество нюансов и условий освещения, вплоть до угла падения света на объект. В комплект входит набор сменных дисков-диафрагм с отверстиями по периферии, которые служат для усиления эффекта свечения.

Объектив Lensbaby 3G
Объектив Lensbaby 3G
© AJ Schroetlin
© AJ Schroetlin

Гораздо более доступная альтернатива — американский монокль Lensbaby www.lensbabies.ru, единственный новый монокль, который можно купить в фотомагазине. Lensbaby — не простой монокль. Собирающая линза в специальной оправе закреплена на гибкой трубке-«гармошке», что позволяет произвольно манипулировать фокусным расстоянием и получать эффект наклонов и подвижек (tilt & shift). Различные варианты байонета Lensbaby позволяют напрямую использовать его со всеми современными зеркалками. Минимальная дистанция фокусировки составляет около 50 см, но на практике удается добиться вдвое меньшего значения. По цене около 1000 рублей предлагается дополнительная насадка-макролинза.

Вместо традиционной диафрагмы в комплект поставки входит набор из четырех намагниченных колец различного диаметра (f2.8, f4, f5.6, f8), которые устанавливаются на зажим перед линзой, а извлекаются с помощью входящего в комплект устройства Lens Pen (служит также для очистки оптики от грязи). В отличие от лепестковой диафрагмы обеспечивается идеально ровный круг, что дает красивый рисунок размытия. При использовании дополнительных дисков в виде сердца или звезды можно получить в зоне размытия соответствующие узоры, что придаст снимкам еще больше романтизма.

Не очень удобно нажимать на спуск, удерживая пальцами переднюю кромку объектива, чтобы положение тубуса не сместилось. Поэтому при использовании Lensbaby 2.0 рекомендуется установить камеру на штатив. Если такой вариант кажется вам неудобным, то за чуть большую сумму можно приобрести Lensbaby 3G, снабженный системой зажимов-фиксаторов.

Made in Russia

Одним из самых используемых творческих объективов является «рыбий глаз», который позволяет уместить на снимке всю переднюю полусферу пространства (угол зрения 1800). Фишай используется не только для пейзажной фотографии, но и для съемки макро с экстремальной перспективой или необычных жанровых сцен. Можно даже делать портретные снимки, практически вплотную подходя к объекту съемки. Это отличная оптика для творчества, но не универсальная — жалко тратить на нее 12–17 тыс. рублей, что просят за «родной» fisheye.

Для такого объектива использование автофокуса непринципиально, да и разрешающая способность некритична. Приходят на выручку интересные и недорогие объективы российского и белорусского производства:

Объектив Zenitar 2.8 16mm
Объектив Zenitar 2.8 16mm

«МС Зенитар» 2,8/16 — самый дешевый «рыбий глаз». Производится Красногорским заводом. При установке на полноформатные зеркалки обеспечивает угол зрения 1800. МДФ 30 см. Бывает в вариантах для M42 (63 x 49 мм, 310 г), Pentax (61 x 65 мм, 310 г), Nikon (63 x 49 мм, 310 г).

«МС Пеленг 3,5/8A» — производство Белорусского оптико-механического объединения www.belomo.by. Дороже «Зенитара», но имеет более короткое фокусное расстояние, что дает преимущество при установке на цифровые зеркальные камеры. Изображение представляет сферу диаметром 24 мм. МДФ 30 см. 73,5 x 65,5 мм, 400 г. «Пеленг» отличается высоким качеством сборки и просветления, резкостью картинки. Снабжен сменными адаптерами для разных типов крепления (М42, Nikon, Canon EOS).

Из просто широкоугольных «советских» объективов можно обратить внимание на следующие два: * «МС Мир-20M» (М42). Фокусное расстояние 20 мм, светосила f3.5, МДФ 18 см. 78 x 55 мм, 390 г. * «МС Мир-24H» (Nikon). 35 мм, f2, МДФ 25 см. 64 x 61 мм, 340 г.

Первый из этой пары более интересен в плане своих возможностей, но уступает собрату по резкости и цветопередаче.

Значительный интерес представляют портретные объективы, для которых могут оказаться преимуществом традиционные советской оптике светорассеяние и мягкость. Самым знаменитым портретником на М42 является «Гелиос-40–2», имеющий высокую светосилу f/1.5 при фокусном расстоянии 85 мм. Первая версия (хромированная) этого объектива была рассчитана советским оптиком Д. Волосовым в 1950 году и производилась для «Зенитов» с резьбой М39 («Гелиос-40»). В 1975 году появились «Гелиосы» второй серии («черные») для резьбы М42.

«Гелиос-40–2» — крупный объектив (82 x 95 мм, фильтры М67) с массой под 1 кг. Есть даже собственное гнездо для штатива. Несмотря на мощный внешний вид, объектив не отличается высокой разрешающей способностью, плохо держит контровый свет, но благодаря сказочному боке у него есть масса почитателей. За основу «Гелиоса» взят классический «Планар» (6 линз в 4 группах), но для большей светосилы схема была модернизирована: в конструкции есть несколько очень толстых линз, что создает высокий уровень сферических аберраций и сильно падение резкости ближе к краям (почти как у монокля).

Объектив Zenitar 1.7 50mm
Объектив Zenitar 1.7 50mm
Объектив МС Пеленг 3,5/8A
Объектив МС Пеленг 3,5/8A
Объектив МС Мир-20
Объектив МС Мир-20

Для владельцев камер Nikon можно обратить внимание на украинского брата «Гелиоса» — «МС Калейнар-5Н». Намного компактнее (63 x 62,5 мм, 380 г), но не отличается высокой светосилой — f/2.8 при фокусном 100 мм. Отзывы о «Калейнаре» весьма противоречивые. При аналогичной светосиле и фокусном расстоянии он уступает старому неавтофокусному Nikkor 105/2.5 Ai с точки зрения рисунка.

На что обратить внимание перед покупкой

При покупке старой оптики следует уделить особое внимание следующим моментам.

  • Физическое состояние объектива (отсутствие люфтов между элементами корпуса, механических повреждений).
  • Царапины на внешней линзе или просветлении намного меньше влияют на качество картинки, чем на цену. Есть смысл купить такой объектив, особенно если в отличном состоянии он слишком дорог. Царапины на задней линзе — это более серьезный повод, чтобы отказаться от покупки.
  • Ход фокусировочного кольца.
  • Работа диафрагмы. У старых объективов, особенно восточногерманских (Carl Zeiss Yena), нередки случаи залипания диафрагмы. Этот дефект поддается ремонту.
  • Тестовые снимки сделать необходимо. Это позволит решить сразу две проблемы: выявить скрытые «болезни» объектива, а заодно принять окончательное решение, нужен ли вам такой объектив.

Если вы покупаете фототехнику на аукционе eBay.de (или eBay.com), критерии ранжированы следующим образом: рейтинг продавца, цена (бойтесь слишком дешевых вариантов), оценка состояния объектива со слов продавца и на основе приложенных к лоту фотографий. Здесь всегда есть риск, но он компенсируется серьезной разницей в цене и максимальной широтой выбора.

Опубликовано: 25.11.2007

Обсудить
User 281738baa93d28ad4d9b4f3d124a348b080a590f759f34ec3fd10c293d18ac04
Дмитрий Башков
Опубликовано 25.11.2007
Алексей, 2011-03-15T13:49:07

Частенько поиск самого "лучшего" объектива переходит в техно-фетишизм, который в свою очередь убивает творчество. И на передний план выходит инструмент, а не тот, кто им владеет.
Те, кто использует систему Sony имеют большой выбор прекрасной оптики. Конечно, топовый Zeiss стоит дорого, но имея его в своем арсенале уже врядли захочется "коллекционировать" все линзы, которые технически возможно поставить на конкретную камеру. Кроме того, существует линейка автофокусной оптики Minolta. К ней относятся поистине легендарные объективы, такие как 70-210/4 "beercan", 135/2.8, 85/1.4 G, 28-135 "старикан" и многие другие. Имеется также возможность подключения старой неавтофокусной оптики от Minolta, MD-серии. Оптические схемы многих из этих объективов были использованы для af оптики Minolta. Из советской оптики очень интересным является Гелиос 40-2, который хоть и имеет размытие зоны нерезкости "на любителя", все же нашел немало почитателей, как среди владельцев кроп-камер, так и на полном кадре.

Владлен Соколов, 2010-04-14T22:14:34

Читал в одной статейке про то как человек на Никонприцепил объектив, а потом не смог его снять. Эта статья тому подтверждение. Просто на Объективе нужно подтянуть винты, чтоб головки не торчали и промазать их сверху компаундом с последующей шлифовкой дабы выровнять поверхность. У меня есть Арсат 50\2 Н. Вот только дифрагма перестала работать. Теперь ломаю голову над тем как его разобрать и не свернуть голову самому объективу. Никогда этого не делал. Киев-19 имеет теперь линзу с постоянной диафрагмой. :-(( А объектив очень классный. Цветопередача у него лучше чем у Гелиоса 44 м, и гораздо резче. Оба объектива вместе с фотоаппаратами. Попользовал их до износа.

Argentum, 2008-05-29T14:24:07

Коллеге Башкову: Вы "мягко" съехали с темы "Оптика для творчества" в общие рассуждения о некоторых объективах с ручной фокусировкой. Вообще, тема "Оптика для творчества" - неисчерпаема, можно только диву даваться, какие шедевры сняты РАЗНЫМИ объективами. Можно отдельные статьи посвящать каждому объективу, начиная с объективов Petzval, Ross, Dallmeyer, Rodenstock, Goerz и т.д.
В современных объективах оптимально скорректированы основные аберрации оптических систем - хроматические, геометрические, дифракционные. Полностью устранить аберрации невозможно. Их доводят до минимально возможных значений, обусловленных техническими требованиями и ценой изготовления системы. Иногда также минимизируют одни аберрации за счёт увеличения других (например, в софт-объективах).
Интересные художественные эффекты воспроизводят объективы, изготовленные в XIX-начале XXвв, изготовленные оптическими фирмами Германии, Франции, Англии.
Из современных объективов, можно выделить такие группы "креативных" или "художественных" объективов: софт-объективы (например, AF-DC Nikkor 105/2), pinhole, lensbaby, Rodenstock Imagon и пр.
Кроме того, не стоит забывать о неисчерпаемых возможностях различных фильтров. Ну, и наконец, можно получить неожиданные эффекты, просто вынув из обычного Гелиос-44 задний элемент, или использовать объектив от слайд-проектора. Главным ограничителем здесь выступает только фантазия :-)

Томас Астахов, 2008-05-10T19:50:37

Роман: Жаль, что нет информации по Кэноновским EF/EFS
-- это ТОЧНО )))
Значит, будем жать этой информации ! ))

lolobridgita, 2008-01-14T03:17:32

Здорово было бы, если бы еще примеров фото, сделанными описанными было побольше. Спасибо за статью. Про скотч и намертво прикрученные объективы на Никоне - у кого такое было? и Каких объективов стоит "боятся"? (:

Роман, 2008-01-09T19:11:15

Жаль, что нет информации по Кэноновским EF/EFS...

Stanislav V. Mikov, 2008-01-03T18:49:39

Хорошая статья.

Aa36aa0f 3c1a 43ea 906c e680576dc4e8