Вверх
53edbe16 af95 431d b7bb 6054038d4511

Какой фотоаппарат выбрать — пленку или цифру, чтобы получать лучшие фото

Дата публикации: 28.10.2007
Какой фотоаппарат выбрать — пленку или цифру, чтобы получать лучшие фото

Цифровые технологии развиваются лавинообразно. Качество изображения растет с выпуском каждой новой камеры. Переломный момент в борьбе между цифровыми и аналоговыми системами уже прошел: каждая из них нашла своих приверженцев. Но, если вы решили заняться фотографией и купить себе первую камеру, сделать выбор, пленка или цифра будет не легко. У каждой технологии есть свои плюсы и свои минусы. Прочитав эту статью, вы сможете принять правильное решение.

Преимущества «цифры»

В соревновании пленка vs цифра основные достоинства цифровых камер — это простота и дешевизна использования. Только что снятый кадр можно посмотреть и при необходимости продублировать. Это позволяет начинающему фотографу быть уверенным в том, что на снимках получится хоть что-то приемлемое. Но легкость получения и исправления снимка провоцирует щелкать затвором, не обдумывая тщательно каждый кадр. Пленочная камера, напротив, не позволяет сразу увидеть отснятое, и если кадр испорчен, то в большинстве случаев исправить ошибку уже невозможно. Казалось бы, снимать на пленку крайне неудобно. Но пленка против цифры имеет и преимущество – вдумчиво относясь к каждому нажатию кнопки спуска, вы будете стараться точнее компоновать кадр и выбрать верные параметры экспозиции. В результате у вас получится больше хороших фотографий, чем если бы вы начали фотографировать на «цифру».

Цифровая камера high-end класса
Цифровая камера high-end класса

Пленка пока еще обладает большей фотоширотой, то есть способна точнее, чем цифровая камера, воспроизводить яркости и цветовые оттенки, и в этом заключаются преимущества пленочных фотоаппаратов. Исключение составляют high-end, профессиональные цифровые камеры. Практическая польза большой фотошироты в том, что чем больше диапазон цветовых оттенков и яркостей мы видим на картинке, тем более живой она воспринимается. Реалистичность изображения в нашем восприятии больше зависит от его тонально-цветового разрешения, чем от геометрического, то есть от тех самых постоянно рекламируемых мегапикселей. Разработчики совершенствуют технологии цветопередачи, стремясь к тому, чтобы цифровые камеры как можно точнее воспроизводили изображение, идеально точно передавали цвета, яркость и максимум деталей. В силу этого цифровая фотография выглядит весьма достоверно, но без индивидуальности. Подразумевается, что вы можете придать фотографии какие-то особенности уже впоследствии при обработке на компьютере. Многие фотографы так и говорят: цифровая фотография — это полуфабрикат, требующий доводки в графическом редакторе.

Особенности пленки

Съемка на пленку обладает субъективными особенностями, не поддающимися точной оценке. У каждого типа пленки свой характер воспроизведения тональностей и цветов. Грамотно подбирая пленку под каждый сюжет, можно усиливать эффект восприятия фотографии. Характер зерна у разных пленок отличается, и его можно удачно использовать для реализации творческих замыслов. Все это создает особую стилистику фотографии. В последнее время появились даже компьютерные программы, которые имитируют пленочную фотографию, в том числе добавляют зернистость, долгое время считавшуюся одним из основных ее недостатков.

У цифровых камер есть еще несколько недостатков, которые уже практически исправлены в дорогих моделях. А именно — малый размер светочувствительной матрицы и ее шумы. Из-за первой причины недорогие цифровые камеры имеют большую глубину резкости, то есть не позволяют достаточно сильно размыть фон, чтобы выделить главный объект съемки. Второй недостаток ограничивает возможности съемки качественных фотографий при слабом освещении.

Финансовый аспект

Преимущества цифровых фотоаппаратов отображаются и в итоговой стоимости фото. Съемка на пленку неизбежно связана с затратами. Любительскую пленку еще легко найти в продаже, а вот за более качественной профессиональной уже надо отправляться в специализированные фотомагазины. Черно-белую пленку можно купить только там.

Кроме того, пленку надо обрабатывать. Проявка цветной пленки — относительно сложный процесс, требующий точного поддержания нужной температуры растворов и использования ядовитых веществ. Сейчас найдется не много людей, которые занимаются этим у себя дома. Проявка черно-белой пленки, напротив, несложна. Химия дешева и практически нетоксична, поэтому самостоятельная проявка черно-белой пленки — это хорошая альтернатива лабораторной.

Еще одна сложность пленочной фотографии: в отличие от цифровых снимков, которые вы можете просматривать на экране монитора, снимки с проявленной пленки необходимо сканировать или печатать.

Варианты печати

Традиционный способ получения фотографий с пленки — оптическая печать. Проще всего печатать пленку в фотолаборатории. Можно делать это и самостоятельно, но для печати в домашних условиях вам потребуется фотоувеличитель, специальные химикаты и ряд других приспособлений. Цветная печать, так же как и проявка цветной пленки, достаточно сложна, требует дорогой, дефицитной и ядовитой химии, поэтому начинающему фотолюбителю доступна только черно-белая оптическая печать.

Печать цифровых фотографий удобна и универсальна. Вы можете пользоваться услугами фотолаборатории или, купив принтер, распечатывать снимки самостоятельно. Вы можете выбрать из огромного числа разных материалов — простая бумага, холст, пластиковая прозрачная и непрозрачная пленка.

Для перевода информации с пленки в цифровой формат используется гибридная цифро-аналоговая технология. Отснятую и проявленную пленку сканируют. Самый дешевый, но и наименее качественный вариант — планшетный сканер. Прекрасный результат позволяют получить сканеры, созданные специально для работы с пленкой, — фильм-сканеры. Стоят они заметно дороже.

Выводы

Таким образом, дешевая, быстрая и надежная цифровая технология хорошо подходит профессиональным фотографам и тем любителям, кто не хочет тратить слишком много денег, времени и сил на свое увлечение. У плёночной фотографии более длинный путь к результату, поэтому она больше подходит для творческой съёмки, где важны нюансы и случайности, если вы предпочитаете «поколдовать» над снимком и получить нечто неосязаемое, но цепляющее взгляд на фотографии.

Еще один аспект в пользу цифровых фотоаппаратов – возможность приобретения объемной карты памяти для фото, современной мобильной фотостудии или одной из большого ассортимента современных фотокамер, тогда как пленочные модели становятся все менее распространенными.

Совсем хорошо иметь и цифровую, и пленочную камеры для разных задач, но для этого надо очень сильно увлекаться фотографией…

Дата публикации: 28.10.2007
Комментировать
User
Максим Кривошеев

Другие статьи рубрики

Показать больше статей
mjakj, 2010-09-25T19:39:33

то что пленка организует фотографа и заставляет его тщательней обдумывать кадр это правда, но почему бы не дисциплинировать себя самостоятельно? если у вас, извините, недержание, и палец сам нажимает на спуск, это лично ваши проблемы. что мешает обдумывать кадр на цифре? а насчет обучения считаю что начинать лучше с цифры, так как человеку нужно постоянно практиковаться. количество затем перейдет в качество. начинающему летчику не доверят управление огромным Боингом, а посадят за какой-нибудь драндулет, который и разбить не жалко

vagner123, 2010-03-28T21:54:03

нашел еще одно место в Киеве для любителей самостоятельного приготовления реактивов, магазин Химреактив находится вот по этому адресу
примерно тут:
http://maps.yandex.ru/?um=H...

vagner123, 2010-03-28T11:55:48

Вы не там смотрели . В Киеве есть два фотоцентра , в которых возможно приобрести фотопленки, фотобумагу, реактивы.....много чего....Речь идет о Фотофонде.
Если администрация не закроет ссылку то пожалуйста:
http://www.fotofond.com.ua

Андрей Мрыга, 2010-01-02T23:52:30

К великому сожалению я с Украины, ездил в Киев на поиски материалов, увы все смотрят на тебя как на инопланетянина. Может кто есть из Киева могут что-то подсказать?

Георгий Полицарнов, 2010-01-02T23:30:27

Я бы не сказал, что невозможно найти ни химикатов, ни бумаги. В продаже есть и замечательная бумага Ilford, и более дешевая Foma. Химикаты есть и этих производителей, и других. Даже отечественные можно найти в продаже. Если живете не в Москве, то всегда можно заказать доставку. Про ЧБ пленку вообще не пишу: и 135, и 120 тип в Москве продается в любом крупном фотомагазине.

Андрей Мрыга, 2010-01-02T23:23:09

Добрый день!
Первый аппарат был пленочный, "Смена" потом "Фед", "Зенит-ЕТ" и "Зенит-11".
Сейчас фото начали заниматся дочери, и начали конечно на цифре, в продаже ведь только цв.фотопленка.
Невозможно найти ни химикаты ни бумагу.
Вернее младшая начала "Зенит-11" я нашел старые пленки ч/б 32 и 64, фиксаж завалялся а проявитель (просроченный) выклянчил в Дворце пионеров.
Начинающие будут начинать с цифры, и ничего плохого в этом нет, главное не техника а человек.

samrivers2006, 2009-08-18T02:57:02

Я бы еще указал что.... цифра имеет более широкий диапазон тонов, пленка боле контрастна+ при печати можно притенять изображение+ юзать разную по контрастности бумагу.
От себя добавлю что 2 года сьемки на пленку в мои 14 нефига не дали(((( после приобритения цифры уровень значительно вырос, сейчас снимаю с удовольствием как на пленку так и цифру. Просто человек который желает фото, не понимает что 3-5 хороших фотографии с пленки это хороший результат((((

Chefripper, 2009-06-26T10:05:22

Абсолютно не согласен с тем, что плёнка выходит дешевле. Каждый снимок стоит денег. А если пользоваться хорошей профессиональной плёнкой и проявлять и печатать её не в микро-салоне на углу собственного дома - цена ещё больше увеличивается.
Однако именно из этого следует то, что плёнка "дисциплинирует", учит бережно относится к тому, что должно оказаться в кадре. Тем не менее, в перспективе дешевле выйдет потратиться один раз на цифру (при определённых условиях - не обязательно именно "от 100 000 + оптика, особенно если оптика старая совместима, и она уже в наличии), чем постоянно на тонны роликов с плёнкой.
Сам довольно продолжительное время снимаю на плёночную зеркалку, но пора бы переходить на цифру. В том числе - и по экономическим соображениям.

Никишаев Андрей, 2009-06-25T23:55:48

Первая камера должна быть пленочной, однозначно. Только так человек сможет научится видеть через фотоаппарат, ощущать кадр, экспозицию, светотень.. цифра опасна для новичка так как искушает его быстрей нажать на спуск, чем полностью продумать кадр.
Лично я учился на пленке и очень этому рад, ибо сейчас я могу на глаз прикинуть экспозицию кадра не глядя на экспонометр и перед тем как нажать на спуск успеваю подумать и представить как будет лучше выглядеть кадр.
На фотоссесия, я не бездумно клацаю модель.. а смотрю на нее не отрываясь и нажимаю на спуск только тогда когда это стоит того.
Я бы сравнил пленку и цифру, со снайпером и пулеметчиком. Выстрел снайпера практически всегда находит цель, выстрел пулеметчика быстрее но и разброс куда больше..

Dizal, 2008-10-29T22:59:38

сейчас пользуюсь цифровой камерой, но позвольте обратить ваше внимание на психометрические особенности фотографа и его методов (его видения).. я бы сказал что здесь нужно спорить не о "измерительном" качестве, а о "творческом", ведь многие функции, которые мы ставим на весы, надектованы современностью, так-сказать производитель приспосабливаеться к рынку.. люди гоняться за "больше","дальше".. забывая о сюжете, композиции, динамике момента. Терпение и результат.

Podr, 2008-05-22T19:45:00

Польностью подтверждаю, что с пленки процентный выход удачных кадров больше чем с цифры. НО у одного и того же фотографа и в %. Например как я снимаю в поездках: на цифру идет репортаж, на пленку идет вывереный и продуманный кадр. Бывает лень думать и пленочник не вынимается весь день из кофра, но тогда и с цифровика в этот день все идет в корзину. Снимает не камера, а фотограф - известная банальная истина.
К сожалению оптическая печать с цветной пленки - для меня это неразрешённая проблема, я ни разу не получил устраивающий меня результат. Весь цвет у меня идет через сканер.

Serg, 2008-03-22T22:10:58

azur! Насколько я понимаю, в этом материале речь идет о сегодняшнем дне, а не о перспективах развития цифровых технологий, которые, безусловно, грандиозны. Вот, например, здесь говорится о возможных новых матрицах http://science.compulenta.r.... Но ведь будущее никому не известно, не так ли? И вполне возможно, что у пленки оно не менее замечательное.

azure, 2008-03-13T19:15:37

Alya, да, но отсюда никоим образом не следует что снимки на цифру получаются плохие. Любите пленку - любитесь с ней и дальше. Мое личное ничем не подкрепленное мнение - на данный момент топовая цифровая фототехника уже по всем параметрам опередила пленочную. А еще через немного времени и профессиональная перегонит, а еще лет через 5 и в мыльницах будут стоять такие матрицы, что классической пленке просто нечего будет делать. А объективы то они объективами и останутся.

Alya, 2008-02-28T22:49:39

MARKER1981, ну как же полная "туфта"?
Согласна с автором, по поводу различий. Фотографирую давно, лет 5. могу добавить еще существенное: разница в ценах на цифровую технику и пленочную.
Цифра, которая удовлетворила бы мои потребности, стоит дорого - от 100 000 руб + стоимость объектива.
А пленочный - намного дешевле аналогичного качества.
Снимки с пленки - словно "живые", очень индивидуальные, творческие.

MARKER1981, 2008-02-05T08:57:41

По моему статья полная туфта, неполная и неточная, особенно не согласен с тем, что на пленочном фотоаппарате больше хороших фотографий :-) по моему смешной вывод...

Дмитрий Башков, 2008-01-05T11:18:38

Хотел бы предложить вниманию уважаемых читателей пару моих старых статей на эту данную тему. Надеюсь, что это будет полезным для читателей дополнением к хорошей и, безусловно, интересной статье Максима. Если же публикация ссылок на другие ресурсы не желательна, прошу модератора удалить эти ссылки:

http://photonews.ru/index.p...

http://photonews.ru/index.p...