Вверх
  • Какой ноутбук подойдет для фотографа
  • Выбираем правильный фоторюкзак
  • Как правильно выбрать камеру для пейзажной фотографии
  • Штатив для съемки пейзажа - какой он?
  • Подбираем светофильтры для съемки пейзажа
  • Как фотографу работать на графическом планшете
  • Banner 80x80 02 779bbaa679dc6b7f4c049292657342c566f6285974b656e2652cf5dfbf093090

Штатив для съемки пейзажа - какой он?

Обсудить

Штатив при съемке пейзажей оказывает не меньшее влияние на результат, чем выбор камеры и объектива. Он способствует достижению трех целей: * точному позиционированию камеры; * избавлению от «шевеленки»; * использованию низкой чувствительности для исключения артефактов (зерна, шумов на цифровых камерах).

Фотоштатив Benro CX214
Фотоштатив Benro CX214
Фотоштатив Velbon CX-560/F
Фотоштатив Velbon CX-560/F

Правильный выбор штатива столь же важен, как и выбор фотоаппарата. Лучше не экономить на качестве штатива и выбирать самый легкий и устойчивый. Вместе с тем дешевле вам обойдется покупка штатива менее «раскрученных» марок, чем хорошо известные на рынке Manfrotto и Gitzo. Например, есть неплохие «ноги» от Velbon, очень достойные китайские штативы Benro.

Для съемки в полевых условиях нужны легкие треноги, способные выдерживать большую нагрузку. К таковым относятся штативы из карбона (углепластик) и базальта (вулканическая порода). Оба варианта ощутимо легче, чем алюминиевые треноги, — на 20–50 процентов.

Можно обратить внимание на деревянные штативы, выпускаемые немецкой фирмой Berlebach (berlebach.de). Конечно, это не самые компактные варианты. Но есть у них и достоинства. Дерево отлично гасит вибрации, не боится лютого мороза. Не говоря уж об эстетической стороне…

Фотоштатив Manfrotto 001B
Фотоштатив Manfrotto 001B
Фотоштатив Berlebach 300dpi
Фотоштатив Berlebach 300dpi

Помимо штатива, потребуется устройство, отвечающее за положение камеры в пространстве, — штативная голова. Голова крепится на штатив посредством стандартной резьбы — 3/8 либо 1/4. Наиболее распространены две разновидности штативных голов — шаровые и 3D. Шаровые головы более удобны в оперативных видах съемки, так как их конструкция позволяет быстро изменить положение камеры, отжав всего один фиксирующий рычаг. В то же время такие головы обычно менее надежны: в конструкцию «шара» неизбежно попадают грязь и песчинки. С точки зрения пейзажной съемки, единственный плюс шаровых голов — их компактность.

[BANNER 4448]

В 3D-головах установка камеры производится посредством нескольких ручек, каждую из которых необходимо зафиксировать в нужном положении. Преимуществом 3D-голов является прецизионная точность позиционирования камеры. Наибольший интерес представляют 3D-головы с зубчатой передачей (Geared Head), в которых ручка установки камеры одновременно выполняет роль фиксатора. В отечественных магазинах такие головы представлены серией Manfrotto 405/410/460.

Фотоштатив Gitzo Carbon 6X
Фотоштатив Gitzo Carbon 6X
Фотоштатив Manfrotto 190
Фотоштатив Manfrotto 190

Высота штатива не столь важна, как в портретной фотографии, где часто практикуется съемка с высокой точки. Лучше иметь приземистый, но крепкий штатив, чем высокий, но хлипкий. Однако следует учитывать, что высота камеры влияет на композиционное построение кадра: чем ниже камера, тем ниже линия горизонта. Низкую точку съемки используют в таких пейзажах, где основным элементом изображения является небо. При съемке с высокой точки изменяется характер передачи пространства. Высокая точка съемки позволяет показать большую протяженность объекта съемки в глубину.

Безусловно, положение линии горизонта можно менять более простым путем — наклоняя объектив вверх или вниз. Но и здесь есть подводные камни. Наклон камеры по вертикальной оси чреват эффектом сходящихся линий. Следует избегать его, если в кадре присутствуют высокие деревья или здания. Компенсировать перспективные искажения позволяют камеры с подвижками (как правило, форматные или среднеформатные), а также специальные шифт-объективы.

Фотоштатив Manfrotto 718B
Фотоштатив Manfrotto 718B
Фотоштатив Gitzo aluminum Series 2
Фотоштатив Gitzo aluminum Series 2

Другая основная характеристика штатива — предельная нагрузка. Тренога должна быть выбрана с учетом веса камеры и съемной головы штатива. Нет смысла брать с собой тяжелый штатив, если вы владелец Ricoh GR II Digital, Sigma DP1 или пленочного Contax G2. И все же штатив должен иметь «запас прочности». В полевых условиях значение имеет не только вес, но и парусность камеры: чем сильнее дует ветер, тем большая нагрузка (в килограммах) действует на штатив. Желательно, чтобы допустимая нагрузка примерно вдвое превосходила нагрузку реальную, которая складывается из массы камеры и штативной головы. Неплохо, если в комплекте идут насадки-шипы, позволяющие жестко зафиксировать треногу на земле или другой поверхности.

Кроме штатива, для достижения максимальной резкости владельцам зеркальных камер можно рекомендовать режим предварительного подъема зеркала — mirror lock-up: он позволяет избежать микросмаза, возникающего вследствие работы зеркала (актуально на выдержках длиннее 1/30).

Опубликовано: 25.05.2008

Обсудить
User 281738baa93d28ad4d9b4f3d124a348b080a590f759f34ec3fd10c293d18ac04
Дмитрий Башков
Опубликовано 25.05.2008
Logan, 2013-10-04T16:05:58

Хорошая статья, спасибо!

Aleks, 2013-08-28T13:44:09

Статья хорошая, но жаль что не приведены конкретные модели... придется идти в реальный магазин и надеяться, что продавец консультант окажется толковым. Купил зеркалку, чтобы делать фотографии для фотоальбома на своём сайте про гостиницы, но понял, что без штатива часто просто не обойтись

rkspace, 2012-01-16T02:38:54

Спасибо за полезную статью, к сожалению не попалась раньше, года 4 назад, когда покупал штатив.

pan59, 2011-11-20T01:55:26

Не думаю, что выбор штатива настолько важен

Питомник невских маскарадных
Котята мейн-кун из питомника
Невские маскарадные кошки
Neva Masquerade Cattery

Святослав, 2011-08-06T11:24:34

Спасибо большое! Очень ценная информация.

Flopy, 2010-07-13T01:25:08

Спасибо большое, не мог определится какой штатив мне преобрести,но ваша статья мне помогла...

xbody, 2010-05-25T10:13:21

Не совсем верная иллюстрация к данной статье - Manfrotto 001b это все же стойка для вспышек, и пр. светового оборудования, а не фотоштатив. Кстати, очень хорошая.

Сергей Виноградов, 2008-07-29T14:25:47

В любом случае при съемке даже с самого устойчивого и дорогого штатива вряд ли удастся достичь его полной устойчивости и неподвижности, если держаться за него руками и нажимать спуск затвора пальцем. Так или иначе нужно либо пользовать короткий таймер (2 сек), либо снимать через провод дистанционного управления (тросик).

Дмитрий Башков, 2008-06-02T20:19:00

Добрый день. Есть более подробная общая статья про штативы (эта статья - про штативы при съемке пейзажей).

http://prophotos.ru/educati...

Schmidt, 2008-06-02T18:49:47

Весьма интересная и полезная статья, тем более что лично для меня вопрос в выборе штатива насущный! Автору огромное спасибо! Единственное хотелось, чтобы было описание штативов фирм Dicom и Rekam! Интересно будет ли похожая стать про моноподы?

Aa36aa0f 3c1a 43ea 906c e680576dc4e8