Страница 1
Есть две причины, по которым макрофотография привлекает к себе внимание владельцев фотокамер. При съемке макро творческий процесс в большей степени зависит от технических навыков фотографа и уровня техники. Художником в данном случае выступает сама природа. Вторая же причина — это то, что результаты стабильно радуют кошелек, когда речь идет о съемке предметов для рекламных каталогов. В обоих воплощениях макро — сложное в техническом отношении направление фотоискусства, требующее серьезных затрат на оборудование.
Выбор камеры
Небольшая глубина резкости вынуждает искать наиболее удобные ракурсы. Чаще всего объект снимают «в профиль», расположив его параллельно объективу. Если снимать только «в профиль», снимки становятся слишком похожими друг на друга. Существуют альтернативные решения, позволяющие обеспечить необходимую глубину резкости:
- Съемка на качественную псевдозеркалку. За счет маленькой матрицы зона ГРИП значительно шире, чем у зеркалок. Хороший кандидат из имеющихся в продаже — Fujifilm S9600 Pro.
- Съемка на зеркальную камеру с прикрытой до максимальных значений диафрагмой.
- Обработка в графическом редакторе нескольких снимков, сделанных с разной глубиной резкости.
- Использование карданной камеры с подвижками. Интересующимся стоит обратить внимание на монорельсовую камеру Rollei X-Act2 с электронным управлением и форматом до 6 x 7 см www.franke-heidecke.ru, а также карданные камеры Horseman www.fotoworld.ru и Sinar www.fotoworld.ru. Данные варианты располагают возможностью съемки на пленку и установки цифровых задников.
Возможности камер с несменной оптикой расширяют макронасадки (Close-UP, Macro Close-UP), которые крепятся на резьбе для светофильтров. Уменьшая минимальную дистанцию фокусировки, макронасадка позволяет получить снимки в более крупном масштабе. История восходит к насадкам Rolleinar, которые компания Franke & Haideke выпускала для байонетных креплений двухобъективных камер. Сегодня популярностью пользуются макронасадки от японских производителей — Hoya, Kenko, Marumi.
Простейший, наиболее распространенный вариант макронасадки — одиночная выпукло-вогнутая линза с плюсовыми диоптриями, помещенная в оправу с резьбой. Столь простая конструкция неизбежно приводит к ухудшению качества изображения, хотя на практике с такими линзами удается добиться весьма достойных результатов.
В последнее время более популярны насадки с двумя линзами, обладающие более высокими характеристиками. Для культовых псевдозеркалок их создатели сами предлагают такие «макрообъективы» (например, VCL-M3367 для Sony R1). По цене такие аксессуары приближаются к самой камере, а полученный набор все равно уступает зеркальному фотоаппарату со специальным объективом.
Выбор объектива
Объектив для макро должен обеспечивать высокую резкость и контраст получаемого изображения. Основная характеристика макрообъектива — это масштаб съемки (увеличение объектива), указывающий на соотношение размеров реального объекта и его изображения, проецируемого на пленку или матрицу. При съемке объекта длиной 10 мм масштаб 1:1 позволяет получить на матрице или пленке изображение длиной 10 мм, масштаб 2:1 — 20 мм, 1:2 — 5 мм.
Большинство макрообъективов способны снимать в масштабе 1:1 на минимальной дистанции фокусировки (МДФ). МДФ указывает наименьшее расстояние до объекта съемки, при котором возможно получить резкое изображение. Как правило, минимальная дистанция фокусировки зависит от фокусного расстояния: чем оно больше, тем больше МДФ.
Следует иметь в виду, что МДФ рассчитывается от плоскости сфокусированного изображения (матрицы, пленки), а не от передней линзы, как у компактных камер. Поэтому расстояние от передней линзы до объекта всегда меньше указанной в характеристиках объектива МДФ. Скажем, объектив Micro-Nikkor 200 mm f/4, который имеет МДФ 50 см, способен снимать объект с дистанции 26 см от передней линзы.
Для съемки мелких насекомых оптимальным считается объектив с фокусным расстоянием 150–200 мм, позволяющий получать нормальный масштаб на расстоянии около полуметра. Объективы 50–100 мм приходится ближе подносить к объекту съемки, но для фотографирования статичных сюжетов этот вариант удобнее.
Для макросъемки подойдет любой специальный объектив. Основные качества обычной оптики — фокусное расстояние и светосила — в макро не столь важны. Расстояние до объекта можно сократить или увеличить, добившись нужного масштаба. Вместе с тем фокусное расстояние влияет на характер передачи пространства: чем оно выше, тем более «плоской» является картинка. Данная особенность является плюсом при студийной съемке предметов. Большое фокусное расстояние и высокая светосила позволяют уменьшать глубину резкости, оставив в фокусе какой-либо фрагмент объекта. Наряду со светосилой в характеристиках макрообъектива обычно указывается минимальная диафрагма, так как для многих сцен критичным параметром является глубина резкости.
На «художественные» свойства картинки влияет прежде всего оптическая схема. Некоторые объективы на любых диафрагмах рисуют жесткое изображение с высокой детализацией (среди них один из наиболее качественных и популярных — Tamron 90 mm f/2.8). Для съемки портретов, как правило, с успехом используют светосильные макротелевики. Прекрасными образами «портретной» макрооптики считаются Olympus 50 mm f/2 и Sigma 150 mm f/2.8. Эти объективы на открытых диафрагмах работают значительно мягче.
МДФ | Увеличение | Конструкция | Габариты | Фильтры | Примечания | |
---|---|---|---|---|---|---|
Canon EF-S 60 mm f/2.8 Macro USM | 0,2 м | 1x | 12 линз в 8 группах | 73 x 70 мм, 335 г | 52 мм | для цифровых камер (кроп 1,6х) |
Canon EF 100 mm f/2.8 | 0,31 м | 1x | 12 линз в 8 группах | 79 x 119 мм, 600 г | 58 мм | ультразвуковой мотор (USM) |
Canon EF 180 mm f/3.5 L Macro USM | 0,48 м | 1x | 14 линз в 12 группах | 82,5 x 186,5 мм, 1100 г | 72 мм | один из лучших в линейке Canon |
60 mm f/2.8D AF Micro-Nikkor | 0,22 м | 1x | 8 линз в 7 группах | 70 x 74,5 мм, 440 г | 62 мм | очень резкий |
105 mm f/2.8G AF-S VR Micro-Nikkor | 0,31 м | 1x | 14 линз в 12 группах | 83 x 116 мм, 720 г | 62 мм | встроенный стабилизатор (VR) |
200 mm f/4D ED-IF AF Micro-Nikkor | 0,50 м | 1x | 13 линз в 8 группах | 76 x 104,5, 1190 г | 62 мм | для съемки мелкой живности |
Olympus Zuiko Digital 35 mm f/3.5 | 0,15 м | 1x | 6 линз в 6 группах | 71 x 53 мм, 165 г | 52 мм | резкий, дешевый, компактный |
Olympus Zuiko Digital ED 50 mm f/2 | 0,24 м | 0,52x | 11 линз в 10 группах | 71 x 61,5 мм, 300 г | 52 мм | красивый рисунок |
Pentax D FA Macro 50 mm f/2.8 | 0,2 м | 1x | 8 линз в 7 группах | 67,5 x 60 мм, 265 г | 49 мм | редкий объектив |
Pentax D FA Macro 100 mm f/2.8 | 0,3 м | 1x | 9 линз в 8 группах | 67,5 x 80,5 мм, 345 г | 49 мм | аналог Tokina 100 mm |
SAL-50M28 50 mm f/2.8 | 0,2 м | 1x | 7 линз в 6 группах | 71,5 x 60 мм, 295 г | 55 мм | сложно найти в продаже |
SAL-100M28 100 mm f/2.8 | 0,35 м | 1x | 8 линз в 8 группах | 75 x 98,5 мм, 505 г | 55 мм | дорогой, резкий |
Sigma Macro 50 mm F2.8 EX DG | 0,19 м | 1x | 10 линз в 9 группах | 71,5 x 66,5 мм, 315 г | 55 мм | недорогой, но качественный |
Sigma Macro 105 mm f/2.8 EX DG | 0,31 м | 1x | 11 линз в 10 группах | 55,2 x 102,9 мм, 470 г | 58 мм | приятный рисунок |
Sigma APO Macro 150 mm f/2.8 EX DG HSM | 0, 38 м | 1x | 16 линз в 12 группах | 80,5 x 142,4 мм, 920 г | 72 мм | красивый рисунок |
Tamron AF SP 90 mm f/2.8 Di Macro | 0,29 м | 1x | 10 линз в 9 группах | 71,5 x 97 мм, 405 г | 55 мм | резкий и недорогой |
Tokina ATX PRO D AF 100 mm f/2.8 Macro | 0,3 м | 1x | 9 линз в 8 группах | 73 x 95 мм, 540 г | 55 мм | резкий, солидный |