Страница 1
Есть две причины, по которым макрофотография привлекает к себе внимание владельцев фотокамер. При съемке макро творческий процесс в большей степени зависит от технических навыков фотографа и уровня техники. Художником в данном случае выступает сама природа. Вторая же причина — это то, что результаты стабильно радуют кошелек, когда речь идет о съемке предметов для рекламных каталогов. В обоих воплощениях макро — сложное в техническом отношении направление фотоискусства, требующее серьезных затрат на оборудование.
Выбор камеры
Небольшая глубина резкости вынуждает искать наиболее удобные ракурсы. Чаще всего объект снимают «в профиль», расположив его параллельно объективу. Если снимать только «в профиль», снимки становятся слишком похожими друг на друга. Существуют альтернативные решения, позволяющие обеспечить необходимую глубину резкости:
- Съемка на качественную псевдозеркалку. За счет маленькой матрицы зона ГРИП значительно шире, чем у зеркалок. Хороший кандидат из имеющихся в продаже — Fujifilm S9600 Pro.
- Съемка на зеркальную камеру с прикрытой до максимальных значений диафрагмой.
- Обработка в графическом редакторе нескольких снимков, сделанных с разной глубиной резкости.
- Использование карданной камеры с подвижками. Интересующимся стоит обратить внимание на монорельсовую камеру Rollei X-Act2 с электронным управлением и форматом до 6 x 7 см www.franke-heidecke.ru, а также карданные камеры Horseman www.fotoworld.ru и Sinar www.fotoworld.ru. Данные варианты располагают возможностью съемки на пленку и установки цифровых задников.
Возможности камер с несменной оптикой расширяют макронасадки (Close-UP, Macro Close-UP), которые крепятся на резьбе для светофильтров. Уменьшая минимальную дистанцию фокусировки, макронасадка позволяет получить снимки в более крупном масштабе. История восходит к насадкам Rolleinar, которые компания Franke & Haideke выпускала для байонетных креплений двухобъективных камер. Сегодня популярностью пользуются макронасадки от японских производителей — Hoya, Kenko, Marumi.
Простейший, наиболее распространенный вариант макронасадки — одиночная выпукло-вогнутая линза с плюсовыми диоптриями, помещенная в оправу с резьбой. Столь простая конструкция неизбежно приводит к ухудшению качества изображения, хотя на практике с такими линзами удается добиться весьма достойных результатов.
В последнее время более популярны насадки с двумя линзами, обладающие более высокими характеристиками. Для культовых псевдозеркалок их создатели сами предлагают такие «макрообъективы» (например, VCL-M3367 для Sony R1). По цене такие аксессуары приближаются к самой камере, а полученный набор все равно уступает зеркальному фотоаппарату со специальным объективом.
Выбор объектива
Объектив для макро должен обеспечивать высокую резкость и контраст получаемого изображения. Основная характеристика макрообъектива — это масштаб съемки (увеличение объектива), указывающий на соотношение размеров реального объекта и его изображения, проецируемого на пленку или матрицу. При съемке объекта длиной 10 мм масштаб 1:1 позволяет получить на матрице или пленке изображение длиной 10 мм, масштаб 2:1 — 20 мм, 1:2 — 5 мм.
Большинство макрообъективов способны снимать в масштабе 1:1 на минимальной дистанции фокусировки (МДФ). МДФ указывает наименьшее расстояние до объекта съемки, при котором возможно получить резкое изображение. Как правило, минимальная дистанция фокусировки зависит от фокусного расстояния: чем оно больше, тем больше МДФ.
Следует иметь в виду, что МДФ рассчитывается от плоскости сфокусированного изображения (матрицы, пленки), а не от передней линзы, как у компактных камер. Поэтому расстояние от передней линзы до объекта всегда меньше указанной в характеристиках объектива МДФ. Скажем, объектив Micro-Nikkor 200 mm f/4, который имеет МДФ 50 см, способен снимать объект с дистанции 26 см от передней линзы.
Для съемки мелких насекомых оптимальным считается объектив с фокусным расстоянием 150–200 мм, позволяющий получать нормальный масштаб на расстоянии около полуметра. Объективы 50–100 мм приходится ближе подносить к объекту съемки, но для фотографирования статичных сюжетов этот вариант удобнее.
Для макросъемки подойдет любой специальный объектив. Основные качества обычной оптики — фокусное расстояние и светосила — в макро не столь важны. Расстояние до объекта можно сократить или увеличить, добившись нужного масштаба. Вместе с тем фокусное расстояние влияет на характер передачи пространства: чем оно выше, тем более «плоской» является картинка. Данная особенность является плюсом при студийной съемке предметов. Большое фокусное расстояние и высокая светосила позволяют уменьшать глубину резкости, оставив в фокусе какой-либо фрагмент объекта. Наряду со светосилой в характеристиках макрообъектива обычно указывается минимальная диафрагма, так как для многих сцен критичным параметром является глубина резкости.
На «художественные» свойства картинки влияет прежде всего оптическая схема. Некоторые объективы на любых диафрагмах рисуют жесткое изображение с высокой детализацией (среди них один из наиболее качественных и популярных — Tamron 90 mm f/2.8). Для съемки портретов, как правило, с успехом используют светосильные макротелевики. Прекрасными образами «портретной» макрооптики считаются Olympus 50 mm f/2 и Sigma 150 mm f/2.8. Эти объективы на открытых диафрагмах работают значительно мягче.
МДФ | Увеличение | Конструкция | Габариты | Фильтры | Примечания | |
---|---|---|---|---|---|---|
Canon EF-S 60 mm f/2.8 Macro USM | 0,2 м | 1x | 12 линз в 8 группах | 73 x 70 мм, 335 г | 52 мм | для цифровых камер (кроп 1,6х) |
Canon EF 100 mm f/2.8 | 0,31 м | 1x | 12 линз в 8 группах | 79 x 119 мм, 600 г | 58 мм | ультразвуковой мотор (USM) |
Canon EF 180 mm f/3.5 L Macro USM | 0,48 м | 1x | 14 линз в 12 группах | 82,5 x 186,5 мм, 1100 г | 72 мм | один из лучших в линейке Canon |
60 mm f/2.8D AF Micro-Nikkor | 0,22 м | 1x | 8 линз в 7 группах | 70 x 74,5 мм, 440 г | 62 мм | очень резкий |
105 mm f/2.8G AF-S VR Micro-Nikkor | 0,31 м | 1x | 14 линз в 12 группах | 83 x 116 мм, 720 г | 62 мм | встроенный стабилизатор (VR) |
200 mm f/4D ED-IF AF Micro-Nikkor | 0,50 м | 1x | 13 линз в 8 группах | 76 x 104,5, 1190 г | 62 мм | для съемки мелкой живности |
Olympus Zuiko Digital 35 mm f/3.5 | 0,15 м | 1x | 6 линз в 6 группах | 71 x 53 мм, 165 г | 52 мм | резкий, дешевый, компактный |
Olympus Zuiko Digital ED 50 mm f/2 | 0,24 м | 0,52x | 11 линз в 10 группах | 71 x 61,5 мм, 300 г | 52 мм | красивый рисунок |
Pentax D FA Macro 50 mm f/2.8 | 0,2 м | 1x | 8 линз в 7 группах | 67,5 x 60 мм, 265 г | 49 мм | редкий объектив |
Pentax D FA Macro 100 mm f/2.8 | 0,3 м | 1x | 9 линз в 8 группах | 67,5 x 80,5 мм, 345 г | 49 мм | аналог Tokina 100 mm |
SAL-50M28 50 mm f/2.8 | 0,2 м | 1x | 7 линз в 6 группах | 71,5 x 60 мм, 295 г | 55 мм | сложно найти в продаже |
SAL-100M28 100 mm f/2.8 | 0,35 м | 1x | 8 линз в 8 группах | 75 x 98,5 мм, 505 г | 55 мм | дорогой, резкий |
Sigma Macro 50 mm F2.8 EX DG | 0,19 м | 1x | 10 линз в 9 группах | 71,5 x 66,5 мм, 315 г | 55 мм | недорогой, но качественный |
Sigma Macro 105 mm f/2.8 EX DG | 0,31 м | 1x | 11 линз в 10 группах | 55,2 x 102,9 мм, 470 г | 58 мм | приятный рисунок |
Sigma APO Macro 150 mm f/2.8 EX DG HSM | 0, 38 м | 1x | 16 линз в 12 группах | 80,5 x 142,4 мм, 920 г | 72 мм | красивый рисунок |
Tamron AF SP 90 mm f/2.8 Di Macro | 0,29 м | 1x | 10 линз в 9 группах | 71,5 x 97 мм, 405 г | 55 мм | резкий и недорогой |
Tokina ATX PRO D AF 100 mm f/2.8 Macro | 0,3 м | 1x | 9 линз в 8 группах | 73 x 95 мм, 540 г | 55 мм | резкий, солидный |
Спасибо Вам огромное!
Здравствуйте! Во-первых, ГРИП будет зависеть только от масштаба съёмки и установленной диафрагмы. Смена объектива приведет Вас лишь к увеличению дистанции съёмки для сохранения того же масштаба. Если прежний объектив по резкости устраивает, то смысла замены нет.
Переход на D5600 даст прирост детализации. Его легко посчитать. Разрешение будет в полтора раза выше. Примечательно, что если Вы занимаетесь выкадровокой при макросъёмке, то полный кадр Вам ничем не поможет. Просто придётся сильнее кадрировать.
Подскажите пожалуйста. Хочу приобрести пару: D5600 + Tamron SP 90mm f/2.8 Di Macro 1:1 VC USD(F017)Nikon F. для съемки минералов. Очень важно для меня максимальная резкость, чтобы вырезать части снимка в хорошем качестве. Сейчас имею D5100 + Nikon 40mm f/2.8G AF-S DX.
Существенно ли я повышу детализацию картинок переходя на D5600?
Значительна ли разница в детализации картинок у Nikon 40mm и Tamron 90mm при их использование на D5600/5300/3400?
Имеет ли смысл покупать Tamron 90mm для APS-C в погоне за большим разрешением (ГРИП тоже не мало важен) или всё таки для реализации его разрешения необходим ФФ?
Да, объектив и камера полностью совместимы. Если нужен именно поворотный экран, то D5300 подойдет лучше.
Спасибо огромное за подсказку.
А еще уточнить можете - если предположить, что у меня есть еще чуть-чуть лишних денег и мне хотелось бы чуть более функциональный фотоаппарат (так сказать, "на вырост"). ;-)
Могу ли я с указанным Вами макрообъективом Nikon AF-S DX Micro NIKKOR 40mm f/2.8G использовать фотоаппарат не D3400, а например Nikon D5300 Kit???
(просто я на инвалидной коляске передвигаюсь, и мне не всегда удобно при съемке сверху смотреть свысока - желателен был поворотный ЖК-дисплей... ну и вход под внешний микрофон для видеозаписи был бы нелишним совсем тогда уж...).
Nikon D5300 подойдет для такой макросъемки с указанным Вами макрообъективом???
У него не возникнет никаких нестыковок с этим макрообъективом (мне как раз нужно, чтобы некоторые мелкие элементы 2х2см в центре кадра были очень резкими и детализированными)???
Еще раз благодарю заранее за помощь!)
Посмотрите на камеры уровня Nikon D3400 и вот такой макрообъектив: https://prophotos.ru/review...
Доброго времени суток!
Подскажите, пожалуйста, качественную фотокамеру (из недорогих), которую можно купить в 2018 году для следующей макросъемки в помещении:
1) Максимальный размер снимаемой поверхности - примерно 25 х 25 см.
2) Нужна высокая детализация и резкость нескольких неподвижных на указанной поверхности объектов размерами от 2х2 до 2х4 см каждый.
3) Объектив могу удалять/приближать на любое расстояние, какое нужно. Свет тоже могу сделать любой (если подскажете, еще лучше будет).
Сейчас задачи личные, но в последующем думаю, что под эти параметры можно будет еще иногда использовать под фото некрупных товаров для интернет-магазинов.
Заранее благодарен, если кто поможет новичку.)
Спасибо за наглядный пример.
Вот кадр, снятый макрообъективом 50 мм с тремя удлинительными макрокольцами длиной 12, 20 и 36 мм: http://img-fotki.yandex.ru/.... как видно - на кадре помещается объект 17 мм длины. А вот тот же объектив без колец М1:1 http://img-fotki.yandex.ru/... - линеечка удлинилась до примерно 23 мм. Не такое уж и великое изменение масштаба при увеличении длины . Мехов, ещё больше увеличивающих расстояние между объективом и камерой, у меня нет. Так что вот все доступные мне инструменты.
Стандартная суммарная длина колец около 76 мм. Считайте так, что с этим набором Вы сможете снимать в масштабе 1:1 объективом 75 мм, а если соорудить комплект из двух типов колец и обернуть объектив, то масштаб будет бОльшим . А объектив в 35мм Макро с кольцами даст Вам ещёбольшее увеличение. Вот ссылка на магазины, где можно найти макрокольца для Никонов http://yandex.ru/yandsearch...
Кстати, хочу пожаловаться на то, что через дисплей, поставленный перпендикулярно камере, и повернутый на 90 градусов, я лично совершенно не могу снимать - не понятно, куда камеру то крутить? И первое движение, конечно, не туда, не в ту сторону. Как когда первый раз оказываешься перед зеркалом и пытаешься дотянуться в труднодоступное место. Так что поворотный дисплей - это здорово, но иногда не помогает...
Сапсибо Георгий!
Вот теперь все понятно уменьшение дистанции фокусировки это сущая ерунда ведь не только же пугливых стрекоз снимать собираемся есть еще что можно интересного в макросъемке найти! А опыт наблюдения за стрекозами еще с детства немалый присутствует. И с аберациями и со светом надеюсь тоже справимся.
Главное что было увеличение супер реальное!!!
Пожелайте нам удачи, пока!
Нет, мы не торгуем фототехникой. Мы о ней пишем:) Ищите удлинительные макрокольца под ваш байонет. Производитель не важен — в конеце концов это просто железка. Главное — под ваш байонет. С 70/2,8 должны дать адекватный результат. Но сразу предупреждаю: дистанция фокусировки сильно уменьшится (собственно, за счет этого и достигается увеличение масштаба съемки). Я снимал стрекоз с 80-мм объективом и макрокольцами. Это реально, но требует некоторого опыта в наблюдении насекомых, знания их повадок и поведения.
Тут хотелось бы услышать от вас мудрый совет что именно на мои объективы точнее на какой то из них и какое приспособление пошло бы лучше всего. Или тоесть вы советуете нам на 70 мм сигму макро поставить макрокольца! Вот и Спасибо Вам большое.... Я тоже понимаю что при большем увеличении не избежать потерь разного рода но этот будет уже зависеть от своего опыта. Тут ведь главное не ошибиться в начале этого пути в выборе того какое приспособление опираясь на ваш опыт будет лучшим для моей 70 мм сигмы тоесть получается макрокольца!
У вас на сайте можно такие заказать?
Спасибо!
Паук снят в масштабе близком к 1:1. Фото с мухой — это уже ближе к 2:1. Какое приспособление использовать — придется решить вам самостоятельно, методом проб и ошибок. Каждое из них имеет свои плюсы и минусы. Мкролинзы очень сильно увеличивают уровень аберраций, добавляют нерезкость по краю кадра. Телеконвертер сильно крадет резкость и светосилу. Макрокольца при условии съемки на очень резкий объектив могут дать достаточно качественный результат. Но потери света будут также ощутимыми. Использование перевертыша — непростой технический прием, к которому еще нужно привыкнуть. Ну и что касается приведенного Вами списка оборудования: к макросъемке 50 mm f 1,8 Nikor и 17-50 mm f 2,8 Sigma не имеют никакого отношения!
Да наш 70 мм макро.но хтим с помощью этих приспособлений добиться на его базе еще больших увеличений в разы, http://prophotos.ru/lessons... в этой ссылки есть фото мухи и паука, вот как то так наверное...!
А Ваша сигма 70 разве уже не макрушник с увеличением 1:1 ?
Возможно Вы правы насчёт веса в руках при макосъемке. То что у Вас Сонька - это всё объясняет, у меня тоже сонька. Фирма давно не боится показаться кому-то несерьезной выпуская поворотные дисплеи в старших камерах, а вот другие еще мучаются и снимают прекрасное полевое макро на кэноны никоны и пентаксы выгибая в троё шею, либо ложась на землю... Тем не менее если пользоваться постоянно лайввью, то зеркало не нужно.
Сергей прошу вас в двух словах скажите пожалуйста что нужно купить и добавить к моим объективам из этих приспособлений (макрокольца, удлинители, конвекторы, соединители и т.д.) что бы получить как можно большее увеличение изображения на картинке или как говорят любители этого дела т.е. Макро-макро съемки что бы у стрекозы как говориться в одном месте аж волосинки видны были?!!
1. 50 mm f 1,8 Nikor
2. 70 mm f 2,8 Sigma
3. 17-50 mm f 2,8 Sigma
Спасибо!
Анна, здесь получается такая вот закономерность: При большом увеличении объектив отдаляется от объекта на расстояние, приближающееся к фокусному. При расстоянии, равном фокусному, объектив должен отъехать от матрицы на бесконечное расстояние - то-есть получится как бы съемка наоборот. После прохождения масштаба съемки 1:1 размеры изображения на матрице (пленке) увеличиваются очень "замедленно". Большее фокусное расстояние также не приведет Вас к увеличению размера изображения, а только к ещё большему отдалению объектива от фокальной плоскости (Матрицы, пленки). Результат можно получить с МЕНЬШИМ фокусным расстоянием, отодвигая объектив с помощью колец, как можно дальше от матрицы. При этом объект приблизится к объективу на примерно фокусное расстояние. Объектив 35мм макро может Вам в этом случае несколько улучшить результат. Но это улучшение может оказаться "съеденным" отвратительной глубиной резкости в доли миллиметра и потерей общей разрешающей способности объектива, не предназначенного для таких режимов.