Вверх

Обзор объектива Canon TS-E 135mm f/4L MACRO

Дата публикации: 23.01.2018

Опыт съёмки на Canon TS-E 135mm f/4L MACRO

Теперь давайте о главном — о съёмке. Распространённая ошибка начинающих предметных фотографов заключается в увеличении значения диафрагмы без учёта эффекта дифракции. Последний представляет собой эффект огибания волнами света препятствий, в случае фотографии — лепестков диафрагмы. Из-за него при значительном закрытии диафрагмы изображение теряет детализацию. Обычно дифракция начинает проявляться с диафрагмы f/16, а на многомегапиксельных камерах может быть заметна на f/11.

Так выглядела настройка объектива при съёмке кадров ниже.

Так выглядела настройка объектива при съёмке кадров ниже.

Фотограф, снимая небольшой предмет, видит проблему в малой ГРИП, закрывает диафрагму и в итоге получает не очень качественное изображение. При использовании наклона оси у нас появляется возможность расположить ГРИП так, чтобы в неё входил весь объект. Особенно сильно это проявляется в фуд- и ювелирной съёмке.

С наклоном оптической оси. Томаты по всей плоскости находятся в резкости.

С наклоном оптической оси. Томаты по всей плоскости находятся в резкости.

Canon EOS 5D Mark IV / TS-E 135mm f/4L MACRO УСТАНОВКИ: ISO 100, F16, 1/200 с, 135.0 мм экв.
Без наклона. Томаты, которые находятся дальше от объектива, выпадают из зоны ГРИП.

Без наклона. Томаты, которые находятся дальше от объектива, выпадают из зоны ГРИП.

Canon EOS 5D Mark IV / TS-E 135mm f/4L MACRO УСТАНОВКИ: ISO 100, F16, 1/200 с, 135.0 мм экв.

Тут был выполнен наклон в вертикальном положении для получения резкого среза томата.

С наклоном оптической оси.

С наклоном оптической оси.

Canon EOS 5D Mark IV / TS-E 135mm f/4L MACRO УСТАНОВКИ: ISO 100, F16, 1/200 с, 135.0 мм экв.
Без наклона.

Без наклона.

Canon EOS 5D Mark IV / TS-E 135mm f/4L MACRO УСТАНОВКИ: ISO 100, F16, 1/200 с, 135.0 мм экв.

Что касается сдвига оптической оси, то здесь не всё так однозначно, как у широкоугольных объективов. Дело в том, что чем больше фокусное расстояние, тем меньше проявляется «завал» вертикалей, что делает не столь заметным эффект сдвига.

Первый снимок сделан без сдвига, второй — со сдвигом:

Canon EOS 5D Mark IV / TS-E 135mm f/4L MACRO УСТАНОВКИ: ISO 200, F16, 1/160 с, 135.0 мм экв.
Canon EOS 5D Mark IV / TS-E 135mm f/4L MACRO УСТАНОВКИ: ISO 200, F16, 1/160 с, 135.0 мм экв.

Как видите, разница незначительная. Едва заметные искажения вертикалей несложно поправить в конвертере. Но всё же такая коррекция может снизить разрешение кадра. А качественный тилт-шифт позволяет не допустить даже минимальной потери детализации и при этом выравнивает перспективные искажения. Однако это особенность фокусного расстояния в 135 мм. При 90 мм или меньших значениях разница была бы огромной!

В примере ниже я применил наклон оптической оси, чтоб зажимы попали в резкость.

С применением сдвига и наклона оптической оси.

С применением сдвига и наклона оптической оси.

Canon EOS 5D Mark IV / TS-E 135mm f/4L MACRO УСТАНОВКИ: ISO 200, F16, 1/160 с, 135.0 мм экв.
Использованные настройки объектива.

Использованные настройки объектива.

Сравните эти снимки на большом увеличении. Но раз изменения незначительные, то какой смысл в этом объективе? Поверьте, если в техническом задании будет сказано, что в резкость должны попасть несколько объектов, без такой оптики не обойтись. Опытный предметный фотограф подумает о фокус-стекинге. Да, это работает, но только в статичных сюжетах. А если у нас в кадре две модели? Поэтому переходим от предметной к бьюти-съёмке!

Наиболее распространённой проблемой при съёмке бьюти является невозможность вместить все необходимые объекты в зону ГРИП. К примеру, ювелирные украшения, элементы макияжа, несколько моделей. Необходимость смещения плоскости ГРИП возникает регулярно, и диафрагму тут просто так не зажмёшь — первыми эффект дифракции «съедает» волосы.

Canon EOS 5D Mark IV / TS-E 135mm f/4L MACRO УСТАНОВКИ: ISO 200, F13, 1/160 с, 135.0 мм экв.

Попробуйте разместить двух моделей таким образом и сделать кадр, на котором в фокусе глаза каждой из них. Так, как на этом снимке.

Canon EOS 5D Mark IV / TS-E 135mm f/4L MACRO УСТАНОВКИ: ISO 200, F13, 1/160 с, 135.0 мм экв.

Довольно частое требование рекламного агентства — «основные элементы должны быть в фокусе». В этом случае со снимком проще работать, его легче размещать на рекламных материалах большого формата.

Сравните два снимка ниже с наклоном оптической оси и с классическим фокусом на глазах. На первом глаза и губы в ГРИП, а на втором только один глаз. К сожалению, снять с таким эффектом и на таком фокусном расстоянии макро не позволит ни один объектив. Конечно, можно использовать меха для объективов. Но меха, которые имеют схожий функционал, для DSLR производятся только одной компанией, и их цена приближается к половине стоимости тестируемого объектива. И не будем забывать, что новинка позволяет наклонять ось без потери качества картинки. А вот установленный на меха объектив практически всегда не рассчитан на подобное использование. Риск потери резкости при этом весьма высок.

Благодаря поворотному механизму объектива (как для сдвига, так и для наклона), у нас есть возможность осуществлять наклон ГРИП по диагонали, что и было выполнено в этих снимках.

Canon EOS 5D Mark IV / TS-E 135mm f/4L MACRO УСТАНОВКИ: ISO 200, F14, 1/160 с, 135.0 мм экв.
Canon EOS 5D Mark IV / TS-E 135mm f/4L MACRO УСТАНОВКИ: ISO 200, F14, 1/160 с, 135.0 мм экв.

При съёмке макро-бьюти модель постоянно уходит из фокуса, так как она и фотограф двигаются. Можно посадить модель на стул и разместить камеру на штативе. В этом случае в фокус получится попадать чаще. Однако управлять положением камеры не так удобно, и тут вам поможет сдвиг оптической оси. Возможно, это не совсем запланированная возможность, но очень полезная. Просто крутите регулятор сдвига оси по вертикали и меняйте кадрирование.

Ещё пример наклона и сдвига оптической оси для попадания глаз и губ в ГРИП.

Canon EOS 5D Mark IV / TS-E 135mm f/4L MACRO УСТАНОВКИ: ISO 200, F14, 1/160 с, 135.0 мм экв.
Дата публикации: 23.01.2018
Комментировать
Главы:1234
Предыдущая главаДалее «Выводы»

Серия статей

Развернуть весь список
C01b6e7f 8759 44c2 aec1 eb11852628a2