Опыт съёмки на Canon TS-E 135mm f/4L MACRO
Теперь давайте о главном — о съёмке. Распространённая ошибка начинающих предметных фотографов заключается в увеличении значения диафрагмы без учёта эффекта дифракции. Последний представляет собой эффект огибания волнами света препятствий, в случае фотографии — лепестков диафрагмы. Из-за него при значительном закрытии диафрагмы изображение теряет детализацию. Обычно дифракция начинает проявляться с диафрагмы f/16, а на многомегапиксельных камерах может быть заметна на f/11.
Фотограф, снимая небольшой предмет, видит проблему в малой ГРИП, закрывает диафрагму и в итоге получает не очень качественное изображение. При использовании наклона оси у нас появляется возможность расположить ГРИП так, чтобы в неё входил весь объект. Особенно сильно это проявляется в фуд- и ювелирной съёмке.
С наклоном оптической оси. Томаты по всей плоскости находятся в резкости.
Без наклона. Томаты, которые находятся дальше от объектива, выпадают из зоны ГРИП.
Тут был выполнен наклон в вертикальном положении для получения резкого среза томата.
С наклоном оптической оси.
Без наклона.
Что касается сдвига оптической оси, то здесь не всё так однозначно, как у широкоугольных объективов. Дело в том, что чем больше фокусное расстояние, тем меньше проявляется «завал» вертикалей, что делает не столь заметным эффект сдвига.
Первый снимок сделан без сдвига, второй — со сдвигом:
Как видите, разница незначительная. Едва заметные искажения вертикалей несложно поправить в конвертере. Но всё же такая коррекция может снизить разрешение кадра. А качественный тилт-шифт позволяет не допустить даже минимальной потери детализации и при этом выравнивает перспективные искажения. Однако это особенность фокусного расстояния в 135 мм. При 90 мм или меньших значениях разница была бы огромной!
В примере ниже я применил наклон оптической оси, чтоб зажимы попали в резкость.
С применением сдвига и наклона оптической оси.
Сравните эти снимки на большом увеличении. Но раз изменения незначительные, то какой смысл в этом объективе? Поверьте, если в техническом задании будет сказано, что в резкость должны попасть несколько объектов, без такой оптики не обойтись. Опытный предметный фотограф подумает о фокус-стекинге. Да, это работает, но только в статичных сюжетах. А если у нас в кадре две модели? Поэтому переходим от предметной к бьюти-съёмке!
Наиболее распространённой проблемой при съёмке бьюти является невозможность вместить все необходимые объекты в зону ГРИП. К примеру, ювелирные украшения, элементы макияжа, несколько моделей. Необходимость смещения плоскости ГРИП возникает регулярно, и диафрагму тут просто так не зажмёшь — первыми эффект дифракции «съедает» волосы.
Попробуйте разместить двух моделей таким образом и сделать кадр, на котором в фокусе глаза каждой из них. Так, как на этом снимке.
Довольно частое требование рекламного агентства — «основные элементы должны быть в фокусе». В этом случае со снимком проще работать, его легче размещать на рекламных материалах большого формата.
Сравните два снимка ниже с наклоном оптической оси и с классическим фокусом на глазах. На первом глаза и губы в ГРИП, а на втором только один глаз. К сожалению, снять с таким эффектом и на таком фокусном расстоянии макро не позволит ни один объектив. Конечно, можно использовать меха для объективов. Но меха, которые имеют схожий функционал, для DSLR производятся только одной компанией, и их цена приближается к половине стоимости тестируемого объектива. И не будем забывать, что новинка позволяет наклонять ось без потери качества картинки. А вот установленный на меха объектив практически всегда не рассчитан на подобное использование. Риск потери резкости при этом весьма высок.
Благодаря поворотному механизму объектива (как для сдвига, так и для наклона), у нас есть возможность осуществлять наклон ГРИП по диагонали, что и было выполнено в этих снимках.
При съёмке макро-бьюти модель постоянно уходит из фокуса, так как она и фотограф двигаются. Можно посадить модель на стул и разместить камеру на штативе. В этом случае в фокус получится попадать чаще. Однако управлять положением камеры не так удобно, и тут вам поможет сдвиг оптической оси. Возможно, это не совсем запланированная возможность, но очень полезная. Просто крутите регулятор сдвига оси по вертикали и меняйте кадрирование.
Ещё пример наклона и сдвига оптической оси для попадания глаз и губ в ГРИП.