Качество изображения. Выводы
Для тестирования этого объектива мы использовали крайне требовательную к резкости камеру — Sony ILCE-7RM2. Её матрица имеет разрешение 42 миллиона пикселей и вдобавок к этому лишена противомуарного фильтра для достижения более высокой детализации. Однако с первых кадров стало ясно: Sony SEL70300G справляется со столь высокими требованиями даже при съёмке на открытой диафрагме. Объектив явно отличается по качеству картинки от многих собратьев с похожими характеристиками.
Использование открытой диафрагмы у Sony FE 70-300mm f/4.5-5.6 G OSS — это суровая необходимость. Большое фокусное расстояние и высокое разрешение матрицы требуют применения коротких выдержек. Из-за движения объекта в кадре смаз легко получить даже на 1/300 секунды при максимальном фокусном расстоянии. Поэтому безопаснее использовать выдержки от 1/500 и короче. Но при светосиле f/5.6 это часто приводит к повышению ISO. Возможность прикрыть диафрагму появляется у фотографа только в солнечный день.
Проведём наш обычный тест резкости, снимая один и тот же сюжет на всех значениях диафрагмы.
Резкость в положении 70 мм
В короткофокусном положении при диафрагме f/4.5 объектив даёт высокую резкость по всему полю кадра. На снимке легко различимы мельчайшие детали. Есть лишь очень слабое падение резкости по краям снимка. Прикрытие диафрагмы до f/5.6 незначительно увеличивает детализацию. И даже при f/8 ситуация практически не меняется: высокая резкость по центру была достигнута ещё на открытой диафрагме. Края кадра традиционно уступают центру в детализации, но всё равно остаются резкими. Такая же ситуация сохраняется и при f/11, и при f/16. На f/22 становится заметно падение резкости из-за дифракции.
Резкость в положении 300 мм
Выбирая телевик, фотограф гораздо чаще снимает на максимальном фокусном расстоянии. Поэтому резкость на 300 мм куда важнее! Но и здесь объектив не ударяет в грязь лицом. Ситуация полностью повторяется: уже на открытой диафрагме достигается детализация, достаточная для разрешения 42-мегапиксельной матрицы. Дальнейшее диафрагмирование не приводит к увеличению резкости, поскольку максимум уже достигнут.
Бликозащита
Я люблю снимать телевиком против солнца. Мне нравятся контрастные силуэты, блики в кадре. И этому объективу я устроил суровое испытание. Но Sony SEL70300G отлично справился. При попадании в кадр солнца падения контраста не происходит, засветок нет. Более того, за время теста объектив так и не поймал ни одного блика. Бленда во время тестирования не применялась.
Хроматические аберрации
Хроматические аберрации — бич телевиков. Но и эту болезнь объективов инженеры-оптики из Sony излечили. Даже при съёмке на открытой диафрагме в жёстком контровом свете хроматические аберрации шириной в несколько пикселей вы сможете найти лишь очень тщательно разглядывая увеличенный до 100% снимок в RAW. А в JPEG их и вовсе нет: аберрации легко подавляются программно в самой камере.
Боке
Не секрет, что многие фотографы используют телевик в качестве портретного объектива. Малая глубина резкости при съёмке с большим фокусным расстоянием обеспечена. Но нужно отметить, что по рисунку этот класс оптики традиционно уступает настоящим портретникам. Не стал исключением и Sony FE 70-300mm f/4.5-5.6 G OSS.
Его оптическая схема рассчитана таким образом, чтобы обеспечить минимальный уровень искажений и максимальную резкость, но не мягкость размытия. Совместить высокую резкость и прекрасное боке в одном объективе почти невозможно.
Боке не пестрит, в зоне нерезкости не образуется двоений. Однако из-за неравномерного заполнения каждого отдельного блика в зоне нерезкости боке не хватает мягкости и плавности, пластичности. Оно не раздражает, выглядит приятно глазу, но не более того. Использовать размытие зоны нерезкости как самостоятельный художественный прием с этим объективом не получится.
Оптический стабилизатор
Мы испытывали Sony FE 70-300mm f/4.5-5.6 G OSS на камере Sony ILCE-7RM2, оснащённой встроенным стабилизатором. Таким образом, два стабилизатора — в объективе и камере — работали одновременно, обеспечивая компенсацию смещений по пяти степеням свободы. И результат превзошёл все ожидания! Мы даже повторили тест на нескольких сюжетах. Если считать безопасной для съёмки с рук при 300 мм выдержку в 1/320 с, то система стабилизации обеспечила выигрыш более четырёх ступеней экспозиции!
Стабильно резкие кадры удавалось получить при съёмке с рук на 1/20 с, однако на приемлемую даже для крупноформатной печати резкость можно рассчитывать и при 1/10 с, делая несколько кадров подряд. В серии из нескольких снимков на 1/10 секунды точно будут резкие дубли. Это очень хороший результат для телевика!
Стабилизатор в объективе пригодится обладателям камер Sony, у которых нет встроенной системы стабилизации. В этом случае он также работает уверенно. Например, с требовательной к смазу Sony ILCE-7R нам удавалось получать резкие кадры на выдержках в 1/20 и даже 1/10 секунды, снимая с рук. Однако отметим, что эффективность стабилизации с подобными камерами все же чуть ниже.
Выводы
Sony FE 70-300mm f/4.5-5.6 G OSS не так прост, как кажется. Хоть объектив и обладает не слишком высокой светосилой, это представитель оптики высокого класса. Показательно, что даже на 42-мегапиксельной камере Sony SEL70300G резок с открытой диафрагмы. Он обеспечивает крайне низкий уровень хроматических аберраций, обладает превосходной бликозащитой, отлично держит контровый свет. Ещё одним плюсом этой модели является эффективный стабилизатор изображения. Во время тестирования нам удавалось получить резкие кадры с рук с выдержками 1/20 и даже 1/10 с. Стабилизатор объектива здорово выручает фотографа при съемке на камеры типа Sony ILCE-6300 или ILCE-7R, лишенные встроенной системы стабилизации. Неочевидным на первый взгляд достоинством FE 70-300mm f/4.5-5.6 G OSS является малая минимальная дистанция фокусировки. Она составляет всего 90 см, что позволяет проводить крупноплановую съёмку цветов и насекомых.
Sony FE 70-300mm f/4.5-5.6 G OSS — очень универсальный объектив. Мы рекомендуем его всем обладателям беззеркальных камер Sony в качестве длиннофокусного объектива на все случаи жизни. Из минусов можно отметить не слишком эффектное боке, а также солидные для беззеркальной системы размеры и вес. Во всём остальном Sony FE 70-300mm f/4.5-5.6 G OSS заслуживает лишь положительной оценки.
Плюсы:
- качественная сборка, отсутствие люфтов;
- быстрая автофокусировка;
- наличие лимитера дистанций фокусировки;
- малая минимальная дистанция фокусировки;
- эффективная система стабилизации;
- высокая резкость с открытой диафрагмы;
- крайне низкий уровень хроматических аберраций;
- отличная бликозащита.
Минусы:
- сравнительно большие габариты в разложенном состоянии;
- не выдающееся боке.