Качество изображения. Выводы
Опыт съёмки
Наверное, Sony SEL24F14GM оставил меньше всего вопросов по работе из всех объективов, которые прошли через нашу редакцию за 2018 год. Он по-хорошему «скучный»: простой профессиональный инструмент, который на все 100% отрабатывает своё предназначение.
Объектив прекрасно работает со стабилизатором в камере. Выдержки с рук до 1/8 с отрабатываются уверенно.
Сложность возникла лишь однажды, когда мы поставили объектив на Sony ILCE-7RM3 с версией прошивки 2.00: автофокус откровенно тупил. Для этого объектива камеру нужно перепрошить, чтобы она «узнала» новинку. Вуаля: с прошивкой 2.10 всё заработало как надо. Не забывайте обновлять прошивку ваших фотоаппаратов!
Фокусируется объектив быстро и почти беззвучно, слышно лишь лёгкое шуршание приводов внутри. Минимальная дистанция фокусировки средняя для таких объективов — 24 см (у объективов для зеркалок — 25 см). Но получить крупноплановое фото небольшого предмета с Sony SEL24F14GM вряд ли получится — максимальный масштаб съёмки всего х0,17. Всё же перед нами классический широкоугольник.
Сравнительно крупная ёлочная игрушка — такой сюжет ещё можно снять крупным планом. Более мелкие предметы — нет.
И ещё тут виден эффект дыхания, что может стать критичным для видеографов. При перефокусировке меняется масштаб изображения. Для фотографов менее значимо и может помешать, разве что, при съемке стэкинга.
В остальном работать с этим объективом — одно удовольствие: он очень универсален и, если можно так сказать, пластичен. Это понятная оптика, которая позволяет снимать сразу так, как видишь и как хочешь видеть. Мы почти не обрабатывали снимки: немного подкрутили экспозицию, убрали света, подтянули тени, цветовую температуру. Большинство кадров сделано на открытой или чуть прикрытой диафрагме, и вот почему…
Качество изображения
Что мы ждём от широкоугольника? Прежде всего — резкости, ведь такие объективы обычно используются в пейзажной или репортажной съёмке. Ну что же, ставим камеру на штатив, открываем диафрагму, поехали!
42 мегапикселя матрицы ILCE-7RM3 оказываются вполне по зубам SEL24F14GM! Мельчайшие детали кирпичной кладки собора отчётливо читаются в центре кадра. И лишь по краю снимка и в углах мы видим падение детализации, но его нельзя назвать катастрофическим. Разница с центром чувствуется, но кладка кремлёвской стены также различима на снимке. Незначительные следы хроматических аберраций присутствуют лишь в углу кадра на лампе фонаря. Виньетирование есть. Но тут самое время вспомнить: мы снимаем при f/1,4 на 42-мегапиксельную камеру!
Закроем диафрагму до f/2. Сразу бросается в глаза значительное снижение виньетирования. Визуально резкость также увеличивается: в центре новых деталей не появляется, но микроконтраст возрастает. Небольшой след хроматической аберрации остаётся только на одном, самом ярком фонаре в углу снимка. При f/2,8 виньетирование уходит практически полностью, а на f/4 картинка становится не просто резкой, а очень резкой по всему полю кадра.
Диафрагма f/5,6 добавляет совсем немного детализации в самых углах снимка, и теперь к резкости не придерётся даже самый требовательный критик. Вокруг источников света начинают появляться лучики — переотражения от лепестков диафрагмы. Лепестков здесь 11, а лучиков — в два раза больше, так что на звёздочки это не очень похоже. При f/8–11 ничего принципиально не меняется в качестве изображения, а при f/16 детализация снижается из-за дифракции. Сильнее закрыть диафрагму нельзя.
Объектив отличается высоким контрастом и отлично держит контровый свет. Засветок, падения контраста и бликов не образуется даже в жёстких условиях. Хроматические аберрации также прекрасно скомпенсированы и не докучают фотографу. Их отдельные следы можно найти только при 100% увеличении RAW-файлов, снятых на открытой диафрагме.
Но вот что действительно удивило, так это боке! Обычно красивое размытие фона не является отличительной чертой широкоугольной оптики. Здесь же мы видим правильное «голливудское» боке с чётко очерченными бликами в зоне размытия, с плавным переходом в нерезкость.
Каждый блик имеет равномерное заполнение без «луковых колец». За счёт высокой светосилы размытие получается сильным на крупноплановых снимках и довольно заметным даже на поясных портретах. Фотограф может гибко работать с глубиной резкости.
Sony SEL24F14GM имеет отлично исправленную геометрию кадра. Если при конвертации RAW применить соответствующий профиль, изображение изменится настолько незначительно, что при попарном сравнении снимков разницы и не заметить. Запишем этот плюс в уже переполняющуюся копилку достоинств объектива и перейдём к выводам.
Выводы
Sony FE 24mm f/1.4 GM выделяется из всей линейки оптики G Master — нет, не качеством: он очень резок, контрастен, обладает правильным и красивым боке. Но этот объектив существенно меньше и легче своих сородичей, выигрывает в весе и габаритах и у конкурентов из мира зеркальных фотоаппаратов. С ним разработчикам удалось ещё раз напомнить о преимуществе беззеркальных камер.
Объектив получился очень универсальным. Благодаря полностью рабочей открытой диафрагме, он подойдёт и для репортажа с недостаточным освещением, и для художественных съёмок с размытым фоном — боке на удивление приятное для широкоугольника.
Если же нужно беспрецедентно высокое качество картинки для пейзажа, просто чуть-чуть прикройте диафрагму, чтобы и края, и углы снимка «зазвенели» от резкости. Работа в контровом свете не вызывает вопросов: бликов и засветок не образуется, уровень хроматических аберраций крайне низок.
SEL24F14GM подойдёт не только фотографам, но и видеографам: фокусируется он плавно и почти бесшумно, диафрагмой можно управлять бесступенчато. И лишь заметный эффект дыхания при фокусировке можно отнести к условным минусам этой модели.
Плюсы:
- высокая резкость, начиная с открытой диафрагмы;
- отличная бликозащита;
- очень низкий уровень хроматических аберраций;
- отсутствие геометрических искажений;
- правильное и красивое боке;
- пыле- и влагозащищённый корпус;
- кольцо управления диафрагмой на объективе;
- программируемая кнопка на объективе;
- небольшой размер и вес для этого класса оптики.
Минусы:
- виньетирование на открытой диафрагме;
- присутствует эффект дыхания.