Съёмка на SEL1635GM. Качество изображения. Выводы
Объектив в работе
Sony FE 16-35mm F2.8 GM из тех объективов, про которые написать много не получится. Как и положено профессиональной технике, он просто выполняет поставленные задачи, никак не проявляя своего характера в процессе съёмки.
Фокусировка происходит быстро и практически бесшумно, звук работы приводов можно уловить только в полной тишине. Скажем больше: даже открытие и закрытие диафрагмы слышны лучше, чем работа автофокуса.
Из важных особенностей SEL1635GM, которые проявляются во время работы, я бы хотел отметить разве что малую дистанцию фокусировки. Она составляет 28 см от плоскости матрицы: здесь паритет с самыми сильными условными конкурентами из других систем. За время теста ни разу не было такого, что объектив не захотел или не смог сфокусироваться на объекте. Промахов по фокусу по вине техники не было ни разу.
Конечно, жаль, что эта модель не оборудована системой стабилизации. Однако и конкуренты этого предложить не могут: стабилизация есть только у менее светосильных широкоугольников. Но в ходе нашего теста мы смело снимали с рук на увеличенных выдержках, вплоть до ⅙ с. Стабилизатор в камере Sony ILCE-7RM2 вполне справляется с такой задачей.
Качество изображения. Резкость
Перейдём к самому интересному! Чего ждёт фотограф от сверхширокоугольника? Прежде всего, резкости. Итак, сразу ставим фокусное расстояние 16 мм и начинаем снимать тестовые кадры на всех значениях диафрагмы. Мы используем 42-мегапиксельную камеру ILCE-7RM2, матрица которой лишена противомуарного фильтра, то есть может максимально раскрыть возможности хорошего объектива.
На открытой диафрагме по центру кадра резкость просто великолепная. Попробуйте прочитать номер дома и название набережной на здании справа. На крыше этого здания также нетрудно обнаружить муар — явный признак того, что объектив полностью разрешает матрицу. По углам кадра детализация ниже, чем в центре. Но назвать углы и края «мыльными» не получится: картинка довольно резка в том числе для крупноформатной печати. А из видимых дефектов изображения можно отметить лишь виньетирование, которое ярко выражено на открытой диафрагме в RAW.
Впрочем, если прикрыть диафрагму на ступень, ситуация с качеством картинки стремительно превращается из очень хорошей в почти идеальную: виньетирование резко снижается, а детализация по периферии возрастает. Идеал достигается при f/5.6 и сохраняется при f/8.
При f/11 на 42-мегапиксельной матрице уже начинает сказываться дифракция на отверстии диафрагмы. Если визуально резкость от этого почти не страдает, то муар начинает уходить. Это явный признак снижения разрешения. При f/16 и f/22 вполне логично происходит некоторое снижение детализации из-за дифракции.
А теперь выкрутим зум на полную и посмотрим, как работает объектив на 35 мм. С резкостью ситуация повторяется: она очень высокая в центре кадра и просто высокая по краям. Виньетирование на 35 мм существенно ниже. А при f/4 картинка уже близка к идеальной. Дальнейшее диафрагмирование может потребоваться только для увеличения ГРИП. Но будьте осторожны с многомегапиксельными камерами: дифракция начинает вредить фотографу уже на f/16.
Хроматические аберрации
На подавляющем большинстве снимков хроматических аберраций вы не увидите. Объясняется это просто. Во-первых, сам объектив прекрасно справляется с ними. Даже на самых провокационных сюжетах их уровень крайне мал даже в RAW, открытом в стороннем конвертере.
Во-вторых, если вы смотрите JPEG или открываете RAW в одном из продуктов Adobe, то хроматические аберрации будут дополнительно подавлены программно.
Однако на одном из сюжетов в нашей тестовой съёмке хроматические аберрации мы всё же нашли: они в незначительных количествах видны на единичных источниках света, находящихся чуть в расфокусе. И только при фокусном расстоянии 16 мм и f/2,8. В JPEG их уровень даже здесь крайне низок, ищите их только в RAW. И скажем так: это худшее, что вы можете ожидать от SEL1635GM. На других сюжетах все будет в полном порядке. При 35 мм их нет в RAW на открытой диафрагме.
Боке
Казалось бы, сверхширокоугольник и боке — понятия несовместимые. Но только не в случае G Master. Видимо, реализовать красивое и мягкое размытие было делом принципа для разработчиков этого объектива. И им это удалось. Размытие не выглядит агрессивным.
Блики лишены жёсткой каёмки, хотя их заполнение не всегда однородно в широкоугольном положении зума. Зато в положении 35 мм вы можете смело работать с размытым фоном, получая художественные и выразительные кадры.
Фото: Павел Огородников
Контровый свет
Sony FE 16-35mm F2.8 GM уверенно держит контровый свет, не допуская значительного падения контраста и засветок.
Однако очень яркие источники в кадре могут спровоцировать появление одиночных бликов. Обычный фонарь или прожектор, попавший в угол кадра, бликов не создает. Для того, чтобы «пробить» SEL1635GM, нужно что-то посерьезнее. При диафрагмировании вокруг источников света могут появляться характерные «звёздочки» — переотражения от лепестков диафрагмы.
Геометрические искажения
Дисторсии у SEL1635GM присутствуют, как бы нам ни хотелось от них избавиться полностью. Однако уровень этих искажений крайне мал. Чтобы увидеть дисторсию, необходимо расположить заведомо прямую линию непосредственно у края кадра по длинной стороне.
Если линия проходит по короткой стороне снимка, то дисторсия будет практически не видна.
Геометрия кадра исправлена в Adobe Photoshop применением профиля.
Кстати, одна галочка в Adobe Photoshop полностью вылечивает дисторсию. А учитывая её изначально низкий уровень, сокращения угла обзора и падения детализации при этом не происходит. Так что за геометрию объективу можно ставить пятёрку с очень маленьким минусом.
Выводы
Sony FE 16-35mm F2.8 GM — это ещё один удачный представитель линейки G Master от Sony. Резкий с открытой диафрагмы, с низким уровнем хроматических аберраций и геометрических искажений, с приятным размытием фона. Объектив имеет быстрый и бесшумный автофокус, оснащён пыле- и влагозащищённым корпусом.
Из условных минусов, отделяющих SEL1635GM от абстрактного идеала, можно отметить лишь наличие виньетирования на открытой диафрагме, которое уходит при диафрагмировании. Однако в современном мире и виньетирование, и геометрические искажения (да, они тоже есть, но выражены крайне слабо) легко убираются одним кликом в RAW-конвертере без вреда для качества изображения.
И лишь цена SEL1635GM способна отпугнуть фотографа от приобретения этого замечательного объектива. Она несколько освежает и наводит на мысли о более доступном Sony Carl Zeiss Vario-Tessar T* FE 16-35mm f/4 ZA OSS (SEL1635Z). Стоит ли двукратная разница в цене ступени экспозиции и прироста в качестве картинки? Решать только фотографу.
Плюсы:
- высокая детализация с открытой диафрагмы;
- очень низкий уровень хроматических аберраций;
- низкий уровень геометрических искажений;
- хорошая работа в контровом свете;
- мягкое размытие фона;
- пыле- и влагозащищённый корпус;
- программируемая кнопка на корпусе;
- быстрый и практически бесшумный автофокус.
Минусы:
- виньетирование на открытой диафрагме;
- незначительные хроматические аберрации в RAW в некоторых конвертерах;
- цена.