Качество изображения Canon EF-S 17-55mm f/2.8 IS USM. Выводы
Стоимость Canon EF-S 17-55mm f/2.8 IS USM во много раз превосходит цену знакомого тысячам фотолюбителей «китового» объектива с фокусным расстоянием 18–55 мм. Что же получит фотограф за эти деньги? Мы решили дополнить наш тест «техническими» снимками, которые более наглядно проиллюстрируют преимущества этого объектива и, возможно, его слабые стороны. Начнём с самого актуального для большинства фотографов — с резкости.
Резкость и детализация
В широкоугольном положении объектив показывает высокую резкость уже на открытой диафрагме. Это касается практически всей площади кадра за исключением самых краёв. Падение детализации на периферии будет заметно лишь в пейзажной или технической прикладной съёмке, где открытая диафрагма используется нечасто. Также отметим позитивную ситуацию с виньетированием (затемнением углов снимка). Оно заметно в RAW, но его нельзя назвать сильным. В JPEG виньетирование исправляется в камере автоматически.
Canon EOS 77D / Canon EF-S 17-55mm f/2.8 IS USM Установки: ISO 100, F2.8, 1/2000 с, 17.0 мм
А что же происходит с прикрытием диафрагмы? На f/4 виньетирование в RAW существенно ослабевает. Детализация в центре незначительно увеличивается и достигает максимума для нашей 24-мегапиксельной камеры. Ситуация на периферии кадра также улучшается, но на самом краю некоторая нерезкость всё равно заметна при 100% увеличении. При f/5.6 виньетирование практически уходит. А при f/8 резкость самого края кадра можно назвать хорошей. Вся остальная площадь снимка заслуживает при этом отличной оценки.
Canon EOS 77D / Canon EF-S 17-55mm f/2.8 IS USM Установки: ISO 100, F4, 1/1000 с, 17.0 мм
Canon EOS 77D / Canon EF-S 17-55mm f/2.8 IS USM Установки: ISO 100, F5.6, 1/500 с, 17.0 мм
Canon EOS 77D / Canon EF-S 17-55mm f/2.8 IS USM Установки: ISO 100, F8, 1/250 с, 17.0 мм
Такая ситуация сохраняется до f/11, после чего общая детализация начинает снижаться по мере закрытия диафрагмы под влиянием дифракции. Это неизбежный процесс для любого объектива.
Canon EOS 77D / Canon EF-S 17-55mm f/2.8 IS USM Установки: ISO 100, F11, 1/125 с, 17.0 мм
Canon EOS 77D / Canon EF-S 17-55mm f/2.8 IS USM Установки: ISO 100, F16, 1/60 с, 17.0 мм
Canon EOS 77D / Canon EF-S 17-55mm f/2.8 IS USM Установки: ISO 100, F22, 1/30 с, 17.0 мм
Мы видим, что в широкоугольном положении объектив способен дать высокую резкость по большей площади кадра уже на открытой диафрагме f/2.8, а вся площадь становится резкой при f/8. Это хороший результат, который недостижим для бюджетных объективов.
Теперь переводим объектив в длиннофокусное положение 55 мм. Здесь ситуация в целом похожая. Диафрагма f/2.8 является рабочей. Резкость большей части кадра можно охарактеризовать как умеренно высокую. Виньетирование слабое в RAW и не заметно в JPEG. Падение детализации по периферии выражено слабо (обратите внимание на правый край кадра, который, в отличие от левого, полностью вошёл в ГРИП).
Canon EOS 77D / Canon EF-S 17-55mm f/2.8 IS USM Установки: ISO 100, F2.8, 1/4000 с, 55.0 мм
Диафрагмирование до f/4 существенно повышает детализацию. Резкость можно охарактеризовать как высокую по всей площади снимка. Дальнейшее диафрагмирование до f/5.6–8 сказывается преимущественно на левой части нашего тестового кадра, которая полностью входит в ГРИП и становится такой же резкой, как и правая. При f/8 предъявить какие-то претензии к качеству снимка очень трудно.
Canon EOS 77D / Canon EF-S 17-55mm f/2.8 IS USM Установки: ISO 100, F4, 1/3200 с, 55.0 мм
Canon EOS 77D / Canon EF-S 17-55mm f/2.8 IS USM Установки: ISO 100, F5.6, 1/1600 с, 55.0 мм
Canon EOS 77D / Canon EF-S 17-55mm f/2.8 IS USM Установки: ISO 100, F8, 1/800 с, 55.0 мм
Дальнейшее закрытие диафрагмы целесообразно лишь до f/11, потом начинается падение резкости из-за дифракции. В телеположении объектив отработал очень предсказуемо и хорошо, как и положено качественному зуму.
Canon EOS 77D / Canon EF-S 17-55mm f/2.8 IS USM Установки: ISO 100, F16, 1/200 с, 55.0 мм
Canon EOS 77D / Canon EF-S 17-55mm f/2.8 IS USM Установки: ISO 100, F22, 1/100 с, 55.0 мм
Боке
Высокая светосила объектива помогает более гибко работать с малой глубиной резкости. Боке — художественное размытие заднего и иногда переднего планов — мощный творческий приём, который доступен обладателям светосильной оптики.
Canon EOS 77D / Canon EF-S 17-55mm f/2.8 IS USM Установки: ISO 100, F2.8, 1/1600 с, 55.0 мм
Если вы снимаете с малой дистанции, то отделить главный объект от фона получится даже в широкоугольном положении объектива. Боке при этом получается в меру мягким: объекты в зоне размытия читаются, не теряя формы, но неприятных двоений и «чешуи» не образуется.
Canon EOS 77D / Canon EF-S 17-55mm f/2.8 IS USM Установки: ISO 100, F2.8, 1/2500 с, 17.0 мм
Если же использовать фокусное расстояние 55 мм, то степень размытия фона существенно увеличивается, а само боке заметно смягчается. Одиночные блики в зоне нерезкости не имеют ярко выраженной каёмки, заполнены равномерно, а зачастую их края смягчены, что характерно скорее для портретной оптики.
Canon EOS 77D / Canon EF-S 17-55mm f/2.8 IS USM Установки: ISO 100, F2.8, 1/1000 с, 55.0 мм
Canon EOS 77D / Canon EF-S 17-55mm f/2.8 IS USM Установки: ISO 100, F2.8, 1/1000 с, 55.0 мм
Такой характер размытия и высокая светосила позволяют выделять главный объект в кадре, приятно смягчая фон до состояния, когда он перестаёт читаться. Этот приём востребован, например, в портретной съёмке. Бюджетные зумы справляются с такой задачей несколько хуже: размывают фон существенно слабее и делают это не столь аккуратно.
Canon EOS 77D / Canon EF-S 17-55mm f/2.8 IS USM Установки: ISO 100, F2.8, 1/1600 с, 55.0 мм
Стабилизатор
Canon EF-S 17-55mm f/2.8 IS USM оснащён встроенным стабилизатором изображения, о чём говорят буквы IS в названии. Мы не раз убеждались в его эффективности, делая тесты камер с этим объективом. Поэтому здесь приведём лишь пару кадров, наглядно показывающих те возможности, которые дарит стабилизированная оптика.
Даже если выдержки при съёмке сравнительно короткие, стабилизатор помогает более уверенно работать системе автофокуса фотоаппарата, устраняя тряску в видоискателе. Если же света недостаточно, то фотограф может вручную увеличить выдержку, например, понизив ISO, и вести съёмку с рук со стабилизатором. Это не замена штативу, но в некоторых случаях стабилизатор обеспечивает вполне сопоставимые возможности.
В широкоугольном положении мне удавалось получать с рук резкие кадры с выдержкой до 1 с. Стабильно качественный результат, когда в серии более половины кадров были резкими, достигался при выдержках около 0,8 с, а это более четырёх ступеней экспозиции относительно критического значения!
Canon EOS 77D / Canon EF-S 17-55mm f/2.8 IS USM Установки: ISO 400, F3.2, 1/6 с, 40.0 мм
В длиннофокусном положении риск получить смаз на длинной выдержке, естественно, выше. Но и тут выигрыш составил более трёх ступеней выдержки.
Съёмка в контровом свете, хроматические аберрации
В штатной комплектации объектив поставляется без бленды. Поэтому, снимая с боковым светом, стоит быть осторожным. Падение косых лучей на линзы, когда солнце находится в углу кадра или за его пределами, способно вызвать падение контраста. Продающаяся отдельно бленда EW-83J может выручить в таких ситуациях.
Canon EOS 77D / Canon EF-S 17-55mm f/2.8 IS USM Установки: ISO 100, F2.8, 1/1000 с, 47.0 мм
Если солнце «заглянуло» в объектив, то также возможно появление бликов. Это неизбежно при использовании столь сложных оптических схем: 19 элементов в 12 группах! Но отдадим должное оптике: паразитных засветок не образуется, объектив не теряет контраст при прямом контровом свете.
Сильное диафрагмирование до f/22 чётче очерчивает блики и провоцирует появление 14 лучиков — переотражений от 7 лепестков диафрагмы. Лучики не появляются при умеренном диафрагмировании, и это явный плюс объектива. Фотограф может осознанно использовать их как творческий инструмент или избавиться от них, меняя значение диафрагмы.
На всех приведённых нами сюжетах хроматические аберрации выражены слабо. Ситуация одинакова и для широкоугольного, и для телеположения.
Canon EOS 77D / Canon EF-S 17-55mm f/2.8 IS USM Установки: ISO 200, F2.8, 1/2000 с, 17.0 мм
Canon EOS 77D / Canon EF-S 17-55mm f/2.8 IS USM Установки: ISO 200, F4, 1/1000 с, 17.0 мм
Canon EOS 77D / Canon EF-S 17-55mm f/2.8 IS USM Установки: ISO 200, F5.6, 1/500 с, 17.0 мм
Canon EOS 77D / Canon EF-S 17-55mm f/2.8 IS USM Установки: ISO 200, F8, 1/320 с, 17.0 мм
Canon EOS 77D / Canon EF-S 17-55mm f/2.8 IS USM Установки: ISO 200, F11, 1/125 с, 17.0 мм
Canon EOS 77D / Canon EF-S 17-55mm f/2.8 IS USM Установки: ISO 200, F16, 1/80 с, 17.0 мм
Canon EOS 77D / Canon EF-S 17-55mm f/2.8 IS USM Установки: ISO 200, F22, 1/30 с, 17.0 мм
Canon EOS 77D / Canon EF-S 17-55mm f/2.8 IS USM Установки: ISO 200, F2.8, 1/4000 с, 55.0 мм
Canon EOS 77D / Canon EF-S 17-55mm f/2.8 IS USM Установки: ISO 200, F4, 1/2000 с, 55.0 мм
Canon EOS 77D / Canon EF-S 17-55mm f/2.8 IS USM Установки: ISO 200, F5.6, 1/1000 с, 55.0 мм
Canon EOS 77D / Canon EF-S 17-55mm f/2.8 IS USM Установки: ISO 200, F8, 1/500 с, 55.0 мм
Canon EOS 77D / Canon EF-S 17-55mm f/2.8 IS USM Установки: ISO 200, F11, 1/250 с, 55.0 мм
Canon EOS 77D / Canon EF-S 17-55mm f/2.8 IS USM Установки: ISO 200, F16, 1/125 с, 55.0 мм
Canon EOS 77D / Canon EF-S 17-55mm f/2.8 IS USM Установки: ISO 200, F22, 1/60 с, 55.0 мм
Безусловно, такие аберрации присутствуют на самых «провокационных» кадрах, но их уровень даже в таких сюжетах можно назвать невысоким для зум-объектива.
Canon EOS 77D / Canon EF-S 17-55mm f/2.8 IS USM Установки: ISO 100, F5.6, 1/500 с, 55.0 мм
Выводы
Canon EF-S 17-55mm f/2.8 IS USM— это качественный светосильный зум-объектив для APS-C фотоаппаратов, созданный прежде всего для продвинутых фотографов. Он способен обеспечить высокую детализацию, красивое размытие фона, уверенную съёмку в условиях недостаточной освещённости благодаря светосиле f/2.8 и оптическому стабилизатору. Объектив отличается быстрым и бесшумным автофокусом. По своим возможностям это оптика профессионального класса для APS-C фотоаппаратов. Знаменитой «элькой» эта модель не стала лишь потому, что не работает с полным кадром и не имеет пыле- и влагозащиты.
Мы рекомендуем этот объектив тем, кто хочет повысить качество своих снимков. Несмотря на сравнительно высокую стоимость, Canon EF-S 17-55mm f/2.8 IS USM может помочь существенно сэкономить: во многих случаях «кропнутый» фотоаппарат с такой оптикой будет работать не хуже полнокадрового, обеспечивая возможность съёмки с недостаточным освещением и художественное размытие фона.
Плюсы:
- высокая резкость с открытой диафрагмы;
- сравнительно низкий уровень хроматических аберраций;
- слабо выраженное виньетирование;
- быстрый и бесшумный автофокус;
- очень эффективный стабилизатор изображения;
- высокая светосила;
- сильное и при этом мягкое размытие фона.
Минусы:
- возможно появление бликов в контровом свете;
- возможно падение контраста при съёмке без бленды с боковым светом;
- падение резкости на самом краю кадра при открытой диафрагме;
- отсутствует пыле- и влагозащита.