Обзор Canon EF-S 17-55mm f/2.8 IS USM от Владимира Кутенкова
За последние годы наша редакция протестировала не один десяток объективов, в числе которых были абсолютные бестселлеры и блистательные новинки. Нельзя объять необъятное — только так можно объяснить тот факт, что Canon EF-S 17-55mm f/2.8 IS USM выпал из поля нашего внимания. При этом объектив был прекрасно знаком редакции, с ним мы снимали тесты многих фотоаппаратов Canon.
Canon EF-S 17-55mm f/2.8 IS USM — это универсальный зум, созданный для зеркальных фотоаппаратов Canon с сенсором APS-C. Его диапазон фокусных расстояний лишь на один миллиметр шире, чем у привычных «китов». Однако это не должно вводить в заблуждение фотографов: возможности EF-S 17-55mm f/2.8 IS USM существенно выше, чем у бюджетной оптики. Речь идёт о профессиональном объективе, не получившем заветное красное кольцо и литеру L лишь потому, что его нельзя поставить на полнокадровый фотоаппарат, а в характеристиках не заявлена пыле- и влагозащита.
Главные его преимущества — постоянная светосила f/2.8 (на две ступени светлее «кита» в телеположении!) и высокое оптическое качество. Впрочем, об этом мы расскажем в тесте, который подготовлен совместно с фотографом Владимиром Кутенковым. Сейчас слово ему, а на следующей странице мы чуть подробнее расскажем о качестве изображения Canon EF-S 17-55mm f/2.8 IS USM и сделаем окончательные выводы.
Обзор Canon EF-S 17-55mm f/2.8 IS USM от Владимира Кутенкова
Меня зовут Владимир Кутенков. Недавно я окончил университет по специальности «инженер-технолог», но считаю себя прежде всего видеографом и фотографом. Работаю в лондонской школе танцев Drive Dance в Москве, снимаю танцевальные мастер-классы, клипы, рекламу для различных брендов, веду Instagram-аккаунты. Все свои работы выкладываю в профиле @kutenkov. Я многим обязан Instagram, потому что именно на этой платформе я вырос, вдохновлялся и до сих пор развиваюсь.
У меня нет какого-то определённого стиля, правил съёмки. Я просто стараюсь увидеть что-то новое в привычных вещах, стремлюсь поймать момент.
Когда Prophotos предложил мне поработать с Canon EF-S 17-55mm f/2.8 IS USM в связке с фотоаппаратом Canon EOS 77D, я сразу же согласился, так как с 14 лет снимаю в основном только на легендарный «кропнутый» Canon 550D с «китовым» объективом Canon EF-S 18-55mm f/3.5-5.6 IS II. Безусловно, хотелось попробовать что-то новенькое, так как раньше я даже и не задумывался об обновлении парка оптики: либо денег было жалко на покупку объективов, либо брал у друзей, либо арендовал в фотостудиях.
Конечно же, этот объектив нельзя назвать новинкой. Он на рынке уже очень давно и пользуется дикой популярностью. Если вкратце, то Canon EF-S 17-55mm f/2.8 IS USM является универсальным широкоугольным зум-объективом с высокой и постоянной светосилой для камер с байонетом EF-S (то есть для «кропнутых» зеркалок). Это исключает его применение с полнокадровыми цифровыми зеркальными камерами.
Первое, что бросается в глаза при распаковке, это габариты объектива. Он тяжёлый — целых 645 граммов. Но объектив с такой светосилой из-за большого количества стекла просто не может весить меньше и иметь маленькие габариты. Корпус сделан из поликарбоната, металлический только байонет. Передняя линза массивная, диаметр светофильтра равен 77 мм.
Объектив имеет два кольца: первое (широкое) меняет фокусное расстояние, второе (более узкое) отвечает за ручную фокусировку. Кольца крутятся плавно, мягко и без люфта. Также имеется два переключателя: первый отвечает за включение автофокуса, второй — за включение оптического стабилизатора. Ничего лишнего, всё предельно просто.
Для меня наличие стабилизатора — огромный плюс. Он не только помогает избежать смаза при съёмке с рук, но и делает работу автофокуса более уверенной, так как в процессе построения кадра картинка в видоискателе не трясётся. Также можно принудительно увеличить выдержку (например, в ручном режиме) и снимать с рук в городе вечером или ночью без штатива. По моему опыту, допустимо работать с выдержками порядка 1/2–1/5 с, но редакция Prophotos даёт стабилизатору ещё более оптимистичную оценку.
Полностью работу этого объектива получилось проверить при съёмке репетиции парадного строя авиации над Москвой. Поехал на Белую площадь — для меня это место силы, вдохновения, спокойствия. Уже четыре года езжу снимать авиацию перед парадом Победы именно сюда.
Порой очень трудно поймать красивый и чёткий снимок, потому что у тебя есть максимум 3–4 минуты на всё. Ты бегаешь между зданиями, чтобы сделать «тот самый» кадр, потому что никогда не ясно заранее, где пролетят самолёты. Здесь от техники требуется только одно — чтобы она не подвела.
Canon EF-S 17-55mm f/2.8 IS USM прекрасно проявил себя в тот момент. Я постоянно бегал, многие кадры были сделаны на ходу. Стабилизатор облегчил работу и мне, и системе автофокуса, убирая излишнюю тряску и вибрации даже при построении кадра.
Хочу отметить, что объектив имеет очень удобный диапазон фокусных расстояний 17–55 мм. Это классический штатный зум, возможностей которого достаточно для 80% сюжетов. Ниже вы можете увидеть две фотографии, снятые с одной точки. Первое фото сделано на фокусном расстоянии 17 мм.
Второе фото — фокусное расстояние 55 мм.
Формально кратность зума здесь невелика — 3,2х. Но этого достаточно, чтобы найти ключ к большинству сюжетов: когда нужно — усилить перспективу за счёт широкого угла обзора, а иногда — наоборот, выхватить один объект и отсечь лишнее.
Главной особенностью этой модели является светосила f/2.8, которая доступна на всех фокусных расстояниях. Рай для фотографов! Высокая светосила позволяет размывать фон, получая более объёмную, воздушную картинку, как на полном кадре, обеспечивает отличные результаты в условиях слабого освещения.
Во время тестирования отметил для себя очень важную особенность этой модели: снимать с рук в городе вечером можно спокойно без штатива с выдержкой 1/2–1/5 с, чем не может похвастаться «китовый» 18-55mm f/3.5-5.6. Нет необходимости прикрывать диафрагму для увеличения резкости, а выдержки при f/2.8 получаются достаточно короткие для съёмки на умеренных ISO.
Я чуть не забыл про работу автофокуса. Canon EF-S 17-55mm f/2.8 IS USM оснащён очень быстрым и беззвучным автофокусом, так как имеет ультразвуковой привод USM. Ручная фокусировка тоже очень удобная, с возможностью поправки фокуса без перевода объектива в ручной режим.
Всегда можно смело докрутить фокус до нужного состояния. Этот режим я использовал в двух случаях теста объектива. Первый раз — момент съёмки вида на «Москва-Сити» через сетку.
Хотелось самостоятельно перевести фокус на задний план, чтобы он был на зданиях, потому что в автоматическом режиме камера отдаёт приоритет фокусу на переднем плане.
И второй раз — съёмка цветения вишни.
Необходимо было сфокусироваться на конкретном цветке на переднем плане. Даже если автоматика выбирала другой цветок, благодаря возможности поправки фокуса получалось сделать нужный кадр без перевода камеры в ручной режим.
И немного о качестве снимков. Картинка получается очень красивая. По-другому и не могло быть, так как объектив светосильный. EF-S 17-55mm f/2.8 IS USM выдаёт очень приятное боке на открытой диафрагме. Диафрагма 7-лепестковая, поэтому боке вполне симпатичное даже на значениях, отличных от f/2.8. В этом вы можете убедиться сами, посмотрев фото ниже с цветением вишни у здания МГУ. В кадре чувствуется объём и лёгкость, главный объект отделяется от фона. Боке мягкое, нет эффекта чешуи. К сожалению, более бюджетные зумы, в том числе «китовые» объективы, не дают такой картинки из-за переменной и более низкой в телеположении светосилы. Боке на том же 18-55 мм выглядит жёстче.
Я люблю делать фотографии удалённых объектов, поэтому хочется, чтобы они были всегда в фокусе. В первый день теста я отправился на любимую Краснопресненскую набережную. Фотографировал много, но больше всего внимания уделил гостинице «Украина» и теплоходам Рэдиссон. Хотелось проверить детализацию фото. Результат очень впечатлил. Картинка довольно резкая, и при приближении можно разглядеть мельчайшие детали.
Резкость отличная по всему полю кадра, на всех диафрагмах, даже на f/2.8 — собственно, это и есть сильная сторона объектива. Это качественная модель, которая не стала легендарной «элькой» только потому, что не является полнокадровой.
Хроматические аберрации видны только на 17 мм при диафрагме f/2.8. Они не мешают и очень легко правятся в конвертере, особенно если использовать формат RAW.
Дисторсия на широком угле 17 мм присутствует. Я не считаю это минусом, потому что она еле заметна, и её всегда можно убрать практически без потери угла обзора.
Момент, на который мне бы хотелось обратить внимание, это пыле- и влагозащита. Она в этой модели не заявлена. Поэтому фотографу стоит заранее задуматься о планировании экстремальных съёмок.
Мнение
Практически две недели съёмок на Canon EF-S 17-55mm f/2.8 IS USM показали мне, что он очень предсказуемый, простой в работе. Поражает, конечно же, скорость автофокуса, стабильность фокусировки. Сильные стороны — широкий диапазон фокусных расстояний и высокая светосила.
Объектив удобен и отлично продуман. На мой взгляд, Canon EF-S 17-55mm F2.8 IS USM является лучшим объективом под «кропнутые» камеры Canon в своём диапазоне фокусных расстояний, поэтому это отличный выбор для увлечённых фотолюбителей.
Если у вас есть возможность перейти с «китового» объектива на EF-S 17-55mm f/2.8 IS USM, и вы хотите достичь больших результатов в фотографии, то смело делайте это.
Высокая светосила откроет новые горизонты в творчестве.
Из минусов хочется отметить немалый размер, вес, отсутствие защиты от пыли и влаги, бленды в комплекте. Возможно, цена… но за удовольствие нужно платить.