Canon EF 85mm f/1.4L IS USM в работе. Выводы
Опыт съёмки на Canon EF 85mm f/1.4L IS USM
Первое и главное, что замечаешь при работе с Canon EF 85mm f/1.4L IS USM, это быстрый автофокус. Особенно разница чувствуется на контрасте с Canon EF 85mm f/1.2L II USM. Прирост в скорости просто огромный. Полный прогон от бесконечности до минимальной дистанции занимает менее секунды. Рысканья и пустые прогоны туда-сюда практически исключены.
Безусловно, в системе, скорее всего, найдётся объектив, который наводится на резкость быстрее. Но всё же EF 85mm f/1.4L IS USM достаточно быстр не только для портретных, но и для репортажных съёмок.
Очень здорово в работе помогает стабилизатор изображения. Нет, он не позволит снимать портреты в ночи на длинной выдержке, поскольку смаз в таких случаях связан с движениями модели в большей мере, нежели с колебаниями камеры.
Даже в студии, где света с избытком, стабилизатор помогает фотографу, позволяя более точно работать с автофокусом.
Зато построение кадра и фокусировка становятся более комфортными. Никакого дрожания картинки, автофокусировка работает увереннее, точнее. Промахов по вине автоматики практически нет. Нужно лишь корректно выбирать точку автофокуса, дальше фотоаппарат и объектив сделают всё сами.
Эффективность стабилизатора
Если вы планируете использовать объектив не только для портретной съёмки, то стабилизатор можно применять и по его непосредственному назначению — для получения резких снимков на увеличенных выдержках. В нашем тесте мы снимали с рук на выдержках до 1/10–1/5 секунды и получали стабильно качественные результаты. А это четыре ступени выдержки относительно критического значения.
Качество изображения
С первых кадров Canon EF 85mm f/1.4L IS USM доказывает, что он способен дать «дорогую», качественную картинку, как и положено оптике этого класса. И важно понимать: это в большей степени портретник, главное достоинство которого — красивая съёмка людей и иногда предметов.
Боке
Мягкость рисунка, пластика разделения планов — вот его сильные стороны. Боке у объектива объёмное и воздушное.
Боке нельзя назвать ватным, безликим, как это часто бывает со многими современными объективами. Определённый характер у рисунка есть. Так, одиночные блики здесь совсем немного жёстче, чем могли бы быть. Как результат — игра света на фоне, интересная фактурная картинка вместо полностью размытого фона. У Canon EF 85mm f/1.4L IS USM боке является не способом избавиться от мешающих деталей, а самостоятельным выразительным инструментом.
Двоений линий не возникает, эффект чешуи тоже не свойственен этому объективу даже на откровенно провокационных сюжетах типа листвы деревьев. Размытие фона сохраняет мягкость. Заполнение бликов ровное, без «луковых колец». Но контрастная каёмка блика иногда возникает. Она и обуславливает своеобразный характер размытия. Так что в минусы её относить не будем, к тому же, края блика всё же смягчены.
Резкость, виньетирование
Резкость для портрета высокая уже на открытой диафрагме. При диафрагмировании она визуально несколько повышается, но прежде всего за счёт увеличения ГРИП.
Это хорошо продемонстрировал наш стандартный тест, когда мы снимаем один и тот же сюжет на разных диафрагмах.
На открытой диафрагме объектив чуть менее резок, чем на f/2. Но падение детализации действительно очень небольшое. Есть виньетирование, но оно настолько эффективно подавляется в камере, что в JPEG вы его не увидите, только в RAW. Впрочем, и в RAW лёгкое затемнение краёв снимка не портит общую картинку. Единственным существенным поводом для претензий могут служить лишь аберрации: хроматическая и сферическая аберрации иногда себя проявляют на кадрах, снятых при открытой диафрагме.
Начиная с f/2 объектив резок по всему полю кадра, но не до «звона». Опять вспоминаем, что перед нами портретник. Его контраст и микроконтраст чуть занижены относительно тех же макрообъективов. При диафрагмировании значительно снижаются аберрации. Виньетирование уходит почти полностью. Дальнейшее диафрагмирование позволяет избавиться от этих формальных недостатков изображения.
Оценивая качество снимков, мы печатаем фотографии, а не только разглядываем их на дисплее. В этом тесте мы использовали профессиональный фотопринтер Canon PIXMA PRO-100S. Эта модель поддерживает печать форматом до A3+, а для создания изображения применяется система из восьми раздельных картриджей.
Детализации кадров, даже сделанных на полностью открытой диафрагме, легко хватает для печати форматом А3 на полуглянцевой бумаге Pro Luster LU-101. Признаться, опасения до последнего вызывал уровень хроматических аберраций. Но по факту на печати они куда менее заметны, чем на дисплее.
Напечатанное изображение с Canon EF 85mm f/1.4L IS USM смотрится эффектно: боке и пластика рисунка раскрываются на все 100%.
Хроматические аберрации
И всё же на вопросе хроматических аберраций нужно остановиться подробнее. На открытой диафрагме они присутствуют как в зоне резкости, так и в зоне нерезкости, в JPEG частично подавляются программно прямо в камере. В RAW их присутствие заметнее.
Уровень аберраций ниже, чем у того же Canon EF 85mm f/1.2L II USM. Но подавить их полностью не выйдет. Да и нужно ли?.. Это часть рисунка оптики.
Контровый свет
При съёмке в контровом свете нужно не допускать попадания яркого источника строго на границу кадра. Это может привести к падению контраста и засветкам.
При этом солнце, светящее прямо в объектив, существенных засветок и бликов не провоцирует. Это же касается и точечных источников света, таких как фары автомобилей.
И опять тут напрашивается аналогия с чуть более капризным к контровому свету Canon EF 85mm f/1.2L II USM. Новинка превосходит своего старшего собрата по бликозащите.
Выводы
После детального тестирования Canon EF 85mm f/1.4L IS USM мы с уверенностью можем сказать, что перед нами отличный современный портретник. И к этому классу оптики мы относим его не по формальным признакам «фокусное расстояние» и «светосила», а именно по характеру рисунка.
Объектив имеет свой индивидуальный рисунок, интересное и красивое боке. Характер размытия — живописные блики и фактурный фон, характер картинки в целом — пластика и объём в кадре. Про те же хроматические аберрации, которые могут встречаться на открытой диафрагме, забываешь сразу. В общей картинке они смотрятся органично, к тому же легко контролируются простым закрытием диафрагмы.
Чем Canon EF 85mm f/1.4L IS USM лучше ставшего легендарным Canon EF 85mm f/1.2L II USM? Как минимум скоростью автофокуса и точностью наведения на резкость. Здесь преимущество новинки огромно. Возможно, причина второго — применение оптического стабилизатора, который убирает тряску в кадре, а также помогает снимать статичные сюжеты с рук на выдержках в несколько раз длиннее критической. Резкость высока для 30-мегапиксельной камеры уже с открытой диафрагмы. Корпус объектива защищён от пыли и влаги. EF 85mm f/1.4L IS USM — практически совершенный инструмент для решения творческих задач в конкретном жанре фотографии.
Плюсы:
- быстрый и точный автофокус;
- индивидуальный и красивый рисунок боке;
- наличие эффективного оптического стабилизатора;
- высокая для портретного объектива резкость;
- пыле- и влагозащищённый корпус.
Минусы:
- возможно появление хроматических аберраций, особенно на открытой диафрагме;
- возможно появление бликов и засветок.