Объектив в работе
Подсветка
Начнём, пожалуй, с самой интересной особенности Canon EF-S 35mm f/2.8 Macro IS STM — подсветки. Она включается после нажатия на кнопку с лампочкой, расположенную на нижней части объектива.
При однократном нажатии все светодиоды начинают работать на максимальной мощности:
При повторном нажатии яркость уменьшается. Длительным нажатием можно активировать только левый или правый сегмент, здесь тоже имеются два уровня яркости.
Яркость подсветки сравнима со светодиодным карманным фонариком. По нашим замерам, её хватает для съёмки в масштабе 1:1 при F2.8, ISO 200 и выдержке в 1/60 с. Получается, что по мощности такая подсветка не сравнится с полноценной макровспышкой типа Canon Macro Twin Lite MT-24EX, поэтому придётся использовать штатив, удлиняя выдержку, или улучшать условия освещения. Однако подсветка хорошо справляется со съемкой в масштабе близком к 1:1 с рук, когда объект съемки находится совсем близко.
Поднятая встроенная вспышка Canon EOS 800D расположена достаточно высоко, так что она может работать в тандеме с Canon EF-S 35mm f/2.8 Macro IS STM. При её использовании объектив не отбрасывает тень на фото, как это бывает при съёмке более крупными линзами.
Без подсветки и вспышки
Canon EOS 800D / Canon EF-S 35mm f/2.8 MACRO IS STM УСТАНОВКИ: ISO 400, F2.8, 1/80 с, 11.0 МБ
Фокусировка
Объектив оснащён быстрым и бесшумным шаговым приводом фокусировки STM. Он позволяет легко фокусироваться на движущихся объектах, пользоваться следящей фокусировкой.
При макросъёмке автофокус работает уверенно. Его эффективность повышается, если активировать подсветку.
Но есть и нюансы. При ручной фокусировке на минимальных дистанциях чувствуется, что кольцо фокусировки не механическое, а электронное: линзы двигаете не вы, а мотор в объективе. Заметна небольшая дискретность хода фокусировки, есть рывки. Но это касается только макросъёмки. При работе на стандартных дистанциях к электронному кольцу нет никаких вопросов.
При видеосъёмке фокусировка плавная и точная, особенно если объектив установлен на современный фотоаппарат с поддержкой технологии Dual Pixel CMOS AF. «Дыхания» практически нет. При перефокусировке объекты не меняют своих размеров.
Резкость
Протестируем Canon EF-S 35mm f/2.8 Macro IS STM на ключевых значениях диафрагмы. Все фото сделаны в формате RAW и сконвертированы в Adobe Lightroom с настройками по умолчанию.
Уже с открытой диафрагмы объектив радует отличной резкостью. На F2.8 резкость по краям кадра лишь немного отстает от центра. Но при этом заметно небольшое виньетирование. Ситуация с виньетированием полностью исправляется ближе к F5.6.
Хроматические аберрации скорректированы очень хорошо. Даже на открытых диафрагмах они сведены к минимуму.
В диапазоне от F5.6 до F8 объектив достигает пика детализации. Далее она снижается, и уже на F14 мы видим небольшое падение резкости под влиянием эффекта дифракции.
Предел диафрагмирования объектива — F32. С одной стороны, такие значения часто используются в макросъёмке для достижения требуемой глубины резкости. Но с другой стороны, уже на F14 и далее изображение заметно теряет в резкости.
Кадры, сделанные на этот объектив, мы распечатали на струйном МФУ Canon PIXMA TS8040, оснащённом системой из шести раздельных чернильниц. Эта модель отлично справляется с фотопечатью, выдавая детализированные, сочные снимки. Результат съёмки будет оцениваться по отпечатку формата A4.
Детализация и резкость — сильные стороны всех макрообъективов — присущи и Canon EF-S 35mm f/2.8 Macro IS STM. На снимке с парусником различимы мельчайшие текстуры такелажа. При этом объектив за счёт сравнительно высокой светосилы почти в каждом сюжете даёт объём, разделяет передний и задний план.
Canon EF-S 35mm f/2.8 Macro IS STM может обеспечить качество, достойное печати гораздо большего формата.
Дисторсия
Canon EF-S 35mm f/2.8 Macro IS STM имеет небольшую бочкообразную дисторсию. Прямые линии немного искривляются:
Если вы собираетесь снимать природу и другие сюжеты без строгих прямых линий, на этот момент можно закрыть глаза. Кстати, дисторсия легко исправляется при редактировании изображения (профиля для Adobe Ligthroom и Adobe Camera RAW пока нет, но он должен появиться). Кроме того, современные камеры Canon при съёмке в JPEG позволяют корректировать искажения автоматически.
Оптическая стабилизация
Без оптической стабилизации бывает сложно получить резкие кадры на современные многомегапиксельные камеры. Она страхует начинающего фотографа при съёмке на длинных выдержках. Также стабилизация помогает обойтись без штатива в тех ситуациях, где раньше он был просто незаменим.
Согласно техническим характеристикам, стабилизатор Canon EF-S 35mm f/2.8 Macro IS STM позволяет сэкономить до 4 ступеней экспозиции: если раньше мы могли позволить себе снимать без смаза на выдержках до 1/60 с, то теперь нам доступны выдержки в районе ½ с.
Это подтверждается на практике. Стабилизатор эффективно работает на выдержках до ½ с, а при хорошей сноровке фотографа — и на секундной выдержке.
Отметим, что оптический стабилизатор Canon EF-S 35mm f/2.8 Macro IS STM эффективен и при макросъёмке.
Боке
Диафрагма Canon EF-S 35mm f/2.8 Macro IS STM семилепестковая — не так уж много на сегодняшний день. Давайте посмотрим на примеры снимков:
На открытой диафрагме, пока семилепестковая диафрагма не задействована, кружки в зоне размытия имеют идеально круглую форму, боке приятное. Обращают на себя внимание лишь «луковые кольца» — повторяющиеся структуры внутри кружка боке. К сожалению, это свойственно очень многим макрообъективам.
К F5.6 и далее кружки боке начинают изменять свою форму.
И всё же в большинстве сюжетов размытие фона приятное и мягкое.
Кстати, размывать можно не только задний план, но и передний!
Canon EOS 800D / Canon EF-S 35mm f/2.8 MACRO IS STM УСТАНОВКИ: ISO 100, F3.5, 1/160 с, 13.0 МБ
Считается, что макрообъективы не годятся для съёмки портретов. Однако многие современные модели неплохо справляются с этой задачей, и Canon EF-S 35mm f/2.8 Macro IS STM не стал исключением. В случае необходимости он поможет получить красивый и качественный портрет.