Боке. Возможности оптической стабилизации
Боке
Какой же фикс без красивого боке? Некоторые фотографы ждут от светосильных объективов не столько резкости, сколько интересного рисунка. А рисунок объектива во многом определяется именно характером размытия фона — боке.
Напомню, что перед нами всё же широкоугольный объектив. Следовательно, размывать фон так же сильно, как портретные или телеобъективы, он физически (а точнее, оптически) не может. С другой стороны, даже хорошо, что при работе на «портретных» дистанциях объекты на фоне не теряют свои очертания, остаются узнаваемыми. Ведь фон может быть не только размытым «в ноль» (как в случае съёмки портретным объективом на открытой диафрагме), но и привносить в кадр дополнительные детали, атмосферу, сюжет.
Тем не менее с помощью Tamron SP 35mm f/1.8 Di VC можно получать весьма эффектные кадры с размытым фоном. Главное, снимать на открытой диафрагме и не отходить от объекта съёмки слишком далеко. Кадр со свечкой чуть выше — тому пример.
Заметна неоднородная структура кружков размытия.
Боке Tamron SP 35mm f/1.8 Di VC, безусловно, лучше, чем у любого зума с тем же фокусным, но от фикс-объектива волей-неволей ожидаешь какой-то изюминки. По моему личному мнению, у боке этого объектива её нет: оно не слишком индивидуальное, «стандартное». Отметим, что современная оптика в массе своей потеряла «боке с изюминкой» в успешной погоне за разрешением и качеством изображения.
Экспонат выставки «Котэ в садэ». Сад Бенуа, Санкт-Петербург
Возможности оптической стабилизации
Безусловно, самое «вкусное» в Tamron SP 35mm f/1.8 Di VC — наличие оптической стабилизации. VC (Vibration Compensation) — технология оптической стабилизации от Tamron. На сегодня это самый светосильный 35-миллиметровый «стабилизированный» объектив для полнокадровых аппаратов.
Казалось бы, объектив и так имеет высокую светосилу и позволяет снимать в условиях слабой освещённости. Зачем ему ещё и стабилизатор? На то есть масса причин.
Дело в том, что с ростом разрешения цифровых фотокамер «шевелёнка» на фотографиях становится всё заметнее. Поэтому и максимальная выдержка для съёмки с рук должна становиться всё короче и короче. На свой старый Nikon D50 я мог, не боясь «шевелёнки», снимать на выдержке в 1/30 секунды. Сегодня на такой выдержке я почти гарантированно получаю кадры, на которых с лёгкостью можно обнаружить смаз изображения.
Стало быть, требования к выдержкам растёт, а светосила — нет. Расти ей в случае светосильных фиксов уже некуда. Поэтому даже на такие объективы снимать в условиях недостаточного освещения всё сложнее. Конечно, можно задирать повыше ISO, но там нас поджидает цифровой шум. Вот и причина, по которой в современных объективах нужен «стаб»: он позволит снимать на привычных выдержках, не заботясь о потенциально возможной «шевелёнке».
Кроме того, стабилизатор защищает и от проблемы микросмаза изображения, актуальной для многомегапиксельных фотокамер. Микросмаз может возникнуть даже на относительно коротких выдержках из-за незначительной, но резкой вибрации камеры в момент срабатывания механического затвора.
Бонусом идёт возможность съёмки с рук на непривычно длинных выдержках, так что стабилизатор изображения может в некоторых случаях даже заменить штатив.
Помимо этого, зеркальная камера давно стала инструментом видеографов. Однако, чтобы получить плавную, не дёргающуюся картинку при съёмке видео без использования сложного специализированного оборудования, необходима оптическая стабилизация объектива.
Пример ночной съёмки без штатива, но со стабилизатором. Кадр сделан на выдержке ⅛ секунды.
При использовании стабилизатора важно помнить, что хоть мы и можем на длинной выдержке сделать резкими неподвижные предметы, тот же фокус с подвижными объектами не пройдёт. На длинной выдержке они будут смазываться в результате собственного движения. Это накладывает некоторые ограничения на съёмку портретов данным объективом. В случае съёмки портрета, лучше снимать на «дежурных» выдержках в районе 1/100 секунды, а стабилизатор будет выступать в роли подстраховки на случай, если в нужный момент дрогнет рука. Таким образом процент качественных и резких кадров со съёмки будет значительно увеличен.
Пример портрета, сделанного при слабом освещении от окна (за которым — дождливый ноябрь).
Единственное ограничение стабилизатора — его нужно отключать, если вы собираетесь снимать со штатива на выдержке длиннее полутора–двух секунд. Работающий стабилизатор при выдержке в несколько секунд обеспечит вам смазанный кадр, даже если сама камера надёжно зафиксирована на штативе.
Работа стабилизатора мне показалась весьма эффективной и вполне нужной в этом классе оптики. Стабилизатор отлично себя показал на «дежурных» выдержках в районе 1/250–1/60 с, надёжно страхуя от микросмаза изображения. На выдержках в 1/60–1/10 с, на которых обычно фотографы и получают смаз изображения, снимая с рук, стабилизатор тоже весьма эффективен — он поможет получить резкие кадры даже в очень сложных условиях освещения. Разумеется, при съёмке на таких выдержках даже со стабилизатором камеру нужно держать «аккуратно, но сильно», не размахивая ей из стороны в сторону.
Выдержка 1/13 секунды, съёмка с рук
Самое интересное — стабилизатор показал свою эффективность даже при съёмке с рук на выдержке в 1,6 секунды! Разумеется, для съёмки на таких выдержках потребуется некоторая сноровка, однако выработать нужный навык не так сложно, как постоянно носить с собой штатив.
Кадр, сделанный при включённом оптическом стабилизаторе
Кадр, снятый с рук на той же выдержке, но с выключенным стабилизатором
То, что раньше можно было снять только со штатива, благодаря эффективной оптической стабилизации в Tamron SP 35mm f/1.8 Di VC, возможно снимать, держа фотоаппарат в руках!
Эффективность оптической стабилизации принято оценивать в количестве ступеней экспозиции, которые мы можем “сэкономить” при удлинении выдержек. Стабилизатор Tamron SP 35mm f/1.8 Di VC позволяет сэкономить 3,5-4 ступени экспозиции — это очень достойный результат.