-
Сколько хранится плёнка?
-
Можно ли снимать фотоаппаратом на киноплёнку?
-
Выбор процесса проявки
-
Типы плёнки
-
Количество кадров
-
Цветные фотоплёнки
-
Цветные киноплёнки
-
Цветные слайдовые плёнки
-
Черно-белые плёнки
С приходом цифровой эры в начале 2000-х годов объёмы производства фотоплёнки многократно сократились. Закрывались заводы, исчезали целые фирмы. Сегодня, когда интерес к плёнке возрос, некоторые производители вновь делают фотоматериалы по старым или новым рецептам, появились новые сорта плёнки для творческой фотографии.
Сколько хранится плёнка?
Плёнка имеет ограниченный срок годности. Старый фотоаппарат, пролежавший на полке последние лет двадцать, будет работать без проблем. Плёнка, особенно если её хранить без холодильника, по истечении срока годности (как правило, это пара лет) сначала потеряет насыщенность цветов, затем контрастность, а в конце концов — светочувствительность. Так что рулончик любимого сорта из далёкого прошлого, к сожалению, нормально отснять не выйдет. А аналогичный не всегда получится достать. Многие виды плёнки больше не производятся.
Если плёнка просрочена на полгода-год, но хранилась бережно, в холодильнике, то она всё ещё будет работать, пусть и с незначительным изменением цветопередачи, потерей насыщенности. Для репродукционной и студийной съёмки это могло бы быть критично, но для творческой любительской фотографии — вполне допустимо. Поэтому в продаже просроченная плёнка встречается. И бояться этого не нужно.
Можно ли снимать фотоаппаратом на киноплёнку?
Фотографам на руку играет тот факт, что киноиндустрия все эти годы использовала киноплёнку. И её до сих производят! С некоторыми оговорками киноплёнка вполне способна заменить фотоплёнку, да ещё и подарить фирменную киношную цветопередачу. В нашей подборке киноплёнки будут присутствовать наравне с фотоплёнками. Нужно лишь иметь в виду, что зачастую проявляются они по особому техпроцессу. Не каждая лаборатория берёт их в работу.
Выбор процесса проявки
Разные плёнки по-разному проявляются. В профессиональной фотолаборатории вопросов с этим возникнуть не должно, однако стоит помнить, что в «обычной» фотолаборатории чаще всего доступен лишь процесс C-41. Такие плёнки наиболее универсальны и распространены, и на них стоит остановиться для начала.
Чёрно-белые фотоплёнки могут быть как для процесса C-41, так и для «ручной» проявки по процессу D-76. В последнем случае можно повозиться с проявкой дома. Проявитель и время проявки всегда указываются в документации к фотоплёнке. Профессиональные лаборатории проявляют плёнки по процессу D-76.
Киноплёнки проявляются по процессу ECN-II. Главное различие с C-41 — смывка сажевого слоя. Во многих киноплёнках он присутствует для борьбы с ореолами, вызванными переотражениями внутри камеры. Если слой не смыть и проявить в обычной машине по процессу C-41, он загрязнит химию. Также отличаются температурный режим, время проявки, сами химикаты. В общем, перед покупкой киноплёнки лучше сразу узнать, где получится её проявить.
Слайдовые или обращаемые плёнки, которые дают после проявки позитивное изображение для просмотра на просвет, проявляются по процессу E-6. Этим занимаются единицы фотолабораторий. Сегодня слайд — редкость и экзотика.
Типы плёнки
Тип плёнки не влияет на её цветопередачу и другие особенности. Он лишь определяет, для какого фотоаппарата она создана:
- для большинства «обычных» фотоаппаратов подойдёт 135-й тип, его ещё называют 35 мм;
- для среднеформатных камер предназначена плёнка 120-го типа;
- листовая фотоплёнка применяется в форматных камерах.
Один и тот же сорт плёнки может выпускаться под разным типом. Исключение — киноплёнка. Найти её в «среднеформатных» катушках 120-го типа и тем более в листовом исполнении не получится.
Количество кадров
С этим параметром всё просто. Если рассчитать стоимость одного кадра, то рулончик на 36 снимков будет самым оптимальным выбором по цене. Брать меньшее количество кадров нужно лишь в одном случае: когда предстоит очень короткая съёмка, а сорт плёнки относится к профессиональным и не терпит хранения без холодильника. Плёнки 120-го формата и вовсе имеют стандартную длину.
Цветные фотоплёнки
Kodak Portra 400: довольно дорого, но результат того стоит
Серия плёнок Portra выпускается с ISO 160 до ISO 800, но чаще всего фотографы выбирают именно 400, как более универсальную. У неё нейтральная и естественная цветовая гамма при низкой контрастности.
Как можно догадаться из названия, лучше всего на эту плёнку будут получаться портреты: передача оттенков кожи — одна из сильных сторон этой плёнки. Но и для уличной фотографии, и для пейзажа она подойдёт отлично.
Fujifilm Superia X-tra 400: вы не понимаете, это другое
Эта плёнка так близка к Portra и в то же время далека. В её цветопередаче есть небольшой акцент в зелёный цвет, за счёт чего на неё отлично получаются летние пейзажные и городские сюжеты.
Компания Fujifilm позиционирует эту плёнку как любительскую, но Superia 400 обеспечивает достаточную точность цветопередачи, которую оценят даже профессионалы.
Kodak Ektar 100: одна из лучших…
Kodak Ektar 100 сегодня сложно найти, но если вы увидите её в продаже, не жалейте денег. Правда, она требовательна к хорошей оптике: с ней раскроется весь её потенциал, в первую очередь — высокая детализация. Плёнка славится своей яркой цветопередачей и небольшим смещением в тёплые тона, мелким зерном и широким диапазоном.
Это универсальная плёнка, которая подойдёт для творческой съёмки, городских и природных пейзажей, модельной и даже предметной фотографии.
Lomography Lomochrome Metropolis XR 100-400: плёнка с фишкой
В фотолабораториях мы однажды услышали мысль, что «Lomography — это плёнка, которую уже чуть испортили». И это не так далеко от истины. Мы платим деньги именно за картинку с этой плёнки.
В случае с Metropolis видим киношную мелкозернистую картинку со сдвигом в жёлтый, золотой и зелёный спектр. По мнению производителя, это отлично сработает при городской съёмке. Не забывайте изменять значения ISO, картинка может отличаться!
Lomography Lomochrome Purple XR 100-400: нам фиолетово…
Фишка этой плёнки описана в названии: спектр за счёт специфической фотоэмульсии «заваливается» в сиреневую гамму. Смотреть на такие фотографии интересно: каждый раз пытаешься понять, а что, собственно, не так.
Выглядит эффектно, хотя и не очень натурально. Но для творческой фотографии — отлично.
Lomography 800: а что тут необычного?
Ответ: ничего. Оказалось, что даже в Lomography иногда любят качественную и яркую картинку с правильными цветами. Эта плёнка обладает довольно высокой светочувствительностью и зернистостью среднего уровня.
Как отмечает производитель, она подойдёт для серых дней, наступления темноты и подводных снимков, но и в солнечную погоду можно ожидать классного результата.
Цветные киноплёнки
Kodak Color Vision3 500T: с некоторыми особенностями
Это киноплёнка, нарезанная из бобины и помещённая в обычные кассеты 135-го формата. Она создавалась для съёмки с искусственным светом и сбалансирована для освещения 3200K (на это указывает индекс T). Но это не является проблемой: сдвиг баланса белого корректируется при сканировании, и фото на улице получается с естественным цветом. Отличается низкой зернистостью в тенях, приятной киношной картинкой с мягким контрастом и широким динамическим диапазоном.
Как и многие другие киноплёнки, эта проявляется по процессу ECN-II. Не каждая лаборатория возьмётся.
Kodak Color Vision3 250D: с киношной картинкой
Главное отличие от Vision3 500D — адаптация для дневного света и вдвое более низкая чувствительность. Но и зерно мельче! Отличная киноплёнка с характерным цветом и широким динамическим диапазоном, при этом по доступной цене.
Главное — найти, где проявить. Требуется процесс ECN-II.
Цветные слайдовые плёнки
Kodak Ektachrome E100: последний из могикан
Одним из немногих сортов слайдовой плёнки, выживших в цифровую эпоху, является Kodak Ektachrome E100. Её производство было возрождено в 2018 году. Она обладает мелким зерном, чуть сниженным контрастом и более широким по сравнению с негативными плёнками динамическим диапазоном. Но при этом не прощает грубых ошибок по экспозиции. Ektachrome E100 адаптирована под дневной свет 5500 К. Проявляется по процессу E-6.
Черно-белые плёнки
Ilford XP2 Super 400: легко проявить
Ilford XP2 Super 400 — тот редкий случай, когда чёрно-белую плёнку можно проявить в любой лаборатории. Она обрабатывается по процессу C-41. В остальном — это качественная ЧБ-плёнка с мелким зерном, прощающая некоторые ошибки в экспонировании за счёт большой фотошироты. Отличный выбор для первых экспериментов с ЧБ.
Ilford DELTA 100: для перфекционистов
Эта классическая фотоплёнка является чуть ли не эталоном по качеству изображения благодаря очень мелкому зерну. Она хорошо подходит для крупноформатной печати. Проявка ручная или в специализированной фотолаборатории. Попытка проявить по процессу С-41 приведёт к плачевному результату.
Ilford DELTA 100 особенно хорошо покажет себя в среднеформатных камерах с последующей печатью крупным форматом. Ждать чудес при съёмке на компакты или камеры с бюджетной оптикой не стоит: такой же результат можно получить и с более доступными сортами.
Fomapan 100 Classic: доступная и качественная
Значительно более доступный вариант классической чёрно-белой плёнки. Может быть вполне оправданной альтернативой для более дорогой Ilford DELTA, особенно если печатать снимки не очень крупным форматом.
Kodak T-MAX P3200: для стрит-фотографии
Удачный пример сверхчувствительной плёнки. На фоне некоторых других вариантов у неё ниже зернистость. Но если вы экспонируете её как ISO 3200, то стоит быть готовым к крупному, эффектному чёрно-белому плёночному зерну и высокому контрасту. Впрочем, за такую картинку многие её и любят. Плёнка гибкая в работе. Если хочется уменьшить зернистость, можно экспонировать её как ISO 1000, это её номинальная светочувствительность.
А если заморочиться с проявкой, то она позволяет задирать ISO в разы, снимая почти в полной темноте. Проявляется вручную по процессу D-76. Является отличным выбором для стрит-фотографии за счёт уникальной картинки и высокой чувствительности.
Lomography Berlin Kino: с налётом ностальгии
Как и следует из названия, характер изображения этой плёнки навеяло «новое немецкое кино». Малобюджетный ЧБ-артхаус с богатством серых оттенков и глубоким чёрным — вот какая картинка у Lomography Berlin Kino. С большой долей вероятности, это и есть та самая киноплёнка, на которую когда-то снимали фильмы. Просто теперь Lomography продаёт её в фотографических кассетах. Проявлять можно самостоятельно или в лаборатории по процессу D-76. Кстати, это не единственная ЧБ-плёнка от Lomography: у бренда хватает и других интересных сортов с налётом ретро.