Какие бывают виды камер? Какую камеру выбрать в 2021 году? Мы поможем фотографам и видеографам сориентироваться на современном рынке и посоветуем в этом гиде не только самые новые, но и проверенные временем модели, которые уже опустились в цене, но всё ещё есть в продаже. Смело кликайте по ссылкам с названиями моделей, там вас ждёт детальный тест или подробное описание. За последние годы мы протестировали не одну сотню устройств, так что нам есть чем поделиться!
Беззеркальные камеры
Заметьте, мы принципиально не называем этот класс устройств фотоаппаратами. Сегодня почти любая беззеркалка умеет отменно снимать видео. А есть модели, которые специально созданы для видеосъёмки или же в равных пропорциях совмещают фото- и видеовозможности.
Своё название беззеркалки получили в момент появления в противовес модным тогда зеркалкам. Применение электронного видоискателя вместо оптического и визирование по экрану позволили существенно упростить конструкцию камеры, а заодно и уменьшить её габариты. Никаких отдельных датчиков автофокуса или экспозамера — все автоматические настройки беззеркалка делает непосредственно по изображению на матрице. Это увеличивает точность работы автоматических систем и во многом упрощает жизнь обладателю такой камеры.
Практически все современные модели умеют распознавать лица и глаза людей в кадре, автоматически наводиться по ним в фото и видео. Некоторые камеры пошли дальше: они угадывают очертания головы или тела, выделяя таким образом главный объект фокусировки, умеют фокусироваться по мордам и глазам животных.
Такие камеры всегда подразумевают работу со сменной оптикой. Объектив крепится при помощи байонетного соединения и легко может быть заменён на другой, наиболее подходящий для конкретной задачи. Сменная оптика может стоить даже дороже камеры.
Полнокадровые и кропнутые беззеркалки
Полный кадр или кроп — это обозначение размера матрицы. С полным кадром всё просто: его размеры пришли из плёночных времён и составляют примерно 24×36 мм. Помните обычный кадр на плёнке? Матрица будет того же размера.
Такие камеры дороже, они ориентированы на профессиональное использование и обеспечивают соответствующее качество изображения. Ведь чем больше размер матрицы, тем выше качество картинки. Оптика для таких фотоаппаратов будет дорогой и тяжёлой за редким исключением.
Именно в этой категории выступают все тяжеловесы рынка. На момент написания статьи абсолютным чемпионом по соотношению разрешения и скорости работы является Sony A1. Если для съёмки важно максимально высокое разрешение, то стоит посмотреть на Sony A7R III или Nikon Z 7 II. Это идеальные модели для студийных съёмок, рекламной, а также пейзажной фотографии.
Для записи видео созданы бескомпромиссные модели беззеркалок: Canon EOS R5, Sony A7S III, Panasonic Lumix DC-S1H. Это инструменты для серьёзного видеопроизводства, вплоть до рекламных роликов и клипов.
Цена пугает? Тогда обратите внимание на начальные полнокадровые модели. Здесь можно смело советовать Sony A7 III, Nikon Z 5, Canon EOS RP.
Специально для тех, кто не готов столько переплачивать за качество, были созданы камеры с уменьшенной матрицей — их ещё называют кропнутыми. Всё просто: меньшая матрица стоит дешевле, оптика под неё доступнее, а сами камеры — компактнее. Расплачиваться приходится качеством изображения, но не всё так плохо: сегодня кроп-камеры наступают на пятки полному кадру.
Среди них есть профессиональные репортажные модели с мощной видеосъёмкой типа Fujifilm X-T4 и даже специализированная модульная камера для видеосъёмки Panasonic Lumix BGH1. Но в основном же речь идёт о среднем классе, сочетающем в себе доступную цену и достаточные для любителя или даже профессионала возможности.
Наиболее простой выбор представляет компания Nikon. У них всего одна кропнутая беззеркалка Nikon Z 50, зато с отличным балансом цены и возможностей.
У Canon кропнутые беззеркалки вообще выделены в отдельное семейство с собственным байонетом, несовместимым с полнокадровой линейкой беззеркальных камер. Тут заслуживает внимания вполне доступная Canon EOS M50 Mark II.
Чуть сложнее с Sony, их модельный ряд широк и разнообразен, зато, как и Nikon, совместим с оптикой от полнокадровых моделей. Из доступных моделей обратите внимание на A6100.
Fujifilm мы уже упоминали, но посоветуем ещё одну модель — X-T200 это отличный вариант для начала пути в мире творческой фотографии.
Зеркальные камеры
В начале 2000-х цифровые зеркалки наделали немало шума и фактически стали синонимом профессионального фотоаппарата. Однако само по себе наличие зеркала не давало им каких-либо преимуществ. Просто на тот момент производителям проще было делать камеры с большой матрицей именно на основе зеркальных камер, а теперь фокус сместился в сторону беззеркалок. Залог качества — большая матрица, а не зеркало.
Главной особенностью и преимуществом зеркалок является наличие оптического видоискателя, через который при помощи зеркала проецируется картинка из объектива. Такие камеры любят репортажные фотографы. В оптическом видоискателе всегда видна живая картинка! Поэтому до недавнего времени именно зеркалки являлись топовым сегментом фотоаппаратов. Посмотрите наши тесты Canon EOS-1D X Mark III или Nikon D5 — это настоящие монстры для динамичной репортажной съёмки.
Есть модели попроще. Например, особого внимания заслуживает Nikon D780, умещающий в своём корпусе все возможности беззеркальной камеры Z 6 — этакий гибрид.
Для любителей можно посоветовать Nikon D5600 и Canon EOS 200D — не новые, но проверенные временем зеркальные фотоаппараты с кропнутой матрицей. Оптика к ним обойдётся дешевле, чем к беззеркалкам.
Видеокамеры
Некогда популярнейшие устройства почти проиграли борьбу на рынке. С одной стороны их прижали смартфоны, с другой — зеркалки и беззеркалки с возможностью съёмки видео. Видеокамер стало меньше, но они не вымерли. Их выбирают те, кому важно долгое время непрерывной съёмки, плавный зум, традиционная эргономика. Часто от фотоаппаратов такие устройства получают полезные функции типа автофокуса по глазам. Например, для регулярной записи концертов и выступлений лучшим устройством будет именно традиционная видеокамера.
Компактные камеры
Не стоит обращать внимание на название этого класса. Оно историческое и никак не влияет на размеры устройств. Современные компакты могут быть совсем не компактными, как, например, Nikon Coolpix P1000. Главная их особенность — несменный объектив. С одной стороны, это исключает головную боль по поводу выбора оптики. С другой — проапгрейдить возможности такого фотоаппарата в будущем не удастся. Что купили — тем и пользуемся.
Сегодня не потеряли актуальность лишь два вида компактов. Первый — это совсем не компактные суперзумы. Если хочется посильнее приблизить удалённый объект для фото- или видеосъёмки, посмотрите на Sony Cyber-shot DSC-RX10M4. Цена кусается, но это всё равно дешевле, чем любой системный фотоаппарат и соответствующий телеобъектив к нему.
Нужно подешевле? Есть отличный вариант — Panasonic Lumix FZ1000 II. Обе эти камеры имеют крупную по меркам компакта матрицу, что обеспечивает сравнительно высокое качество изображения.
Второй тип компактов, сумевший противостоять всем завихрениям на рынке — это премиум-сегмент. Качественный карманный фотоаппарат с хорошей оптикой, быстрой автоматикой и неплохим объективом может стать как основной семейной фото- и видеокамерой на долгие годы, так и помощником профессионального фотографа. Хочется зум побольше? Стоит посмотреть на Sony Cyber-shot DSC-RX100M6.
А если нужны интересные ощущения от съёмки, качественный фикс-объектив, беззвучная работа и ретроэргономика, то идеально подойдёт уникальный в своём роде Fujifilm X100V.
Экшн-камеры и 360-камеры
К 2021 году ажиотаж вокруг записывающих видео «спичечных коробков» поутих: экстремалы давно обзавелись двумя-тремя такими камерами для записи собственных трюков, а блогеры переключились на смартфоны. Те производители, которые остались на рынке, воспользовались ситуацией, чтобы прокачать свои устройства по полной. Современные экшн-камеры умеют снимать 4K, управляются голосом или с телефона, не требуют внешнего защитного чехла. Одним словом, мечта! Посмотрите на «классику жанра» — GoPro Hero.
Отдельным классом стали 360-камеры, снимающие сферическое видео со всех сторон одновременно. Главная фишка таких камер — возможность уже после съёмки выбрать, какой фрагмент окружающего пространства показать в кадре. В отдельных случаях можно и вовсе создать эффект съёмки со стороны. Об этом мы рассказываем в нашем тесте GoPro MAX. Возможно, вам нужна уже не экшн-камера, а именно такая модель?..
Среднеформатные камеры
Это инструмент для тех, кто хочет прыгнуть выше головы в техническом плане. Сегодня такие фотоаппараты представлены, как правило, беззеркалками. От «обычных» камер их отличает увеличенный размер матрицы. Например, у протестированной нами Fujifilm GFX 50R матрица имеет размеры 44×33 мм. Это больше, чем у полнокадровых моделей! Качество снимков будет ещё выше. Но и стоимость такой техники может быть не совсем гуманной: как правило, это профессиональные инструменты. Если проводить аналогию с машинами, то обычный фотоаппарат — это легковушка, а средний формат — даже не грузовик, а карьерный самосвал. Но если хочется исключительного качества, то почему нет?
Камеры моментальной печати
Помните, лет 20–30 назад в моде были огромные фотоаппараты Polaroid, которые могли «выплюнуть» готовый снимок сразу после съёмки? На какое-то время эта технология потеряла популярность, но недавно была возрождена, правда, уже другими брендами. Сегодня фотоаппарат моментальной печати — это и развлечение на тусовке, и инструмент самовыражения, и даже стильный аксессуар. Если хочется «как раньше» получать химические отпечатки, то с этим вопросом лучше всего обратиться к камерам Fujifilm Instax. Технология не изменилась: вы жмёте на кнопку, а из фотоаппарата вылезает отпечаток, на котором через минуту-другую проявляется изображение.
Но есть и современная технология на основе термосублимационной печати. Такие камеры есть у Canon и даже Kodak! Для фотографа здесь мало что меняется: снимаем и через минуту получаем отпечаток. Просто процесс более «цифровой».