Обзор среднеформатной камеры GFX 50R
Эволюция цифровых фотоаппаратов — интереснейшая штука. Всё в ней подчинено примерно одним и тем же законам: отмиранию рудиментарных элементов конструкции и увеличению сенсора изображения. В начале 2019 года можно с уверенностью говорить, что почти все производители пришли к беззеркальным камерам со сменной оптикой и полному кадру… кроме Fujifilm! Эта компания решила перепрыгнуть через ступень, проигнорировав сенсоры 24×36 мм и сосредоточившись на APS-C и среднеформатных камерах.
Среднеформатная новинка FUJIFILM GFX 50R и станет главным героем нашего сегодняшнего большого теста. Постараемся выяснить, какие преимущества даёт средний формат, в чём он лучше полного кадра и для кого созданы современные среднеформатные беззеркалки. В подготовке теста нам также поможет известный фотограф Александр Хохлов, который протестирует камеру в студии и поделится своим опытом. У нас будет возможность посмотреть на несколько реальных коммерческих съёмок.
Фотограф: Александр Хохлов. Ретушёр: Вероника Ершова.
Обзор линейки FUJIFILM GFX
Средний формат для Fujifilm не в новинку: у компании есть большой опыт в производстве пленочных среднеформатных фотоаппаратов и оптики к ним. Первой камерой цифровой системы Fujifilm GFX стала модель 50S, вышедшая около двух лет назад. Для компании это был смелый шаг — запускать с нуля фотосистему с уникальным байонетом. Возможно, поэтому первую ласточку «зарядили» по полной: съёмный видоискатель высокого разрешения, наклонно-поворотный дисплей, возможность работы с внешней батарейной ручкой, приличные скоростные характеристики и главное — 50-мегапиксельная матрица размером 44×33 мм.
Критики могут заявить, что в плёночные времена средний формат начинался с кадра 60×45 мм, но давайте будем объективными: цифровая эра многое изменила в мире фотографии! 44×33 — это уже стандарт кадра для цифрового среднего формата. С таким же кадром выпускают свои камеры, например, Hasselblad, Pentax.
За два года система окрепла: обогатилась оптикой (на момент написания статьи в ней восемь объективов от 23 до 250 мм и несколько моделей в планах), обрела своих поклонников.
И вот на этом фоне компания сделала ход конём: выпустила «облегчённую» версию первой камеры, рассчитанную на более широкую аудиторию, этакий народный средний формат FUJIFILM GFX 50R.
Новинка получилась легче, компактнее и мобильнее — всё, чтобы выйти из студии и охватить максимум сюжетов. И при этом «начинка» не подверглась даунгрейду.
Мы решили начать обзор со сравнения характеристик новой FUJIFILM GFX 50R и её старшей сестры FUJIFILM GFX 50S. Забегая вперёд, отметим: внутри камеры очень похожи, если не сказать, что идентичны. Ключевые различия в форм-факторе. GFX 50S имеет классическую для студийного среднего формата компоновку корпуса с массивной рукояткой и мощным блоком сенсора изображения, а GFX 50R — дальномерный фотоаппарат, более компактный и мобильный. Тем не менее, новая камера, равно как и ее предшественница, готова к решению профессиональных задач практически в любых жанрах.
Фотограф: Сергей Крестов. Кадр сделан для Bentley Russia на FUJIFILM GFX 50S с объективом GF32-64mmF4 R LM WR. ISO 100, f/8, 0,3 с.
Основные характеристики и различия FUJIFILM GFX 50S и GFX 50R
Одного взгляда на характеристики фотоаппаратов достаточно, чтобы понять: Fujifilm применили весь свой опыт создания беззеркалок в этих моделях и увеличили размер сенсора с APS-C до среднего формата. Здесь реализован и электронный затвор, и электронная передняя шторка, и уникальная цветопередача Fujifilm. Есть даже функция распознавания лиц.
К сожалению, нет фазового автофокуса. Вероятно, матрица просто не способна обеспечить работоспособность этой технологии. Но контрастный автофокус справляется со своей задачей уверенно. Также обращаем внимание на применение стандартного байеровского массива пикселей вместо фирменного X-Trans (об этом мы ещё поговорим в разделе, посвящённом качеству изображения). В таблице для наглядности выделены жирным те характеристики камер, где одна модель имеет преимущество над другой.
FUJIFILM GFX 50S | FUJIFILM GFX 50R | |
Разрешение матрицы | 51,4 Мп (8256×6192) | 51,4 Мп (8256×6192) |
Матрица | КМОП 43,8×32,9 мм с фильтром Байера | КМОП 43,8×32,9 мм с фильтром Байера |
Байонет | FUJIFILM G Mount | FUJIFILM G Mount |
Автофокус | По контрастному принципу, 425 точек | По контрастному принципу, 425 точек |
Серийная съёмка | До 3 кадров/с | До 3 кадров/с |
Объём буфера | До 13 сжатых RAW, до заполнения карты памяти в JPEG | До 13 сжатых RAW, до заполнения карты памяти в JPEG |
Затвор | Механический, с электронной передней шторкой, электронный | Механический, с электронной передней шторкой, электронный |
Диапазон выдержек | 4–1/4000 с для механического, 4–1/16000 для электронного затвора | 4–1/4000 с для механического, 4–1/16000 для электронного затвора |
Диапазон ISO | ISO 100–12800 с расширением до ISO 50–102400 | ISO 100–12800 с расширением до ISO 50–102400 |
Выдержка синхронизации | 1/125 с | 1/125 с |
Стабилизация изображения | Поддерживается с объективом типа OIS | Поддерживается с объективом типа OIS |
Дисплей | Сенсорный 3,2-дюймовый, формат 4:3, прибл. 2,36 млн точек | Сенсорный 3,2-дюймовый, формат 4:3, прибл. 2,36 млн точек |
Конструкция дисплея | Наклон вверх-вниз и поворот | Наклон вверх-вниз |
Видоискатель | OLED 3,69 млн точек, увеличение: 0,85x | OLED 3,69 млн точек, увеличение: 0,77x |
Конструкция видоискателя | Съёмный, возможна установка с наклонно-поворотным адаптером | Встроенный |
Информационный дисплей на верхней панели | OLED | Нет |
Карты памяти | Два слота SD с поддержкой UHS-II | Два слота SD с поддержкой UHS-II |
Видеосъёмка | Full HD до 30 кадров/с | Full HD до 30 кадров/с |
Беспроводные интерфейсы | Wi-Fi | Bluetooth и Wi-Fi |
Разъёмы | USB 3.0, micro-HDMI (D), микрофон 3,5 мм, наушники 3,5 мм, спусковой тросик 2,5 мм, горячий башмак, синхроконтакт, разъём питания DC 15 В | USB 3.1 (Type-C), micro-HDMI (D), микрофон 2,5 мм, спусковой тросик 2,5 мм, горячий башмак, синхроконтакт, разъём питания DC 15 В |
Батарейная ручка | Совместим с VG-GFX1 | Нет |
Аккумулятор | NP-Т125, до 400 кадров | NP-Т125, до 400 кадров |
Пыле- и влагозащита | Есть | Есть |
Габариты | 147,5 мм (Ш) × 94,2 мм (В) × 91,4 мм (Т) | 160,7 мм (Ш) × 96,5 мм (В) × 66,4 мм (Т) |
Масса с аккумулятором и картой памяти | 920 г | 775 г |
Если закрыть пару первых строк спецификации, то не сразу и поймёшь, что речь идёт о настоящих тяжеловесах фоторынка. Мы привыкли, что средний формат имеет ряд ограничений: большие размеры, огромный вес, не самый продвинутый автофокус, низкая скорость работы. Да, по сравнению с топовыми беззеркалками 2019 года по ряду характеристик мы видим отставание, но ведь это не «просто камеры», а фотоаппараты с бескомпромиссно высоким качеством картинки. Но об этом в следующих главах…