Качество изображения. Выводы
Геометрия кадра
Правильная геометрия кадра — одно из главных достоинств Fujinon XF 8-16mm f/2.8 R LM WR. Здесь мы оговоримся: даже в RAW присутствует программная коррекция, которая автоматически подхватывается рядом конвертеров.
Например, Adobe Photoshop её использует и не позволяет отключить. Но даже открыв RAW с этого объектива, вы гарантировано не увидите ни «бочки», ни «подушки».
Искажения не воспринимаются глазом, хотя разница между внутрикамерным JPEG (с полностью исправленной программно геометрией) и RAW всё же присутствует и заметна при попарном сравнении.
Конвертация из RAW в Adobe Photoshop
В 99% случаев снимкам не требуется никакой дополнительной постобработки с точки зрения геометрии. Для профессиональных и технических съёмок — интерьерных и архитектурных — этот объектив подходит идеально.
Камерный JPEG, отредактированный в Adobe Photoshop.
Конвертация RAW в Adobe Photoshop.
Детализация на 8 мм
Резкость издавна считалась ахилесовой пятой широкоугольников. При переходе на цифровые матрицы проблема обострилась: ужесточились требования к параллельности хода лучей после задней линзы объектива. Поэтому современные широкоугольные объективы сложнее оптически, часто тяжелее и дороже своих прародителей при схожих характеристиках. Это плата за детализацию. Герой нашего теста Fujinon XF 8-16mm f/2.8 R LM WR способен обеспечить высокую детализацию в центре кадра на открытой диафрагме даже на 24-мегапиксельной APS-C матрице без противомуарного фильтра. Но по краям снижение детализации всё же присутствует.
При диафрагмировании до f/4 детализация по всему полю кадра возрастает. В центре она становится очень высокой, на краях кадра — приемлемой для крупноформатной печати. Действительно резким по всему полю кадра объектив становится c f/5,6. При f/8 очень высокий уровень качества изображения сохраняется.
После f/11 начинается снижение детализации из-за дифракции. На f/16 и f/22 оно особенно заметно.
Детализация на 16 мм
Резкость в центре кадра можно охарактеризовать как очень высокую, но по краям картинка чуть смягчается, хотя тенденция выражена слабее, чем в широкоугольном положении.
Диафрагмирование до f/4 даёт существенный прирост резкости по краям. В центре кадра картинка уже «звенит», детализацию по краям можно охарактеризовать как высокую. Дальнейшее диафрагмирование не даёт существенного прироста в качестве. Лишь после f/11 начинается спад детализации из-за дифракции.
Мы видим, что при 16 мм объектив обеспечивает чуть более ровное распределение резкости по полю кадра, нежели при 8 мм. Но давайте не забывать, что перед нами сверхширокоугольник, а для этого класса оптики идеально резкие края и углы — явление практически невиданное.
К бесспорным плюсам Fujinon XF 8-16mm f/2.8 R LM WR стоит отнести очень слабо выраженное виньетирование. Затемнение по краям кадра почти не видно ни в RAW, ни в JPEG. Через нашу редакцию прошёл не один десяток объективов, но так хорошо исправленное виньетирование у широкоугольников мы пока не встречали.
Хроматические аберрации
Удивительно, но на снимках с Fujinon XF 8-16mm f/2.8 R LM WR глаз ни разу не зацепился за хроматические аберрации — цветные каёмки вокруг контрастных границ.
Подавляются они программно в камере или так хорошо скомпенсированы оптически — мы утверждать не берёмся.
Но ни в JPEG, ни в RAW они не заметны даже на самых провокационных сюжетах. За этот пункт нашей «обязательной программы» тестирования Fujinon XF 8-16mm f/2.8 R LM WR получает твёрдую пятёрку.
Бликозащита и работа в контровом свете
Жизнь у широкоугольников тяжёлая: если телевик всегда можно чуть повернуть в сторону, чтобы не ловить блики от ярких источников света, то в 121° угла обзора солнце или лампа попадут обязательно. Поэтому вопросы бликозащиты для таких объективов стоят особенно остро. Проблему усугубляет невозможность использования внешней бленды. Встроенная бленда есть, но её размеры весьма скромны.
В ходе тестирования мы ни разу не столкнулись с ситуацией, когда объектив дал бы существенную засветку или потерю контраста в контровом свете, даже если солнце заглядывает непосредственно в кадр.
Но от одиночных бликов от источников света Fujinon XF 8-16mm f/2.8 R LM WR не застрахован. Сказывается сложность конструкции. Несмотря на крайне эффективное просветление, какая-то из 20 используемых в объективе линз может «поймать зайца». Но даже в самых экстремальных сюжетах такие блики не очень яркие.
Фокусное расстояние 8 мм:
Фокусное расстояние 16 мм:
Традиционно яркость бликов повышается, а их размер уменьшается при диафрагмировании. По-настоящему заметны они становятся лишь после f/8. При диафрагмировании вокруг одиночных источников света также появляются характерные звёздочки — переотражения света от лепестков диафрагмы. На F/8 они уже хорошо заметны, но вполне могут использоваться как художественный элемент при съёмке городских пейзажей.
Выводы
Fujinon XF 8-16mm f/2.8 R LM WR — это объектив для профессиональных фотографов, которым важна высокая светосила, экстремально широкий угол обзора и высокое качество изображения по всему полю кадра. Всё это он способен обеспечить. Незначительные недостатки в виде мягкости углов на открытой диафрагме и одиночных бликов от ярких источников света являются общей чертой всех широкоугольников и представлены здесь в самом безобидном виде.
При этом XF 8-16mm f/2.8 R LM WR имеет идеальную геометрию с абсолютно прямыми линиями, полностью подавленные хроматические аберрации, крайне слабое виньетирование. А этим не может похвастаться практически ни один широкоугольник. Добавим сюда высокую светосилу, которая также является редкостью для зумов с эквивалентным фокусным расстоянием 12–24 мм. Всё это позволяет назвать Fujinon XF 8-16mm f/2.8 R LM WR одним из лучших объективов не только в системе Fujifilm X, но и во всём классе сверхширокоугольной оптики.
Из плюсов также нужно отметить пыле-и влагозащиту, отдельное кольцо для установки диафрагмы, быструю и бесшумную фокусировку. А к минусам я бы отнёс отсутствие выключателя автофокуса на корпусе и невозможность использовать резьбовые светофильтры — ни перед передней, ни за задней линзой. Выходом могут стать компендиумы.
Плюсы:
- экстремально широкий угол обзора до 121° по диагонали кадра;
- полностью исправленная геометрия кадра;
- отсутствие хроматических аберраций;
- светосила f/2,8;
- высокая резкость;
- уверенная работа в контровом свете;
- очень слабое виньетирование;
- кольцо диафрагмы на корпусе;
- пыле- и влагозщита;
- быстрая и бесшумная фокусировка.
Минусы:
- присутствует падение резкости на краях и в углах кадра на открытой диафрагме;
- возможно появление отдельных бликов;
- невозможность установки резьбовых светофильтров;
- отсутствие выключателя автофокуса на корпусе.