Вверх
6dfafcf9 c3ca 4be6 b369 3c9bf25f5fc0

Тест объектива Fujinon XF 50-140mm F/2.8 R LM OIS WR

Дата публикации: 30.01.2015

Тест объектива Fujinon XF 50-140mm F/2.8 R LM OIS WR


Читайте также:

Fujifilm X-T1: неделя с экспертом

Большой тест объективов Fujifilm: Fujinon XF 14mm F2.8 R

Тест объектива Fujinon XF 16mm F1.4 R WR

Большой тест объективов Fujifilm: Fujinon XF 18mm F2 R

Большой тест объективов Fujifilm: Fujinon XF 23 mm F1.4 R

Большой тест объективов Fujifilm: Fujinon XF 27mm F2.8

Большой тест объективов Fujifilm: Fujinon XF 35mm F1.4 R

Большой тест объективов Fujifilm: Fujinon XF 56mm F1.2 R

Большой тест объективов Fujifilm: Fujinon XF 60mm F2.4 R Macro

Тест объектива Fujinon XF 90mm F2 R LM WR

Большой тест объективов Fujifilm: Fujinon XF 10-24mm F4 R OIS

Большой тест объективов Fujifilm: Fujinon XF 16-55mm F/2.8 R LM WR

Большой тест объективов Fujifilm: Fujinon XF 18-55mm F2.8-4 R LM OIS

Большой тест объективов Fujifilm: Fujinon XF 55-200mm F/3.5-4.8 OIS R LM

Большой тест объективов Fujifilm: Fujinon XС 16-50mm F/3.5-5.6 OIS

Большой тест объективов Fujifilm: Fujinon XC 50-230 mm F4.5-6.7 OIS

Тест объектива Zeiss Touit 2.8/12 X-mount

Тест объектива Zeiss Touit 1.8/32 X-mount

Тест объектива Zeiss Touit 2.8/50 X-mount


Каких-то два десятилетия назад снимки оценивались как зрителями, так и самими фотографами преимущественно по эмоциональным критериям: красиво, ярко, выразительно. Безусловно, люди, работающие с печатной продукцией, обращали внимание на резкость и детализацию. Но для большинства обычных фотографов этот параметр стоял далеко не на первом месте. С приходом цифровой фотографии все изменилось: привычка увеличивать каждый кадр до 100% на экране и искать звенящую резкость появилась у каждого фотолюбителя.

Тест объектива Fujinon XF 50-140mm F/2.8 R LM OIS WR X-T1 / XF50-140mmF2.8 R LM OIS WR УСТАНОВКИ: ISO 200, F2.8, 1/1300 с, 84.0 мм экв.

Объективы для зеркальных камер, выпущенные в пленочную эпоху или на заре цифровой фотографии, новым поколением фотографов зачастую признаются “нерезкими”, а значит плохими. Это заставляет производителей фототехники пересчитывать оптические схемы и перевыпускать популярные объективы. К слову, два крупнейших производителя зеркальных камер и оптики к ним за последние несколько лет переиздали почти все основные объективы, увеличив их цену по сравнению с предыдущими версиями в полтора, а то и в два раза.

Fujifilm X-T1 и Fujinon XF 50-140mm F/2.8 R LM OIS WR с установленной штативной лапкой

Fujifilm X-T1 и Fujinon XF 50-140mm F/2.8 R LM OIS WR с установленной штативной лапкой

Fujifilm создал свою систему Fujifilm X уже в цифровую эпоху, и каждый объектив рассчитывался с учетом актуальных трендов. Во всей линейке оптики упрекнуть в относительной нерезкости можно лишь самые бюджетные модели, да и то не все. Тем не менее, при разработке нового телевика профессионального уровня Fujinon XF 50-140mm F/2.8 R LM OIS WR специалисты явно решили перестраховаться и создать объектив с выдающимися оптическими характеристиками, которые не устареют в ближайшие годы.

Оптическая схема Fujinon XF 50-140mm F/2.8 R LM OIS WR

Оптическая схема Fujinon XF 50-140mm F/2.8 R LM OIS WR

Чтобы понять это, достаточно просто взять его в руки. Это самый тяжелый объектив из серии X, который мне приходилось держать. Никаких компромиссов между весом и качеством! Масса без крышек и штативной ноги — 995 грамм. Оптическая схема объектива состоит из 23 элементов, собранных в 16 группах. Это огромное количество линз, при этом объединенное в минимальное число групп. Этой информации достаточно, чтобы сделать вывод о высокой технологичности новинки. Но есть еще одна интересная деталь: в этом объективе применяется сразу пять низкодисперсных стеклянных линз (обозначаются ED) и одна Super-ED линза, сравнимая по заявлению Fujifilm по своим характеристикам с флюоритовыми элементами. Собственно, с первых кадров работу этих элементов видно невооруженным глазом: хроматические аберрации на снимках даже в самых сложных условиях освещения отсутствуют.

Конструкция

Я не стал держать объектив в тепле фотосумки, и решил его сразу испытать в сложных условиях. Ведь Fujinon XF 50-140mm F/2.8 R LM OIS WR имеет не только пыле- и брызгозащиту, но и морозостойкость до -10 градусов. Скромное для России значение -10 мы с объективом немедленно перешагнули: когда я выезжал на съемку, за окном было -19, но в течение дня постепенно потеплело до -15. Однако каких-то проблем с объективом не было: кольцо зума, ручной фокусировки и установки диафрагмы (это же представитель XF-серии, а значит диафрагма устанавливается при помощи отдельного кольца!) работали исправно, плавность их хода не изменилась. Вот только руки от объектива мерзли: большинство деталей корпуса изготовлено из металла.

X-T1 / XF50-140mmF2.8 R LM OIS WR УСТАНОВКИ: ISO 200, F2.8, 1/4000 с, 210.0 мм экв.

Немаловажный момент: ни во время зумирования, ни во время фокусировки объектив не изменяет своих размеров. Все перемещения оптических элементов происходят внутри. Даже передняя линза не смещается. Поэтому я не особенно волновался за судьбу объектива, внося его с мороза в теплое помещение. Через минуту он весь покрывался капельками влаги, запотевал. Но шансов попасть внутрь у воды практически нет: при зумировании Fujinon XF 50-140mm F/2.8 R LM OIS WR не всасывает воздух.

X-T1 / XF50-140mmF2.8 R LM OIS WR УСТАНОВКИ: ISO 200, F2.8, 1/2400 с, 210.0 мм экв.

Фокусировка

Кольцо ручной фокусировки, применяемое в Fujinon XF 50-140mm, является электронным. Но дискретности его хода не ощущается даже в том случае, если вы будете ее специально искать. Ход плавный и длинный. Фокусировку можно осуществлять с прецизионной точностью.

Fujinon XF 50-140mm F/2.8 R LM OIS WR со снятой штативной лапкой

Fujinon XF 50-140mm F/2.8 R LM OIS WR со снятой штативной лапкой

Я, как и большинство современных фотографов, избалован прогрессом: ручной фокусировке я предпочитаю автоматическую. Здесь к объективу тоже никаких претензий. Фокусируется он действительно быстро, особенно с камерами, имеющими датчики фазовой детекции на матрице (Fujifilm X-T1, например). Скорости автофокуса достаточно для съемки навскидку.

X-T1 / XF50-140mmF2.8 R LM OIS WR УСТАНОВКИ: ISO 200, F2.8, 1/750 с, 210.0 мм экв.

За наводку на резкость здесь отвечают сразу три линейных мотора, расположенных под углом 120 градусов друг к другу. На фоне популярности кольцевых ультразвуковых моторов, применяемых в других системах, такое конструктивное решение выглядит необычно, но оправдывает себя на 100%.

Расположение моторов автофокуса

Расположение моторов автофокуса

Минимальная дистанция фокусировки у Fujinon XF 50-140mm F/2.8 R LM OIS WR вне зависимости от положения зума составляет ровно один метр. Для объективов умеренного теледиапазона эта цифра является весьма неплохой: с такой дистанцией на максимальном фокусном расстоянии можно делать крупноплановые снимки.

X-T1 / XF50-140mmF2.8 R LM OIS WR УСТАНОВКИ: ISO 1250, F2.8, 1/60 с, 210.0 мм экв.

Стабилизатор

Как и положено современному телеобъективу, Fujinon XF 50-140mm F/2.8 R LM OIS WR оснащен оптическим стабилизатором изображения. Присутствие стабилизатора ощущается и даже слышится, стоит лишь включить камеру. Объектив едва заметно шуршит, иногда посвистывает. Звук работы стабилизатора тихий, он не мешает съемке.

Зато эффективность стабилизации видно сразу. При взгляде в видоискатель создается ощущение, что картинка к нему буквально прилеплена. Привычного дрожания изображения в такт пульсу фотографа нет. Даже умышленное смещение фотоаппарата не приводит к резкому смещению картинки. В этом случае изображение плавно, без рывков сдвигается в видоискателе или на экране.

X-T1 / XF50-140mmF2.8 R LM OIS WR УСТАНОВКИ: ISO 1000, F2.8, 1/200 с, 210.0 мм экв.

Есть очень простой способ испытать эффективность стабилизатора. Это съемка на выдержках, длиннее критической. В телеположении эквивалентное фокусное расстояние объектива составляет 213 мм, значит критической при съемке с рук выдержкой для него будет являться 1/200 с. При более длинных выдержках без использования стабилизатора велик шанс получить смаз.

X-T1 / XF50-140mmF2.8 R LM OIS WR УСТАНОВКИ: ISO 500, F2.8, 1/100 с, 210.0 мм экв.
X-T1 / XF50-140mmF2.8 R LM OIS WR УСТАНОВКИ: ISO 250, F2.8, 1/50 с, 210.0 мм экв.
X-T1 / XF50-140mmF2.8 R LM OIS WR УСТАНОВКИ: ISO 200, F4, 1/25 с, 210.0 мм экв.
X-T1 / XF50-140mmF2.8 R LM OIS WR УСТАНОВКИ: ISO 200, F5, 1/15 с, 210.0 мм экв.
X-T1 / XF50-140mmF2.8 R LM OIS WR УСТАНОВКИ: ISO 200, F7.1, 1/6 с, 210.0 мм экв.

Я сделал серию снимков с включенным стабилизатором, постепенно увеличивая выдержку. Съемка велась с рук без упора. Первым нерезким стал кадр с выдержкой 1/6 с. Более короткие выдержки, включая 1/13, стабилизатор отработал на твердую пятерку! Выдержка 1/13 — это четыре ступени экспозиции относительно критической выдержки. Очень неплохой результат.

Эквивалентное фокусное расстояние 160 мм

Эквивалентное фокусное расстояние 160 мм

X-T1 / XF50-140mmF2.8 R LM OIS WR УСТАНОВКИ: ISO 1000, F2.8, 1/30 с, 159.0 мм экв.

Качество изображения

С вопросов резкости мы начали наш тест. Сейчас пришло время продемонстрировать, как же с ней обстоят дела на самом деле. На 50 мм объектив практически идеально резок уже на открытой диафрагме. Незначительная разница в детализации между f/2,8 и f/4 все же присутствует, но заметна лишь при попарном сравнении увеличенных до 100% снимков. Однако дальнейшее диафрагмирование никак не сказывается повышении резкости: объектив уже при f/4 выходит на свои максимальные показатели.

X-T1 / XF50-140mmF2.8 R LM OIS WR УСТАНОВКИ: ISO 200, F2.8, 1/4000 с, 75.0 мм экв.
X-T1 / XF50-140mmF2.8 R LM OIS WR УСТАНОВКИ: ISO 200, F4, 1/2200 с, 75.0 мм экв.
X-T1 / XF50-140mmF2.8 R LM OIS WR УСТАНОВКИ: ISO 200, F5.6, 1/1250 с, 75.0 мм экв.
X-T1 / XF50-140mmF2.8 R LM OIS WR УСТАНОВКИ: ISO 200, F8, 1/550 с, 75.0 мм экв.
X-T1 / XF50-140mmF2.8 R LM OIS WR УСТАНОВКИ: ISO 200, F11, 1/280 с, 75.0 мм экв.
X-T1 / XF50-140mmF2.8 R LM OIS WR УСТАНОВКИ: ISO 200, F16, 1/150 с, 75.0 мм экв.

Абсолютно такая же картина наблюдается и при фокусном расстоянии 140 мм. На открытой диафрагме объектив резок, но небольшая разница между f/2,8 и f/4 заметна при внимательном сравнении увеличенных фрагментов снимка. Дальше можно не закрывать диафрагму для повышения резкости: максимум уже достигнут.

X-T1 / XF50-140mmF2.8 R LM OIS WR УСТАНОВКИ: ISO 200, F2.8, 1/4000 с, 210.0 мм экв.
X-T1 / XF50-140mmF2.8 R LM OIS WR УСТАНОВКИ: ISO 200, F4, 1/2400 с, 210.0 мм экв.
X-T1 / XF50-140mmF2.8 R LM OIS WR УСТАНОВКИ: ISO 200, F5.6, 1/1250 с, 210.0 мм экв.
X-T1 / XF50-140mmF2.8 R LM OIS WR УСТАНОВКИ: ISO 200, F8, 1/600 с, 210.0 мм экв.
X-T1 / XF50-140mmF2.8 R LM OIS WR УСТАНОВКИ: ISO 200, F8, 1/600 с, 210.0 мм экв.
X-T1 / XF50-140mmF2.8 R LM OIS WR УСТАНОВКИ: ISO 200, F16, 1/140 с, 210.0 мм экв.

При съемке в телеположении на открытой диафрагме заметно небольшое виньетирование, которое уходит при диафрагмировании до f/4.

На открытой диафрагме в телеположении присутствует виньетирование

На открытой диафрагме в телеположении присутствует виньетирование

X-T1 / XF50-140mmF2.8 R LM OIS WR УСТАНОВКИ: ISO 200, F2.8, 1/3200 с, 210.0 мм экв.

Интересно обстоят дела с хроматическими аберрациями. Мы уже знаем, что объектив буквально напичкан линзами из стекла с низкой и сверхнизкой дисперсией. На практике это выливается в полное отсутствие хроматических аберраций на снимках. Я допускаю, что часть аберраций может подавляться программно, в том числе и в RAW. Но как бы то ни было, даже в самых сложных световых условиях Fujinon XF 50-140mm F/2.8 R LM OIS WR демонстрирует картинку, лишенную цветных каемок вокруг контрастных объектов.

X-T1 / XF50-140mmF2.8 R LM OIS WR УСТАНОВКИ: ISO 200, F2.8, 1/12000 с, 210.0 мм экв.
X-T1 / XF50-140mmF2.8 R LM OIS WR УСТАНОВКИ: ISO 200, F4, 1/5400 с, 210.0 мм экв.
X-T1 / XF50-140mmF2.8 R LM OIS WR УСТАНОВКИ: ISO 200, F5.6, 1/2500 с, 210.0 мм экв.
X-T1 / XF50-140mmF2.8 R LM OIS WR УСТАНОВКИ: ISO 200, F8, 1/1300 с, 210.0 мм экв.

В комплекте с объективом поставляется массивная бленда. И это неспроста. Незначительные блики при съемке в контровом свете — это единственный формальный минус качества изображения, который мы смогли выявить у Fujinon XF 50-140mm F/2.8. Появляются блики лишь в том случае, когда солнце освещает переднюю линзу под острым углом. При съемке с блендой вероятность поймать такой блик значительно уменьшается. Контровый же свет объектив держит на твердую пятерку: контраст не теряет, засветок не образует.

X-T1 / XF50-140mmF2.8 R LM OIS WR УСТАНОВКИ: ISO 200, F2.8, 1/4000 с, 75.0 мм экв.
X-T1 / XF50-140mmF2.8 R LM OIS WR УСТАНОВКИ: ISO 200, F4, 1/1900 с, 75.0 мм экв.
X-T1 / XF50-140mmF2.8 R LM OIS WR УСТАНОВКИ: ISO 200, F5.6, 1/950 с, 75.0 мм экв.
X-T1 / XF50-140mmF2.8 R LM OIS WR УСТАНОВКИ: ISO 200, F8, 1/480 с, 75.0 мм экв.
X-T1 / XF50-140mmF2.8 R LM OIS WR УСТАНОВКИ: ISO 200, F11, 1/240 с, 75.0 мм экв.
X-T1 / XF50-140mmF2.8 R LM OIS WR УСТАНОВКИ: ISO 200, F16, 1/125 с, 75.0 мм экв.
X-T1 / XF50-140mmF2.8 R LM OIS WR УСТАНОВКИ: ISO 200, F22, 1/60 с, 75.0 мм экв.

Боке у объектива мягкое, не пестрящее. Блики в зоне нерезкости имеют равномерное заполнение без каемок по краю. Двоений не образуется. Так что любители портретной съемки вполне могут использовать Fujinon XF 50-140mm F/2.8 в роли портретника: размытие фона будет близко к идеальному.

X-T1 / XF50-140mmF2.8 R LM OIS WR УСТАНОВКИ: ISO 1000, F2.8, 1/30 с, 210.0 мм экв.
X-T1 / XF50-140mmF2.8 R LM OIS WR УСТАНОВКИ: ISO 500, F2.8, 1/60 с, 210.0 мм экв.

Выводы

Система Fujifilm X пополнилась еще одним объективом, про который можно сказать: это настоящий шедевр оптики. Резкий с открытой диафрагмы, лишенный хроматических аберраций, прекрасно держащий контровый свет телевик с приятным размытием — подобных объективов не так уж и много на сегодняшний день.

Впрочем, и механическая, и электронная часть Fujinon XF 50-140mm F/2.8 R LM OIS WR под стать великолепной оптике. Этот телевик имеет брызгозащиту и изолированную конструкцию без выдвигающихся частей. Внутренняя фокусировка очень быстрая. Эффективность стабилизатора высока по современным меркам. В ходе нашего теста удавалось получить резкие кадры с рук при выдержке, на четыре ступени большей по сравнению с критическим значением для данного фокусного расстояния.

К формальным минусам этой модели можно отнести возможность поймать блик при попадании косых лучей на переднюю линзу. Впрочем, использование бленды в этом случае помогает избежать неприятностей. Вторым относительным недостатком можно считать большой вес (около килограмма) и размер объектива, несколько скрадывающие одно из основных достоинств системы — компактность. Но это неизбежная плата за высокое качество изображения и светосилу.

Плюсы:

  • классический диапазон эквивалентных фокусных расстояний 76-213 мм;
  • конструкция без выдвигающихся частей;
  • пыле- и брызгозащита;
  • отдельное кольцо для установки диафрагмы;
  • быстрый и почти бесшумный автфокус;
  • крайне эффективный стабилизатор изображения;
  • высокая резкость с открытой диафрагмы;
  • отсутствие хроматических аберраций;
  • высокий контраст в контровом свете;
  • приятное размытие фона.

Минусы:

  • большой относительно всей системы размер и вес;
  • при использовании без бленды может ловить блики.
Дата публикации: 30.01.2015
Комментировать
Главы:12
Далее «Фото, снятые на Fujinon XF 50-140mm F/2.8 R LM OIS WR»
825463e4 2a40 4f69 a6a6 2687cf88370f square 100
Георгий Полицарнов

Редактор Prophotos.ru. Эксперт в области фототехники и фотографии, занимается тестированием фотооборудования с 2007 года. Является автором ряда обучающих курсов в Fotoshkola.net.

comments powered by Disqus