Объектив в работе
Широкий диапазон фокусных расстояний позволяет почти никогда не задумываться о том, что возможностей Olympus M.Zuiko Digital ED 12-100 1:4.0 IS PRO не хватит. Особенно отмечу именно широкоугольное положение 12 мм: если в телеположении недостаток увеличения ещё как-то можно компенсировать обрезкой лишнего, то у широкоугольника нехватка поля зрения компенсируется только при отходе назад. Также это можно сделать и за счёт съёмки нескольких кадров для панорамы, но в жанровых и репортажных снимках этот способ не годится.
При зумировании длина объектива увеличивается, и при 100 мм он длиннее своего короткофокусного положения почти вдвое.
Однако конструкция довольно лёгкая, и на балансировке камеры это никак не сказывается: снимать удобно при любом фокусном расстоянии.
Фокусировка при «отъезде» сохраняется за счёт роста глубины резкости. При «наезде» она может и потеряться, но автофокус здесь молниеносный, так что доводка фокуса проблем не вызывает.
Минимальная дистанция фокусировки составляет от 15 до 45 см в зависимости от фокусного расстояния — чем оно меньше, тем ближе можно сфокусироваться. При этом никакой макрорежим включать не нужно, достаточно просто навести камеру и снять.
Хотя Olympus M.Zuiko Digital ED 12-100 1:4.0 IS PRO не позиционируется как макрообъектив, при съёмке с близкого расстояния у него всё в порядке и с увеличением, и с качеством изображения. Чтобы убедиться в этом, я снял несколько мелких предметов в режиме «Супер-HD», когда камера отрабатывает восемь экспозиций со сдвигом сенсора и объединяет их в одно изображение размером 40 Мп.
Десятирублёвую монету с такой детализацией разглядывать почти столь же интересно, как и снимок знакомого городского района с высоты.
Olympus M.Zuiko Digital ED 12-100 1:4.0 IS PRO не заменяет собой полноценный макрообъектив, но позволяет справиться со съёмкой предметов крупнее монеты.
В связке с камерой Olympus OM-D E-M5 Mark II и другими моделями, оснащёнными системой стабилизации на основе сдвига сенсора, можно снимать в комбинированном режиме, когда вместе работают подвижный стабилизирующий элемент в объективе и встроенная в камеру система. Такая стабилизация настолько эффективна, что даже съёмка с выдержкой длиной в 1 секунду при фокусном расстоянии 100 мм не является проблемой.
Причём это стабильно получаемый результат: я специально проверял это съёмкой нескольких кадров.
По сравнению с зеркальными камерами, съёмка с проводкой даётся легче и возможна на более длинной выдержке.
Выдержки даже длиннее 1 секунды приводят к смазу, только если сцена сама куда-нибудь сдвигается. В моих экспериментах «шевелёнка» началась только при выдержке в 2 секунды при ФР 100 мм. По сути, связка из камеры Olympus со стабилизированным сенсором и объектива Olympus M.Zuiko Digital ED 12-100 1:4.0 IS PRO позволяет фотографу обойтись без штатива во всех случаях, кроме съёмки ночного пейзажа при лунном свете. Конечно, при съёмке в режиме «Супер-HD» штатив необходим, поскольку тут стабилизатор сенсора изображения не работает.
Оптический рисунок и боке
В короткофокусном положении Olympus M.Zuiko Digital ED 12-100 1:4.0 IS PRO — отличный широкоугольный объектив с равномерным рисунком по всему полю кадра. Таким объективом здорово снимать и городскую архитектуру, и пейзаж.
Пожалуй, для пейзажиста, который выбрал для себя систему Olympus, объектив Olympus M.Zuiko Digital ED 12-100 1:4.0 IS PRO — едва ли не лучшее, что можно посоветовать.
Чтобы окончательно убедиться в возможностях Olympus M.Zuiko Digital ED 12-100 1:4.0 IS PRO для съёмки пейзажа, я сфотографировал Ново-Иерусалимский монастырь на рассвете со склона холма. Съёмка велась в режиме «Супер-HD» со штатива. Разрешающей способности объектива даже на открытой диафрагме оказалось вполне достаточно для того, чтобы в домах справа различались оконные рамы. А ведь это целых три километра от камеры!
Боке у Olympus M.Zuiko Digital ED 12-100 1:4.0 IS PRO мягкое, практически без двоений.
Форма бликов почти круглая, их заполнение тем равномернее, чем сильнее размытие. В размытых бликах даже при открытой диафрагме иногда видна структура из концентрических колец, вероятно, дифракционной природы. Зато хроматической аберрации в боке нет. Оно удивительно равномерное — блики круглые даже по углам кадра. Ещё интересно отметить, что у бликов в зоне размытия довольно чёткие края. Это делает боке не ватно-размытым, а объёмным.
При съёмке с близкого расстояния фон размывается почти до полной неузнаваемости.
Несмотря на умеренную светосилу и сравнительно небольшой формат кадра, оказалось возможным снимать портреты с сильным размытием фона. Портреты объективом Olympus M.Zuiko Digital ED 12-100 1:4.0 IS PRO фотографировать очень удобно: при съёмке с комфортного расстояния удалённый фон размывается сильно, а глубина резкости как раз достаточна для того, чтобы получить резким лицо и размыть волосы.
Даже в среднем положении зума фон ещё достаточно эффективно отбивается от фигуры.
Благодаря электронному видоискателю в камере не составляет труда подобрать такое фокусное расстояние, чтобы размыть только фон, а фигуру оставить резкой.
Бликозащита
Бликозащита у Olympus M.Zuiko Digital ED 12-100 1:4.0 IS PRO более чем достаточная для всех съёмочных ситуаций. Чтобы «пробить» объектив встречным светом, я сфотографировал пейзаж с солнцем в кадре и электричку с мощным головным прожектором. Как правило, эти два сюжета — самые трудные для бликозащиты.
Olympus M.Zuiko Digital ED 12-100 1:4.0 IS PRO выдержал испытание: в телеположении головной прожектор электрички создал лишь небольшой мягкий ореол вокруг себя, а в широкоугольном положении блики от солнца удалось получить почти случайно. Стоило совсем немного сдвинуться в сторону, как «зайцы» пропали.
Такая высокая стойкость к контровому свету обусловлена высококачественным чернением внутренних поверхностей объектива и фирменным покрытием Z Nano для оптических поверхностей.
Геометрические искажения
Логично ожидать, что объектив с таким большим интервалом фокусных расстояний и такой сложной конструкцией не будет полностью свободен от геометрических искажений. Действительно, в широкоугольном положении Olympus M.Zuiko Digital ED 12-100 1:4.0 IS PRO демонстрирует лёгкую бочкообразную дисторсию.
Хоть она и заметна, сильной её назвать нельзя — мне пришлось специально искать сюжеты, на которые она заметно влияла бы. В телеположении у Olympus M.Zuiko Digital ED 12-100 1:4.0 IS PRO появляется лёгкая подушкообразная дисторсия, но заметить её позволит далеко не каждый сюжет.
Портретная съёмка
Тревел-зум используют не только путешественники, но и фотографы-универсалы, которые снимают всё, что им нравится, или то, за что заказчики платят деньги. Чаще всего на заказ снимают портрет, а работать в этом жанре проще всего в студии. Света там, как правило, с избытком хватает для любых съёмок, поэтому самая ценная характеристика объектива для студийной работы — качество изображения, и основной его критерий — детализация, то есть передача контраста крупных и мелких деталей сцены.
Детализация должна быть достаточно высокой, чтобы передавать фактуру тканей, кожи и волос, но слишком высокий её уровень усложняет съёмку, поскольку тогда приходится сильнее ретушировать дефекты кожи, которые есть у каждого человека.
В этом отношении Olympus M.Zuiko Digital ED 12-100 1:4.0 IS PRO представляет собой удачный компромисс. Фактура ткани ни разу не потерялась, а передача кожи оказалась довольно мягкой. Изображения лиц вполне естественные.
В студийных условиях Olympus M.Zuiko Digital ED 12-100 1:4.0 IS PRO проявил себя как добротный надёжный инструмент, которым можно решить любую задачу фотографа-универсала.
Резкость и детализация
Фокусное расстояние 12 мм
В короткофокусном положении Olympus M.Zuiko Digital ED 12-100 1:4.0 IS PRO обеспечивает наивысшую детализацию при полностью открытой диафрагме, и по мере её закрытия детализация по краям кадра снижается. Чем сильнее закрыта диафрагма, тем заметнее снижение детализации и даже резкости. То же самое относится и к центру кадра, но в меньшей степени.
Фокусное расстояние 50 мм
При фокусном расстоянии 50 мм изображение одинаково резкое и контрастное по всему полю кадра вплоть до f/8, незначительно снижается при f/11 и заметно падает при f/22.
Фокусное расстояние 100 мм
В максимальном телеположении резкость наиболее сильно изменяется от центра к краю кадра. На открытой диафрагме по мере приближения к краям изображение меняется от резкого до мягкого. По мере закрытия диафрагмы резкость плавно выравнивается по полю и достигает максимума при диафрагме f/8, после чего заметно снижается по мере закрытия до значения диафрагмы f/22.