Обзор объектива Olympus M.ZUIKO DIGITAL ED 9–18mm F4.0–5.6
Читайте также:
Тест Olympus M.Zuiko Digital ED 12mm f/2
Тест Olympus M.Zuiko Digital 17mm f/1.8
Тест Olympus M.Zuiko Digital 25mm f/1.8
Тест Olympus M.Zuiko Digital 45mm f/1.8
Тест Olympus M.Zuiko Digital ED 60mm f/2.8 Macro
Тест Olympus M.Zuiko Digital ED 75mm f/1.8
Тест Olympus M.Zuiko Digital ED 12-40mm f/2.8 PRO
Тест Olympus M.Zuiko Digital ED 12-50mm f/3.5-6.3
Тест Olympus M.Zuiko Digital ED 40-150mm f/4.0-5.6
Тест Olympus M.Zuiko Digital ED 75-300mm f/4.8-6.8 II
Широкоугольный зум — один из самых специфических объективов. Кого-то он оставляет полностью равнодушным, но есть множество фотографов, которые без него буквально не могут обойтись. Интерьерная, архитектурная съемка, городской пейзаж и даже иногда репортаж — вот неполный список жанров, где такие объективы крайне востребованы. Сегодня в нашей тестовой студии широкоугольный зум для системы Micro 4/3 — Olympus M.ZUIKO DIGITAL ED 9–18mm F4.0–5.6.
Этот объектив по-своему уникален. Его основная особенность — компактность. Но будем честными: по-настоящему M.ZUIKO DIGITAL ED 9–18mm компактен лишь в сложенном состоянии. При этом он увеличивает габариты камеры всего на 5 см. Но чтобы приступить к съемке, объектив нужно разложить, повернув кольцо зума. Длина объектива в разложенном состоянии увеличивается в полтора раза.
Нужно отдать должное конструкторам: длинный “хобот” объектива в разложенном состоянии не имеет люфтов. Кольцо зума в меру тугое, с плавным ходом. То же касается и электронного кольца фокусировки. Материал корпуса — пластик, без всяких обрезиненных покрытий и декоративных вставок: ничего лишнего, все по-спартански минималистично. Из металлических деталей мне удалось обнаружить лишь байонет. Зато вес объектива соответствующий — всего 150 грамм.
К скорости работы Olympus M.ZUIKO DIGITAL ED 9–18mm F4.0–5.6 нет никаких претензий. Как и большинство представителей современной линейки M.ZUIKO DIGITAL, он может похвастаться очень быстрой фокусировкой. Причем точность наведения на резкость не принесена в жертву скорости: из нескольких сотен кадров я нашел лишь два, где присутствовал явный промах по фокусу. Также нужно отметить, что фокусировка происходит абсолютно беззвучно.
У объектива есть резьба для установки светофильтра. Ее диаметр — скромные для широкоугольной оптики 52 мм.
Ну что же, переходим к съемке. Так что же так привлекает фотографов в широкоугольных зумах? Ведь диапазон фокусных расстояний получается совсем крохотным — кратность зума х2. Зато угол обзора, значительно более широкий по сравнению с взглядом человека, позволяет буквально по-другому смотреть на мир. Усиливаемые широкоугольным объективом перспективные искажения особенно эффектно смотрятся при пейзажной съемке. Мне нравится, как смотрится на таких кадрах небо с облаками: на снимке появляется какой-то небывалый простор.
В то же время, широкоугольники позволяют интересно снимать архитектуру. Все те же перспективные искажения заставляют параллельные прямые стремительно сходиться в глубине кадра. Даже совершенно статичные по своей сути сюжеты приобретают некоторую долю динамики.
Что уж говорить о съемке в помещении: здесь широкоугольники позволяют буквально сделать невозможное, поместив в один кадр все то, что взглядом нельзя было окинуть. Такие снимки смотрятся эффектно, интересно.
Кроме того, на помощь фотографу приходит еще одно интересное свойство короткофокусной оптики: такие объективы нетребовательны к длине выдержки. Я снимал на Olympus OM-D E-M10: эта камера оснащена стабилизатором изображения на основе сдвига матрицы. И с этой камерой Olympus ED 9-18mm f/4.0-5.6 M.Zuiko Digital позволял получить резкие снимки на 1/13 - 1/15 с с рук вне зависимости от установленного фокусного расстояния. А это в свою очередь позволило обойтись без увеличения значения светочувствительности. Это очень важный момент, поскольку данный объектив не может похвастаться высокой светосилой.
Безусловно, наиболее часто используемым фокусным расстоянием у Olympus ED 9-18mm f/4.0-5.6 M.Zuiko Digital будет именно 9 мм. В широкоугольном положении объектив дает самую эффектную картинку. Но возможность применения зума все же очень важна. Порой удачный кадр требует некоторого увеличения фокусного расстояния. И здесь тот скромный зум, который обеспечивает Olympus ED 9-18mm f/4.0-5.6 M.Zuiko Digital, приходится очень кстати.
Единственное, что нужно учитывать — это падение светосилы на целую ступень при зумировании. Иными словами, при съемке в тех же условиях вам понадобится увеличить ISO или выдержку вдвое.
А что же с качеством изображения? С первого дня теста я понял одно: искать недостатки на снимках с Olympus ED 9-18mm f/4.0-5.6 M.Zuiko Digital чрезвычайно трудно! Объектив в широкоугольном положении резок по всему полю кадра даже на открытой диафрагме. Диафрагмирование на одну-две ступени ровным счетом ничего не изменяет в уровне детализации. Снимки как были, так и остаются резкими.
В телеположении ситуация абсолютно аналогичная. Я специально выбрал для съемки сюжеты с большим количеством мелких деталей: посмотрите, даже самые мелкие линии в кадре отлично читаются.
Широкоугольники обычно очень чувствительны к контровому свету. Но Olympus ED 9-18mm можно назвать исключением: даже если солнце смотрит в кадр, он не теряет контраст. В широкоугольном положении на открытой диафрагме вы даже не увидите никаких бликов. По мере закрытия диафрагмы сначала появятся небольшие лучики от солнца, а начиная с f/8 кое-где могут все же возникнуть небольшие блики.
В телеположении ситуация точно такая же, только вероятность получить блики еще ниже. Кстати, не возникает сложностей и с хроматическими аберрациями. Их уровень сравнительно невелик для данного класса оптики. Лишь только очень сложные по свету сюжеты смогут спровоцировать объектив на появление цветных ореолов вокруг контрастных границ. Причем заметны аберрации будут скорее всего лишь при максимальном увеличении кадра.
Наконец, геометрия кадра… Безусловно, при тщательном поиске дисторсий на искусственных сюжетах пытливый тестер их найдет. Но если же вы не ставите своей целью именно поиск геометрических искажений, то с ними вы вряд ли столкнетесь — настолько они незначительны. Из всех снятых мною сюжетов я не нашел ни одного, где хоть немного был бы заметен изгиб прямых линий.
Выводы
Olympus M.ZUIKO DIGITAL ED 9–18mm F4.0–5.6 — это сверхкомпактный и очень легкий широкоугольный зум с практически идеальным качеством изображения. Он резок с открытой диафрагмы, не подвержен хроматическим аберрациям и дисторсиям, прекрасно держит контровый свет. Объектив быстро и бесшумно фокусируется, безошибочно попадая в резкость. За счет малого фокусного расстояния он прощает фотографу съемку с рук даже на очень длинных выдержках. Есть ли у него минусы? Конечно! Но они носят формальный характер. Я бы отнес к недостаткам не слишком высокую оперативность съемки (перед съемкой его нужно разложить) и не слишком приятные тактильно материалы корпуса.
Плюсы:
- компактный размер и малый вес;
- быстрая и точная фокусировка;
- высокая резкость с открытой диафрагмы;
- отлично держит контровый свет;
- низкий уровень хроматических аберраций;
- отсутствие геометрических искажений;
- возможность установки светофильтра.
Минусы:
- складная конструкция не слишком оперативна в работе;
- пластиковый корпус.